ЛЕКЦИИ и БЕСЕДЫ

«АНГЕЛЫ И ДЕМОНЫ»

Лекция Олега Стародубцева - доцента, преподавателя Сретенской духовной семинарии (19 ноября 2013 года). 

Скачать видео (151Мб) Прослушать аудио в отдельном проигрывателе (1:22:59)

Расшифровка видео:

Вы, конечно, молодцы, потому что пришли в столь позднее время, какие-то дела свои оставили и нашли время для того, чтобы действительно в какой-то мере и себя укрепить, и, может быть, найти ответы на эти вопросы. Тем более тема нашей лекции сегодня — ещё раз напомню, это «Ангелы и демоны». Тема, которая проходит лейтмотивом через все Священное Писание Ветхого и Нового Завета, которая напрямую касается каждого человека из нас, и именно для нас порой бывает необъяснима. А для человека порой что необъяснимо, то страшно. А что страшно, то вызывает дополнительные проблемы, и прочее. Поэтому, в общем-то, мы для этого с вами и собрались — для того, чтобы сегодня эти вопросы обсудить.

Действительно, был сотворён ангельский мир. Я бы, может быть, сказал здесь одно слово — оно было бы правильное. Но, к сожалению, это слово в современности настолько часто используют по назначению и не по назначению, что оно стало немножко неправильно восприниматься. Но по сути своей это слово, чётко определяющее: мир духовный, мир, нам параллельный, он действительно существует, и он сотворён раньше нашего мира, и он действительно мир духовный или мир духов. Вот это основная особенность, которая отличает материальный мир от духовного. Вот здесь, друзья мои, и будьте повнимательней, потому что обычно мы — я сегодня скажу о том, что ангелы имеют какие-то определенные свойства — это свойства духовного мира. А у нас, у материального мира, есть другие свойства. У ангелов их нет — просто их нет. И поэтому каждый мир, который сотворён Богом, либо мир духа, духов, либо мир материальный, он имеет свои дары, он имеет свои особенности, он имеет свои неповторимые черты. И действительно, до поры до времени эти два мира находятся в состоянии самостоятельной жизни — конечно же, пересекаясь, и пересекаясь потому, что мир духовный, в первую очередь, создан для прославления Бога, и также создан для того, чтобы нести весть человеку. Благовестник, благая весть, добрая весть. Поэтому и «ангел» переводится как «несущий весть».

Первое. Свойства ангелов. Любой ангел не стесняем телом, как мы с вами — то есть он не имеет тела, обладает большим и богатым умом, которым мы с вами тоже собственно обладали, но потеряли всё, а любой ангел обладает крепостью, обладает сильной волей, обладает высшей святостью и чистотой жизни. Но однако, как я отметил, превосходства ангелов перед человеком не бесконечны. У нас, у человека, есть свои особенности. Ну, в данном случае вот о богатстве ума я могу сослаться на (Мф.13:22); о силе воли (2Пет.2:11); о святости жизни (Лк.15:10), (Пс.102:20). То есть в данном случае все эти качества, которые перечислил — эти качества мы с вами знаем о ангелах и вычленены из Священного Писания. Следующий момент, о чём нужно сказать. Откуда мы знаем то, что под словами «в начале сотворил Бог небо» святые отцы разумеют опять же творение ангельского мира. Здесь ссылаемся на Священное Писание (Иов.38:6-7). Здесь четко сказано этот текст — я привожу на славянском языке, Но смысл его понятен: Егда́ [сотворе́ны] бы́ша звѣ́зды, восхвали́ша мя́ гла́сомъ ве́лiимъ вси́ а́нгели мои́. То есть мы точно знаем, что ангелы появились раньше звезд, то есть материального мира.

Что же из себя представляют ангелы? И вот здесь чаще всего возникает путаница. Поверьте мне, это не только у нас с вами, но и у студентов тоже, а уж тем более у людей, которые просто вот слышали что-то про ангелов, ну, и там уже всё понятно. Тем более у нас в современных средствах массовой информации всё объяснят, всё расскажут — и так подробно, что даже верится, что люди с ними как-то знакомы, по крайней мере. Я не могу так поступить. Поэтому я пытался найти самый простой ответ, и самый простой ответ я нашёл у блаженного Августина. Это отец неразделенной — обращаю ваше внимание! — еще Церкви, и в частности, когда блаженный Августин толкует 103 псалом, в частности, вот четкое определение, что есть ангел. Он говорит: “Ангел” означает функцию, а не природу. Ты спрашиваешь, как называется эта природа? — Дух. Ты спрашиваешь о функции? — Ангел. По тому, что он есть, он дух, по тому, что делает, — ангел”. Вот ответ блаженного Августина. То есть мы часто путаем, что есть дух, и что есть та функция, которую он несет. Действительно, любой ангел — об этом мы скажем позднее, несет функцию, то есть он ее выполняет либо со знаком «плюс», либо со знаком «минус».

Что же произошло, и как, собственно говоря, получилось это состояние. Дело в том, что когда Бог сотворил ангельский мир — мы не знаем, какое время прошло от момента творения до момента появления материального мира. Собственно говоря, нам это знать не так и нужно. Хотя я вам сегодня подсчеты привёл уже некоторые, мне интересно стало: ну, надо же — можно же всё подсчитать, кому-то интересно это всё. Вопрос не в этом. Дело в том, что — обратите внимание, — одним из главных свойств ангелов, как мы сказали, ангельский мир — это свойство духа, то есть отсутствие материи. Что такое отсутствие материи? — Это все эти качества: воля, сила, разум, святость жизни, и прочее, и прочее, но отсутствует тело, то есть то, что человек или субстанция, которой является ангел, передвигается с огромной скоростью. Может находиться одновременно в разных местах, не стеснена ничем, уж тем более не нуждается в пище и питье. Подобное состояние мы слышим и о Боге. Одно из главных свойств Божиих — Бог есть Дух. Поэтому Бог наделяет ангельский мир главным составляющим, определяющим его бытие — это понятие духа, то есть не материальной природы. И что происходит — об этом мы узнаём из других мест Священного Писания. И в частности, происходит следующее. Происходит то, что кроме всего, чем наградил Бог ангельский мир, Он наградил его еще одним очень важным качеством — это качество Бога, и этим качеством мы с вами тоже обладаем. Это свободная воля. Вот обычно спрашивают: ну, если Господь знал, то зачем Он это дал? Я говорю: друзья мои, ну представьте себе — просто по-хорошему, по-человечески, канарейку в золотой клетке. Корм есть, водичка есть, зеркальце висит, клетка золотая, тепло, на солнышке через окно греется. Но ведь это не жизнь, правда ведь? Это ведь не свобода. Соответственно, если свободы у канарейки нет, значит, там нет любви — это просто хозяину так удобно, чтобы она на месте была. Нет, хозяин о ней печется, потому что представьте себе: если канарейка вылетит в окно, а там мороз, то жизнь ее окончена. Но с другой стороны, ведь потому и говорится, что Господь разумно говорит: не делай того или того, и даёт человеку и то же самое ангелу эту свободу. Свобода даётся только любовью, потому что это самое главное в этом мире — любовь. Нет любви — не хочу вторгаться в область современного права, тем более семейного, но когда у нас семья начинается с понятия брачного договора, вы понимаете, о чем результат. Самое главное: просчитать заранее, что будет потом, если не получится, и если с этого начинаем, о чём речь? — Заведомо ничего не получится. Вот естественно просчитанная определённая ситуация, юридически правильная, хорошая семья — с этой стороны приличная, с этой стороны — ну, как-то уже сойдутся. Любви нет. Так вот, в данном случае Господь дает самое главное — Он дает свободу, полную свободу ангельскому миру. И вот здесь происходит то, что действительно один из ангелов — а это был первый ангел, главный ангел, вершина ангельской пирамиды, пользуясь этой свободой, приобрёл состояние гордости. Возгордился. Чем возгордился — я же тоже дух, значит, я — бог. Вот и всё. И стал действительно думать — а у него свободный разум, что только потому, что он тоже дух, он может быть богом. И соответственно, если он бог, то он может себе позволить то же самое, что позволяет делать Бог. Но он просчитался в одном. А в чём? Дело в том, что всё, что Бог делает — всё прекрасно. Всё, что пытался сделать ангел, а что он мог сделать — он только смог, и он получает даже по определению это имя «клеветник», клеветать на Бога стал, то есть он стал, обратите внимание — в нашей жизни нам такое, к сожалению, понятие знакомо — когда один человек заведомо говорит о другом человеке заведомую ложь. То есть происходит обольщение, и эта ложь будет до тех пор приниматься, пока другой слушает. То есть ему интересно слушать вот это. Он, может быть, не поверит, а другой наоборот, верит. То есть происходит заведомое введение человека в ложное состояние. То же самое и здесь. Как сказано в Писании: и обольстил он ложью своею треть ангелов. То есть каждый из ангелов пользовался этой свободой воли, и каждый воспользовался, но почему, и вот в чём, собственно, суть-то, куда он клонил. А клонил он к простой вещи: быть Богом. Но если я тоже дух, значит, я тоже Бог. И вот здесь происходит то, когда творение — стоит только тут вспомнить известного нашего классика русского: «знать моська так сильна, коль лает на слона!» Понятно, что когда творение решило вдруг тягаться с Творцом — вопросов нет, но вопрос: тягаться в чём? — в славе, может быть, в любви, может быть, в святости? Нет, в клевете. Бог не может участвовать в том, что Он будет бороться со Своим творением, с одной стороны, а с другой стороны, с ложью. Почему Он с ней бороться не может, потому что лжи нет, Бог ее не сотворил. Соответственно, всё что появилось, и было сказано в данном случае, этим ангелом — это всё ложь. А вы сами знаете — любая ложь рано или поздно рассыплется, и в Писании сказано: если это от рук человеческих, это не устоит, ибо от человека, если это от Бога, то это изменить невозможно.

