Кольца с молитвой сегодня являются почти неотъемлемым атрибутом православного христианина. Как зародилась и развивалась эта традиция? Насколько она укоренена в христианском благочестии? Предлагаем вашему вниманию некоторые материалы по данному вопросу.
С самых давних времен кольцо имело особое символическое значение. Всем известна притча о Блудном сыне, в финале которой отец дарит возвратившемуся из дальней страны чаду не только богатое одеяние и обувь, но и «перстень на руку». Здесь перстень рассматривается как знак сыновства, принадлежности семье. В античном мире перстень был знаком социальной принадлежности. Богатые люди носили перстень с печатью, которой опечатывали места, недоступные для слуг или даже домочадцев. Об этом свидетельствует и книга учителя древней Церкви Климента Александрийского (II–III вв. по Р.Х.) «Педагог», в которой даются наставления о благочестивой жизни. Климент Александрийский пишет: «Логос (разум) дозволяет носить золотое кольцо на пальце, но не для украшения, а для наложения им в доме в хозяйственной заботливости печатей на то, что требует охраны». Как мы видим, данный автор достаточно строго относился к какому бы то ни было украшательству, почитая роскошь неприемлемой для христиан. Но, интересно, что именно он придает кольцу-печати новое – символическое значение, которое может стать основой для развития традиции ношения колец-реликвий. «Для печати же мы должны пользоваться изображением голубя или рыбы, или корабля с надутыми парусами, или же музыкальной лиры, какая изображена была на перстне Поликрата, или же корабельного якоря, какой на своем перстне приказал вырезать Селевк. Если кто рыбак, то перстень должен тому напоминать об апостолах или же о детях, воспринятых от вод крещения. Идольских же изображений на своих перстнях мы не должны гравировать». Итак, Климент Александрийский рекомендует наносить на перстень изображения, наполненные христианской символикой, которые будут напоминать владельцу о вере. Этот призыв был услышан. Свидетельством этого служит житие святой Макрины, после кончины которой в 379 г. святитель Григорий Нисский, ее брат, обнаружил у своей умершей сестры перстень с изображением креста и вложенной в него частичкой Креста Господня.
Традиция ношения колец с христианской символикой укоренилась и расцвела в Византии, культуре которой была свойственна красота и декоративность. В это время перстни украшала уже не только христианская символика, но и целые иконографические миниатюры. Широко известно изображение на венчальном перстне, датируемом VII столетием: Христос благословляет жениха и невесту. Также были распространены восьмигранные брачные кольца, на гранях которых изображались библейские сюжеты. Здесь прослеживается параллель с развитием иконописного искусства. В древней Церкви священные образы в основном носили символический характер (Христа изображали в виде Доброго Пастыря или Агнца и т.п.), искусство иконописи развилось позднее. Подобный процесс происходил и в ювелирном деле: первые христиане носили перстни, украшенные непонятным непосвященным сюжетами, когда же Христианство стало государственной религией Империи, необходимость скрывать смысл изображений исчезла.
В Древней Руси также были достаточно распространены перстни-печати и кольца. До принятия Христианства их декорировали языческими орнаментами: солярными символами, фигурами птиц и зверей. Такие кольца считались оберегами, талисманами, приносящими удачу и охраняющими от бед. С принятием Крещения, на Русь пришли и кольца с христианскими сюжетами. Впрочем, долгое время они оставались по преимуществу принадлежностью высших общественных слоев – видимо, вследствие сложности исполнения и ценности. Князья носили перстни-печати, изображения на которых могли носить как светский, так и религиозный характер. Чаще всего на них изображался воин – иногда он приобретал черты святого: великомученика Георгия или Феодора Статилата. Известны также кольца с выгравированным на щитке крестом или образом Архангела.
Кольца с молитвой, видимо, распространились позднее. В XIX столетии они были связаны с почитанием святой великомученицы Варвары. В Киеве, в Михайловском Златоверхом соборе Архангельского монастыря, находилась рака с нетленными мощами святой. На персты великомученицы надевали специально изготовленные кольца, украшенные синей эмалью и надписью: «Святая великомученица Варвара, моли Бога о нас». Паломники с благоговением разбирали колечки и уносили их с собой во все концы России.
После окончания гонений на веру кольца с молитвой вновь вошли в быт христиан. Сначала это были простенькие и не слишком красивые колечки, единственным украшением которых был сам текст молитвы. Затем стали разрабатываться оригинальные декоры, появились украшенные камнями перстни и, наконец, внешне не отличающиеся от светских украшения, с молитвенной надписью на внутренней стороне. Приобретая их, важно не забывать о главном назначении кольца с религиозной символикой: напоминать своему владельцу о вере и молитве, призывать его хранить свои руки от злых деяний.
Алина Сергейчук.
Издательство "ORTOX Русиздат" Журнал «Церковный Ювелир» №34