ЛЕКЦИИ и БЕСЕДЫ

«Многообразие религиозного опыта. Почему именно Православие?»

Лекция протоиерея Олега Стеняева.

Протоиерей Олег Стеняев - священник храма Рождества Иоанна Предтечи, председатель редакционного совета газеты «Миссионерское обозрение».

Скачать видео (250Мб) Прослушать аудио в отдельном проигрывателе (01:11:44)

Тема сегодняшней нашей встречи: «Многообразие религиозного опыта. Почему именно Православие?» 

Почему именно Православие? Этот вопрос люди задают себе достаточно часто. Если Бог – один, почему столько много разных религиозных направлений? Почему существуют разные религии?

Это достаточно сложный вопрос. И как среди этой «мозаики» разных религиозных систем мы сможем определиться, что, вот, именно Православие наиболее полно отображает волю Бога?

Эпиграфом для этой встречи я хочу взять слова из Священного Писания. Это – книга Откровения Иоанна Богослова, Апокалипсис, 16-ая глава. Здесь, в 19 стихе, мы находим такие слова: «И город великий распался на три части, и города языческие пали, и Вавилон великий вспомянут пред Богом, чтобы дать ему чашу вина ярости гнева Его».

В Апокалипсисе говориться о том, что город великий распадается на три части. В то же время говориться об Иерусалиме, что и он распадается, разделен на три части.

Те из вас, которые были в Святой Земле, можно сказать, воочию убедились, что это именно так. В Иерусалиме есть еврейская часть города, есть христианская часть города, есть мусульманская часть города.

Когда Андрей Кесарийский писал толкование на Апокалипсис, ему надо было объяснить, на какие три части был разделен город Иерусалим, а тогда не было мусульман, то он предположил, что одна часть – христианская, другая – иудейская, а вот третья часть, наверное, это самаряне.

Но мы знаем, что это ошибочное истолкование: третья часть – это мусульманская часть города.
Действительно, Священное Писание говорит о том, что даже мир при своем распаде будет делиться на три части. Это христианская часть, это иудейская часть, и это мусульманская часть.

Когда в нашей стране к власти пришли безбожники, они были уверены, что религия никогда теперь не будет играть такой заметной роли не только в нашей стране, но и во всем мире.

Но если мы окинем взглядом ближайшую от нас историю, то мы увидим, что те швы, по которым мир разделяется на противоборствующие стороны, имеют четкую религиозную окраску.

Хорваты против сербов, потому что хорваты – католики, а сербы – православные. Но и те, и другие – славяне. Косовары против хорватов и сербов, потому что они мусульмане. И даже конфликт, который вспыхнул несколько лет назад в центре исламского мира – война между Ираком и Ираном, если кто-то из вас помнит такое столкновение – она тоже была по религиозному принципу. Ирак – это суннитская страна, там мусульмане исповедуют суннитский толк, а Иран – это шииты.

Действительно, это проблема существует. Мне приходилось общаться с одним протестантом из Англии – это ученый человек, человек в годах – и когда я спросил его: «А как там у вас отношения с католиками?», он, вы знаете, что он ответил? Он сказал: «Я их так ненавижу! Я даже запах ощущаю католиков!»

Ну, я не стал переспрашивать какой «запах» у католиков, но такое патологическое отношение к «другим», «чужим», «иным» – это немножко настораживает.

Поэтому сегодняшнюю тему, особенно когда мы будем говорить с вами о Православии, можно озаглавить и так: «Благообразие религиозного опыта; или почему, всё-таки, Православие?»

Итак, Апокалипсис рассказывает нам о том, что мир будет разваливаться и делиться на три части. Что мы можем сказать об этих трех религиях: иудаизме, христианстве и исламе? Эти религии объединяются религиоведами одним общим названием: «авраамистические религии».

Почему так? Потому что и в иудаизме, и в христианстве, и в исламе почитается особым образом личность Авраама, патриарха еврейского народа.

В иудаизме – это праотец всех евреев. Собственно говоря, в иудаизме Авраам – это первый еврей! Слово «еврей» означает «с другого берега Евфрата», «Перешедший реку» – Авраам был первым таким человеком, который оставляет языческий Ур Халдейский и идет туда, куда его послал Господь Бог.

В христианской традиции святые апостолы называют Авраама отцом всех верующих. Он – действительно пример для всех верующих. Кстати, он пример всех мужчин, а его жена Сара ставится в образец женам-христианкам.

В исламе Авраам называется Ибрагимом в соответствии с арабской традицией, и в Коране мы можем найти такие слова: эти слова, которые произносятся как бы от имени Мухаммеда, основателя ислама: «Я не создаю новую религию, я зову вас к вере Ибрагима!», т.е. Авраама.