Так вот, что происходит — увлекает треть ангелов. Обратите внимание вот на что. Имя этого ангела было Денница. Он был первый из ангелов, и «Денница» переводится и воспринимается, и суть, которая была вложена в это имя, как ранняя утренняя звезда. Вы посмотрите, какое красивое понятие — «утренняя звезда», когда солнце еще не поднялось, а вот это состояние эфирной красоты, то есть уходящей прохлады ночи и восходящего дня. То есть очень красивое состояние природы — вот какой образ был у этого ангела, и он пал. Он стал клеветать на Бога, и в конечном итоге выступил архистратиг воинства небесного Михаил, и была битва, и пала часть ангелов — как говорят святые отцы, треть ангелов отпала. И соответственно отпала чем — отпала ложью, отпала тем, что укоренилась вот в этом зле. И тут нужно вспомнить слова святого Симеона Нового Богослова, потрясающе интересные слова. Вы, думаю, поймете, почему я их привожу. Он сказал такие слова: «Бог потому и благ, что геенну сотворил». Странный вопрос. Бог сотворил геенну — то есть то самое место, где вот эти падшие ангелы пребывают — это как? Друзья мои, ответ простой. Они ничего сделать не могли сами. Клеветать — да, лгать — да, а сотворить — нет. Поэтому коль они не стали каяться, действительно приносить покаяние, коль они не захотели быть с Богом и были низвержены с Божественного престола, то они где-то должны находиться. Но Господь сотворил мир прекрасным — ну нет там места для лжи и обмана. А они не хотят каяться, и соответственно, опять же из закона любви, Господь сотворил то место, где им хоть как-то было бы спокойно. Потому что слово «ад» в переводе с греческого дословно переводится как место отсутствия благодати Божией. То есть туда лучи Божественного Света не проникают. Не потому, что это место у них такое хорошее, что Бог туда не может проникнуть, а потому что Он Сам сотворил это место для них, чтобы они хоть где-то находились. И вот начинается та, собственно говоря, ситуация, которая, в общем-то, и приводит к каким-то вещам, или привела к каким-то вещам, которые повлияли на жизнь всего рода человеческого, и в частности то, что мы с вами получили в наследство от наших адамов, от наших праотцев — Адама и Евы. Мы с вами сказали, что ангел, в первую очередь, означает понятие функции, а не природы.

Следующий момент. В Священном Писании мы много находим моментов, и сейчас я вам постараюсь их привести — вам они, может быть, знакомы — о силе ангела, и о том, что ангельский чин — тот самый чин, который не отпал от Бога, на протяжении всей жизни человеческого рода способствует, помогает, укрепляет, и во многом охраняет человеческий род от всевозможных козней дьявола. Смотрите, не презирайте одного из малых сих (Мф.18:10) Ибо говорю вам, что ангелы на небесах всегда видят Отца Моего небесного, потому они крепкие силою, исполняющие слово его (Пс.102:20) То есть здесь Христос указывает на следующее. В каждом малом, в каждой малой вещи и проявлении, которые вы получаете — благости, помощи, или по крайней мере, как мы говорим: ой, случайность какая — да вот еще бы маленько, и была бы беда! — и забываем о том, что эта малость дается Богом. Эта малость дается тем, что ангел был послан, который сохранил человека на этих путях. Еще один момент. (Мф.25:31): Егда́ же прiи́детъ Сы́нъ человѣ́ческiй въ сла́вѣ свое́й и вси́ святі́и а́нгели съ ни́мъ, тогда́ ся́детъ на престо́лѣ сла́вы своея́.

То есть мы видим, что ангелы окружают Бога, Который непрестанно находится на престоле, которые рядом с Ним, которые действительно являются вестниками Его воли, которая посылается для человека. Ещё один момент. (Кол.1:16). Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано. Вот в Послании Колосянам эти слова Священного Писания отвечает нам на вопрос, что ангелы престола, начала, власти — всё Им, то есть Богом, и для Него создано. Поэтому странно состояние Денницы — ведь он был призван и сотворён для помощи, для несения вести, и самое главное — для прославления Творца, для умножения любви. Меня сразу спросили: но если вы говорите, что Бог такой благий, чего же Ему не хватало в этой жизни. Если Он Всеблагой, Всемогущий, Всеблаженный, Вседовольный — а чего не хватало тогда? Друзья мои, Богу всего хватает, это правда. И уж точно, Он не нуждается ни в наших молитвах, ни в славословии ангелов, ни в чём. Дело в том, что единственное, что всегда будет вот той самой главной жизненной позицией силой — это любовь. И по любви этот мир творит Господь. Почему? Потому что любви мало не может быть, только любовь делает, совершает чудеса; только любовь может действительно делать всё больше и больше добра, благости, радости другим — ближним, себе, кому угодно, Богу — только любовь. Только не путайте с понятием влюбленности. Или современная молодёжь — тут такие вещи уже как-то уже совсем стали забываться. Почему? Потому что любовь. И когда мы ещё раз посмотрим последние слова прощальной беседы Христа с учениками, когда они спрашивают: «Посмотри, Учитель, на здание храма — Ты видишь, сколь велико оно». И Господь сокрушается и говорит: «А что вы Мне показываете это здание храма, всё будет разрушено». «Как, это здание, которое строилось столько лет, разрушено? И Он говорит: «Да, придет время, и придет Сын Человеческий». И они спрашивают: «Ну скажи — когда? Когда что будет?» И Господь им отвечает — два момента. В первом случае Он говорит, что произойдет, а во втором случае говорит, какие признаки этого события. Так вот, Он указывает на то, что и здание храма будет разрушено, и на месте сем будет запустение, и указывает на то, что брат восстанет на брата, начнутся землетрясения, глады, моры по местам, войны, и прочее. Но вдруг говорит фразу: «Но это еще не конец». И апостолы: «Как не конец — всё рушится, всё падает, землетрясение, мор, брат на брата восстает!» «Но, — говорит Христос, — это начало болезни». И они спрашивают: «А что же самое главное, что последнее вот перед тем, как Ты придешь, и когда мы это всё увидим?» И Он говорит сердцем сокрушенным: «Когда в людях охладеет любовь». Правильно. Мир стоять не будет, если в этом мире не будет любви. «Да как же будет пришествие Сына Человеческого, мы же можем пропустить, не увидеть?» Он говорит: «Увидите. Вам будет говорить лжехристы и лжепророки — вот здесь он, в потаенных комнатах, идите сюда. Не верьте, потому что как молния исходит от восток солнца до запад, так будет пришествие Сына Человеческого». И дальше фраза: «Ангелы с трубами громогласными соберут с четырех ветров, со всех сторон, всех людей, и тогда явится на небе знамение Сына Человеческого». И вот тогда будет всё. Тогда будет суд, этот суд, друзья мои, будет одинаков как для всех людей, так и для тех ангелов, которые не соблюли своего достоинства, то есть не исполнили предназначения миссии любви, для которой они бы признаны.

