СВИДЕТЕЛИ ИЕГОВЫ
Лекция Александра Дворкина
С иеговистом легче говорить в том смысле, что можно опереться на Священное Писание. Это не значит, что иеговиста легче переубедить или что у него меньше промыты мозги (с этим как раз у них все в порядке), но, зная Священное Писание, можно наглядно показать их заблуждения. Такая же ситуация с представителями "Церкви Христа". С мунитом так не поговоришь, если не знаешь основ их вероучения. Очень сложно говорить с членами "Семьи", которые вообще не будут с вами спорить: если вы ничего не знаете, то не о чем и разговаривать, если же вы что-то знаете, то они будут от всего отказываться. Например: "Нет, у нас этого нет" или: "Мы от этого отказались позавчера в три часа, о чем же говорить?"
Теперь о иеговистах. Название их секты всем понятно. Что о них известно? Иеговисты отрицают переливание крови, возводя этот запрет к книге "Левит". Много их детей погибли по этой причине. Это, кстати сказать, юридическая зацепка при возможных судебных слушаниях. Иеговисты отрицают любое земное правительство и все, что с этим связано: службу в армии, присягу на государственной должности и т.п. Все они считают себя гражданами единого теократического государства - "Общества сторожевой башни" со столицей в Бруклине (р-н Нью-Йорка) - Вефиль. Это район скучных серых зданий, которые напоминают не то склады, не то казармы. Но именно там находится мозговой центр иеговистов - главное издательство и главная типография, где собирается и "Правящая корпорация". В их единой теократии - 12 миллионов членов - размер среднего европейского государства. Единственное легальное правительство в мире - в Бруклине.
Там печатают 12-13 миллионов экземпляров журнала "Сторожевая башня" 2 раза в месяц. Есть еще журнал "Пробудитесь!" или "Пробудись!", но он рангом пониже. Для России печатают в Германии. Журнал выходит на прекрасном полиграфическом уровне и содержит всю необходимую информацию, которую должен знать иеговист в ближайшие две недели (до выхода следующего номера). Члены секты обязаны покупать и распространять журнал за свой счет. Отработка на распространении журнала, необходимая для спасения: абсолютный минимум - 1 час в месяц, средний миниум 10 часов в месяц, чем больше, тем лучше. В журналах - абсолютная истина, которую критически обсуждать нельзя, возможно лишь бурное обсуждение - одобрение. На основании этих журналов строится их богослужение. Богослужение проходит в "залах царствия" - в Москве их около 60. Богослужение очень скучное. Нет профессиональных служителей - пасторов. Каждый мужчина старше 20 лет может быть предстоятелем. Цитата: "Бог же духовенства - древнеязыческое божество, это ваал, это сам диавол". Обычно их встречи проходят по воскресеньям и состоят из двух частей. Вначале выступает либо один из мужчин - членов общины, либо заезжий проповедник (он отличается тем, что имеет гранки следующего номера журнала и подробно рассказывает о том, что будет аж через две недели). И он читает такую длинную лекцию (проповедью это назвать нельзя), которую все с вниманием выслушивают. Потом поют простенькие песни либо под аккомпонемент клавишных, либо под магнитофон (записи сделаны все в том же Бруклине). Потом следует чтение имеющегося номера журнала с подробным разбором. Чтобы каждый человек точно усвоил все написанное в статьях журнала, в конце их идут вопросы, ответы на которые имеются в тексте самой статьи. Сначала читаешь статью, потом вопросы, потом ищешь в тексте, где же ответы содержатся . И таким образом статья полностью усваивается каждым из чле- нов общины. Отличие от политзанятий только в том, что на них сидели - кроссворды решали, здесь же все делается "не за страх, а за совесть". Женщины в богослужении активной роли не играют, так как лидерство у иеговистов только мужское. Да и вообще отношение к ним очень строгое, потому что основатель Расселл был о женщинах невысокого мнения из-за трудностей с женой (он, видимо, решил, что с ними и связываться не стоит). В одной из публикаций есть такие слова: "женщина - низшее создание, которое Бог сотворил для мужчины, чтобы она ему ассистировала".
