ЛЕКЦИИ и БЕСЕДЫ

БЕСЕДЫ С БАТЮШКОЙ.
АПОСТОЛ ПАВЕЛ

На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Игорь Петров, клирик Вознесенско-Георгиевского прихода города Рыбинска.

Эфир от 26.06.2017г.

Продолжительность: 45 мин. 10 сек.

 

– Почему послания апостола Павла так актуальны сегодня?

– Особенно сейчас, проходя пост, посвященный памяти апостолов Петра и Павла, мы не можем их не вспоминать как первоверховных. Каждый церковный человек каждый день читает евангельский текст и апостольские послания, звучащие за литургией, и огромное место в них занимают четырнадцать посланий апостола Павла. Как он сам говорит, никто так не потрудился, как он.

Говоря о важности Священного Писания, надо сказать, что тексты апостола Павла, составляющие значительную часть Нового Завета, имеют самое прямое отношение к жизни каждого из нас. Собственно, нет такой стороны духовной жизни, которая бы не была раскрыта в замечательных текстах великого столпа Церкви апостола Павла: молитва, пост, покаяние, чтение Священного Писания, основные положения духовной жизни, любовь к ближнему, любовь к Богу, хождение в присутствии Божием. Буквально все сферы духовной жизни раскрыты в его дивных посланиях. Если взять святоотеческий сборник «Добротолюбие», то цитат из апостольских посланий там очень много. Поэтому значение их, конечно, беспрецедентное.

– В чем уникальность личности апостола Павла?

– Дерзновенно говорить о нем, потому что перед нами великий столп Церкви. Мы помним слова Спасителя о том, как бы Он хотел низвлечь огонь на землю, чтобы этот огонь возгорелся в наших сердцах. И таким храмом Духа Святого, ярким, необыкновенным человеком как раз был первоверховный апостол Павел.

С одной стороны, это дивный опыт его обращения по дороге в Дамаск, это дивный опыт слышания глаголов неизреченных, когда он был восхищен до третьего неба, дивное делание, которое он совершал. С другой стороны, перед нами не только великий первоверховный апостол, но еще и блестяще образованный человек. Из его слов мы знаем, что он обучался у Гамалиила, одного из выдающихся учителей ветхозаветной Церкви. Перед нами необыкновенный сосуд Божией благодати, он сочетает в себе много дарований и сумел все свои дивные таланты и дары обратить на служение Богу и Церкви.

– Апостол Павел из яростного гонителя Христа становится Его преданным последователем. Это парадокс, или все-таки в этом обращении есть какая-то логика?

– Конечно, это удивительный момент. Апостол Петр похож на Павла, это тоже яркий, неравнодушный, искренний и целостный человек, который всегда с Господом, всегда отвечает за многих апостолов на те или иные возникающие вопросы.

И апостол Павел, который сначала был гонителем, причем последовательным и принципиальным, видел в христианах врагов ветхозаветной Церкви. Но затем мы видим его дивное обращение по дороге в Дамаск, когда ему является Господь. О чем здесь можно дерзать думать? Во-первых, апостол Павел принял это видение, понял, что перед ним Бог, и вместил в себя это дивное откровение, которое ему было дано.

Мы с вами помним отрывок из Апокалипсиса, когда Господь, обращаясь к ангелу одной из Церквей, говорит: «Ты не холоден и не горяч, а тепл, поэтому Мне хочется исторгнуть тебя из уст Моих». Апостол Павел явно не был теплохладным человеком, он был очень горячим; и поначалу был горячим гонителем Церкви Христовой. Но Господь, зная его сердце, видя, что он ревнитель, человек целостный, искренний, любящий Бога, радеющий о Церкви, помог ему обрести Христа, увидеть, куда ему нужно направить свое дерзновение. «Трудно тебе идти против рожна», – говорит ему Господь. Апостол Павел ослеп, через три дня он прозревает, и его крестят. В своих посланиях апостол Павел неоднократно говорит, что его Евангелие не человеческое, а данное ему Господом Иисусом Христом.

– Сейчас, во время апостольского поста, наверное, будет актуально вспомнить, что говорил апостол Павел именно о посте.