Идём дальше. Давайте всё-таки вспомним и еще моменты, которые нас укрепляют, и указывают на то, что в Ветхом Завете мы находим массу примеров благодатной помощи — в первую очередь благодатной помощи ангельского мира роду человеческому. Иова я вам уже приводил (Иов.38:7), на протяжении всей жизни история израильского народа — я сейчас говорю про израильский народ пока, потом скажем про все остальные, — он служил и служит Промыслу Божию и замыслу Божию и стоит в на всех путях Его. Давайте вспомним (Быт.3:24). Ангел был поставлен к вратам дома Божия или эдемского сада, как защищающий дом Божий. Давайте вспомним: праведного Лота охранял ангел, который уже за руку его и жену вывел из почти попаленного страшным грехом города — в частности, Содома и Гоморры. Давайте вспомним праведного Авраама, который сидел под деревом со своей супругой, разговаривали, общались. Пришли ангелы — они приняли их. И обратите внимание на такой момент — когда ангелы отходят, ведь Авраам-старец провожает их, и он ведь знает, с кем он разговаривает, и он каждый раз спрашивает: «А если там пятьдесят праведников, может быть, Господь помилует этот город?» — «Помилует этот город». — «А может сорок праведников — может быть, тогда город помилует?» Вот смотрите момент — беседы ангелов и человека — помилует. А тридцать? Ну, так они дошли до десяти, и в конечном итоге выяснили, что в Содоме нет десяти человек. И отошли ангелы от него. То есть мы видим беседу, мы видим, что молитва праведного Авраама услышана, но там не оказалось и десяти. Опять мы видим помощь и Промысл, руку Божию через ангелов.

Дальше посмотрим. Про руку Авраама (Быт.22:11). Ангелы стоят на служении закона — (Деян.7:53); Ангелы ведут народ Божий, если вы помните, из земли египетской в землю обетованную. Давайте вспомним Пасху — 14 нисана, когда евреи исполнили, что было заповедано им Моисеем. Евреи, и все, которые верили Богу Израиля. Там были не только евреи. Так вот, а ангел ночью с мечом явился, прошёл, и поразил всякого первенца египетского. Кроме того, мы видим этого же ангела, который ведёт их путем в Синайский полуостров. Днем он являлся в образе облака, которое закрывало солнце от зноя, ночью являлся в виде огненного столба. То есть мы видим проявление сил, разных сил, образов этого ангела. Это служение израильскому народу — (Исх.23:20-23). Ангелы возвещает о рождении — в частности, допустим в Книге Судей, в 13 главе, мы слышим, как о рождении будущего царя возвещено ангелом. Мы слышим о том, как призываются на служение эти же самые праведные пророки Ветхого Завета — (Суд.6:11), (Исх.6:6). Ангелы помогают пророкам, потому что когда голос пророка уже не слышат. Помните известный пример из Ветхого Завета, когда призвали Валаама — человека, который умел говорить с духами, который умел привлечь злой дух — для чего? Чтобы он пришел в Израиль, чтобы он проклял землю, и в частности израильтян проклял чем — тем, чтобы они не вошли в землю, в которую хотели. Но ангел мешал всё это время. Помните, он на ослике ехал. То ослик стал как вкопанный, то ослик его прижал ногой к ограде, потом, в конце концов, он начал этого бедного ослика бить — этот пророк. И тогда это не значит — некоторые говорят: ну, у вас только сказки в Ветхом Завете одни, — что животные заговорили человеческим голосом. Да не заговорил осел человеческим голосом! Там сказано он остановил безумие пророка, потому что ангел благовествовал словами: за что ты бьешь меня? Ослик-то был ни причём, ангел его останавливал: ты не должен, и не сделаешь этого! Но пророк был упертый, доехал всё-таки, залез на гору, и вместо опять же проклятия невольно от себя преподает израильскому народу благословение. Кто действовал? — Ангел. Можете проверить: (3Цар.19:5). Примеров десятки в Ветхом Завете.

В Новом Завете еще больше примеров. Давайте вспомним служанку Роду. Она вышла: послушайте, кто-то стучится! Приходит и говорит: там Пётр стучится! — Нет, это ангел его. Да не может быть, он в темнице! — Да, он стучится! А он продолжал стучать. И выходит, правда, Пётр. И когда Петр зашёл, говорят: как ты оказался здесь? Он говорит: я не знаю, но я был в темнице, и ангел Божий открыл двери темницы и вывел меня, и мы с ним прошли вдвоём одну стражу — то есть воинов, вторую стражу — вторую часть воинов, и вдруг его не стало. То есть вот действие ангельской силы. Мы видим очень много примеров еще проявления ангельской силы. Это Книга Откровения Иоанна Богослова. Скажи ангелам семи Церквей, пусть вожгут светильники — и эти ангелы семи Церквей, — то есть оказывается, у каждой Церкви есть ангел. Мы скажем о ангелах-хранителях человека, а оказывается, каждая Церковь ангела имеет, который охраняет ее. То есть десятки примеров тех самых случаев, когда действительно ангел ведет человека. Но мы знаем о том, что человечество слабо, и мы чаще всего либо уходим, боимся ангельского мира. Почему боимся? Потому что мы не знаем его проявлений, а с другой стороны, это сложилось в веках, и это было принесено через еврейский народ — увидеть ангела было состоянием увидеть духовный мир. А духовный мир человека, как они считали — у нас некоторые тоже сейчас так думают порой — это предвестие смерти. Отчасти это правда. Почему? Потому что когда человеку открывается вся его жизнь, надо собираться — Господня земля, а человеку надо каяться, а он не хочет. И поэтому он боится увидеть ангелов. В Ветхом Завете такая была традиция, проблема — тоже боялись ангела увидеть. И вот сейчас конкретный пример мы приведем с праведным Захарией. От юности со своей женой прожил, но не имели детей, и праведны были перед Богом, и он священником был, и служил в череде по жребию своему — приходил в Иерусалим для того, чтобы совершить жертвоприношение. Но детей не было. А у иудеев была серьезная проблема: если был брак и не было детей — всё, наказание Божие, в вашем роду никогда не родится Спаситель. И представляете себе, сколько они поношений терпели от близких. При всём при этом они были праведны. И вот ситуация потрясающая. Евангелие от Луки (Лк.1:11-14). Когда Захария совершал очередное свое служение — а он приходил в Иерусалим на неделю два раза в год, это все священники Иерусалимского Храма служили по череде, — он совершал обычное свое служение, как сказано: тогда явился ему Ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного… Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются. И сказал Захария Ангелу: по чему я узна́ю это? ибо я стар. Смотрите, какие слова сомнения возникают. Он священник, он молил всю жизнь о даровании чада, чтобы с них было поношение снято. Он знает закон, знает пророков — старец Авраам ещё старше был в его 99 лет. То есть и дал же Господь. А в его словах мы слышим сомнение: По чему я это узнаю, ибо я стар и жена моя в летах преклонных. Ещё одно противоречие. Там жена Сарра была 90-летняя, уже женщина пожилая. А здесь лета преклонные. То есть он понимал, что если ангел явился, но однако он так среагировал. И ангел сказал ему в ответ: Я Гавриил. Вот ещё важные слова, обращаю ваше внимание: Я Гавриил, предстоящий перед Богом и послан говорить с тобою и благовествовать тебе сие. Он священник, и он знает, что имя «Гавриил» переводится как «сила Божия». Сила Божия к нему пришла, то есть в чём ты ещё сомневаешься? Ты священник, ты служишь этому Богу, ты всё знаешь — сила Божия. И смотрите слова: я пришел говорить с тобою и благовествовать, принес тебе благую весть. То есть он полностью открылся фактически, зачем он пришел. Но так как ты мне не поверил, ты будешь молчать, и не будешь иметь возможности говорить до того дня, когда сбудется — за то, что не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время. Вот пример первый — благовестие ангела праведному Захарии.