Эта мысль вообще очень часто повторяется. Иеговисты считают себя единственной "истинной" церковью. Слово "религия" они не любят и определяют ее как поклонение идолам - твари, лишь они поклоняются истинному Богу. Ну, и конечно, главное, к чему мы пришли, это то, что иеговисты отрицают божество Иисуса Христа. Он - всего лишь первое творение Бога (перепев древнего арианства). Его смешивают с Архангелом Михаилом, которого вначале звали Логос, а потом он стал человеком. Они яростно отвергают божественность Иисуса Христа, доказывают, как могут, по Священному Писанию, что Спаситель никогда Богом не был и не мог им быть, так как искупить человека может только человек. Более того, иеговисты отрицают воскресение Иисуса Христа. Человек Иисус Христос мертв навеки. Воскрес Он в духовном теле, что же касается пустой гробницы, то они объясняют это так: либо тело его растворилось в газах, либо Бог Его припрятал до последних времен. Воскрес Иисус Христос - духовно. Естественно, отрицают они и Св.Троицу. Считают, что всякое учение о Троице от сатаны. Иисус Богом не был, а Святой Дух вовсе и не личность, но сила, поэтому всякий человек или церковь, исповедующие Троицу, исповедуют чистый сатанизм. Учение о последних временах. Было несколько присутствий Иисуса Христа. Первое - 3,5 годичный период от крещения до смерти. Второе - 1914 год - Иисус Христос обратил внимание на земные дела и начал отделять овец от козлищ и образовывать настоящих христиан, готовить их к своему второму телесному пришествию и к тому, как выжить в грядущем Армагеддоне.
Иеговисты много раз предсказывали телесное пришествие Иисуса Христа. Сначала это был 1914 год (потом они сказали, что тогда началось духовное пришествие), а в 1918 г., наконец, придет Спаситель во плоти, но Он не пришел. Тогда сказали, что это начнется в 1925 г., когда воскреснут Авраам, Исаак и Иаков и другие пророки (все они явятся на землю как были, и это будет завершением скорейшего пришествия Христа, но не вышло). Были и другие даты, например, 1975 г. (и тоже ничего не произошло). В отличие от других сект (которые признавались, что у них пророчество не удалось), иеговисты всякий раз выкручивались и переиначивали. Поэтому 1914 г. стал пришествием Христа в духе, 1918 г. - Христос вошел в духовный храм и начал его очищать, это начало предварительного суда, который должен был закончиться в 1975 г.
По их учению полное спасение получат только 144000 верных, согласно книге Откровения Иоанна Богослова. Сначала это было учение их основателя, но потом это число очень быстро заполнилось и тогда это было переиначено: сказали, что это число будет в первом воскресении (они будут вознесены на небо), а у других будет воскресение второго сорта (они будут жить в раю на земле и 144000 будут ими править). И в конце концов все завершится кровавым Армагеддоном, когда Христос в виде Архангела Михаила сойдет на землю в Своем втором пришествии, возглавит Он воинство Яхве и все неверные будут физически истреблены (сначала два, потом пять миллиардов населения земли). В этой битве верные иеговисты будут на стороне Бога, получат свое оружие в руки и будут ему помогать. Один знакомый датчанин, у которого родители были иеговисты, рассказывал о своем детстве. Когда он ходил в школу, то сидя за партой, он знал, что не сегодня-завтра придет Христос, даст ему автомат и он должен будет всех своих соучеников уложить. С этим он рос, такое было влияние на детскую психику. Иеговисты не верят в бессмертие души. Не может Бог подвергать людей вечному мучению. Есть люди, которые воскреснут и спасутся, а остальные будут уничтожены и все - их больше не будет. Даже человек несовершенный и тот бешенную собаку пристреливает, а неужели Бог, совершенный Яхве будет позволять людям мучиться в аду? Нет. Он их уничтожит.
Дальше спасение зависит от участия в делах общества "Сторожевой башни". Если вы остаетесь верными членами, то у вас есть шанс на спасение, а если уходите от этого, то извините. Если вы всю жизнь распространяли литературу по 40-50 часов в неделю, но один день вы пе- рестали распространять литературу, то все, до свидания. На этом ваше спасение заканчивается. Поэтому у некоторых людей не из первого призы- ва есть маленький шанс попасть в число 144000 (ведь некоторые из изб- ранных могут отпасть, оставив вакансии). Вот тут и возникает проблема, а кто же тогда из 12 миллионов может попасть в эаветное число. Отсюда многочисленные споры между различными иеговистскими общинами, ведь только те, которые были крещены повторно небесным крещением, прошли через миропомазание и они могут причащаться. Причащение совершается один раз в году, в день еврейской пасхи 14 нисана, как воспоминание о смерти, и только дряхлые стариканы могут сейчас причащаться (только из 144000). Некоторые из молодых иеговистов эаявляют о своих правах на причастие, потому что они заменили кого-то из отпавших из 144000, но другие активно против этого выступают, на них оказывается давление и большинство из них отступают.
