ЛЕКЦИИ и БЕСЕДЫ

БЕСЕДЫ С БАТЮШКОЙ.

Молитва и приходская жизнь.

 

На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Андрей Новиков, настоятель храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах.

Эфир от 27.10.2015г.

Продолжительность: 52 мин. 02 сек.

 

– Тема сегодняшней программы «Молитва и приходская жизнь», поэтому первый вопрос: а что такое молитва?

– Если не уходить в сложные формулировки, то молитва – это общение с Богом, которое является потребностью человеческой души и заложено в нее Самим Создателем. У христианина эта потребность выражается особым образом, поскольку молитва непосредственно связана с любовью к Богу. Человек, который любит Бога и тянется к Нему, не может не молиться, потому что естественно он хочет общаться с Предметом своей любви, быть с Ним. Так что молитва — это форма и общения с Богом, и бытия с Богом.

– Но обязательно ли нужно молиться?

– Обязательно! Без молитвы нет ни христианской жизни, ни спасения... И род дьявольский изгоняется не иначе, как постом и молитвой.

– В Церкви принято считать, что молитва — это разговор с Богом, но получается разговор односторонний?

– Это разговор, который имеет два пути. Молитва – это наше общение с Богом, и Господь часто касается сердца человеческого: посылает успокоение, дает ответ на молитву в жизни. Каждый христианин, который молится, хорошо это понимает. Молитва, безусловно, двусторонний разговор, потому что Господь отвечает нам и в таинствах церковных, и в богослужении, и из книг Священного Писания и творений святых отцов; Он присутствует благодатно в молитве, когда мы ее совершаем, будь то в храме или дома. Христианин всегда, конечно, ощущает присутствие Божие.

– Хорошо, христианин ощущает Божие присутствие, но ведь он не может получить ответ на вопрос, который задал Господу?

– Ответ часто приходит из самой жизни человека. Бог не общается с человеком непосредственно сойдя с Небес и являясь каждому видимым образом. Хотя многим святым людям Он являлся видимо, ощутимо, но мы прекрасно понимаем, что по грехам нашим недостойны таких видений и что с подобными явлениями зачастую связаны искушения. Поэтому мы, как христиане, веруем, что Господь с нами, слышит нашу молитву и происходящее в нашей жизни – это Его ответ на нее. Когда мы молимся о спасении, вечной жизни, то чувствуем это. Когда чувствуем уколы совести в своем сердце и хотим покаяться, это все глас Бога, говорящего с нами.

– То есть, чтобы у нас с Богом был диалог, а не монолог, нам нужно посмотреть на свою жизнь, заглянуть в первую очередь в свою душу и сделать соответствующие выводы?

– Нужно заглянуть в свою жизнь, душу, но выводы человек не должен делать самостоятельно, как ему хочется, а должны быть основаны на Священном Писании, Священном Предании, учении Церкви, на том духовном опыте, который он перенял у старшего поколения христиан, у тех, кому доверяют в Церкви: от священноначалия до духовника. Вот это очень важно! В Церкви человек не должен полагаться только на самого себя. В противном случае возникает опасность того, что какой-то собственный опыт, собственные мысли и мнение человек выдает самому себе за голос Божий, из-за чего происходит самообман, который может привести к духовной трагедии, повреждению души.

Поэтому, еще раз повторюсь, весь свой духовный опыт человек должен поверять учением Церкви, Священным Писанием, Священным Преданием и тем опытом, который человек должен учиться приобретать у духовника, поверяя ему свои мысли и состояния.

– Как часто нужно молиться?

– Об идеале молитвы сказал святой апостол Павел: молиться нужно непрестанно. Поэтому, кроме ежедневного чтения утренних и вечерних молитв, что делают все христиане и что очень важно для нашей жизни, необходимо молиться во всех обстоятельствах: испрашивать благословение Божие, собираясь что-либо делать и выходя из дома; благодарить Бога за любое благодеяние, за прошедший день, за то, что благополучно сохранил в пути. И стараться, совершая какое-нибудь делание, молиться в своем сердце — творить Иисусову молитву. Конечно, очень важно общественное богослужение, на которое мы собираемся в храме Божием и там участвуем в принесении Бескровной Жертвы, принятии таинств, получая освящение от Господа, что неразрывно связано с нашей молитвой.

– Как лучше молиться: своими словами или по молитвослову?

