20 октября 2016 года в Лектории храма Троицы на Воробьевых горах, в рамках цикла лекций «Православие и современное естествознание», состоялось выступление кандидата физико-математических наук, доцента физического факультета МГУ К.В. Парфенова на тему: «Представления о пространстве и времени от свт. Василия Великого до современной физики».
Выступление Константина Владимировича было посвящено тому, как развивались представления о пространстве и времени, к какому виду они пришли сейчас в современной физике и как это может соотноситься с православным мировоззрением.
В начале своего выступления, говоря о соотношении науки и веры, Константин Владимирович процитировал слова св. Иоанна Кронштадтского, идеально расставляющие акценты в этом вопросе: «Христос – начальник всякой истины; всякий, занимающийся наукой из любви к истине – имеет свидетельство в сердце своем, что дело его угодно Богу.»
Рассказывая об эволюции представлений о пространстве и времени от Эвклида, главного геометра античности, до Эйнштейна, автора теории относительности, К.В. Парфенов отметил, что причиной смены предыдущей научной парадигмы было осознание, что эвклидова геометрия – идеалистичная конструкция, в которую наблюдаемая реальность не вписывается и на смену которой должны была прийти «физика реального мира». Это касалось и понятий пространства и времени, которые в эвклидовой геометрии воспринимались как отделенные от мира «пустые вместилища», не наполненные телами и событиями, что в реальности - просто невозможно.
На основе же общей теории относительности появилась и совершенно новые представлениями о свойствах пространства и времени. Во-первых, что пространство и время не существуют вне конкретной системы и каждой отдельной системе соответствует свое пространство и время. Во-вторых, что пространство и время – не независимые друг от друга, а тесно взаимосвязанные явления и определенное течение времени характерно именно для определенного пространства. В результате, на смену представления о трехмерном пространстве и отдельно существующем от него времени пришло представление о единой четырехмерной сущности, называемой «пространством-временем».
Более того, появилось представление о том, что координата времени, в отношении которой наша трехмерная логика и возможности ограничены, для того, кто существует в более сложной системе координат и смотрит на нашу снаружи, выглядит так же, как наши пространственные координаты: все её точки – то есть, все моменты времени - доступны его обозрению единовременно. Что явно перекликается с христианскими представлениями о том, что Бог видит все прошлые, настоящие и будущие события единовременно.
Как отметил Константин Владимирович, за 2000 лет существования эвклидовой геометрии, в науке возникал постоянный стихийный бунт против ряда ее постулатов, но ничего иного вплоть до XIX века наука предложить не смогла. Но неожиданно для себя он обнаружил, что так долго вызревавший ход мыслей встречался гораздо раньше - у христианских богословов первых веков христианства. Сначала, на втором курсе университета, он открыл для себя «Исповедь» святого блаженного Августина, в которой он пишет, что те, пространство и время, которые мы исследуем, не существовали до нашего мира, а были созданы вместе с ним; а пространство и время, в которых живет Создатель – совсем другие и нашему исследованию недоступны. А чуть позже, Константин Владимирович открыл для себя «Беседы на Шестоднев» святителя Василия Великого, где также четко была прописана сходная мысль о том, что пространство и время - это часть творения, созданные вместе с этим миром и определяющиеся его материальными свойствами; а существующие пространство и время вне этого мира - совершенно иные. Также, он обратил внимание на такую школу средневековой европейской мысли, как схоластика: с точки зрения схоластов, познать природу мира пользуясь экспериментом – невозможно, поскольку эксперимент всегда содержит ошибку; а чтобы познать истину, надо исходить из источника, который никогда не ошибается - из Святого Писания.
По словам Константина Владимировича, эти идеи христианских богословов поразили его своим созвучием основным идеям современной физики, которая считает, что у каждой системы есть свои доминирующие ритмы – свое время, и свои доминирующие эталонные размеры – свое пространство; которая считает, что наши пространство и время – полностью производны от материи нашего мира и свойственны только ему: так в общей теории относительности, по уравнению Гильберта-Эйнштейна, геометрические свойства пространства выражаются именно через распределение материи в нем.
Выступление Константина Владимировича вызвало очень большой интерес и продолжилось длительной дискуссией.
Говоря об отношении к гипотезе эволюции видов и человека, В.К. Парфенов сказал, что эволюция "вообще", как любое изменение, конечно есть: мир непрерывно изменяется. Но мог ли возникнуть человек естественным образом на планете, на которой кроме органики ничего не было - просто потому, что что-то нагрелась, вскипело и так далее – на этот вопрос наука ответ не нашла: никому ни разу не удалось предъявить расчет, который показал бы, что это возможно.
Отвечая на вопрос о том, как быть с явными противоречиями между содержанием Библии и данными науки, он подчеркнул, что нужно изначально понимать, что Библия – не есть научный трактат или лабораторный журнал, которая должна давать знания на естественнонаучные вопросы. Библия – это книга, призванная показать нам путь спасения. Задача же науки - исследование исключительно материального мира, открытие и построение цепочки относительных истин. Абсолютная же истина – не ее удил, а удел Откровения.
Наконец, говоря о том, что приводит к мысли о существовании Бога, занимаясь наукой, Константин Владимирович сказал, что сама по себе наука не способна доказать ни бытие Бога, ни его отсутствие; она лишь подталкивает человека к тому или иному выбору, который зависит от того, что у человека творится в душе. Да, наше мышление – инструмент чрезвычайно мощный и может додуматься до вещей совершенно невообразимых; но при этом возникает четкая мысль, что мощь создателя мира превосходит возможности человеческого мышления необычайно. Когда ты изучаешь мир и видишь, насколько одновременно гармонично, разумно и сложно он устроен, видишь, что каждая его деталь подобрана к другой с невообразимой точностью, - невозможно не прийти к мысли, что вне абсолютного разумного начала такой мир был бы невозможен.
В завершении своего выступления, Константин Владимирович напомнил прекрасную цитату М.В. Ломоносова как раз на обсуждаемую тему: «Господь по великой благости своей оставил людям в назидание две книги: первая – наш окружающий мир и мы обязаны изучать его, дабы познать величие создателя. Вторая – это Библия и мы обязаны изучать ее, дабы познать пути спасения своей души».
Елена МАЛЕР
|