Авраам не был иудеем, он не был христианин, он был – ханив. То есть «Преданный Богу, покорный Ему». Вот такой текст мы можем найти в Коране.

Условно, эти религии называются авраамистическими. Потому что и в иудаизме, и в христианстве, и в исламе почитается первый пророк еврейского народа, причем, почитается особым образом…
Вы знаете, что в Новом Завете говориться о том, что уверовавшие в Иисуса Христа после смерти окажутся «на лоне Авраама». Удивительная деталь, на которую, может быть, кто-то не обращал внимания, но, действительно, в Новом Завете об этом много говориться, и в третьей главе к Римлянам апостол Павел пишет: «Итак, какое преимущество быть Иудеем, или какая польза от обрезания? Великое преимущество во всех отношениях, а больше всего в том, что им вверено слово Божие!»

Такие слова мы находим у апостола Павла, которого трудно заподозрить в симпатиях к иудеям, которые и бичевали его, и камнями его хотели побить, однако, вот, в первом веке слово «иудей» носило совсем другую окраску.

Если вы будете читать диалог мученика Иустина с иудеем Трифоном, то там, в начале диалога, мученик Иустин восклицает: «У вас и у нас – один Бог!», обращаясь к иудею Трифону, Иустин хочет обратить его в Христову веру, и он говорит: «У вас и у нас – один Бог, у нас – общие пороки!»
Но, всё-таки, вот многообразие религиозного опыта. Почему именно Православие!? Иудаизм, религия Ветхого Завета – это очень древняя вера. Он начинается с личности праотца Авраама. Можно по-разному оценивать современный иудаизм в его связи с ветхозаветным иудаизмом, но истоки идут оттуда.

Главная заповедь иудейского народа гласит: «Слушай, Израиль, Господь Бог твой – есть Господь един». И когда однажды Господа нашего Иисуса Христа спросили, какая бóльшая заповедь, хотя он обычно говорил: «Возлюби Господа Бога всем сердцем своим и всем помышлением, и ближнего, как самого себя», то однажды Он ответил именно так: «Слушай, Израиль, Господь Бог твой – есть Господь един».

Для иудеев единство Бога – это главный догмат их веры. Известный лидер иудаизма Хаим Луцатто писал: «Если мы назовем Бога милосердным, мы не скажем о Нем всё, потому что Он не только милосердный, но ещё и правосудный. Если мы скажем, что он строгий, мы не скажем, что Он – всепрощающий. Но когда мы говорим «Адонай эхад» - «Господь един», то речь идет о единстве всех составляющих в Боге».

То есть для них единство Божественное – это первая заповедь, на этом строится вся философия иудаизма веры в единого Бога. Но Бог иудеев – это Бог, который велит строго исполнять закон. В Пятикнижии Моисея сказано, что та душа, которая не будет строго исполнять заповедей, уставов и постановлений, она истребится из народа. С точки зрения иудаизма эти слова понимаются буквально: душа истребится из народа! То есть после смерти – этот человек не оживет. Иудеи считают, они в это верят, что все, кроме них после смерти разделяют участь животных, и никто из нас не воскреснет. Кроме праведников мира. Под праведниками мира иудеи понимают тех людей из разных народов, разных национальностей, которые проявляли добродетели и помогали евреям. Так, например, в соответствии с иудейской традицией библейский Иов был советником при том самом фараоне, с которым боролся Моисей и при котором осуществлял исход еврейского народа. И так как Иов был одним из праведников, он постоянно фараона уговаривал отпустить Моисея и его народ.

Иудеи стремятся исполнять Божий закон, но мы тоже должны исполнять Божий закон. Иудеи сосчитали и нашли 613 заповедей во всем Пятикнижии Моисея. В этих заповедях большое количество запрещающих заповедей, и большое количество разрешающих. Запрещающие говорят, что нельзя делать, а разрешающие заповеди говорят: делай это и то-то и то-то.

Иудеи, это люди, которые пытаются спастись своими собственными делами. И в этом – проблема этого движения, в этом экзистенциальность, некая безысходность тех людей, которые, с одной стороны, признают святость Бога, святость закона, святость этого пути, но чувствуют, что не получается.

Однажды я беседовал с одним раввином, он приезжал в Москву накануне 2000-летия от Рождества Христова. Раввин, представители туризма встречались с представителями Церкви, чтобы использовать юбилей 2000-летия от Рождества Христова с целью заработать деньги в Израиле. И они рассказывали, какую сумму они рассчитывают получить от этого мероприятия. И всякий раз, когда они говорили о 2000-летии, они никогда не говорили «от Рождества Христова». Они говорили: «2000-летие новой эры, это так важно, так ответственно. И они рассказывали, что в Израиле они создают бригады молодых агитаторов, которые ходят по кварталам фанатично-настроенных иудеев и объяснят им, что не надо плеваться в священников! Если он, этот священник, идет – он турист, он паломник, который приносит доход! Хотя бы на 2000-летие не надо этого делать! Не надо косо смотреть на людей, которые будут приезжать-приезжать-приезжать на эту дату!