– Порой приходится слышать вопросы о том, зачем нужно ограничение в пище, для чего существует пост и как к этому вообще относиться. У апостола Павла мы находим удивительные тексты, где каждый православный христианин найдет ответы на вопросы, касающиеся буквально всех сторон нашей духовной жизни. Например, такой замечательный отрывок из Послания к Галатам: Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстьми и похотьми (Гал. 5:24). То есть пост учит нас управлять своей плотью. Как мы читаем в толковании святителя Феофана Затворника на труды апостола Павла, до падения человеческий дух управлял душой, душа управляла телом, а после падения все стало наоборот, то есть тело стало довлеть над душой, душа над духом человеческим. Поэтому пост, согласно словам апостола Павла, призван к тому, чтобы мы научились управлять своим телом, управлять своей душой, чтобы тело не управляло нашими настроениями, состояниями. По крайней мере, чтобы мы видели подобные проблемы и старались их решить.

Та же самая тема звучит в Первом послании к Коринфянам: …усмиряю и порабощаю тело мое (1 Кор. 9:27). То есть пост, естественно, не призван разрушать человеческое тело, но призван направить энергию в нужное русло. В другом послании апостола Павла мы читаем слова: умертвите земные члены ваши. И следует перечисление определенных страстей, свойственных каждому из нас. Поэтому, конечно, пост, воздержание в пище преследуют именно эту цель. Это та основа, на которой строится все остальное.

Как говорят нам святые отцы: все ешьте, людей не ешьте. Человек, который старается управлять собой, конечно, старается и любить ближнего. Как говорит нам апостол Павел: друг друга тяготы носите и так исполните закон Христов, плачьте с плачущими, радуйтесь с радующимися. Этот огненный, порывистый человек неоднократно пишет удивительные слова о кротости, у него много замечательных текстов вообще о любви к ближнему. Если говорить о посте, здесь, конечно, должны быть востребованы все стороны жизни. Мы понимаем, что пост не диета, тем не менее в Церкви существуют определенные ограничения, они необходимы.

– Существует мнение, что главное – это внутренний пост и воздержание в пище не так уж и важно. Можно сказать, что апостол Павел опровергает эту точку зрения?

– Нет, не опровергает. Мы знаем, что человек двусоставен, состоит из тела и души, и трихотомическая модель человека говорит о том, что у человека есть дух, душа и тело. Поэтому человек должен учиться поститься и телом своим, и, конечно, прежде всего сердцем. Господь прямо говорит о том, что не то, что входит в уста, оскверняет человека, а то, что выходит из сердца. И апостол Павел постоянно говорит об этом. Призывая «умертвить члены», он как раз говорит о злой похоти, о различных страстях. Говорит: не лгите друг другу, учит любить ближнего, то есть призывает учиться управлять собой.

Поэтому, говоря сегодня о Священном Писании, хочется подчеркнуть необходимость его правильного понимания. Как указывает апостол Павел в Послании к Евреям: Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные (Евр. 4:12). Очень интересное определение слова Божиего. Перед нами не какой-то академический текст, а опыт чтения Священного Писания.

Поэтому, говоря об этом опыте, хочется пожелать всем нам, чтобы мы ощутили, насколько живо и действенно слово Божие, насколько живы и действенны послания апостола Павла, каким ярким и образным языком они написаны и как предельно конкретны. Перед нами порой, я бы сказал, своего рода методические разработки духовной жизни, которые необходимы каждому из нас. Поэтому Церковь всегда предлагает нам очень практичные тексты. Очень важно относиться к посланиям апостола Павла как к очень нужным для нас текстам, которые освещают нам буквально все стороны нашей жизни. Они комментируют Господни заповеди.

Апостол Павел не касается самой главной заповеди: «Возлюби Господа Бога своего всем сердцем своим, всей душой своей, всей крепостью своей, всем разумением своим», но как человек, прекрасно знающий на память большие куски Священного Писания, вообще весь Ветхий Завет, фактически трактует нам его. Он говорит, что мы должны быть постоянны в молитве. Григорий Палама трактует эти известные слова о непрестанной молитве из Первого послания к Солунянам как несомненно относящиеся ко всем христианам. Поэтому наш пост должен быть направлен на это.

– Что еще апостол Павел говорит о молитве?

