19 октября 2017 года в Лектории храма Троицы на Воробьевых горах в рамках сотрудничества с МГУ состоялось выступление Дмитрия Михайловича Володихина - доктора исторических наук, профессора кафедры источниковедения исторического факультета МГУ, автора целого ряда книг по отечественной средневековой истории, по теме «Иоанн Третий - полузабытый создатель России».
Основная часть выступления Д.М.Володихина была посвящена очень непростым историческим реалиям Московского княжества второй половины XV века и основным свершениям Иоанна Третьего во внутренней и внешней политике страны. Как было отмечено, Иоанн Третий, став в восьмилетнем возрасте фактически соправителем своего отца великого князя Василия Второго, оказался свидетелем как всех внутренних распрей и интриг, так и всех внешних угроз и с запада, и с востока Руси. Московское княжество ко времени его правления представляло собой территорию нынешней Московской области; а Русь в целом – массу суверенных, полунезависимых уделов и республик, готовую при иных обстоятельствах к окончательному распаду. Если бы не Иоанн Третий Великий.
Взойдя в 1462 году на великокняжеский престол, Иоанн Третий поставил перед собой одну главную цель - объединить разрозненные русские земли в единую державу, что он все свою жизнь последовательно и делал. Он одержал совершенно невероятные победы над двумя главными внешними врагами Руси: Большой Ордой, подчинение которой прекратилось после стояния на реке Угре, и Великим княжеством Литовским, бывшим одним из самых могущественных государств Европы того времени. При Иоанне Третьем сформировалась целая плеяда потрясающих полководцев, сопоставимых по уровню и с Суворовым, и с Кутузовым, которые принесли Руси огромное число побед: и князь Даниил Холмский, и князь Даниил Щеня, и Юрий Кошкин. Но помимо этого, Иоанн Третий вошел в нашу историю как потрясающий созидатель, который строил единое государство на единой вере, высокой культуре и общих символах, объединяющих все русские земли и народ. Именно при нем обветшавшая деревянная крепость была преобразована в прочный каменный кремль; именно при нем на Соборной площади кремля был возведен величественный Успенский Собор. По его инициативе в Московской Руси появился единый свод законов – «Судебник» 1497 года, установивший на всех ее землях единые законодательные нормы. И именно при нем в России появился новый величественный герб и печать с двуглавым орлом - заимствованным из Византии символом православной империи.
Во время выступления и обсуждения был поднят вопрос о значении брака Иоанна Третьего с Софьей Палеолог, племянницей последнего византийского императора, который дал Иоанну Третьему право на византийское наследие и привел к последующему формированию историософии «Третьего Рима». Обсуждалась тема непростых взаимоотношений Иоанна Третьего и Церкви: великий князь был очень благочестив, но мог вести себя очень независимо и даже вел полемику по вопросам веры с митрополитом Геронтием; но при этом, не позволял себе в церковных делах какого-либо самоуправства и в итоге всегда находил взаимопонимание со священноначалием. Также обсуждалась проблема забвения и фальсификаций целых периодов и деятелей отечественной истории; и, в этой связи, критиковался псевдоисторический ролик об истории России, демонстрирующийся в екатеринбургском «Ельцин-центре». Наконец, обсуждался вышедший ровно год назад телесериал «София» об Иоанне Третьем, Софье Палеолог и Московской Руси XV века.
По мнению Дмитрия Володихина, Иоанн Третий был величайшим стратегом и лучшим правителем в истории России, которому удалось достичь невероятных и до сих пор никем в нашей истории не превзойденных успехов. Но, к сожалению, к (а скорее, благодаря) XX веку создатель единой России и ее величайший правитель оказался в забытии; и многие его свершения оказались забытыми или ошибочно приписанными к достижениям иных правителей. В этой связи, было отмечено печальное отсутствие как в Москве, так и на территории России, и топонимов, и памятников, связанных с именем Иоанна Третьего. А хочется напомнить, что именно фигура Иоанна Третьего была одной из самых величественных фигур воздвигнутого в 1862 году памятника «Тысячелетие России»: Иоанн III изображен на нем в царских ризах и шапке Мономаха, со скипетром и державой, рядом с которым с одной стороны стоит фигура коленопреклонённого татарина с ордынским знаком власти, а с другой стороны лежат фигуры поверженного литовца и ливонского рыцаря с обломанным мечом.
Правда, в последнее время несколько памятников великому государю в разных местах России все-таки появилось. Первый памятник Иоанну III был установлен вблизи музейного комплекса «Великое стояние на Угре», во Владимирском скиту Калужской Свято-Тихоновой пустыни. Еще один памятник Иоанну III появился у Богоявленского собора в Нарьян-Маре, с подписью «Первому самодержцу Руси, повелевшему Русской Арктике быть и походом 1499 года основавшему славный Пустозерск – первый заполярный град, Арктический форпост Православной Святой Руси от благодарных потомков». Недавно фигура Иоанна Третьего была установлена и на территории московской кадетской школы имени М.А. Шолохова, с подписью: “Иоанн III Великий 22 января 1440 – 27 октября 1505 гг. Государь Всея Руси собиратель земель России богоизбранной”. Но очень бы хотелось, чтобы достойный памятник Иоанну Третьему Великому наконец-то появился в центре Москвы, у возведенных им стен Кремля или Успенского собора, общим пожеланием чего эта интереснейшая встреча и завершилась.
Елена Малер
|