Теперь давайте посмотрим другое благовестие, тоже для нас очень важное. Евангелие от Луки, всё то же Евангелие, глава 1, с 26 стиха: В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к Ней (сравните с беседой Захарии, дело в том, что у другого евангелиста имя ангела здесь опущено, а сказано коротко: той же ангел, то есть тот же) сказал: радуйся, Благодатная! То есть мы видим опять же те же слова, которые были произнесены: в том,что я пришел с благовествованием. Радуйся Благодатная, Господь с тобой. Благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что́ бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца. Мария же сказала Ангелу: ка́к будет это, когда Я мужа не знаю? Очень прямой диалог идет. Почему мужа не знаю — она давала обет девства. И поэтому вопрос ее прозвучал не как сомнение, а действительно как вопрос очень прямой. Я мужа не знаю, и я давала обет Богу. И ангел прямо сразу отвечает ей: Ду́хъ святы́й на́йдетъ на тя́, и си́ла вы́шняго осѣни́тъ тя́: тѣ́мже и ражда́емое свято нарече́тся Сы́нъ Бо́жiй. То есть он даёт ей ответ на вопрос, как это будет, указывая — то, что ты дала обет Богу, нарушено не будет. И в подтверждение своих слов говорит следующее: Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово. Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. Вот эти слова-то и были принятием Духа Святаго. И тут же следующие слова, которые говорит нам евангелист Лука: и отошел от неё ангел. Вот еще один пример благой спасительной вести, которую мы видим.

Почему же боялись увидеть ангела? Мы видим, что священник оказался — в данном случае старец опытный, — не то что робким, а засмущался, он растерялся. И ангел поражает его немотой, ну, судя по всему, и глухотой. Потому что выйдя из храма с каждения, он объяснялся с людьми руками, знаками. Но обратите внимание — он не оставил своего служения, довел служение седьмичное до конца, и после этого вернулся, и зачала Елизавета — образом простым, как было сказано. То есть исполнилось два момента от Духа Святаго.

Здесь следующий момент, который нам указывает на чудное явление — (Лк.2:14). В Вифлеемской пещере в ночь — холодное время, декабрь. Холодное время для Палестины, у них перепады температуры большие бывают, бывает у них холодно, там в ночное время — 12–14 градусов — вообще холодно. Так вот, у огня внезапно явилось многочисленное воинство небесное и славили Бога взывающе слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. То есть внезапно открываются небеса и является великая сила Божия. Это еще один пример, показывающий в тот самый момент, когда родился Спаситель мира и пришел в этот мир для того, чтобы спасти нас и каждого человека.

Следующий момент о том, когда ангелы непосредственно присутствуют в жизни в Новом Завете, о чём мы говорим. Евангелие от Матфея (Мф.1:12), Евангелие от Марка, когда ангел ведёт, скрывая от Ирода, святое семейство в пустыню, то есть они бегут непосредственно в Египет. И сказано: от Египта воззвал я Сына Своего. Но ангел явился им и сказал покинуть это место. Этот же ангел, обратите внимание, — является и волхвам и говорит: оставьте сие место, не возвращайтесь в Иерусалим, ибо ищет человек убить младенца, и иным путем идите в землю свою. То есть мы видим — ангел помогает. Этот же ангел привел этих же волхвов, как говорит святой Иоанн Златоуст, и непосредственно к Вифлеемской пещере.

Давайте посмотрим ещё по жизни Спасителя. В Гефсиманском борении является ангел и укрепляет Христа — (Лк.22:43). Мы видим, что ангел мог спасти Бога Христа от врагов Его. Но Сам Бог отказывается опять же (Мф.26:53). Дело в том, что подобная ситуация уже была. Это было в Ветхом Завете (2Мак.10:29-31), (2Цар.11:8) — это когда ангел Божий защищал целый народ, посылая своим промыслом спасение от иноплеменников. Мы видим также, что ангел Господень является в другие моменты жизни Христа. Именно — сидел на отваленном камне во время воскресения, то есть: что вы видели ангела Божия, ибо ангел Божий сидел на камне. Что ищете живаго с мертвыми — ангел говорит — нет здесь, воскрес. Мы видим, что этот ангел является и в другие моменты, показывая силу Божию. Давайте вспомним. Я уже привел пример с Петром из темницы, и в Книге Откровение Иоанна богослова. Тем самым действительно ангелы служат человеку и Богу на всём протяжении существования рода человеческого.

Интересный момент. Я вам сказал о том, что ангелы не безграничны. Да, у них есть определённые свойства, которых нет у нас. И вот давайте вспомним (1Пет.1:10-12), здесь есть такие моменты. Тайну Боговоплощения открывает дух Иоанну Крестителю, куда не могли проникнуть ангелы Божии. Странные слова говорит апостол. То есть, оказывается, ангелы не знали тайны того — то есть они знали, что Он родился, что Он находится в мире, но не знали самого тайну Бога, для чего Он пришел в мир. А Иоанн Креститель эту тайну знал. Помните слова: се Агнец Божий, вземляй грехи мира. Вот какой момент, потому что, оказывается, человеку, может, какие-то нюансы открыты больше, чем ангелам.

