Византийский богослужебный канон включает в себя важный элемент – запахи. В отличие от других составляющих канонической системы, ароматизация, её принципы и идеология на протяжении истории церкви изменялись крайне мало. В сущности, современные православные церкви, пользуются ими так же, как в начале истории христианства.
Прежде чем рассматривать ольфакторные (относящиеся к области восприятия запахов) аспекты христианского культа, следует охарактеризовать используемые в нём ароматические вещества. В сущности, ароматов в церкви не так уж много.
1. Ла́дан (по-еврейски – lot) - ароматическая древесная смола (благовонный древесный сок, затвердевающий на воздухе). Собирается с растения cystus croticus (босвелия, семейства бурзеровых) - тернистого дерева, которое растёт на о. Кипр, в Аравии, Сирии, Палестине. Одно из древнейших благовоний, используется также в парфюмерии. В древние времена считался одним из ценнейших даров, которые преподносились царям, вельможам в знак особого благоговения: преподнесение волхвами ладана младенцу Иисусу, наряду с золотом и с мирной - свидетельство признания его царского достоинства (Мф., 2:11). Использовался для воскурения в храмах различных языческих религий. Первые христиане употребляли ладан при проведении обрядов погребения мёртвых (согласно свидетельству Тертуллиана). В настоящее время добывается, в основном, в Индии. Главным образом ладан применяется при каждении в богослужебных обрядах. Ладан с дополнительными ароматическими добавками называется фимиамом. Надо полагать, что каждения в современных церквах осуществляются именно с использованием различных фимиамов.
Ладан
2. Ми́ро - ароматическое масло, используемое в таинстве миропомазания. По ветхозаветным установлениям (Исх., 30, 23-25) составлялось из смирны самоточной, корицы благовонной, тростника благовонного (аир), кассии и оливкового масла. В современной православной церкви миро включает в себя около 50 компонентов. Мироварение осуществляется высшим священноначалием в Великий Четверток и распространяется по всем епархиям. Миропомазание - таинство, в котором верующему подаются Дары Святого Духа через несение мира на различные части тела. Помазание святым миром применяется при освящении храмов.
Ингридиенты для мироварения
3. Лампадное масло (елей) - растительное (прежде всего, оливковое) масло, которое используется для сжигания в лампах и для помазания верующих. Может содержать ароматические добавки (например, розовое масло).
Лампадное масло
4. Восковые свечи - источник слабого запаха мёда. Изготавливаются из пчелиного, японского, китайского, карнаубского воска. Свечи из пчелиного воска горят дольше и ярче, чем парафиновые, и предпочитаются ценителями, поскольку являются натуральными.
Восковая свеча
5. Другие ароматы строго не регламентированы. Может, к примеру, добавляться иссоп (hyssopus officinalis) в святую воду для кропления. В праздничных обрядах присутствуют запахи живых цветов (например, на Успение Богородицы), веток деревьев и травы (на Троицу) и т.д.
Иссоп
Нельзя забывать также о благоухании Святых даров - в сущности, важнейшего церковного аромата.
Христианская культовая система разработана таким образом, что в ней осуществляется воздействие на все органы чувств человека.
Во все времена воздух церкви был специфической красотой служения. Благовония, пройдя путь от Ветхого до Нового Завета, не потеряли своей важнейшей роли в духовной жизни мира.
Как уже отмечалось, запахи церкви – это, в первую очередь, благоухание Святых даров, каждения ладаном, ароматы миро, елея, свечей, ароматизированной воды, живых растений. Некоторые из этих запахов канонизированы, другие нет, однако, даже если в церковном укладе нет однозначных характеристик ароматических веществ, традиция регулирует использование тех или иных пахучих веществ на уровне чувства. Никому не придёт в голову применять сильные резкие запахи, находящиеся в противоречии с другими.
Нельзя не отметить в церкви запахи икон. Прикладываясь к иконе, ощущаешь её специфический приятный аромат. Он приятен не только потому, что иконописцы использовали натуральные краски, лучшие породы дерева и льняное масло, покрывающее всё пространство иконы. Запах иконы приятен, поскольку она приближена к литургическому ритуалу и благовониям. Икона не только источает благоухание. Икона вдыхает воздух церкви вместе с верующими. Икона живёт. Кажется, вместе с нами – преходящими и плотскими – стоят и наши дары, принесённые Богу. Эти дары принимают благоухания, тем самым создавая всеобщее единение. Благоухания икон приглашают человека освятить свою жизнь, начать жить с начала.
Человек принимает небесное присутствие всеми своими чувствами. Бог соучаствует жертвующему от избытка своей любви человеку во вкусе и запахе. Обоняние - это то, «что показывает направленную к Нему мысль нашу и расположение, вследствие того, что у нас чрез посредство этого чувства происходит восприятие благоухания», - говорит св. Иоанн Дамаскин. Ароматы символизируют различные дары Святого Духа.
"Когда мы ощущаем запах, мы осуществляем наиболее непосредственный контакт с окружающим миром..., – пишет американский одоролог Р.Райт, – более прямую связь с окружающей средой трудно даже вообразить".