– Очень важно молиться по молитвослову и знать церковную молитву, любить ее, потому что она передает нам тот самый опыт святых отцов, о котором я уже говорил. И он весь основан на той молитве, которую нам оставил Сам Иисус Христос, – молитве Господней «Отче наш».

Но, безусловно, если в сердце человека рождается желание попросить у Бога что-то от себя, своими словами, то в этом нет ничего предосудительного, нужно обязательно остановиться и высказать все то, что тревожит, что лежит на душе. Это тоже говорит об искренности нашей молитвы. И молитва из молитвослова, которую знают все христиане, и молитва личная, исходящая из человеческого сердца, вполне приемлемы, допустимы и необходимы в нашей жизни.

– Почему Церковь призывает молиться общественно, то есть ходить на богослужения, когда Христос сказал: «Молись тайно, и тогда Господь, видя твои дела, воздаст тебе явно»?

– Эти слова Господь сказал о частной молитве. И действительно, мы все совершаем такую, иначе говоря, келейную молитву: когда человек закрывается, не афиширует этого и не хочет показать себя по-особенному благочестивым. Да и, наверное, присутствие людей, занимающихся своими бытовыми делами, будет препятствовать такой уединенной молитве, в которой человеческое сердце открывается перед лицом Божиим. Призывая к такой тайной молитве, Господь никоим образом не отменяет общей молитвы, молитвы всей общины. В Священном Писании мы также видим, что Церковь называется Телом Христовым, а каждый из нас – Его членами. Святые апостолы, как пишется в книге Деяний, непрестанно находились в молитве и преломлении хлеба, то есть в таинстве Евхаристии. Примерами такой общей, общинной молитвы наполнены священные книги, Новый Завет. Наконец, Сам Господь Иисус Христос молился вместе с апостолами, совершил с ними Тайную Вечерю, участвовал в общественном богослужении в Иерусалимском храме. Поэтому общественная, и личная, тайная молитвы нисколько не противоречат друг другу, но необходимы обе, сосуществуют и вместе составляют те два легких, которыми дышит человек в своей молитвенной духовной жизни.

– Наверное, как раз про общественную молитву Господь сказал, что где двое или трое собраны во имя Мое, там и Я посреди них?

– Абсолютно верно!

– Молитва общая и частная не взаимозаменяют, а дополняют друг друга?

– Верно.

– Существует ли какое-то церковное установление по поводу посещения богослужения? Как часто нужно ходить в храм?

– Есть не только традиция, но и прямое постановление об участии христиан в православном богослужении, которое упоминается в правилах святых апостолов. Они говорят о необходимости участвовать в нем каждое воскресенье. Более того, даже подвергают определенным прещениям в том случае, если христианин, покидает храм до окончания богослужения, к примеру после чтения Евангелия. Столь же строгое правило говорит нам о важности участия в службе в воскресные дни: «Если христианин более трех воскресных дней без уважительной причины не участвует в богослужении, он подвергается отлучению».

– Какому именно отлучению?

– Отлучению от церковного общения, от Церкви. Таким образом это правило напоминает человеку о том, что он может потерять свою связь с Церковью, если не будет участвовать в богослужении. В наши дни Церковь, имея эти правила, не всегда жестко руководствуется ими, снисходя к нашим немощам и слабостям. Но это правило — напоминание о том, что мы сами себя можем отлучить от церковного общения. Ведь святитель Филарет Московский в Катехизисе говорит, что человек может быть отлучен от Церкви или от церковного общения не только внешним действием церковной власти, но и сам может отлучить себя невидимым судом Божиим.

– И как он может присоединиться обратно?

– Всякий тяжкий грех есть отпадение от Бога и Церкви. Но нам, православным христианам, дано прекрасное лекарство и избавление от любого падение — это покаяние. Здесь нужны покаяние, исповедь, и тогда произойдет примирение с Богом.

– Значит, если, к примеру, я три недели или два месяца не ходил в храм, то должен прийти на исповедь и покаяться в этом?

– Да, безусловно, прийти и покаяться. И что очень важно, покаяние должно сочетаться с исправлением, с изменением жизни. Потому что если человек, нисколько не задумываясь и не меняя свой образ жизни, продолжает совершать одно и то же, а на исповеди просто упоминает об этом, то, возможно, это говорит о не совсем верном покаянном настрое. Покаяние — это изменение образа жизни. Это, повторюсь, очень важно! Изменение в отношении к грехам, которые совершал человек в своей жизни, замена их противоположными добродетелями.

– А если, к примеру, я не ходил в храм, потому что болел, или у меня маленькие дети, или еще что-то, это является грехом?