Следующий момент. То, что весь мир до сегодня, Церковь Божия, и каждый человек по отдельности пользуются сокровенной и могущественной силой ангелов — это (Деян.5:18), (Деян.8:26), (Деян.10:3-8), (Деян.12:27-28). Масса примеров из Нового Завета. Ну, и мы с вами также знаем, что ангелы являются, коль они помогают нам на всех путях нашей жизни, — еще раз обращаю ваше внимание — руками их трогать не надо. Это мир другой. Они могут только проявиться. Так вот, мы всё-таки знаем, что ангелы исполняют и ещё одну функцию — прославление Бога. Поэтому во время Божественной Литургии вы с вами всегда знаем, и мы слышим эту ангельскую херувимскую песнь, которая всегда исполняется: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь Небо и земля. И еще один момент. Вы эти слова, может быть, не знаете, но эти слова не сокрыты от нас, от мирян, когда священник воздевает к верху руки и говорит следующие слова: Ныне силы Небесные с нами невидимо служат. То есть идет общая молитва людей в храме, духовенства в алтаре и ангельского мира. Ангелы невидимо с нами служат. Могу привести такой пример, это святые отцы описывают, что если в силу каких-либо обстоятельств в храме не совершается богослужение — а храм освящен, храм является домом Божиим, а вы помните: благодать печати дара Духа Святаго на храме неизгладима, в этом случае ангелы совершают Литургию, то есть совершают прямую свою обязанность — непрестанно славословят.

Вот коротко что можно сказать о ангелах, прямая функция и назначение которых были определена Богом. А теперь несколько слов необходимо сказать и о тех, которые пали. Я сказал, что имя главного первого падшего ангела это утренняя звезда. Со времени IV века, блаженного Иеронима — это собирательный образ уже, поэтому здесь только перевод, но часто вы слышите такое имя, как Люцифер. Это уже перевод этого имени. Дело в том, что как сказано в Новом Завете в послании (Иуд.1:6) сказано следующее: и ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня. То есть что эти слова говорят? Кто соблюдает ангелов? — Бог. Бог многотерпелив, Он действительно терпит их до дня Великого Суда, до того момента когда придет суд действительно для каждого — и для человека, для человечества, и для живого, и для мертвого, и для ангелов. Хотя ангелы и бесплотны, хотя Ангелы не нуждаются в питье, пищи и прочее, они не имеют возможности смерти, как мы, но при всём при этом они всегда останутся творением. Вот это попытка перепрыгнуть эту грань — это попытка всегда гордости как таковой. И когда мы видим, что ангел был низвергнут с небес — за что? Он не стал каяться. Я обычно привожу такой пример, и вы ещё сейчас прекрасно поймете. Бог есть Любовь. Но любовь границ не имеет. Но обратите внимание: смотрите, некий человек совершил преступление — оно видно, и в конечном итоге мало того, что у него руки по локоть в чём-то там — вот есть судья, прокурор, есть, в конце концов, свидетели, всё есть, всё против него. Идет суд, обвиняют, говорят: вы сделали? — Я сделал, да-да-да… Всё да. Всё — Вы виноваты? — Я так хотел и так сделал. В конечном итоге суд закончился, всё налицо. И тогда судья говорит: вам предоставляется последнее слово. Ну, логично? И вдруг этот человек говорит такую фразу: а я считаю, что я правильно поступил, была бы у меня возможность, я бы ещё хуже сделал! Можно такое предположить? Теперь идем дальше. Судья уходит, возвращается, и вдруг говорит: Я простил его. Это же любовь? А теперь представьте, что будет. Этого человека в зале суда освобождают, он выходит и говорит: ну что, видели? Вот! И совершает еще больше. Так вот, в данном случае ангелы падшие находятся в том же самом состоянии. Если они не приносят покаяния, как же Бог может простить? Насильно прощения быть не может. Поэтому они находятся, как сказано, в соблюдении вечных уз. Уз собственного греха, с которым они не собираются расставаться. И тем величественнее их грех и страшнее, потому что они делают следующий шаг. Коль они пали сами, теперь нужно попытаться уязвить вершину другого мира, материального. А вершина материального мира — это человек. Закон простой: если уязвить главу, то рассыплется всё остальное. Правда? Ну, поймите, странно было бы пытаться соблазнить инфузорию-туфельку. Нужно разрушить всё. Что мы читаем — обратите внимание. Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. Опять же: не дьявол создал, не ангел создал, а Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. То есть в конечном итоге слова общей концепции были перемешаны — полуправда, полуложь. Вы будете боги, знающие добро и зло. Знал Бог, чем всё кончится — то есть ешьте, делайте. Но обратите внимание, в чём вопрос. У Евы возникает вопрос выбора, тот же самый выбор свободной воли — то есть как ей воспользоваться. Либо я верю словам, сказанным Богом Отцом, либо словам, которые сказал дух, который, во-первых, был изгнан, во-вторых, является всего лишь творением. Выбор? И это свободный выбор. Ну, как там произошло всё, это тема отдельной лекции, уж точно к ангелам не относится, там уже делал человек все сам. Я обычно говорю студентам: поверьте мне — никто этот запретный плод ни Еве в рот не засовывал, ни Адаму через терку не тер, в сок не превращал, в пюре. Всё было сделано самим человеком. Это отдельный разговор, поэтому, одним словом, уязвлен был человек именно через это.

Книга Премудрости говорит следующее: Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих. Вот тот самый пример, который я вам привел. Да, так произошло, человек согрешил. Но Бог не радуется этому, Он лишь радуется, чтобы действительно этой смерти не было, чтобы человек осознал то же самое как ангел, но однако, в данном случае, если человек или человечество этим путем идёт — покаяния, то ангельский мир, который отрёкся, этим путем уже не идет. Обращаю ваше внимание вот на что. Священное Писание и Священное Предание видит в этом фрагменте саму сущность падшего ангела — это вот момент искушения Евы и обольщения ее, — видит саму сущность падшего ангела, который называется сатаной или дьяволом. Отцы разумеют, что Бог изначально сотворил всех ангелов добрыми. Они же, воспользовавшись своей свободой, изменили свою сущность. То есть сущностью воспользовались так, как захотели. В чём разница сущности — я начинал с этого лекцию. И обратите внимание, что на это говорит сам Христос: (Ин.8:44) вы отца вашего дьявола волю хотите. Он был человекоубийца искони, от начала не устоял он в истине, ибо нет в нём истины, когда говорит он — ложь глаголет, ибо глаголет свое, ибо он есть ложь и отец лжи. Эти слова, которыми Христос прямо указывает на того, откуда корень зла, что он есть отец лжи, он ее принес, а вместе с ложью придет в мир и искушение, и соответственно, грех. Как сказано: Единым человеком грех в мир вниде, и грехом смерть, и тако смерть во вся человеки вниде, в нем же вси согрешиша. То есть все мы через Адама рано или поздно умрем. А смерть это и есть следствие действия того самого греха.

Еще что мы видим. Мы с вами сказали о количестве ангелов, и мы можем привести два примера. Я вам приведу пример позитивный и отрицательный. Когда Христос был искушаем в пустыне — помните, Он говорит дьяволу: Неужели не могу я упросить Отца Моего Небесного, и Он пошлет двенадцать легионов ангелов. Это первый момент. И второй момент — помните, когда Христос разговаривает с злыми духами, которые вселились в гадаринского бесноватого. Он спрашивает, обращается к нему — (запомните, это Бог!), Он обращается к нему: как имя твое? То есть он к духу обращается. Дух же ему гордо говорит? нас много, много нас. Каково имя твое, — спросил Господь. И он опять же на прямой вопрос Бога отвечает косвенно: легион. Легион, если вы знаете, это римская мера воинов, от 8 до 12 тысяч. Представьте себе — то есть в одного человека вселился легион бесов, духов. Имя свое он так и не назвал. То есть мы видим, что число злых духов весьма велико.