– Поражает, что, комментируя первую и самую главную заповедь, апостол Павел акцентирует наше внимание на том, что важнейшим в духовной жизни христианина является память Божия. Особенно это актуально для современного человека, который находится среди быстро меняющихся событий, в общественном транспорте, на работе, в магазине, каких-то общественных учреждениях и тем не менее обязан непрестанно молиться. Молитва должна быть постоянной. Господь непрестанно ближе к нам, чем мы сами к себе, поэтому самая главная заповедь призывает нас именно к этому.

У Макария Египетского, который в своих замечательных духовных беседах тоже дает много ссылок на апостола Павла, в его комментарии на первую заповедь мы читаем о том, что должны учиться любить Бога не только когда находимся в храме, но и когда находимся в других местах. Таким образом апостол Павел перефразировал то, о чем мы читаем во Второзаконии (Книге, которая ему была хорошо известна): помни и размышляй о Господних заповедях, сидя в доме твоем, идя дорогой, ложась и вставая. Эта практика богомыслия, практика непрестанной молитвы очень нужна современному человеку.

– Как современному человеку приблизиться к этому? Ведь он не может сразу полноценно выполнить эту заповедь.

– Конечно. Как очень хорошо сказал один современный богослов, мы, наверное, всегда останемся отчасти первоклассниками. В начале беседы мы сказали, что в «Добротолюбии», прекрасном сборнике святоотеческих трудов  (начиная с Антония Великого и заканчивая Каллистом и Игнатием Ксанфопулами и другими отцами Церкви фактически XV века),  много ссылок на апостола Павла. По сути, вся аскетическая традиция Церкви – это стремление выполнить Евангелие, поэтому неудивительно, что очень много написано о непрестанной молитве, о том, что память о близости Божией является базовым фундаментом, основой духовной жизни каждого христианина. Об этом нам очень важно помнить.

Хочу здесь вспомнить замечательные слова апостола Павла из Второго послания к Тимофею: Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться (2Тим. 2:5). Хочу вспомнить и прекрасную статью Игнатия (Брянчанинова) о чтении святых отцов, где святитель цитирует преподобного Нила Сорского, который говорит, что «в наше время за неимением духоносных наставников основным источником научения христиан будет чтение Священного Писания и книг святых отцов». Естественно, все в Церкви должно делаться церковно; понятно, мы не должны наивно думать, что, прочитав две книги, уже все знаем. Конечно, нужен совет с Церковью, совет с братиями, с ближними, со старшими в нашей Церкви, но база и основа – это Священное Писание и чтение святых отцов.

И, конечно, огромная роль в Священном Писании Нового Завета принадлежит именно посланиям апостола Павла. Хочется от всего сердца пожелать нашим телезрителям, всем нам, чтобы мы полюбили апостола Павла, чтобы у нас сложились, дерзну сказать, личные отношения с апостолом. Увы, зачастую мы не видим этого, но, к сожалению, часто люди слабо знают даже евангельские тексты.

Хочу порекомендовать и труды святителя Феофана Затворника, оставившего нам прекраснейшие толкования на послания апостола Павла. Можно сказать, что это наш старший современник, он жил в XIX веке. Его тексты содержат очень много ссылок на древних отцов.

Закончу свою мысль о Ниле Сорском, который, будучи великим прозорливцем, по его собственным словам, никогда не говорил ничего от самого себя, пока не находил соответствующих вопросу мыслей в Священном Писании и в трудах святых отцов. Для нас очень важен этот пример: каждый христианин, прежде чем что-то решить и предпринять, должен иметь свидетельство Священного Писания, чтобы понять, соответствует его поступок воли Божией или нет. И здесь, конечно, важно знание буквы и духа Священного Писания и посланий апостола Павла в частности.

– Вопрос телезрителя: «У меня вопрос по Посланию апостола Павла к Римлянам, где есть такие слова о власти: «ибо начальствующие страшны не для добрых дел, а для злых». По словам апостола Павла получается, что начальствующий Нерон, по приказу которого ему отрубили голову, сделал доброе дело, а Павел, получается, представлял злые дела».

– Думаю, этот пример как раз говорит об очень многом. Несомненно, Священное Писание не дает нам каких-то мертвых формул, в которые мы подставляем переменные, таким образом решая все жизненные ситуации. Священное Писание, как сказал апостол Павел, живо и действенно. В этих словах апостол принципиально говорит о том, что христиане не являются революционерами, не устраивают «цветных революций», что христиане поддерживают стабильность государственной власти. Как мы знаем, христиане никогда не выступали против Нерона, и апостол Павел, будучи римским гражданином – чем он, между прочим, гордился, – прекрасно понимал, что если не будет людей, которые носят меч, то есть если государство не будет осуществлять свои функции, то наступит хаос, буквально ничем не ограниченное зло, чему сегодня мы имеем массу примеров.