– Тут человек должен советоваться с духовником, у которого он исповедуется. Кроме того, он сам должен чувствовать в своем сердце, что происходит. Если он искренне хочет молиться, искренне желает общаться с Богом, то должен сам поверять в своем сердце, чем вызвано его отсутствие в храме. Даже достаточно жесткое апостольское правило уточняет: «кроме уважительной причины». И тут не должно быть никакого формализма. Посмотрите, в чем заключается опасность неучастия в богослужении. Это значит, что в сердце человека нет желания, потребности в общении с Богом. И тогда человеку стоит остановиться и подумать: может быть, что-то не так в моей духовной жизни? Если у меня нет этой потребности, если я не тоскую по встрече с Господом, по храму Божиему, молитве церковной, значит это не трогает моего сердца, наверное, произошло какое-то охлаждение, и нужно задуматься, как это исправить. Потому что когда в сердце создается молитвенная стихия, порожденная любовью к Богу, христианин как на крыльях летит в храм, он ждет этой встречи. И поэтому невозможность быть на службе воспринимается не как повод сказать: «О, заболел! Слава Богу! Можно в это воскресенье отдохнуть, полежать!» Человек, который летит в храм, хочет быть там, жаждет этой встречи, и если вдруг что-то помешало ему быть на службе, скорбит. Вот такое отношение — самое главное!

– То есть любовь к Богу можно сравнить с любовью к близкому, родному человеку? Когда ты с ним разлучаешься, твое сердце печалится и ты ждешь встречи с ним.

– Абсолютно верно! В творениях многих святых отцов проводится именно такая аналогия. Ведь и заповеди о любви к Богу и ближнему Господь поставил рядом: «Возлюби Господа твоего всем сердцем твоим, всей душою твоей, всею мыслею твоею и ближнего твоего как самого себя». Это неразрывно связанные друг с другом заповеди, и, конечно же, это одна и та же любовь, проистекающая от сердца человеческого к Богу и к человеку.

– Вопрос телезрительницы: «У меня за два года в доме было три гроба: я похоронила сына, отца и племянника. После вечерней молитвы я смотрю телеканал «Союз», программу «Беседы с батюшкой», а потом переключаю телевизор на какую-нибудь мелодраму и засыпаю. Иначе я не могу, если не включаю телевизор (чтобы не разбудить мужа), то мне становится плохо, сердце останавливается: все мысли о них. Это не грех, что я засыпаю под телевизор? Он у меня может и всю ночь работать, я просто засыпаю под него».

– Думаю, это тревожный сигнал. Я прекрасно понимаю Вашу скорбь и тяжелое состояние, но утешение все-таки стоит находить в молитве и чтении духовной литературы. Я бы рекомендовал Вам засыпать не под работающий телевизор, а с книгой творений святых отцов. Их труды сейчас можно легко найти в любой церковной лавке. В них Вы и найдете источник утешения. Молитва и чтение духовной литературы — вот то лекарство, которое может помочь человеческому сердцу обрести утешение.

– Но с другой стороны, почему бы и не остаться на телеканале «Союз»?

– Посмотреть, конечно, можно, но все-таки засыпать при включенном телевизоре, мне кажется, не стоит.

– Если человек не является постоянным прихожанином того или иного храма и ходит в Церковь два-три раза в году: на Рождество, Пасху и Троицу, может ли он считаться православным христианином? Или православный христианин — это тот, кто регулярно бывает на богослужении, исповедуется, причащается, вычитывает утреннее и вечернее правила, то есть, скажем так, ведет полноценную церковную жизнь?

– И да и нет. Понимаете, нельзя присваивать себе власть, которая принадлежит только Церкви, и кого-либо отлучать от нее, поэтому ни я, ни Вы, ни кто-либо иной не может говорить о том, что тот, кто редко ходит в церковь, не христианин. Так нельзя сказать и потому, что отпасть от Церкви в полном смысле этого слова, наверное, может тот, кто или отрекся от нее или был отлучен от нее судом церковной власти. Вместе с тем состояние человека, который лишь в большие праздники приходит в храм, духовно очень опасное. Конечно, оно говорит об утере связи человека с Церковью, а посещение храма в таких случаях является больше данью некой традиции, нежели живой, непосредственно живущей в человеке тягой к общению с Богом, которая, как я уже сказал, перерастает в желание постоянно быть со Христом, общаться с Ним, превозмогая какие-то житейские препятствия на этом пути. Поэтому в духовном смысле такой человек, конечно, отдаляется от Церкви, и, как мы видим это в житийной святоотеческой литературе, ангелы-хранители отходят от него, если он перестает участвовать в таинствах Церкви. Так что и регулярное посещение богослужений, и постоянное участие в таинствах, прежде всего в божественной Евхаристии, таинстве Исповеди, — вот четкий критерий для человека, который говорит, что он пребывает в Церкви Христовой. Но опять же обозначить какие-то формальные критерии, по которым можно охарактеризовать человека как христианина, невозможно. Ведь это еще и образ жизни, и нравственные ценности, и готовность в критические моменты своей, общественной или государственной жизни открыто встать на их защиту и не постесняться этого. Вот это все в комплексе и делает человека христианином.