"Рядом с обонятельным мозгом находится лимбическая система, отвечающая за наши эмоции. Поэтому все запахи эмоционально окрашены, все вызывают у нас те или иные эмоциональные переживания, приятные или же неприятные, "безразличных" запахов не существует. Именно запахи быстрее всего пробуждают память, и не логическую, а именно эмоциональную" [Рязанцев С. В мире запахов и звуков. – М., 1977. – С.195].
Воскурение ладана, фимиама - это древнейшая форма жертвы Богу. Благовония помещались на раскаленных углях, и дым их уходил под купол храма или в небо, унося с ароматом каждения и все просьбы человека, слезы, мольбы и благодарность Богу.
"Дым каждения Тебе приносим, Христе Боже наш, как аромат благоухания духовного, приняв которое в Свой Жертвенник, находящийся выше всех небес, ниспошли нам благодать Пресвятого Твоего Духа" - так, в переводе на русский язык, звучит молитва, которую любой священник обязательно читает перед каждым каждением в храме.
По древней русской традиции священник, совершая каждение народа с помощью специальной металлической кадильницы на цепочках, тихо произносит: "Дух Святый найдет на вас и сила Вышняго осенит вас", а миряне мысленно отвечают: "Той же Дух содействует нам вся дни живота нашего (т.е. нашей жизни)".
Здесь мы видим, сколь важное значение придает Христова Церковь каждению, как символу оживотворяющей нас и непрестанно помогающей нам силы Святого Духа, Одной из Ипостасей Святой Троицы.
Благоухание ладана пропитывает всё, что его окружает: стены, святыни, одеяния священников. Благоухание как бы впитывается в псалмодию и молитву. В этом проявляются слова: "Я всё и во всём". Благоухание – это состояние небесного. Особенно это видно в ритуале каждения и хорошо осмыслено богословами. «Диакон кадит всё по порядку, не просто воскуряя фимиам, но запечатлевая и освящая всё и через молитву принося и вознося его Христу с молением о том, да принято будет кадило горе́ и да ниспослется нам благодать Всесвятого Духа», - говорит бл. Симеон Солунский.
Собственно об этом говорит канонический текст Литургии. В завершении проскомидии есть слова: «Кадило тебе приносим, Христе Боже наш, в воню благоухания духовного, еже прием в Пренебесный Твой жертвенник, возниспосли нам Благодать Пресвятого твоего Духа».
Из фотоальбома священника Константина Пархоменко
Есть другие смысловые оттенки каждения. Например, каждение во время чтения Апостола «установлено в знак благоговения перед наступающим чтением Евангелия и указывает на то, что через проповедь евангельскую благодать Святого Духа, разлившись во все концы мира, облагоухала сердца людей и обратила их к Жизни Вечной».
Или в молитве освящения благовонного зелия сказано: «домы их всякого благовония исполни, во еже бытии сим и всем вою хранящим я, и кадящим ими в соблюдение и избаву от всех вражеских прилогов», – т.е. акцентируется значение кадильного дыма как средства борьбы с нечистью.
Исключительно важно каждение в символике Литургии. По мысли Н.Гоголя: "...как и в жизни домашней всех древних восточных народов предлагались всякому гостю при входе омовения и благовония. Обычай этот перешёл целиком на пиршество небесное – на Тайную вечерю, носящую имя литургии, в которой так чудно соединились служение Богу вместе с дружеским угощением всех...". Можно процитировать также слова из проповеди папы Иоанна Павла II за коптской литургией «кадильной молитвы» : «поднимающиеся волны кадильного дыма, точно дух человеческий, возносится к небу, дух, вырывающийся из повседневности, в чаянии познать смысл своего существования и слиться с Богом.<…> Волны фимиама, безостановочно уносящиеся в небу, увлекают за собой нашу молитву Богу, исходящую из самой глубины сердца. Фимиам сопровождает воздеяние рук к небу, выражающее наше жажданье Бога и одновременно призывающее Его призреть на людей и вещи, желания и устремления».
Свмч. Серафим Звездинский рассуждает о запахах в ещё более возвышенном ключе, рассматривая саму Литургию как образ Божественного аромата: «…женщины, следовавшие за Христом – Мария Магдалина, Саломия и другие – после погребения Христа Спасителя, приготовили ароматы, чтобы на следующий день помазать Пречистое Тело Господа. Други мои, возлюбленные мои, паства моя, эти ароматы сохранились до наших дней, благоухание их мы обоняем, утешительную силу их мы испытываем; эти ароматы – Божественная, тайная, великая, чудная, прекрасная, исцеляющая, оживляющая, драгоценнейшая, святейшая Литургия. Вот, какие ароматы подарили нам первые последователи Господа… Если бы не было этого дара, мы погибли бы в этом мире, полном нечистот и всякой скверны, мы заживо загнили бы в нём, задохнулись бы в злосмрадии».
Повторяющиеся малые и великие каждения начинаются в Святая святых – алтаре церкви. Поднимаясь под купол, смешиваясь во время утреннего чтения псалмов с лучами восходящего солнца, а на вечерней службе скользя мимо лампадок и горящих свечей, благоухающий дым кадила превращает церковь в образ потерянного Рая земного. Рай потерян, но благоухание напоминает о небесном.