Давайте посмотрим в Ветхом Завете. Злой дух искушал Саула, первого царя Израильского. Почему искушал? Помните, он нападал на него, он уже начинал приходить в состояние беснования. Мы вспомним о том, что сам Саул, пытаясь найти хоть какую-то помощь, в конце жизни обращался к вызывателям духов, чародеям, и прочим ворожеям, которые ему призвали хоть кого-то, потому что от него все отвернулись, и Дух Божий уже с ним не говорил. Давайте вспомним еще очень интересный момент, когда дух злобы приступает к Самому Христу — это в пустыне, 40 дней. Вот я вам сказал о том, что Иоанн Креститель знал больше, чем ангелы. А теперь посмотрите — ведь дьявол знает, что это сын Божий, знает. Он же дух, но он не может понять, что Он делает здесь в пустыне, для чего Он пришел, как Он пришел, что будет дальше. И вот он наблюдает за Ним всё это время, и в конце сказано: и напоследок Христос взалкал. Но это же был человек. Взалкал, то есть силы стали оставлять — вы прекрасно знаете, кто медициной занимается, что 40 дней — это тот самый срок, когда уже любой переходит в состояние уже болезненных и необратимых процессов. Вы знаете прекрасно, что клиническое состояние болезни, переломное, тоже именно этот срок определяет. И когда ему стало плохо, силы покидают — и приступил к Нему сатана. Приступил — обращаю ваше внимание вот на что: приступил к нему сатана и начал Его обольщать. Три было обольщения, если вы помните.

А вот здесь я вам процитирую другой момент. В Книге пророка Исаии, в 14 главе будущий Мессия называется еврейским словом «Хелель» — переводится как утренняя звезда. Утренняя звезда — кого так звали? Денницу. Вы понимаете, с какой он злобой приступает. То есть Книга пророка Иезекииля (Иез.28:14) снова пророк называет будущего Мессию «утренняя звезда». Один не смог состоять в этом пути, а другой на этом пути остался. И что его больше всего поразило, потому что сначала стал он хлебом искушать. Потом говорит: я же знаю, зачем Ты пришел, все царства мира Тебе отдам — только поклонись мне. — Нет. — Тогда признай меня, что я бог, признай! — Нет. Господу Богу Твоему служу, и Ему Одному поклоняюсь. Очень важные слова. Одна утренняя звезда стала клеветать на Отца стала возносить ложь, другая утренняя звезда — полное повиновение Отцу, ибо для того Он и пришел в мир, чтобы исполнить закон любви, закон послушания Отцу. Вот параллель очень важная. Вот эта злоба, какая была в нём. И смотрите: отступил дьявол от Него до времени. Посмотрите, какая наглость! Наглость в том, что к Богу приступает, зная, что это Человек, но зная, что это ещё и Бог. То есть мы видим, насколько ангельский мир действительно укоренился в этой злобе, укоренился в состоянии, когда не желает каяться и принять. Поклонись мне — то есть как только это произойдет — всё, задача будет решена, он бог. Бог ему поклонился через Сына — правильно ведь? Господу Богу служу и Ему Одному поклоняюсь. Поэтому вот это очень важный момент с утренней звездой. И отошел от него до времени.

Победа Иисуса Христа, в общем-то, и стала вот тем путём, главным путем над злыми духами, над духами злобы поднебесной. Именно с этого времени Иисус начал открываться ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим, много пострадать от старейшин, первосвященников, книжников, быть убитым и в третий день воскреснуть. И именно здесь Он говорит следующее (смотрите, как сатана искушает), когда вдруг обращается к Нему Петр и говорит: помилуй Себя, Учитель, да не будет этого с Тобой. То есть смерти, страданий, воскресения, и прочее. И вдруг Он, обращаясь к Петру, говорит следующее: Отойди от Меня, сатана. Ты мне соблазн, потому что думаешь не о том, что Божие, а о том, что человеческое.

Говоря о ангелах и демонах, опять же говоря об очень важном качестве, о самом главном качестве Божием, я бы хотел привести слова блаженного Августина. Отец неразделенной Церкви блаженный Августин, в частности сказал: ибо Бог Вседержитель, будучи в высшей степени благ, никогда не допустил бы кому бы то ни было, или какому-либо злу существовать в делах Его, если бы Он не был столь силён и столь благ, чтобы произвести добро из самого зла. Слова блаженного Августина очень глубокие. Смотрите: чтобы произвести добро из самого зла. Тут есть пример. Давайте вспомним пример праведного Иосифа Прекрасного. Помните, братья по зависти продали его купцам, которые шли в Египет и результат какой был? Когда он потом призвал их и сказал, что это зло, которое вы сотворили, Господь обратил во благо. Так вот что получается. Это не значит, что зло для того и существует, чтобы во благо его обратить, это значит только то, что Бог милосерд, Бог действительно есть Любовь, ибо Он направляет человека, Он направляет того же ангела. То есть Он, действительно, ждет покаяния.

И вот здесь еще пример приведу. Я старой академической школы, поэтому для меня пример Священного Писания самый главный. Вы спрашивали меня в перерыве о том, что покаются ли ангелы. Мы сказали, что святые отцы имеют мнение о том, что они укоренились во зле и покаяться не могут. Это, запомните, мнение святых отцов. А любой святой отец высказывает свое мнение. Это мнение может быть общецерковным принятым, либо частным. Я не буду спорить, но я вам приведу пример чуть-чуть более совершенный. Священное Писание, Евангелие от Луки. Давайте вспомним известную притчу. Юноша — младший брат, сын попросил у отца имение свое. Обратите внимание — то, что не заработал. Попросил, и отец, разделив, имение дал ему. А он что сделал — пошёл в дальнюю страну и расточил. Знакомая вам ситуация из евангельской притчи, теперь обратите внимание вот на что. Всё это время, сколько он находился на стране далече, сколько он был там, как он расточал — сказано: с блудницами расточал это имение, собираемое годами и десятками лет. Ни одного слова мы больше об отце не слышим. Всё время возникает только образ этого блудного сына. И вот обратите внимание — расточив все — всё расточил, то есть не половину, а потом понял: Господи, что я делаю, я же без всего останусь, всё расточил! Чувствуете, какой кураж был? — Всё расточил. Следующая ситуация. Начал нуждаться, и рад был напитаться рожками, которыми давали свиньям — не наши макароны, рожки там — это рубленые стебли растений. И вдруг подумал сам в себе: пойду, ворочусь к отцу моему, но уже не буду сыном ему, а попрошусь лишь в число наемников, то есть на работу. Он всё это время — я обращаю ваше внимание, — отец молчит, он не звал, не спрашивал его, как бы не интересовался о нём, то есть образ отца мы не видим. И он пошёл, и он пришел, и вдруг он не рассчитывал на что — даже на милосердие, — в работники наймусь хотя бы, хотя бы ничего не буду иметь, но хоть голодным не буду. И как его принял отец? Вот поэтому я вам пример евангельский не напрасно привел по поводу блудного сына. Если Господь — а этот факт не оспаривается, — милосерд, если Он действительно до сей поры терпит ангелов злобы, духов поднебесных, — обратите внимание, очень важный момент, на то, что они действительно обладают некоей силой, они действительно могут влиять на, в первую очередь, на жизнь духовную, принося тяжелый ущерб, и косвенно на жизнь физического порядка. Но при всём при этом провидение Божие управляет всей жизнью нашей и всей историей человечества. Мы никогда не видим, чтобы вдруг где-то Господь отступил, а дьявол превознесся. То есть всегда этот баланс будет выдерживаться именно из-за милосердия Божия. Ибо как сказано: Бог хочет всем спасения и в разум истинный прийти, и найти истинный путь покаяния. Поэтому это действительно Божий путь. А уж идём мы этим путем или нет, то это вопрос, конечно, совершенно иной.