– То есть сказать, что Бог у меня в душе, мало?

– Этого мало и это очень дерзновенно сказать: «Бог у меня в душе». Я не припомню, чтобы преподобный Серафим Саровский или преподобный Сергий Радонежский дерзнули произнести что-то подобное. Один святой, умирая, говорил: «Не знаю, положил ли я начало покаянию». Знаете, эта фраза «Бог в душе», достаточно распространенная в обывательской среде и, к сожалению, навязанная секулярным сознанием, настолько дерзновенна! Ведь постоянно стяжать Господа в своем сердце, своей душе могут только величайшие подвижники. Поэтому эта фраза не только некорректна в том смысле, что этого мало, но она неправильна и по своей сути.

– Что делать человеку, если он старается вести полноценную церковную жизнь, но оступается?

– Ни в коем случае не отчаиваться, всегда помнить о том, что Господь милосерден. Вся эта система церковных правил и уставов создана не для того, чтобы запутать человека и ввергнуть в отчаяние из-за несоблюдения того или иного правила. Наоборот, все они предназначены для того, чтобы помочь человеку, указать ему такие метки по дорожке, по которым он будет идти и достигать спасения. Если, например, на спортивных соревнованиях лыжник, биатлонист упадет, собьется с трассы, что он делает? В отчаянье бросает свои палки, лыжи и уходит? Нет, он снова становится на трассу и идет. Апостол Павел сравнивал наш путь ко спасению со спортивными состязаниями, и это очень хорошее сравнение! Вот так и человек — ни в коем случае не отчаиваться! Я согласен с фразой, что Царствия Божия достигают не только чемпионы, это правильные слова. Нужно стремиться подражать праведникам, святым, которые даны нам в Церкви в качестве примеров на этом пути.

– И было сказано, что Царствие Божие нудится.

– Да, и понуждать себя к тому, чтобы, преодолевая свою лень, какую-то косность, все-таки идти этим путем. И опять же, как я уже говорил, покаяние — самое лучшее лекарство от этого. И, конечно же, с одной стороны – надежда на любовь и милосердие Божье, а с другой – серьезное отношение к своим недостаткам, работа над ними, нельзя относиться к ним с теплохладностью, то есть должна быть золотая середина.

– Вопрос телезрительницы из Архангельска: «Моя племянница, хоть и крещеная, отказалась от меня. Она живет в другом городе, и раньше я с ней разговаривала по телефону, а теперь она не хочет со мной общаться, обижается, злится и ненавидит меня. Она слушает свою маму, которая совершенно не хочет воцерковляться и знать Спасителя. Я не знаю, как мне быть на исповеди. Каждый раз приходить к батюшкам (иногда получается, что иду к разным) и говорить о своих отношениях с племянницей? Как мне быть?»

– Я думаю, что навязывать свое общение, конечно, не стоит. Сделав внушение, Вы исполнили свой христианский долг. Если в Вашем сердце живет любовь к ней, это замечательно. Можете молиться за нее, но навязывание своих взглядов зачастую приводит к обратному результату, потому что человек озлобляется еще больше. Что же касается исповеди, то если Вы не чувствуете какой-либо вины, если этот разрыв произошел не по Вашей вине, Вы не подавали к этому повода, то я не думаю, что есть необходимость каяться в этом. Вы не можете покаяться за свою племянницу, а только за то, что совершили сами.

– Продолжая тему нашего разговора: светские люди не всегда понимают, кто такой православный христианин, у многих из них штампы, что это малообразованный, темный человек, не прогрессивный, а если, к примеру, это девушка, то на ней будет юбка в пол, из-под которой видны кроссовки. Так ли это на самом деле, или православный человек идет в ногу со временем и является полноценным членом нашего общества?