Поэтому Церковь традиционно поддерживает людей, которые носят меч, стараются помогать государственной власти, сознавая себя гражданами своего Отечества, любя свое Отечество. К этому нас призывает Христос, к тому же нас призывает и Церковь. К этому нас призывает и история нашей страны, и раннехристианская история, живым примером которой является апостол Павел, не призывающий к революционным выступлениям. Но когда Церковь гнали, он, несомненно, выступал за нее, однако никогда не выступал против государственной власти как таковой, против политического курса Римской империи, а выступал за всем известные христианские истины и отдал за них свою жизнь.

– Что говорит апостол Павел о любви к ближнему?

– У апостола Павла, конечно, удивительные слова о любви к ближнему. Во-первых, всегда поражает призыв плакать с плачущими и радоваться с радующимися. Как церковные люди мы всегда ссылаемся на очень важную для нас заповедь: «Возлюби ближнего своего, как самого себя», но часто привыкаем говорить о таких высоких вещах и относимся к ним как к чему-то обыденному.

А апостол Павел показывает нам, что мы должны научиться жить проще. Что, возможно, Господь, и не спросит с нас (дерзаю сказать так), почему мы не любили ближнего, как самого себя, но, несомненно, Он спросит, почему мы не были вежливы с ближним. Мы могли быть вежливы и не были, то есть могли бы начать с малого, потому что не все способны сразу начать любить ближнего, как самого себя. Начинать надо с того, чтобы быть искренними, с того, чтобы, как учит нас апостол Павел, жить по Духу, то есть быть доброжелательными по отношению к другому человеку. И когда мы ловим себя на том, что недоброжелательны, что от избытка гнева глаголят наши сердца... наиболее интересно эта тема отражена в посланиях к римлянам и галатам, где апостол Павел призывает нас жить по Духу, а не исполнять пожелания плоти, то есть различать свои внутренние состояния. Когда мы чувствуем, что мы в гневе, то должны понять, что это не дух от Бога, и в этом состоянии должны уйти от решения каких-то важных ситуаций, успокоиться, привести себя в нормальное духовное состояние и только потом принимать решения.

Мне очень нравится фраза апостола Павла: Но Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение, дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге. Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены. И вы — тело Христово, а порознь — члены (1 Кор. 12:24–27). Или такой отрывок из этого же послания: Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы большее приобрести: для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона — как чуждый закона, — не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, — чтобы приобрести чуждых закона; для немощных я был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых. Сие же делаю для Евангелия, чтобы быть соучастником его (1 Кор. 9:19–23). Такая удивительная способность – вникать в жизнь человека, чтобы для всех сделаться всем. Удивительные слова, удивительная гибкость для человека, который вырос в фарисейской, то есть жестко законнической среде.

– С одной стороны, гибкость, а с другой, стержень ее – служение.

– Несомненно. Господь в Евангелии говорит нам: «Сберегший душу потеряет ее, а потерявший душу ради Меня и Евангелия сбережет». То есть Он призывает нас к жертвенному служению Богу и Церкви и говорит, что только на пути самоотвержения мы можем обрести свое подлинное «я». Апостол Павел говорит фактически о том же.

Вот та же самая тема: Никто не ищи своего, но каждый пользы другого (1 Кор. 10:24). Каждому из нас свойственен эгоизм, и часто, решая те или иные задачи, мы не всегда задумываемся о другом человеке. И вот апостол Павел говорит такие прекрасные слова: Не ищи своего, но каждый пользы другого. Или: Не подавайте соблазна ни Иудеям, ни Еллинам, ни церкви Божией, так, как и я угождаю всем во всем, ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись (1 Кор. 10:32–33). Очень часто нашей проблемой является то, что мы не слушаем, не слышим, не умеем слушать других людей, и таким образом уродуем и жизнь других людей, и свою собственную. Часто это присутствует и в рабочей обстановке, и в семье, и апостол Павел учит нас, что значит любить ближнего: слушать другого человека, слышать его, учиться поступать с ним по Духу. Не искать своего, как мы часто делаем, даже считая себя верующими, православными людьми, а искать пользу другого. Часто мы об этом просто не задумываемся. Поэтому очень важно выписывать подобные отрывки о любви к ближнему из Священного Писания, из книг святых отцов. Я делаю так много лет, и очень полезно периодически перечитывать такие тексты, которые нас очень многому учат.

