Когда, в каких случаях в православных храмах нужно молиться «в пояс», а когда «в землю» и насколько все это обязательно, объясняют иерей Максим ПЛЯКИН, член комиссий Межсоборного присутствия РПЦ, и иерей Феодор ЛЮДОГОВСКИЙ.
Поклоны – это лишь один из видов внешнего выражения богопочитания. Оно может быть выражено словом (молитвой), а может быть выражено языком тела – например, крестным знамением или различными поклонами. В сирийской церковной традиции и на латинском Западе как выражение предельного благоговения практиковалось простирание ниц на землю. У этой традиции еще библейские корни.
Поскольку, по апостолькой заповеди, в Церкви все должно быть «благообразно и по чину» (1 Кор. 14:40), то и внешнее выражение человеческого благочестия подлежит регламентированию церковным уставом. В частности, устанавливаются разные формы поклонов – «в пояс» или «в землю». И в зависимости от периода церковного года и от праздничности того или иного дня устав может предполагать употребление во время богослужения либо только поясных, либо только земных поклонов, либо тех и других.
Например, при чтении на утрени шестопсалмия, которое (по выражению нашего Устава) есть невидимая беседа с Богом, церковный Устав запрещает вообще какие-либо телодвижения молящихся – «не имать кто власти шепты творити, ниже плюнути, или хракнути: но паче внимати от псаломника глаголемым, руце имуще согбены к персем, главы же преклонены, и очи имуще долу, сердечныма очима зряще к востоком, молящеся о гресех наших, поминающе смерть, и будущую муку, и жизнь вечную». Устав дозволяет лишь троекратное совершение крестного знамения между третьим и четвертым псалмами, но совершенно не допускает никаких поклонов, даже поясных.
Поэтому отвечая на вопрос, правда ли, что от Пасхи до Пятидесятницы делать земные поклоны в храме нельзя, а дома можно, следует сказать следующее. Действительно, существует предписание относительно земных поклонов во время богослужения: от момента, когда священник на литургии Великой среды в последний раз читает молитву прп. Ефрема Сирина, и до великой вечерни в день Пятидесятницы (с коленопреклонными молитвами) земные поклоны в храме отменяются (за исключением поклонов перед плащаницей в Великую субботу). И поэтому при участии в общественной, храмовой молитве земные поклоны как знак покаяния в этот период недопустимы, но отменяются не поклоны как таковые, а именно поклоны земные.
И отмена земных поклонов – прерогатива не только пасхального периода, но и многих других дней богослужебного года, в т. ч. по воскресным дням, которые есть малые празднования Пасхи (соответственно, будет так и в пасхальный период). А по логике составителей нашей Триоди, все семь седмиц после Пасхи – единое целое, о чем говорит второе название Цветной Триоди – Пентикостарион (от греческого «Пентикостиа» – Пятидесятница). И это период не распадался на пасхальный и на последующие 10 дней в виде некоего довеска.
Если же молящийся находится в храме во внеслужебное время, он гораздо более свободен в внешних выражениях своего благочестия, однако и в этом случае желательно исполнение определенных правил – например, совершать поклоны с крестным знамением при входе в храм и выходе из него, при целовании икон и святынь, при чтении молитв.
В традиции нашей Церкви совершение поклонов на домашней молитве не описывается жесткими правилами, в этом вопросе молящемуся предоставлена известная свобода, о чем говорит и знаменитое изречение преп. Дионисия Радонежского «келия устава не имеет». Но и здесь стоит помнить, что в древнерусских уставах существовали особые главы о домашней молитве и о поклонах при частной молитве, поэтому утверждать совершенную свободу частной молитвы от каких-либо уставных указаний все же не следует.
Иерей Максим ПЛЯКИН, иерей Феодор ЛЮДОГОВСКИЙ
Ссылки по теме:
О ПОКЛОНАХ И КРЕСТНОМ ЗНАМЕНИИ
Древнерусская традиция: кланяться в землю, но на коленях не стоять
|