– Если кратко сказать, то православный человек — это очень разный человек. Православный человек — это воцерковленный человек, вступивший в Церковь через таинство Крещения, для которого православие является его жизненной позицией. Я говорю, что здесь есть самые разные люди. Да, православие может быть религией и малообразованных людей, и великих ученых, здоровых и больных, молодых и пожилых, всех... Понимаете, истина универсальна. Она тем и отличается от искусственной конструкции, что абсолютна, предназначена для всех, каждый человек может найти в ней свой смысл жизни, свое счастье.

Что касается внешнего вида, то мне очень понравилось, как Святейший Патриарх Кирилл еще в первые годы своего патриаршества, сказал, что за «православность» мы часто принимаем принадлежность к определенной субкультуре. Мы живем в субкультуре, сложившейся в нашем церковном мире здесь в России, русском мире, и считаем, что это некое мерило принадлежности к Церкви. Это не совсем так, например, православные кенийцы в Африке участвуют в богослужении в набедренных повязках. Поэтому я думаю, что «средний» православный человек, чтобы соблюсти норму приличия, должен находиться в том культурном контексте, который присутствует в обществе, без каких-либо вызывающих вещей: поведения, одежды, особенно когда он участвует в богослужении. Но безусловно, что одежда не является самым важным в жизни христианина. А вот скромность является тем признаком православного человека, который проявляется и в его внешнем виде.

– Какой вообще образ жизни должен быть у православного христианина?

– Образ жизни — это прежде всего следование тем ценностям, которые человек декларирует в своей вере. Христианство — это всепроникающая система нравственных ценностей. И если хотите быть сегодня православным христианином, то это ежедневное исповедничество, где-то выраженное в более тяжелой форме, как например, в Сирии или на Украине, а где-то, может быть, и не такое заметное. То есть тебя не убивают за то, что ты христианин и не преследуют потому, что ты принадлежишь к канонической Церкви, но определенные унижения, оскорбления за свою позицию христианин может терпеть. Например, буквально пару лет назад в СМИ была развернута очень большая антицерковная компания, и как трудно было человеку публично отстаивать многие церковные, христианские ценности, которые подвергались насмешкам, унижению. Если человек не споткнулся, остался верен, не соблазнился, значит вера, вся система христианских ценностей достаточно прочно укоренилась в человеческом сердце, и это говорит о том, что он христианин. Этот период особенно ярко показал нам, что подавляющее большинство церковного составляют как раз такие православные христиане: верные, твердые, убежденные в своей вере.

– Вопрос от телезрительницы из Кировской области: «Наболевший вопрос наших прихожан: может ли священник во время Евхаристического канона снимать с себя наперсный крест и класть его на престол? Может ли он совершать без него требы: проводить молебен, совершать таинство Крещения?»

– Дело в том, что это вопрос больше не ко мне, а к правящему архиерею: я не знаю, тех обстоятельств, которые есть в Вашем храме. Скажу лишь, что обязательное ношение наперсного креста нашим священникам было дано достаточно поздно: в царствование последнего нашего императора-страстотерпца Николая Александровича. До этого практически все священники, кроме тех, кто имел этот крест как награду за свои заслуги, ходили без наперсного креста. Поэтому в совершении литургии либо другой любой требы без наперсного креста никакого канонического отступления нет. Но с другой стороны, крест является наградой Церкви священнослужителю, которая не может быть отвергнута по каким-то духовным причинам, это нонсенс! Повторюсь, что не хочу глубоко вникать: это приходской случай. Возможно, прихожане что-то неправильно поняли. И я не имею права судить ни о том, что делает ваш пастырь, ни о том, что делаете вы.

– Но ведь есть правящий архиерей?

– Да, и по этому вопросу лучше обратиться к нему. Хотя опять же нужно несколько раз подумать, прежде чем идти к правящему архиерею и вносить какую-то смуту, нестроения в жизнь прихода, потому что любая жалоба оставляет определенный осадок и порождает какой-то конфликт между священником и прихожанами. Нужно десять раз подумать, прежде сделать это. Может быть, лучше в спокойствии духа последить за собой?

– Часто в общественном транспорте можно увидеть людей, которые сидят, раскрыв молитвослов, и читают утреннее или вечернее правило. Допустима ли такая молитва?