Согласно классификации, если мы говорим об ангельских чинах, в Священном Писании нет прямого ответа на этот вопрос. Упоминаются только некоторые херувимы и серафимы. Но согласно Псевдо-Дионисию Ареопагиту упоминается девять ангельских чинов. Хотя некоторые моменты мы находим, и в Священном Писании, в частности в Книге Товита, в 12 главе, мы читаем следующее: и сказал он Я — Рафаил, один из семи архангелов — то есть четко дается указание, имя, и оказывается, что архангелов, то есть старших ангелов всего семь. В Откровении Иоанна Богослова косвенно снова дается упоминание о семи ангелах. (Откр.1:4) — о семи духах семи Церквей. То есть каждая Церковь имеет свой Дух. Святая Церковь упоминает имена семи архангелов: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил, Иегудиил и Варахиил. Предание церковное причисляет к ним еще и имя Иеремиил. Ну, в данном случае Михаил это «первоверховный архистратиг воинства Небесного» переводится. То есть имя каждого архангела имеет суть. Я вам привёл имя Гавриил — переводится как «сила Божия». Михаил — архистратиг, то есть предстоящий воинства. Гавриил — предвестник воли Божией для человека. Гавриил изображается всегда очень интересно — с райской пальмовой ветвью в руке, либо изображается со светильником со свечой, но свеча стоит внутри фонаря, светильника. О чём это указывает — о том, что жизнь каждого человека горящая свеча, она известна, но до поры она скрыта от человека, и даже скрыта от ангелов, поэтому ангел может принести эту весть, а может эту весть не принести. Также архангел Гавриил может изображаться с зерцалом, то есть зеркалом. Зеркало указывает на то, что когда человек внимательно смотрит в это зеркало, он должен видеть не себя, а видеть то, что его удаляет от Бога, то есть свои грехи. Вот какую весть он приносит. Архангел Рафаил изображается с алавастровым сосудом, наполненным целительным маслом, и его имя переводится как «милосердие, помощь страждущим, помощь больным». Следующий Уриил переводится как «свет огня Божия». Уриил изображается с опущенной вниз молнией, направленной на землю. Он показывает нам то, что эта молния, этот свет — понятно, что этот свет позитивный, несущий от Бога. Он показывает нам о том, что эта молния несется людям, и Уриил является покровителем людей, которые посвятили себя науке. Наука тоже разная, если она на благо идёт — понятно. Серафиил — архангел молитвы, изображается чаще всего с четками руках, в молитвенной позе, или руки, сложенные на груди. Иегудиил переводится как «хвала Божия, хвалящий Бога». Изображается с золотым венцом в одной руке и с бичом в другой руке. Венец означает венец для праведных людей, а бич означает силу Святой Троицы для тех, кто против Бога непосредственно выступает. Варахиил — архангел Божий или Божие благовествование. Вот собственно имена первоверховных ангелов, то есть непосредственно архангелов. Потом есть сонм ангелов — всего девять ангельских чинов. Я, собственно говоря, могу их перечислить, но это уже не так важно, в данном случае о количестве ангелов мы сказали.

Теперь несколько слов об Ангеле Хранителе, о котором меня спросили, я отвечу на вопрос. У каждого человека есть Ангел Хранитель, дух, который охраняет. Силу этого духа мы познать не можем, имени этого духа мы не знаем. Объясню почему. Потому что если бы мы знали имя нашего Ангела Хранителя, то мы узнали путь, начертанный нам. Однако Господь по милосердию, так как у каждого человека есть свободная воля, и чтобы человек в данном случае не тяготился, или наоборот, не был обременен, или не гордился тем своим путем, имя Ангела Хранителя, который даётся ему от крещения, неизвестно. Также мы с вами получаем ещё имя при крещении — имя святого, не путайте это. Поэтому имя святого и день памяти которого — это человек, который прославлен в лике святых, а имя небесного покровителя нашего нам остается неизвестным. Не забывайте — в данном случае святая Церковь не напрасно празднует память всех небесных сил бесплотных — от самого высшего архангельского чина до самого низшего ангела. Помните, что любой самый низший чин совершеннее самого совершенного человека. Но самый простой человек имеет качества, которых никогда не имеет ангел. Я всегда привожу пример студентам о том, что у нас любят говорить, в нашей церковной среде особенно: вот, прямо дьявольское искушение, дьявол меня искусил. Я говорю: ага, прямо тебя дьявол искушал! Ему не до тебя было, ты сам себе искушал, потому что он еще не успел дать пакостную идею, как ты уже сам сделал. Мы порой столько валим на него — он во всём виноват. Да он еще не успел пакость сделать. Ему же надо было прийти тебя искусить, ты должен сопротивляться, потом искуситься. А тут какое искушение? Мы многие вещи делаем и на него сваливаем — ой, дьявол искусил. Поэтому не забывайте о том, что ангельский мир — это мир духов. И запомните: я вам привел пример сегодня с тертым яблоком, который Еве кто-то там давал. Никто, она сама всё сделала, понимаете? Это свободный выбор. Смотрите — ела и дала Адаму. Он как ел — с закрытыми глазами, да? — Нет, сознательно, потому что он согласился с ней. То есть дух-то искушал, а правда ли? Человек сделал. Так вот, запомните, ни один дух никогда ничего не может — передвинуть с места спичку на столе, листок бумаги. Почему? Он другой мир, он может только прийти и вселять в душу мысли — греховные мысли, отвращать человека от добрых дел. Но сделать он этого не может, делаем мы это всё сами. И вот поэтому когда мы это делаем, если мы действительно, потому что он-то потом отходит в сторону, а мы-то остаёмся.

И коли мы с вами заговорили о проявлении ангелов в этом мире, мы находим проявление ангелов, друзья мои, во всех религиях — во всех, независимо от степени развития этих религий, социального статуса этих религий. В конце концов, есть религии, которые остались на уровне глубокого язычества, а есть которые представлены уже философскими течениями или там целыми псевдонаучными определениями какими-то. Однако любая из религий — допустим, в иудаизме есть имена ангелов, которые упоминаются такие как Микаэл, Габриэл, Рафаэл — это в Книге Еноха можно найти. В Каббале, кабалистика — это другое направление совершенно, допустим упоминается ангел хранитель. Имя его Сандальфон, в этой же кабалистике есть Габриэл — это «сила Божия», Самуэл — это «страшный яд» переводится. То есть видите, направленность ангелов уже совершенно иная. Микаэл — «подобен Богу, равен Ему», чувствуете разницу? — Равен Ему. Сашиэл это «справедливость Божия». То есть идет подмена, разница понятий — Бога ангелам. Равен Богу, то есть проблемы есть — обращайся к этому ангелу. Ариэл или Уриэл — это «огонь Божий». Выше всех Матафон — это «глас Божий». Но это всё из кабалистики.