Когда закончились консультации с этими людьми, а я участвовал в этих консультациях по благословению председателя Миссионерского отдела, мы с этим раввином решили сесть вот так в Москве, где-нибудь покушать. Я его пригласил в «Елки-палки» - есть такая сеть ресторанов в Москве. Ну, мы сели, я ему налил водочки – а он такой человек осторожный, но выпил…. Потом по второй, по третьей…. И тут я решил задать ему вопрос, который всегда меня очень мучил: «Неужели иудеи думают, что они могут своими делами заслужить спасение? Неужели они серьезно хотят исполнить все эти 613 заповедей, все 613 мицвот!?» Я спросил этого раввина: «Вот скажите мне, уважаемый, вот вы исполняете все эти 613 мицвот от начала и до конца?»

Он задумался. Я ему говорю: « Я поясню свой интерес: ведь сказано в Пятикнижии: «Та душа, которая не будет исполнять всех заповедей, уставов, постановлений… (кстати, в иудейской традиции заповеди – это то, что записано в Пятикнижии, уставы – это Талмудическое истолкование Пятикнижия, а постановления – это решения раввинских судов; это уже не одна Библия, не одно Пятикнижие – это сотни томов Талмуда, других всевозможных авторитетных для иудеев писаний)»…. Так вот, я спросил этого мужчину, я разговаривал с этим раввином, как с человеком: «Вы соблюдаете все эти заповеди?» Он выпил, задумался и говорит: «Честно скажу – не получается».

Тогда я его спросил: «А на что вы надеетесь, уважаемый раввин? В чем ваше упование? Вы не можете исполнить те заповеди, и сказано: «Душа того человека истребится!» На что вы надеетесь!?»
Он сказал: «Это очень сложный вопрос!»

Я настаивал: «Что вы делаете, чтобы вывести свою душу из этой сложной ситуации!?»
И он сказал мне: «Ладно, я вам расскажу. У нас, - это раввин говорил, - у нас есть такой день Иом-кипур – Судный День. В этот день на небесах идет процесс, суд над каждым человеком, и в конце дня выносится приговор, что произойдет в этом году. И мы берем петуха, подрезываем ему лапки и быстро-быстро крутим над шляпой».

Я с удивлением посмотрел на раввина и спросил: «Зачем!?»

Раввин сказал: «Ну, как зачем? Чтобы наши грехи пристали к этому петуху!.. А потом мы привязываем его к дереву и так далее…»

Тогда я его спросил: «Вы верите, скажите мне честно, вы верите в то, этот петух, которого вы крутите над раввинской шляпой в день Иом-кипур, решает проблему, будете ли вы иметь бессмертную жизнь в Боге и с Богом, или нет!?»

Раввин сам себе налил уже, выпил, вздохнул и сказал: «Я знаю, куда вы клоните, я знаю, куда вы клоните…»

Почему я так детально описываю вот эту встречу? Таких встреч было много, я общался и с мусульманскими лидерами, и с учеными ламами-богословами, и я тоже всегда задавал этот вопрос. Меня очень интересует этот вопрос, ведь я тоже не могу исполнить заповеди Божии так, как я бы хотел это делать. У меня много проблем. И я спрашивал мусульман: «Должен ли мусульманин исполнять повеления Корана, законы Шариата?» Они говорят: «Да! Если он этого не делает, он «кафар» - неверный!» Я всегда делал паузу и спрашивал: «Вы исполняете все предписания, которые есть в Коране?»

И всегда я слышал один и тот же ответ, если создавались доверительные отношения, то человек сознавался: «Конечно, нет! Конечно, нет…»

Если иудеи пытаются решать проблему своего спасения через исполнение Закона, то у мусульман есть представление о Божием милосердии. Они не крутят петуха над головою, но Коран начинается словами: «Во имя Бога милостивого и милосердного властелина всех миров»… То есть всех людей, которые обитают. И вот этими словами: «Бесмеля рахман рахим» - «Во имя Бога милостивого и милосердного…» - мусульмане начинают все свои значимые дела. То есть они говорят, что Бог – милостивый и милосердный.

Причем они говорят «рахман» – милостивый – это по отношению ко всем людям, и мусульманам, и не мусульманам, и верующим и неверующим. Ведь Он всех кормит, и обо всех заботится. А «рахим» - это только для своих в Загробном мире.