– Конечно, формально следовало бы ответить, что читать утренние и вечерние молитвы необходимо дома, но мы прекрасно понимаем, в каком зачастую очень тяжелом ритме живут наши дорогие москвичи, когда им приходится по два часа добираться на работу. Поэтому сказать формально: «Ты встаешь в пять утра, значит вставай в полпятого и читай молитвы!», – я не берусь. Мне кажется, это было бы жестоко. Поэтому слава Богу, что молятся. Хотя, конечно, во время молитвы лучше стоять, чем сидеть, но, когда я вижу в общественном транспорте, что человек читает духовную книгу, акафист или молитвы, мое сердце наполняется радостью. Слава Богу, что люди молятся!

– А современные средства коммуникации, когда, к примеру, люди в наушниках слушают молитвы?

– Желательно, конечно, самому, сквозь свой ум проговаривать слова молитвы. Я осторожно отношусь к молитвам на аудиоустройствах, чтобы, как говорит преподаватель архимандрит Софроний, не получилось так, что вместо тебя спасется святой в магнитофоне. Хотя бывают разные жизненные ситуации, когда есть определенная необходимость в использовании технических средств.

– С другой стороны, это же может превратиться в некую формальность: слова молитвы звучат фоном, а ты молишься между делом.

– Зачастую поездки в транспорте бывают длительные. Опять скажу, что лучше бы читать дома, но если по каким-то причинам не успели, то слава Богу, что можно сделать это в транспорте. А бывает и так, что человек прочитал утренние и вечерние молитвы и хочет еще помолиться в дороге — ради Бога. Почему нет?! А Иисусову молитву, о которой говорят святые отцы и которую преподобные совершали и преподобные во время монастырского послушания? Если нет молитвенного настроя, то его не будет и в домашней молитве. Она станет просто словами на заднем фоне, а в голове будут посторонние мысли либо вообще будет только тяжелая усталость. Поэтому все зависит опять же от ситуации, самого человека, от того, как он настроен, как думает, пропускает ли сквозь свое сердце эту молитву.

– Как приучить детей к молитве?

– Это нелегкое дело требует большой ответственности, внимания и времени. Дети должны приучаться к молитве с того момента, когда они могут это осознать, и в воспитании для ребенка очень важен подражательный элемент. Ребенок видит, как ведут себя родители, какой у них образ жизни, и стремится подражать им во всем. Когда мы смотрим на наших детей и нам что-то не нравится, зачастую мы видим в них отражение самих себя, пусть искаженное, но отражение. Если родители молятся и дома, и на общественной молитве в храме, то и ребенок, возрастая в такой семье, начинает погружаться в эту стихию. Когда он начинает понимать, что такое молитва, и в нем пробуждается осознанность, можно уже с ним заниматься. Конечно, нужно смотреть на его состояние и либо читать молитвы вместе с ним, либо ставить с собой на утреннюю или вечернюю молитву, брать в руки Закон Божий, молитвослов и вместе с ним разучивать какие-то простейшие молитвы. Очень часто (могу сказать это на примере и своей семьи, и семьях окружающих) дети, регулярно участвующие в богослужении, очень быстро осваивают храмовые молитвы, особенно те, которые поются: «Отче наш», «Верую». И бывает так, что ребенок, еще совсем малявочка, который что, казалось бы, запомнить-то может, вдруг может не то, что «Отче наш», а «Верую» проговорить!

– С какого возраста лучше приучать детей к этому?

– С тех пор, как они начинают говорить, воспринимать информацию. Вот к примеру, ты рассказываешь ребенку сказку, а он тебя понимает, значит, уже есть ум. Можно начинать и в два-три года, как только он начинает говорить, приучать его к вере христианской, церковной молитве, объяснять и рассказывать, как только он начинает понимать.

– Вопрос телезрительницы из Москвы: «Скажите, пожалуйста, как относиться к тому, что по телевидению во время вечернего правила, когда читается молитва Богу Отцу, на экране показано Распятие, а когда идет молитва к Пресвятой Богородице, показывают Спасителя? Что делать, кланяться ли при этом?»

– Бывает, что вообще одна икона, как у монаха в келье, как тогда быть? Преподобный Серафим Саровский молился перед единственной иконой – Божией Матери «Умиление», разве это означает, что он не мог молиться другим святым или Спасителю? Нет, конечно, это особого значения не имеет. Если говорить о молитве Богу Отцу, то Его изображение появилось достаточно поздно, в древней христианской традиции было только изображение Спасителя. Так что я бы не акцентировал внимание на таких вещах. Молитесь теми словами, которые есть в молитве.