Действительно, христианское Богослужение пропитано благоуханиями. Как пишет о. П. Флоренский: "Запахи пронизывают весь организм, он плавает в них, они протекают и струятся сквозь него, как через натянутую кисею, течение воздуха и духовное качество запаха бывает тогда бесспорно и явно. И от этих "обыкновенных" запахов, вроде, например, мяты, ладана, розы и так далее, – прямой переход к благоуханиям таинственным, в которых их духовность выступает уже для всякого сознания. Таково общеизвестное благоухание святых...".
Если углубиться в тексты Ветхого Завета, обнаружим, что смысл жертвоприношения в Пятикнижии выглядит именно как создание особого рода запаха. "Приноси его в благоухание приятное, в жертву Господу" [Исх. 29,41]. "На нём Аарон будет курить благовонным курением" [Исх. 30,7]. "Возьми себе самых лучших благовонных веществ... Это будет миро для священного помазания" [Исх. 30,23-25], – читаем мы в книге «Исход». Это самая сердцевина богослужения. Подобные определения встречаются везде, где речь идёт о жертвоприношении.
Как известно, католики сократили употребление ароматических средств в своём богослужении, а протестанты вообще практически исключили их из своего обихода. Причина этого, надо полагать, в том, что рационализация религии на Западе делает неактуальными формы чувственного воздействия (логика трансформации музыкально-культового канона свидетельствует о том же), а это, в свою очередь, уводит от них внимание и в богословской практике.
В силу того что христианская одорология (наука о запахах) развита слабо, на сегодняшний день нам известны только основные вещества (да и то не в полной мере), которые используются в богослужении. Пока не ясны ни причины отбора именно этих веществ, ни принципы их сочетаемости, ни соотношение с другими каноническими средствами в процессе службы. <...>
Ценность ароматических средств исключительно велика. Напомним, что волхвы приносят младенцу Иисусу дары, где присутствуют благовония – ладан и смирна – наряду с золотом.
Совершенно очевидно, что аромат несёт в себе для христианина некий сверхфизический смысл.
Библия содержит большой список ароматических веществ, применяемых для всесожжения. Среди них, кроме ладана – ониха, стакти, халван и другие. Очевидно, что это не просто факультативная добавка, которой можно пренебречь.
Для кого предназначены эти ароматы: для Бога или для человека? Вопрос не праздный. Если субстанция огня или кадильный дым преобразуются в духовную силу и могут быть поняты как преобразование в физический план Божественной силы, то запах как таковой интерпретировать подобным образом сложнее.
Возможно, приблизиться к пониманию этого вопроса можно, обратив внимание на то, что хлебная жертва имеет другое наименование – дароприношение. По этому поводу в Агаде (часть Талмуда) есть следующее рассуждение: "Почему в законе о дароприношениях, в отличие от жертвоприношений, сказано "душа" (вместо обычного "человек"). Потому что: "Кем, – сказал Господь, – обыкновенно совершается дароприношение? Бедняком. И это для Меня так же ценно, как если бы Он душу свою принёс в жертву Мне" [Агада, с. 176]. В этом случае, можно полагать, сочетание муки, елея и ладана следует понимать как преобразование души, сожигаемой для Господа. Очевидно, запах ладана содержит в себе нечто, выражающее связь с душевной чистотой, святостью. Иначе как объяснить, что одним из главных признаков святости человека перед Господом является благоухание святых мощей?
Таким образом, аромат, видимо, следует понимать как свидетельство, в равной степени осуществляемое и для Господа, и для предстоящих перед Ним людей, подобно и огню, и кадильному дыму.
- "Ой, знаете, а я совсем не могу в храм ходить!" - взволнованно жалуется женщина лет 30-ти, - "Я от запаха ладана сразу в обморок падаю. Как до меня кадильный дым доходит - сразу плохо становится!"
Присутствующие при разговоре женщины разного возраста сочувственно кивают, и лишь одна, прихожанка известного в городе монастырского подворья, торжественно произносит, глядя куда-то в сторону с явным чувством превосходства: "Ей на отчитку надо! Известно ведь, кто ладану боится!"
Почему люди, считающие себя православными, иногда плохо переносят запах благовоний, бывает, даже падают в обморок? Вероятно, причины нужно искать в следующем:
1. Интенсивность духовного воздействия атмосферы Церкви такова, что без привычки (а в обморок падают чаще всего люди, редко бывающие в Церкви) человеку, особенно чувствительному, бывает трудно выдержать его физически.
2. Человек может не осознавать, но его душевный строй, определяемый страстями, может находиться в таком противоречии с ценностной системой Церкви, что возникает конфликт, а открыв себя церковному воздействию, человек получает дисгармонию, которая внешне проявляется как реакция на запах.
По мере духовного развития человека в направлении церковных ценностей эта реакция исчезает.
Материал подготовлен на основе книги Андрей Лесовиченко, прот. Себастьян Ликан "Запахи христианского богослужения"
Ссылки по теме:
О ладане и его сортах
|