– Что говорит апостол Павел о смирении и кротости?

– Есть прекрасный текст во Втором послании к Коринфянам: Я же, Павел, который лично между вами скромен, а заочно против вас отважен (его так упрекали, и он иронизирует), убеждаю вас кротостью и снисхождением Христовым. Прошу, чтобы мне по пришествии моем не прибегать к той твердой смелости, которую думаю употребить против некоторых, помышляющих о нас, что мы поступаем по плоти (2 Кор. 10:1–2). Понятно, как Павел мог поступать со властью, так как обладал огромным авторитетом (конечно, были люди, которые поступали неадекватно), но здесь меня совершенно поразили слова, которыми я и хотел поделиться: с кротостью и снисхождением Христовым.  Блаженны кроткие. Буквальное значение слова «кротость» в греческом языке – это умение собой управлять. Мы понимаем, что кроткий человек – это доброжелательный, вежливый человек, человек ровного духа, духа любви.

Дерзну сказать, что я ни у кого не слышал таких ярких, прекрасных высказываний на многие темы, как у апостола Павла. «Снисхождение Христово», то есть Господь снисходит к нам. Таким образом, апостол Павел и нас призывает не быть такими жесткими судьями нашим ближним, а быть людьми, которые помнят о снисхождении Христовом. Конечно, удивительные, очень теплые слова.

Еще один отрывок к этой теме: Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения, утешающий нас во всякой скорби нашей, чтобы и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих! (2Кор. 1:3–4). Сначала апостол Павел подчеркивает, что Бог Отец, Отец нашего Господа Иисуса Христа, – Отец милосердия и всякого утешения, утешающий нас во всякой скорби нашей. Думаю, что такой опыт Божьего утешения есть у каждого из нас. И что мы должны людей утешать, жалеть, миловать, обладать кротостью, ходить по духу. В духе гнева не общаться с ближним. Утешать других людей тем утешением, которым Бог утешает нас самих – удивительные слова нашего дивного учителя.

– У апостола Павла есть такие слова: Где Дух Господень, там свобода. Как можно раскрыть это выражение?

– Мы знаем, что Священное Писание познается самим Священным Писанием и контекстом. То есть сначала мы должны брать ближайший контекст самого послания, затем более широкий контекст других апостольских посланий, далее – контекст Нового Завета, потом контекст всей Библии; несомненно, контекст святоотеческого Предания. И из всего этого должны познавать всю полноту истины.

Где Дух Господень, там свобода. Что еще говорит нам апостол Павел? Что мы должны умертвить земные члены свои, то есть должны бороться со своими страстями, учиться воздерживаться. И прежде всего должны учиться ходить по Духу – вот свобода. Понятно, что все мы больны грехом, проданы греху, как мы читаем в послании святого апостола Павла. Если вспомнить «Добротолюбие», можно уподобить нас птичке, которая летает, порхает, но привязана за ножку ниточкой. И когда ниточка натягивается, птичка ощущает, что она отнюдь не свободна.

Понятно, что путь к этой свободе лежит в борьбе со страстями и в научении ходить по Духу. Как апостол Павел пишет в Послании к Тимофею: вникай в себя и в учение, занимайся сим постоянно. В посланиях к галатам и римлянам он учит нас «не исполнять пожеланий плоти», то есть не действовать по страсти, не действовать по гневу, по тщеславию, любопрению, а стараться с кротостью, доброжелательством, смирением, утешением Христовым общаться с людьми. Конечно, в других местах он говорит: «иных и страхом спасай». Но тем не менее «хождение по Духу» – это умение диагностировать себя, умение видеть, когда я действую по страсти, когда в моем сердце кипит неприязнь к кому-то, обида, мое самолюбие, кем-то ущемленное, или я говорю какие-то слова по тщеславию и любопрению. Это понимание себя – путь к свободе, к тому, чтобы учиться не верить себе, знать, что в нас есть зло, что часто не от Духа Божия глаголют наши уста. И избыток нашего сердца – это часто не наша любовь к Богу и ближнему, а именно неприязнь, тщеславие, скрытые комплексы. Как говорят святые отцы: много раз жалел, когда говорил, и ни разу – когда промолчал. То есть когда мы видим себя в таком духе, то должны, по крайней мере, сдерживать себя, потому что иначе нам потом придется пожалеть: было такое опьянение неведением Бога, как мы читаем у Антония Великого. К такой свободе нас призывает апостол Павел.