И вообще, как во время молитвы кланяться телевизору или тому, что есть на экране? Это лишь изображения, которые показывают для того, чтобы настроить наш ум. Думаю, у каждого есть дома иконы, поэтому молиться нужно, прежде всего думая о словах и том первообразе, к которому восходит молитва, и это никак не связано ни с тем, кому именно Вы молитесь, ни с количеством икон, неважно, есть ли у вас изображение именно этого святого,— всё это не является строго необходимым и обязательным.

– Надо ли принуждать детей к молитве как келейной, так и церковной? Приносить ли маленького ребенка к началу богослужения и выстаивать с ним три часа, пока идет служба?

– Мы уже немного говорили на эту тему. Нужно кропотливо трудиться и делать так, чтобы для ребенка это не было обузой, обязанностью: «Давай, иди молись!» Родители должны постараться сделать так, чтобы молитва ребенку была в радость, чтобы он своим сердцем чувствовал связь молитвы с его жизнью, относился к молитве как к чему-то очень важному.

– Получается, опять же важен родительский пример?

– Да, родительский пример прежде всего. Вы очень своевременно подняли вопрос о том, нужно ли приносить ребенка к началу службы и выстаивать с ним три часа. Я часто наблюдаю, как детей приносят к причастию в последний момент, часто опаздывают и просят вынести Чашу повторно, чтобы причастить. Это, конечно, неправильно, нужно приезжать пораньше. Безусловно, что три часа ребенок не выдержит, но подойти с ним за 20-30 минут можно. И потихоньку, по мере возрастания ребенка увеличивать время службы, которое он может пробыть в храме. А когда он уже вырастет и сможет сам все понимать, стихия храмовой молитвы станет для него родной и близкой: он будет воспринимать ее как естественное, правильное место в своей жизни, не будет представлять без нее жизни. Так вот постепенно, понемногу увеличивать время пребывания ребенка в храме.

– Думаю, можно начинать хотя бы с Евхаристического канона.

– Сначала с Евхаристического канона, затем приводить пораньше, потом еще пораньше, и уже в четыре-пять лет, я думаю, можно приходить с детьми к началу литургии. Не могу сказать по поводу всенощной, а на литургию можно уже приводить полностью.

– Если дети кричат, плачут в храме, как нужно относиться к этому окружающим? Потерпеть или попросить родителей, чтобы они вышли их храма и там успокоили ребенка?

– Думаю, что сами родители должны иметь духовный такт и чувствовать, что если ребенок слишком громко плачет, кричит, то, может быть, надо выйти с ним и как-то его успокоить. Но опять же не должно быть какой-то ревности и злобы со стороны окружающих, тем более клириков и сотрудников храма. Не нужно выгонять, говорить: «Выйди отсюда! Не видишь, что мешаешь!» Я вспоминаю одну из проповедей Святейшего Патриарха Кирилла в храме Христа Спасителя в Неделю Торжества Православия, во время которой очень громко, заливаясь, плакал ребенок. Меня поразил такт Святейшего, который не остановился, и сотрудников храма: никто не вывел из храма, все просто сделали вид, что не замечают. Это такое пожелание и к себе самому, и к сотрудникам храма. С одной стороны, и прихожане, и работники храма должны иметь такт, чтобы не изгонять людей из храма, потому что ребенок плачет. «Приходящего ко Мне не иждену вон» и «пустите детей и не препятствуйте таковым приходить ко Мне, ибо таковых есть Царствие Божие», – говорит Спаситель.

– Принято считать, что, приходя в храм, нужно поставить свечи. Что вообще символизирует церковная свеча, и обязательно ли при входе брать свечи и идти к подсвечникам?

– Это благочестивая традиция, не существует какого-либо церковного правила, обязывающего человека брать свечи. Что касается свечи, то я вообще-то не любитель все и вся окружать каким-то символическим значением. Безусловно, в Церкви есть очень много символов, но вот такая «символизированность» иногда приносит некую искусственность. Свеча — это, прежде всего, жертва Богу. Свеча, елей, фимиам, который воскуряется, — всё это жертва. Принято считать, что свеча является символом молитвы: подобно тому, как огонь восходит к небу, так и молитва христианина должна быть такой же. Думаю, что здесь не столько символ, сколько напоминание человеку о том, каким горением и восхождением к небу должна быть молитва верующего.

– Раньше было заведено так, что мужчины в храме стояли с правой стороны, а женщины – с левой. Сейчас эта традиция вроде бы опущена в большинстве храмов. Как Вы считаете, стоит ли ее возобновлять?