Также в Ветхом Завете упоминаются херувимы. Мы также видим упоминание об ангелах и в других религиях. Допустим, у мусульман ангел является неотъемлемой частью мусульманского вероучения, в частности, Корана. В Коране можно посмотреть — 2 сура, 177 аят. Там сказано про ангелов, что ангел есть столп и утверждение мусульманской веры. Почему? По исламскому преданию и вероучению ангелы сотворены из стихий света, бесплотны, невероятно сильны и главная их существенная цель и значение — это служение Аллаху. Ангелы безгрешны и беспрекословно выполняют его волю. Немножко разница есть, правда? Если мы говорим о том, что они получили свободную волю, то у мусульман в Коране написано: беспрекословно волю только Аллаха. В Талмуде мы можем найти определение про ангелов. Если кто интересуется — особенно появляется, разрабатывается, понимаете — что вот на потребу дня, что людям интересно, то и будет. Не думайте, что только сейчас у нас так. Человеку что-то интересно, и это во все времена так было, и поэтому, особенно в Средневековье, когда тема ангелов и демонов была наиболее популярна — ещё не было телевизоров, поэтому нужно было книжки читать. А книжки читать — нужно было еще больше писать, а книжку писать — нужно, чтобы что-то выдумано было, а чтобы ее купили, нужно что-то интересное. Есть такой оккультист, он себя назвал, голландский врач Иоганн Вейер. В частности, его книга вышла в 1587 году, где он рассказывает всё — как общаться с ангелами, как вызывать, как их провожать обратно, если надоели, инструкции всевозможные что сделать, как сделать — одним словом полная, так сказать, оккультная картина дается общения с ангелами. В данном случае он приводит тоже несколько классификаций, совершенно разных. В частности, он указывает — у него всё перепутано — у него, допустим, есть такое понятие, как ангел, который называется именем «гений» — слово, знакомое нам. Это оказывается ангел хранитель, и он переводится как и «демон-хранитель» этого человека. Всё в кучу — ангелы, демоны, помните как всё смешалось все люди, кони — тут то же самое. К этой же самой структуре у него относятся наши любимые с вами сказочные персонажи — и не столько сказочные, потому что они тоже принесены из мифологии. А мифология — это часть жизни духа народа. Это те самые ведьмы, домашние духи, домовые, водяные, лешие, нимфы, дриады, хранители дворцов, древних культов — всё тут. Они все относятся к этим гениям. Второй по его классификации мир злых духов — это охроны. Это демоны, которые исполняют роли возмутителей спокойствия природных стихий — огня, воды, ветра и пр. Ну, и самые совершенные из них — это демоны, которые, собственно говоря, являются теми, которые возмущают целые народы и вводят эти народы в соблазны.

Поэтому, друзья мои, учение демонах и ангелах, оказывается, мы видим в любой религии. Вопрос в том, что мы сегодня с вами сказали о предназначении ангелов, и сказали, для чего они сотворены, как они помогают. Мы сказали о том, что было причиной того, что часть ангелов отпала. Это не несовершенство Божие, что Бог был несовершенен, поэтому так получилось. Это закон любви. Поэтому я вам привёл сегодня пример с блудным сыном. Ибо сказано: Бог хочет всем человекам спастись, ибо Благ есть и Человеколюбец. Ибо и нам хочет спасения, и тем, кто, в общем-то, и был создан для прославления Его. Этим бы я хотел

Вопросы:

В каких случаях ангел отступает от человека?

Есть Таинство, великое Таинство, когда архиерей возлагает руки на голову поставляемого либо дьякона, либо священника, и говорит такие слова: Божественная благодать всегда немощная врачует и оскудевающая восполняет. То есть оскудевшее восполняется. Поэтому человеку — священнику дается дар, дар и право нести этот свет людям. Но если священник не достоин нравственными своими беззакониями, либо там, не дай Бог, еще какими-то соблазняется, то благодать дара Святого Духа от него отходит. То же самое и здесь. Мы действительно можем оскорблять своего ангела, мы можем делать так, что он будет отходить от нас. Поэтому как только мы больше делаем беззаконий, а нравственное чутье у нас профессионально велико, потому что у нас есть внутренняя совесть, которая нам всегда подсказывает: ай-ай-ай. Совесть можно забить в дальний угол настолько, чтобы она молчала, и тогда даже простая русская поговорка «бессовестный человек», то есть самое главное, глас Божий, не слышен. Поэтому то же самое здесь. Ангел может быть оскорблен. Почему? Потому что мы оскорбляем Духа Божия, живущего в нас. Ибо сказано: тела ваши храм Божий, и Дух Божий живет в вас. То есть подобными вещами — безнравственными, беззаконными, мы оскорбляем и Духа Божия, живущего в нас, который отступает, и самого Бога, чей образ мы носим. Но если мы приносим покаяние и говорим, как тот блудный сын: Боже, милостив буди мне грешному! — Господь слышит и принимает, как блудного сына, если это покаяние действительно искреннее. И ангел возвращается и помогает человеку на всех путях его.

Ангел Хранитель дается человеку при рождении, то есть получается — каждому человеку, вне зависимости от того, крещен ли он или нет?

Как в западной традиции, так и в восточно-христианской, Ангел Хранитель дается человеку при крещении. В кулуарах я ответил более пространно. Я вас понимаю, но я ответил на вопрос точно, как учит Церковь. При крещении дается Ангел Хранитель. Хотя из Ветхого Завета мы знаем, что ангел дается с самого рождения. Тонкости здесь мы определить не сможем, где грань проходит, я не скажу. Потому что в эту тайну вторгнуться пока нельзя. Лишь комментарии есть отцов — даже комментарии, даже не точные утверждения, а комментарии. Но учение Церкви вот такое — Ангел Хранитель дается при крещении.

Вы сказали, что ангел дается каждому человеку, но не каждый человек является христианином.

Вспоминаем апостола Павла. Апостол Павел говорит, ему этот вопрос задают: а что те, которые не знали о Христе, все погибнут? Что отвечает апостол Павел: спасутся по закону совести. А что такое совесть — это голос Божий в человеке, то есть голос добра а человек изначально сотворён добрым, то есть 1) расположенным к добру и 2) созданным творить добро, благость. Вот в чем дело. Поэтому здесь в данном случае — давайте, я оговорюсь, что это моё мнение, не мнение Церкви — это разные вещи. Я бы так сказал — если действительно Ангелов Хранителей Божиих раздавали только при крещении, то мы бы в христианстве узурпировали какую-то колоссальную совершенную структуру, и весь остальной мир был бы чего-то лишён. Я думаю, что ангелов такое количество везде, и конечно, они соответствуют, ибо изначально, коль каждый человек добрым был сотворён, каждому человеку от творения мира от первого Адама был приставлен ангел. Я полагаю, что более правильно так. Но своими беззакониями, безнравственностью мы этого ангела света можем оттолкнуть, а ангела тьмы приблизить. И он нам будет нашептывать всё, что нужно, и всё, что не нужно. Это опять же свобода воли человека — с кем мы хотим быть непосредственно.

Обычно если происходит, как нам кажется, какое-то богоугодное дело, мы так или иначе сталкиваемся с какими-то искушениями, как на них реагировать?

У меня есть соседка — замечательный, добрый очень человек, они иконы вышивают. И как обычно вышьют икону — и начинаются искушения. Я говорю: И что, матушка Антония, что случилось у вас? — Вот, там всё полетело, трубы замерзли, стекло разбилось… Я говорю: Ну, давайте начнем сначала. Какое доброе дело опять сделали? — Да мы ничего и не делали совсем (со своей дочкой, обе уже престарелые), ну, там икону привезли одну на реставрацию, мы только закончили, отдали ее — батюшка так доволен был, так доволен, но храм такой бедненький!.. Я говорю: вот, вот — доброе дело сделали. Вы что, думали, просто так что ли? Так радуйтесь, что стекло разбили. Объясню почему — мне его вставлять, то есть радость поделим на всех! И она как-то по доброму воспринимает эти вещи. Если мы будем бояться, враг нас будет искушать ещё больше: — ага, он боится, он боится, сейчас сделаю! А когда мы ещё воспринимаем: Слава Богу за всё! Заметили — значит, оценили. Помните, главное, чтобы награду у людей не получить. А он видите, злится как порой. Значит, вся аудитория, которая здесь, пришла на доброе дело. Значит, что-то доброе я сделал для вас, и вам благодарен. Почему — потому что коли я сделал, значит, общее дело делаем действительно. Я вам приводил пример сегодня про десять праведников. Чувствуете, сколько Москва будет стоять? Вечно! Аминь.

 
 
 

Назад к списку