Сергей Худиев о сущности авторитетов и вечном спасении
Когда я слышу об авторитете Церкви, который, по уверению одних (чаще публицистов) падает, по уверению других (чаще социологов) остается неизменно высоким, я пытаюсь понять, о чем, собственно, идет речь. По опросам, количество людей, доверяющих Церкви, стабильно велико — и в то же время количество людей, посещающих богослужения, хотя и несколько растет, остается гораздо ниже.
С другой стороны, когда нам грозят падением авторитета Церкви, или уже заявляют о таком падении —что имеется в виду? Что некие люди считали Церковь авторитетной, а потом перестали? Не ходили в Церковь, а потом, осердившись на что-то, решили и вовсе не ходить?
Что такое вообще "авторитет"? Человек, или группа лиц, к словам которых мы прислушиваемся? Но это предполагает наше решение прислушиваться или нет, решение, которое чем-то продиктовано, какими-то нашими устремлениями и интересами. Авторитет бывает в чем-то. Выдающийся авторитет в области ядерной физики может ничего не смыслить в гастроэнтерологии.
Есть ли у меня авторитеты в области, например, аккадского языка? Нет. Мой интерес к истории Ближнего Востока — довольно поверхностный и любительский, я довольствуюсь популярными пересказами, и углубляться в вопрос о том, как специалисты трактуют ту или иную надпись досаргоновского периода, мне незачем. Наверняка, в этой области есть авторитетные специалисты, но я не могу назвать их по именам. Меня мало интересует аккадский язык, по правде говоря. Авторитет может быть авторитетом для нас, если нас этот предмет интересует и мы им занимаемся.
Авторитетом в какой области является Церковь? В области вечного спасения. Как это постоянно напоминает Патриарх, Церковь создана для вечного спасения людей. Вопрос о том, авторитетна ли она в этой области, возникает для нас в том — и только в том случае — если мы задумываемся о нашем вечном спасении всерьез.
Есть ли Бог? Приду ли я на Его суд? Как мне оправдаться перед Ним и установить с Ним правильные отношения? Как мне обрести вечную жизнь? Авторитеты в области вечного спасения начинают меня интересовать не раньше, чем я осознаю неизбежность смерти и суда, и разговор об "авторитете Церкви" становится осмыслен только в этом контексте.
Отметив это, перейдем в другому вопросу — на чем он основан и откуда он берется?
Время от времени люди объявляют, что Церковь "теряет авторитет" из-за того, что отказывается поддержать их правое дело или принять их идеологию. Но авторитет в какой области? Как вечное спасение может зависеть от очередного правого дела? Вы помните, в чем состоял конфликт между фарисеями и иродианами? А люди считали это самым важным в их жизни, страдали, сражались и умирали... И кого из них поддержал Христос? Никого.
Спас Нерукотворный. Икона. Новгород. XII век.
А авторитет Церкви — это авторитет Иисуса Христа, и у нее нет другого авторитета. Если Иисус — не тот, за кого Он Себя выдает в Евангелии, если все это просто грандиозная ошибка, если все эти поколения верующих жили в плену иллюзии и не обрели за гробом ничего, кроме небытия, то любой возможный авторитет Церкви — это авторитет проводников в несуществующую страну. Проводники могут быть очень милы, приветливы и вежливы — но говорить об их авторитете довольно странно.
Если Евангелие говорит истину, то авторитет Церкви обеспечен ее Основателем — и больше никем. "Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Матф.16:18)". Христос создал Церковь на избранных Им Апостолах, Христос заповедал совершать Таинства, Христос пообещал быть с Апостолами и их преемниками во все дни до скончания века.
Этот авторитет не держится на личном авторитете тех или иных священников или епископов и не может быть ими уничтожен.
Люди Церкви, в том числе клирики, могут грешить — и этим поступать против учения Церкви; но этим они никак не уничтожают ни учения Церкви, ни ее авторитета. Я никак не уничтожаю авторитета медицины, если веду нездоровый образ жизни. В тяжелых случаях они могут вовсе отпадать от Церкви в ересь; но это тоже никоим образом не уничтожает авторитета Церкви. Броситься за борт — не значит утопить корабль.
Обетование о том, что врата ада не одолеют Церковь, не означает, что люди не смогут грешить, если захотят. Оно означает, что люди, ищущие Истины и спасения, всегда найдут его — и найдут его в Церкви.
И тут мы неизбежно оказываемся перед вопросом, чего мы ищем. Я постоянно натыкаюсь на перепосты с рассказами о реальных или предполагаемых грехах людей Церкви с торжествующими комментариями "и эти люди запрещают нам ковыряться в носу!". Что же, если Вы ищете возможности ковыряться в носу и как-то облегчить беспокойство, связанное с этим процессом, то, наверное, поискав, найдете товарищей по несчастью. Но тут надо отметить две вещи.
Во-первых, в носу ковыряться запрещает не Церковь — она не устанавливает заповеди Божии; она их только возвещает. Если Вы прочитали в интернете о том, что некий врач напился, ругался и сломал деревцо, это никак не опровергает учения медицины о вреде алкоголя. Согрешающие монахи, несомненно, придут на суд. Один из постоянных сюжетов средневековых фресок о страшном суде — это недостойные монахи и епископы, влекомые в ад. Но это никак не отменяет того, что и мы с Вами придем на суд — и нам стоит подумать, как обрести Божие прощение до этого.
Во-вторых, если Ваша цель — прогулять все лекции по лингвистике и подавить внутренней беспокойство, которое у Вас это может вызвать, у Вас просто не может быть авторитетов в области аккадского языка. У Вас не может быть авторитетов в области, которая Вас не интересует.
Церковь не может быть авторитетом для тех, кто не ищет вечного спасения; а для тех, кто ищет, ее авторитет основан на Иисусе Христе — и больше ни на ком.
Автор: ХУДИЕВ Сергей
|