ВАТОПЕДСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ОТРАДА» («УТЕШЕНИЕ»)
(греч. Парамифия)

Ватопедская икона Божией Матери находится в древнем Ватопедском монастыре на Афоне, в храме Благовещения. Название Ватопедской она получила от того, что близ этого монастыря упал в море с корабля юный царевич Аркадий, сын императора Феодосия Великого (379-395), и чудным заступлением Божией Матери был перенесен на берег целым и невредимым. Здесь нашли его спящим под кустом, недалеко от обители. От этого события и произошло название «ватопед», что в переводе с греческого означает «куст отрока». История с царевичем Аркадием произошла в 395 году. Святой царь Феодосий Великий в благодарность за чудное избавление сына украсил и щедро одарил Ватопедский монастырь. На протяжении веков благотворителями, поддерживающими монастырь, становились византийские императоры, русские самодержцы, сербские и молдавские государи.

Четыреста лет благополучно проходила монашеская жизнь в обители, но в 807 году, 21 января, произошло событие, прославившее икону Божией Матери. 

Шайка разбойников, решивших ограбить Ватопедский монастырь, высадившись в темноте на берег, укрылась в окрестностях монастыря, намереваясь дождаться открытия ворот обители.

В то время, когда разбойники ждали открытия ворот, закончилась утреня и братия стала расходиться по кельям для временного отдыха. В церкви остался один настоятель монастыря. Вдруг от стоящей вблизи иконы Божией Матери он услышал женский голос, предупреждающий об опасности, грозившей монастырю. Игумен устремил свой взор на икону и увидел, что лики Богородицы и Богомладенца изменились. Ватопедская икона Божьей Матери была подобна «Одигитрии», на которой Богомладенец всегда изображается с благословляющей рукой.

И вот игумен видит, как Иисус поднял Свою руку, заграждая уста Богородицы, со словами: «Нет, Мать Моя, не говори им этого: пусть они накажутся за грехи свои». Но Богородица, уклоняясь от Его руки, двукратно произнесла те же слова: «Не отверзайте сегодня врат обители, а поднимитесь на стены монастырские и разгоните разбойников».

Поражённый игумен тотчас собрал братию. Все были изумлены изменением очертания иконы Божьей Матери. После благодарственной молитвы перед святым образом воодушевлённые иноки поднялись на монастырские стены и успешно отразили нападение разбойников.

С тех пор Ватопедская икона стала называться «Отрада», или «Утешение», так как на этой иконе лик Божией Матери ясно выражает сострадательную любовь, взор Её дышит милосердием и кротостью, а на устах покоится тихая улыбка утешения. Лик же Богомладенца строг.

Изначально икона не была написана на доске. Когда-то образ Богородицы «Отрада» («Утешение») был частью стенной росписи. Позднее изображение сняли со стены вместе со штукатуркой и заключили в киот. Уже много лет икона покрыта серебряной ризой с богатой чеканкой. Открыты только лики Богоматери и Младенца. Без оклада икону мало кто видел.

Ватопедская икона Божией Матери «Отрада» или «Утешение» остается одной из самых посещаемых на горе Афон. Богородица застыла в той же позе, в которой обратилась к монахам в IX веке. По преданию, изображенный у нее на руках Богомладенец в тот момент также пришел в движение, протянув к ее устам руку, чтобы не позволить предупредить монахов. Кара на монастырь была послана Богом, который считал подвижничество иноков недостаточно старательным. Однако Богоматерь усмирила Богомладенца, поступив, как настоящая мать и великая заступница людей. В этом глубокое значение иконы: Иисус строг к последователям, а Божья Матерь проявляет к ним доброту и милосердие. Это подчеркивает, что Господь всегда дает шанс верующему человеку покаяться и получить прощение.

Верующие часто обращаются с молитвой к иконе «Отрада» или «Утешение». Существуют свидетельства о том, как списки иконы использовали, обходя крестным ходом охваченные эпидемиями города. Болезнь отступала, если живущие в них люди совершали искренние молитвы и раскаивались. Богоматерь просят о защите от вторжения иноземцев, эпидемий, болезней, природных катаклизмов. В тяжелые времена верующие всегда обращались к Богородице и Она никогда не оставляла их без своей помощи. 