– Существует множество храмов, где есть разные традиции пения, поведения, и в этом нет ничего плохого. Я против того, чтобы налагать на людей какие-то бремена неудобоносимые, излишне жесткие правила. На самом деле это будет приводить к тому, что определенное число людей, которым они не подойдут, отойдут от храма, прихода. Поэтому все должно быть индивидуально. В древней Церкви была такая укорененная традиция, по которой мужчины стояли справа, а женщины – слева. Ничего плохого в ней нет, так давно сложилось, но я бы не стал сейчас начинать проводить какие-то реформы и всех разводить на две стороны. Боюсь, что это приведет лишь к каким-то нестроениям. Дай Бог, чтобы люди приходили в храм, чтобы они молились, и не нужно усложнять им путь какими-то новыми предписаниями, которые не имеют прямого отношения к нашему спасению и к сути христианского богослужения.

– Отец Андрей, Вы служите в прекрасном храме Святой Живоначальной Троицы на Воробьевых горах. У храма есть своя удивительная история, он выстоял и в советские годы. Расскажите, пожалуйста, о месте, где Вы несете служение.

– Действительно, храм Живоначальной Троицы — удивительный. Он был основан в 1811 году и пережил нашествие Наполеона. Здесь молился М.И. Кутузов в очень ответственный момент нашей истории: после Бородинской битвы, перед Советом в Филях. Этот храм был тогда приходским деревенским храмом. На его бедное убранство обратил внимание доктор Гаас и выделил средства на благоукрашение. Храм не закрывался ни на один день с момента своего существования. В нем всегда звучала молитва, непрестанно совершалась Божественная литургия. И это, конечно, является объяснением того, почему москвичи так любят этот храм и так много людей приезжает сюда с разных концов города, хотя наш храм и не очень легкодоступен. Сюда ходит всего лишь один троллейбус седьмого маршрута, и то крайне редко. Нужно долго подниматься от станции метро, а это возможно не всем. Но тем не менее поток людей идет, и в воскресные и праздничные дни храм полон народа.

Хочу напомнить один факт из истории: в 1937 году на Пасху был единственный колокольный звон во всей Москве, потому что в городе было запрещено звонить, а здесь когда-то проходила городская граница, и колокола нашего храма, тогда единственные звенели над Москвой, возвещая всем пасхальную радость.

– А в современной истории есть что-то интересное?

– Есть такое приходское предание. Мы находимся на улице Косыгина, где было прописано достаточно много партийной номенклатуры. Старые сотрудники храма рассказывают, что сюда неоднократно приезжал сам Косыгин. Охрана окружала храм по периметру, он входил во двор с левой стороны, останавливался, смотрел, не крестился, но двадцать минут стоял и то ли молился, то ли о чем-то думал, потом уезжал. Надеюсь все же, что сердце звало его к вере.

Сегодня к нам едут и москвичи, и гости города. Здесь есть смотровая площадка. Периодически к нам заходят и байкеры. Мы работаем с байкерским клубом «Ночные волки»: участвуем в молебнах, открытиях сезона, в освящении различных мероприятий, общаемся, пытаемся воцерковить ребят, приглашаем их на наши воскресные беседы, которые проходят в трапезной.

Приход живет нормальной приходской жизнью, развивается и молитвенная жизнь храма. С милостью Божией надеемся, что и в дальнейшем Господь благословит наши труды и всех прихожан нашего храма.

– В котором часу у Вас начинаются богослужения?

– Вечернее богослужение у нас начинается в 16:00, а Божественная литургия в 09:00 утра. Перед литургией в 08:00 совершается водосвятный молебен, затем часы и потом сама литургия. В будние дни богослужение начинается в 08:00 утра — утреня и Божественная литургия.

– Отец Андрей, благодарю Вас за эту очень познавательную для наших зрителей беседу. И в завершении программы, что бы Вы хотели пожелать нашим телезрителям?

– Хочу пожелать милости Божией, крепости веры, быть верными святому православию, любить Церковь, свой народ, свою страну, семью; жить таким образом, чтобы всё в своей жизни поверять заповедями Божиими. Тогда, независимо от всех внешних обстоятельств жизни человека, в его сердце будет подлинное счастье. Потому что с Богом всегда и везде хорошо, а без Него везде будет ад. Нужно жить с Богом, стремиться к молитве, любви к Богу и ближним — в этом и состоит христианская жизнь. 

Ведущий: Сергей Юргин
Расшифровка: Евгения Осипцова

 
 
 

Назад к списку