Конечно, мы не можем сразу достигнуть бесстрастия, по-гречески – «апатии». Разумеется, не можем победить в себе все страсти, поэтому очень важно помнить о том, что мы очень немощные существа – такие птички, которые привязаны за ножку. Помнить, что в нас живет первородный грех, что мы «проданы греху», что в нас живет, как говорит апостол Павел, «плотской человек, истлевающий в обольстительных похотях». Он учит нас жить по внутреннему человеку. Мы должны стремиться, по крайней мере, к тому, чтобы помнить об этой ниточке, о своих страстях, помнить о своей порочности, греховности и учиться видеть себя и воздерживаться от каких-то непродуманных поступков. Стараться не быть людьми настроения, как говорят в просторечии, а быть людьми, которые учатся управлять своим настроением, своим сознанием. Таким образом, развивая слова апостола Павла, слова Евангелия, святоотеческое Предание учит нас, как обретать свободу – управлять собой, своим сознанием.

– Вопрос телезрителя: «Объясните, пожалуйста, слова апостола Павла: для чистого все чисто».

– Мы знаем, что апостол Павел часто вел полемику с так называемыми иудеохристианами, то есть в общинах ранних христиан была группа, которая требовала от новоначальных соблюдения всех многочисленных предписаний закона, касавшихся мельчайших бытовых особенностей: как вкушать пищу, как ее мыть; у иудеев был сложный ритуал омовения рук, чаш, столов. Этой темы касался апостол Павел, и Сам Господь в Евангелии, отвечая на упреки оппонентов, говорил, что человека оскверняет лишь то, что исходит из его сердца. Продолжением этих слов Спасителя как раз и являются слова апостола Павла о том, что мы призваны к свободе и что она не должна быть поводом к угождению плоти. Поэтому для чистого все чисто: для христианина нет нечистых животных и каких-то нечистых материальных предметов (имеется в виду не гигиеническая нечистота, а сакральная для иудея). К этой свободе призывал апостол Павел.

Мы знаем, что и на языческих рынках некоторые виды пищи были посвящены языческим богам, и иудеи запрещали вкушать определенные виды пищи. Это пример обрядового иудейского благочестия, которое не необходимо для христиан. Из Деяний апостолов мы узнаем про видение апостолу Петру, которое, наверное, прежде всего и имели в виду, задавая вопрос. Тогда Господь сказал, что для чистого все чисто, для нечистого все нечисто. Речь не об апостоле Павле, а об апостоле Петре, которому было видение. Апостол Петр как раз и был призван проповедовать среди иудеев.

Мы знаем, что два первоверховных апостола проповедовали разной аудитории. Как ни странно, Господь благословил апостола Павла проповедовать именно находящимся в рассеянии, в большей степени язычникам, поэтому все послания апостола Павла адресованы римлянам, коринфянам, ефесянам, галатам, то есть жителям городов, где присутствовало и иудейское рассеяние, но по сути это были языческие города. А апостол Петр был призван прежде всего проповедовать среди христиан из иудеев. Хотя мы знаем, что также он проповедовал и в Риме, где была еврейская община.

С одной стороны, эти слова уже не относятся к нам, но, с другой, в посте для нас есть искушение отцеживать комара, а верблюда проглатывать. Мы должны вкушать пищу, но помнить, что оскверняет человека и является нечистым. Часто мы замечаем мельчайшие огрехи в нарушении поста и при этом тяжело грешим постом: осуждаем людей, бываем безжалостны по отношению к ним. Всегда проще каяться в мельчайших нарушениях, а какие-то крупные грехи, вопиющие к небу, за собой не замечать. Это главная проблема.

– Что апостол Павел говорит о покаянии?

