Статьи - Церковь и Общество

Митрополит Волоколамский Иларион: Грехи прощаются на исповеди, а за преступление человек несет ответственность по закону

17 марта 2012 года на телеканале «Россия-24» вышел очередной выпуск передачи «Церковь и мир» с участием председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона. Основной темой передачи стало обсуждение вопросов, касающихся публичных актов богохульства, а также реакции в обществе на различные инициативы Церкви.

В частности, владыке Илариону был задан вопрос о том, как, с точки зрения православного богословия, относится Бог к хуле на Него. «Святые отцы учат нас, что Бог — не виновник зла, но Он попускает тому совершиться, потому что источником зла является свободная воля человека. Священное Писание учит нас, что Бог "долготерпелив и многомилостив" (Пс. 144:8). Бог терпит поругание от людей. Когда Господь Иисус Христос был на кресте, то и разбойники Его осуждали, и народ, который находился вокруг. Спаситель же произносил только одну молитву: "Отче! Прости им, ибо не знают, что делают" (Лк. 23:34). Так Бог относится к грехам людей, в том числе и к богохульству», — объяснил митрополит Иларион.

Митрополит Иларион также прокомментировал ситуацию с кощунственным «панк-молебном», совершенным в Храме Христа Спасителя. «В реакции на подобные события мы должны избегать крайностей. Важно понимать, что храм существует для молитвы, любое осквернение храма является и богохульством, и нарушением прав верующих, поэтому оно должно наказываться в соответствии с законом», — ответил владыка Иларион. «Если эти девицы хотели устроить перформанс, они могли для этого найти какое-либо другое место, арендовать помещение, как это делают другие богохульники. Но они решили совершить свое кощунственное действие в самой сердцевине церковной жизни — там, где совершается молитва, где совершается богослужение, притом на амвоне, предназначенном для проповеди священника. Поэтому я думаю, что они должны понести наказание соответственно с гражданским законодательством», — продолжил он, добавив, что «независимо от религиозных убеждений есть нормы этикета».

На вопрос о том, может ли Церковь простить участниц скандального перформанса, архипастырь ответил: «Есть разница между грехом и преступлением против общественной нравственности. Грехи прощаются на исповеди, а за преступление человек несет ответственность по закону».

Председатель ОВЦС также прокомментировал выступления некоторых жителей Москвы против программы строительства в российской столице двухсот храмов. Владыка Иларион убежден, что возведение храмов не должно вызывать конфликтные ситуации, и потому, если есть серьезное и реальное сопротивление людей, то с ними нужно вступать в диалог. «Проблема часто заключается в том, что какой-то человек или небольшая группа людей по соображениям личного, корыстного или иного характера начинают протестовать, все это раздувается средствами массовой информации и создается иллюзия конфликта там, где реального конфликта нет. Но ведь нельзя же все время идти на поводу у меньшинства», — считает митрополит Иларион.

Владыка привел в пример известное дело «Лаутси против Италии», известное также как «Дело о распятии», когда женщина финского происхождения подала в суд на Италию за то, что в итальянских школах висят распятия, сказав, что как атеистка считает это нарушением своих прав. «Допустим, эта женщина почувствовала себя ущемленной в правах, но тысячи и миллионы других женщин и мужчин почувствовали бы себя ущемленными в правах, если бы распятия были вынесены из школ, — сказал владыка Иларион. — То же самое и здесь: надо посмотреть, кто эти протестующие, сколько их, каковы их мотивы, а потом посмотреть, сколько людей представляют так называемое молчаливое большинство и с нетерпением ждут строительства этих храмов, собираются ходить в эти храмы».

 
 
 

Назад к списку