Мусульмане не имеют 613 заповедей, у них, на самом деле их всего пять. Почему в Европе сейчас многие принимают ислам? Потому что он привлекает людей своей примитивностью. Всего пять заповедей. Первая: «шахида». Вы, наверное, слышали такое слово «шахид». Так вот «шахида» - это свидетельство веры. В православной традиции мученики по-гречески называются «мартирос». Это слово тоже обозначает «свидетель». Мученик – это не просто человек, который испытывает боль, но это человек, который своими страданиями показывает, что он очень серьезно верит в то, за что страдает.

«Шахида» - это вера в то, что «нет Бога кроме Бога, и Мухаммад пророк Его на земле!» Если мусульманин в это верит, он считается мусульманином. Но этого – недостаточно. Это – только первый пункт.

Далее – «закят». Мусульманин обязан десять процентов от всего, что он зарабатывает, жертвовать своим братьям по вере. Это могут быть родственники, близкие, даже собственная жена. Закятом человек может распоряжаться, как хочет…

Кроме закята есть «хадж». Хадж – это необходимость совершить паломничество в Мекку. Причем, в исламской традиции учат, что если ты не можешь сам поехать – помоги деньгами другим! – это зачтется тебе, как хадж.

«Намаз». Пять раз в день мусульманин должен молиться. Но, при этом, они говорят: «Не получается пять раз в день – будем два раза в день молиться. Не получается два раза в день – хотя бы один раз!»…

И есть еще такое страшное слово, как «газават» - священная война. У мусульман газават делится на три ступени. Низший, самый примитивный газават, это если на мусульман нападают с оружием в руках, надо защищаться с оружием в руках. Это считается «примитивный газават».

Более совершенный газават – бороться со своими собственными грехами.

Но самый совершенный газават в исламской традиции – это обличить начальника. Вы когда-нибудь обличали начальника вышестоящего? Это, конечно, тяжело…

Вот на этих пяти принципах строится весь ислам. Когда я беседовал о проблеме греха с улемами, а «улем» – это ученый, богослов, теолог – я задавал вопрос: «Как вы решаете проблему греха? Если вы нарушили принципы своей веры, если вы совершили преступление – как вы знаете, простил вас Бог или нет? Может ли жизнь являться счастливой, исполненной смысла, если вы не решили самую главную проблему – проблему греха?»

И, как правило, я слышал от этих людей слова: «Рахман рахим…» Они говорят: «Мы надеемся, что Он будет милостив и милосерд к нам! Но мы этого не знаем, мы этого не знаем…. Ни о ком не знаем и, в том числе, о себе…».

Христианство. Христианская религия настолько отличается от других вер, что невозможно христианство объединить с иудаизмом и исламом даже термином «авраамистические религии». Христианство отличается от всех мировых религий, включая буддизм, конфуцианство, синтоизм, тем, что христианство – это религия благодати. Евангелие называется «Благая» или «Радостная» Весть.
Я не думаю, что кто-нибудь из вас обрадовался бы, если бы ему сказали, что с этого момента ты должен соблюдать 613 заповедей мицвот! Если ты где-нибудь споткнешься – всё! Душа истребится! Ты умрешь, ты никогда не воскреснешь! Вот так понимают иудеи эти слова: «Душа истребится из народа».

Я думаю, что если бы вы со своими греховными проблемами пришли бы к мулле и задали бы ему вопрос: «Я не могу больше жить с этими грехами! Помоги мне!» - он бы оставил вас в том же недоумении, он бы развел руками и сказал: «Я о себе не знаю, что меня ждет! А ты хочешь, чтобы я за тебя говорил, какие твои взаимоотношения с Богом!»

Христианская религия – это религия новой формации, это другой тип мировосприятия! Это религия, где вещи называются своими именами.

Чтобы нам это лучше понять, я хочу проиллюстрировать это свое заявление разбором текста из Евангелия от Матфея, 1-ая глава, с 1-го стиха по 17-ый тих. Это Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова.

Родословие Иисуса Христа содержит в себе поразительные духовные истины, на которые очень часто, к сожалению, христиане не обращают внимания! Итак:

«1. Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова.
2. Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его;
3. Иуда родил Фареса и Зару от Фамари; Фарес родил Есрома; Есром родил Арама;
4. Арам родил Аминадава; Аминадав родил Наассона; Наассон родил Салмона;
5. Салмон родил Вооза от Рахавы; Вооз родил Овида от Руфи; Овид родил Иессея;
6. Иессей родил Давида царя; Давид [царь] родил Соломона от бывшей за Уриею;
7. Соломон родил Ровоама; Ровоам родил Авию; Авия родил Асу...

«Духовно-Просветительский Центр Свято-Троицкой Сергиевой Лавры»

Источник: http://www.lavra.tv/

 

 
 
 

Назад к списку