– Мы знаем, что по-гречески «покаяние» – «метанойя» и в дословном переводе означает «изменение ума». У апостола Павла об этом говорится очень много, собственно вся его жизнь есть покаяние. Он явил пример покаяния, часто говорил, что был гонителем Церкви, что не достоин называться апостолом. Апостол Павел, удивительнейший свидетель величия Божия, который был восхищен до третьего неба, где услышал глаголы неизреченные, говорит о себе: из всех грешников я самый первый. А зная из посланий апостола его целостную, дивную, огненную личность, можно понять, что он не стилизовался под некое смирение. Вот пример для нас: чем человек ближе к третьему небу, чем ближе к Богу, тем большим грешником он себя считает. Вот закон духовной жизни, который ярко сформулирован Духом Святым и изречен устами апостола Павла: из всех грешников я самый первый. Это говорит человек, который больше всех потрудился для Церкви, который множество раз рисковал жизнью, которого побивали камнями, преследовали, человек, принявший мученическую смерть (как гражданина Рима его усекли мечом, а не распинали на кресте).

Апостол Павел – удивительнейший человек. Святитель Григорий Палама говорит об обожении – термин, любимый в византийском богословии. Перед нами пример такого человека, о котором даже сложно говорить, потому что я всегда испытываю трепет и глубочайшее благоговение перед его личностью. И этот праведник, великий святой, сосуд Божией благодати, говорит перед нами такие слова: из всех грешников я самый первый. Думаю, что ни один человек не может остаться равнодушным к этому.

Все, что апостол Павел говорит о том, что надо жить по Духу, – это и есть покаяние, изменение ума. А мы имеем ум Христов, говорит он в одном из своих посланий. Пусть мы с вами его не имеем, пусть наш ум еще наполнен какими-то страстями, грехами, но, по крайней мере, мы должны учиться знать Господни заповеди, знать свою веру и, конечно, знать послания апостола Павла. Таким образом, маленькими шажочками, пусть как те самые псы, которые вкушают крохи, падающие со столов господ своих, как мы читаем в Евангелии, по крупицам будем продвигаться к покаянию, смирению, насыщая свой ум христианскими истинами.

Как говорит нам приснопоминаемый апостол Павел: не увенчивается тот, кто незаконно подвизается. Апостол Павел и Святая Церковь учат нас, как подвизаться законно, правильно. Подражайте мне, как я Христу, подражайте наставникам вашим и, взирая на кончину их, подражайте вере их, учит апостол Павел. Под словом подражать мы, конечно, должны подразумевать не копирование каких-то внешних вещей, а подражать именно Духу, пути жертвенного служения, Христу и Церкви, пути покаяния, который прошел апостол Павел. Потому это изменение ума, метанойя, насыщение ума христианскими истинами тогда, когда мы действительно стремимся к тому, чтобы, как нас учил Нил Сорский, думать Евангелием, смотреть, как решить ту или иную ситуацию в своей жизни, руководствуясь Священным Писанием, Священным Преданием Матери Церкви. Это и будет для нас покаянием, изменением ума в соответствии с волей Божией, которая присутствует в теле Христовом. Такой уникальный и удивительный термин ввел апостол Павел.

– Как Вы считаете, что для нас сегодня является главным в наследии апостола Павла?

– Главным является буквально все. Помните, как говорит Давид Псалмопевец в 10-м псалме: Когда разрушены основания, что сделает праведник? (Пс. 10:3). Буквально все базовые вопросы духовной жизни: молитва, покаяние, пост, отношение к тем или иным процессам, любовь к ближнему, любовь к Богу, – все присутствует в замечательных посланиях апостола Павла.

Главное основание для нас – это, конечно, любовь к Богу, любовь к ближнему, как учат нас заповеди. Главная цель христианской жизни – стяжание Духа Святого, как нам говорит Святая Церковь устами преподобного отца наша Ефрема Сириянина, преподобного отца Серафима Саровского. Остальное – средства. Меня буквально поразили слова апостола Павла: «Не я живу, но живет во мне Христос». Он не призывает нас потерять нашу личность, но найтись во Христе. Стяжать ум Христов, стяжать способность быть тем орудием Господа, которое мы и должны собой являть, следуя словам Христа о том, как мы обретаем душу свою – отдавая ее Христу, служению Богу, царю и Отечеству, как говорил граф Уваров.

Ведущий Денис Береснев

Записала Ксения Сосновская

 
 
 

Назад к списку