«Фанар и обновленчество против Русской Православной Церкви» -
встреча со священником Александром Мазыриным в Лектории храма Троицы на Воробьевых горах

27 сентября в Лектории храма Троицы на Воробьевых горах состоялась встреча со священником Александром Мазыриным - специалистом по истории Русской Православной Церкви XX века, кандидатом исторических наук, доктором церковной истории и профессором ПСТГУ, которая была посвящена одной из самых скандальных страниц истории Константинопольского Патриархата XX века: «Фанар и обновленчество против Русской Православной Церкви».

Репортаж РИА-Новости: «Жизненный центр Константинополя пребывает "за океаном»: https://ria.ru/religion/20181005/1530095220.html

Константинопольский патриархат почти на всем протяжении XX века имел сильную зависимость от США, которая сейчас только усилилась, считает доктор церковной истории, профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ) священник Александр Мазырин.

"Очевидно, с той поры в этом плане мало что поменялось. Если и поменялось, то в сторону еще большей зависимости Константинопольской патриархии от интересов Соединенных Штатов, в силу фактически полного уже теперь вырождения греческой общины в самой Турции. Уже теперь окончательно жизненный центр Константинопольской патриархии, подлинный центр, пребывает за океаном", — отметил профессор ПСТГУ.

По его мнению, Константинополь сейчас "в полной мере действует" в русле политики руководства США. "То, что происходит сейчас, не вызывает удивления, – это все вызревало на протяжении десятилетий, можно сказать теперь, даже более столетия. И, в общем-то, надежда здесь только на то, что правда на нашей стороне, на стороне Русской церкви", — добавил священник Александр Мазырин.

 

«Как низко пал второй Рим.  Как Константинополь поддерживал раскольников и получал патриархов из США» - интервью со священником Александром Мазыриным в Российской газете: https://rg.ru/2018/09/13/kak-konstantinopol-podderzhival-raskolnikov-i-poluchal-patriarhov-iz-ssha.html

Константинополь поддержал раскол, инспирированный большевистским руководством с целью раздробления и ослабления Русской церкви изнутри - с последующей ее ликвидацией. Лишившись основной части собственной паствы в Малой Азии, Константинопольская патриархия попыталась компенсировать этот ущерб в других местах. Именно тогда и была провозглашена доктрина исключительных прав Константинопольской патриархии в православной диаспоре. Цель - подчинить себе православных эмигрантов всего мира и в Западной Европе, и в Америке, и в других местах земного шара. И в первую очередь русских, оказавшихся в ситуации трагического "исхода". Главной силой, которая могла воспрепятствовать этим планам, была именно Русская церковь. Поэтому Константинопольская патриархия не стеснялась вместе с большевиками участвовать в ее максимальном ослаблении.

Патриарх Григорий Седьмой даже требовал от патриарха Тихона ухода с своего "поста" и передачи власти обновленческому Синоду. Естественно, эти требования были отвергнуты. Комиссия, которую они предполагали послать в Москву для "урегулирования ситуации" так и не приехала, официально от Константинополя в Москву явился только один архимандрит, который активно участвовал во всех обновленческих соборах, сидел в их президиумах, явно демонстрируя этим, что Константинополь поддерживает именно обновленцев.

Патриарх Тихон указывал на абсолютную неправомерность всех этих действий. Прямо говорил, что хотя мы и признаем "первенство чести" Константинополя в православном мире, но это не дает Константинопольской патриархии никаких властных прерогатив. И никакого права вмешиваться в дела других Поместных церквей, направляя к ним каких-то своих уполномоченных представителей без согласования с руководством поместных Церквей. Он без резких выражений, но очень твердо указал Константинопольскому патриарху его место. Другие православные церкви, в частности Антиохийская, встали на сторону Московского патриарха, найдя притязания Константинополя совершенно необоснованными.

Сейчас фактически повторяется ситуация 1920-х годов. Снова происходит смычка Константинопольского патриархата и светских правительств в отделившихся новых государствах, занявших антирусскую позицию. Кроме того, Константинополь явно поддерживает правительство США.

 

«Константинопольская патриархия и обновленческий раскол» - статья священника Александра Мазырина на Богослов.ру: http://pokrov-fond.info/content/konstantinopolskaya-patriarkhiya-i-obnovlencheskii-raskol-svyashchennik-aleksandr-mazyrin

Позиция Константинопольской Патриархии в отношении обновленческого раскола определялась в 1920-1940-е годы не столько церковно-каноническими принципами, сколько политическими факторами: в основном, Вселенские Патриархи склонялись на сторону тех, у кого были лучшими отношения с советской властью. Советская Россия была практически единственной страной, которая имела тогда влияние на победивший в Турции режим Ататюрка. Поставленная турками на грань выживания Патриархия готова была искать защиты даже у большевиков. Для этого нужно было показать советской власти свое расположение. Сделать это фанариоты могли, прежде всего, путем поддержки просоветского обновленческого раскола в Русской Православной Церкви.

Современные заигрывания Фанара с украинскими раскольниками-автокефалистами во многом напоминают события 1920-х годов. И сегодня определенными кругами, как и обновленцами в те годы, усиленно продвигается тезис, что критерием принадлежности к Полноте Православной Церкви является общение с Константинопольской Патриархией. Но если принять этот тезис, то надо будет согласиться, что к Церкви в середине 1920-х годов принадлежали не Патриарх Тихон и шедшие за ним новомученики и исповедники Российские, а обновленческие раскольники. Конечно, согласиться с таким выводом совершенно не возможно. Соответственно, и общение с Вселенской Патриархией принадлежности к Православной Церкви еще не означает. Можно вспомнить слова митрополита (впоследствии Святейшего Патриарха) Сергия по поводу признания Константинополем и Иерусалимом обновленческого «Священного Синода»: «Пусть признают; от этого обновленцы не стали православными, а только Патриархи - обновленцами!». Точно также и сейчас, если фанариоты признают украинских раскольников-автокефалистов, от этого не раскольники станут православными, а фанариоты - раскольниками.

Елена Малер

Фоторепортаж с встречи со священником Александром Мазыриным в Лектории храма Троицы на Воробьевых горах

 
 
 

Назад к списку