Списки благодатного образа распространились далеко за пределы Святой горы Афон, есть они и в России. Список с этого образа был у свт. Димитрия Ростовского келейным, ныне хранится у раки его мощей в Спасо-Яковлевском Димитриевском мужском монастыре. Местночтимые списки иконы в России находятся в Спасо-Яковлевском монастыре, являющаяся келейной иконой святителя Димитрия Ростовского, в Знаменской церкви Борисоглебска (происходит из Таволжанской женской обители, написана на Афоне в 1902 году), в Санкт-Петербургском девичем Воскресенском монастыре (привезена с Афона, освящена в 1854 году) и в Воскресенском монастыре г.Тольятти.

Тропарь, глас 4
Яко покро́в благода́тный и спаси́тельный/ стяжа́хом честну́ю Твою́ ико́ну, Богоро́дице,/ на сию́ у́бо со умиле́нием взира́юще, Тебе́ вопие́м:/ Влады́чице, ниспосли́ нам отра́ду и утеше́ние,/ на Тя бо упова́ние возлага́ем, гре́шнии и смире́ннии./ На Твое́ предста́тельство наде́емся, недосто́йнии./ Ускори́ нас изба́вити от бед и скорбе́й/ и умоли́ Сы́на Твоего́, Христа́ Бо́га на́шего,// поми́ловати и спасти́ ду́ши на́ша.

Перевод: Как защиту благодатную и спасительную обрели мы почитаемую Твою икону, Богородица, и на нее со смирением взирая, к Тебе взываем: «Владычица, ниспошли нам отраду и утешение, ибо на Тебя возлагаем надежду, грешные и смиренные. На Твою помощь надеемся недостойные. Поспеши нас избавить от бед и скорбей и умоли Сына Твоего, Христа Бога нашего, помиловать и спасти души наши».

Ин тропарь
К Богоро́дице приле́жно ны́не притеце́м,/ гре́шнии и смире́ннии, и припаде́м,/ в покая́нии зову́ще из глубины́ души́:/ Влады́чице, помози́, на ны милосе́рдовавши,/ потщи́ся, погиба́ем от мно́жества прегреше́ний./ Не отврати́ Твоя́ рабы́ тщи,// Тя бо и еди́ну наде́жду и́мамы.

Перевод: К Богородице ныне усердно прибегнем мы, грешные и смиренные, и к Ней припадем, в покаянии взывая из глубины души: «Владычица, помоги, над нами сжалившись, поспеши, мы погибаем от множества согрешений! Не отпусти Твоих рабов ни с чем: ибо в Тебе имеем мы единственную надежду!»

Кондак, глас 8
Взбра́нной Воево́де победи́тельная,/ я́ко изба́вльшеся от злы́х,/ благода́рственная воспису́ем Ти, раби́ Твои́, Богоро́дице,/ но, я́ко иму́щая держа́ву непобеди́мую,/ от вся́ких нас бед свободи́, да зове́м Ти: // Ра́дуйся, Неве́сто Неневе́стная.

Перевод: Обороняющей нас Военачальнице за избавление от страшных бед учреждаем Тебе торжества победы благодарственные, мы, рабы Твои, Богородица! Но Ты, как имеющая власть необоримую, от всяческих опасностей нас освободи, да взываем Тебе: «Радуйся, Невеста, брака не познавшая!»

Молитва
Наде́жда всем конце́м земли́, Пречи́стая Де́во Богоро́дице, Утеше́ние и Отра́до на́ша! Не гнуша́йся нас гре́шных, на Твою́ бо ми́лость упова́ем. Угаси́ пла́мень грехо́вный и покая́нием ороси́ изсо́хшие сердца́ на́ша. Очи́сти ум наш от грехо́вных помышле́ний. Приими́ моле́ния от души́ и се́рдца с воздыха́нием Тебе́ приноси́мыя. Бу́ди Хода́таица о нас к Сы́ну Твоему́ и Бо́гу и отврати́ гнев Его́ от нас Ма́терними моли́твами. Укрепи́ в нас ве́ру правосла́вную, вложи́ в нас дух стра́ха Бо́жия, дух смире́ния, терпе́ния и любви́. Душе́вныя и теле́сныя я́звы исцели́, утиши́ бу́рю злых нападе́ний вра́жеских. Отыми́ бре́мя грехо́в на́ших и не оста́ви нас до конца́ поги́бнути. Пода́ждь нам ми́лость Твою́ и свято́е благослове́ние Свое́ всем зде предстоя́щим и моля́щимся и всегда́ пребыва́й с на́ми, подава́я приходя́щим к Тебе́ отра́ду и утеше́ние, по́мощь и заступле́ние, да сла́вим и велича́ем Тя вси до после́дняго на́шего воздыха́ния. Ами́нь.

 
 
 

Назад к списку