В 1950 году вышел собственный перевод Библии иеговистами на английский язык. Называется он "Новое слово", и там подтасованы все места, говорящие о божественности Спасителя. Также два греческих слова "Феос" и "Кириос", т.е. Бог и Господь, всюду изменены на Иегова, потому что это - единственное слово, которое они признают. Если доведется беседовать с иеговистами, то смотрите на то, какой Библией они пользуются. Те из вас, которые знают греческий язык, могут им показать, где они передергивают и где крутят с переводом. Таковы доктринальные особенности иеговистов. Немного об истории этого движения. Так как у них адвентистские корни, то буквально два слова надо сказать об адвентистах седьмого дня. Итак, их первым главой был баптистский проповедник Уильям Миллер, американец, живший с 1782 по 1849 г. Был он малограмотен, кончил не более двух классов школы, из бедной семьи. Но в отличие от Джозефа Смита (основателя секты мормонов, который так до конца дней неграмотным и остался) Уильям любил читать и самоучкой многого достиг. В 35 лет он обратился (до этого был скептиком) и стал активно изучать Писание. Серьезной системы у него не было, он увлекся книгой пророка Даниила и вычислил год конца света. Что касается слов Спасителя: "Не дано вам знать ни дня ни часа...", то понял он их буквально: "день и час не знаем, год - это можно". Пророчество Даниила он перевел на годы и получил 1843 год. А было это в 1818 г., т.е. впечатление это на него произвело потрясающее: "мы вот тут живем, а через 25 лет должна закончиться вся многотысячелетняя человеческая история" - и он может быть свидетелем этого. Миллер стал с жаром проповедовать, и по мере приближения к указанной дате он просто зажег людей (т.к. сам действительно в это верил). К нему стало обращаться множество людей. Наконец настал 1843 г., и ничего не случилось. Тут Миллер снова стал считать и пришел к выводу, что время надо продлить до 21 марта 1844 г. (дня весеннего равноденствия). Опять ничего не произошло. Уильям сильно разочаровался, но его убедили, что нужно считать по еврейскому календарю (тогда новый год наступает 21 октября 1844 г.). Миллер с радостью понял, в чем ошибка. И массы людей, которые все продали, надели белые одежды и собрались на гору в штате Нью-Йорк. Весь день они молились, но... Это называется "великим разочарованием" (это официальный термин). Что же произошло? - стали думать многие. И вот человек по имени Хирам Эдсон на следующий день после великого разочарования, гуляя по полю спелой пшеницы, "получил откровение от Бога". Он понял, что в этот день пришествие Господне было, но небесное пришествие, потому что в этот день Христос вошел в "Святая Святых" небесного Храма, куда ранее вход ему был закрыт. Там он начал суд-исследование (по одному исследуется жизнь каждого жившего христианина, кто достоин воскресения, а кто нет). Вот на это исследование Ему понадобится лет 80 или 100, а затем уже будет уже второе пришествие. Это ключевая доктрина адвентистов. Вы видите четкое родство с иеговистами. Потом уже у адвентистов будет пророчица-проповедница Элен Уайт (в детстве в нее кто-то бросил кирпич и разбил ей лицо; она едва выжила, и потом у нее были припадки и многочисленные видения). Так вот, Элен сформулировала основные законы и догмы адвентистов, но это уже особый разговор.
Итак, иеговисты имеют безусловно общие корни с адвентистским движением. Второй корень - это популистское движение в Америке конца 19 века - протест маленького человека против большого государства, большой корпорации, которые маленького человека давят и оставляют беззащитным. Популистские лидеры рисовали правительство как единую коррумпированную систему, которая контролируется богатым классом или какой-то олигархией и собирают себе плоды труда простого человека. Но и все большие церкви тоже, естественно, в эту систему попадают. В частности, в Америке прежде всего - это католическая церковь (тоже корпорация, которая простого человека давит). И отсюда как антитеза возникали как политические мелкие движения, так и религиозные мелкие движения, протестующие против давления на личность со стороны этих крупных образований. И тут надо искать корни учения, которое основал Чарльз Тейс Рассел. Это основатель иеговистов. Сейчас они не слишком любят о нем говорить. Родился он в г.Питсбург в 1852 г., скончался в 1916 г. Воспитан он был в пресвитерианской семье и имел, что тоже очень интересно, лишь начальное образование. Потом, правда, он немного подучился и стал помогать отцу в платяной лавке. В торговле он достиг своих самых больших успехов, став вскоре крупным торговцем с большим состоянием. 16-ти лет, в 1868 г. он попал под влияние адвентистов, вскоре после "великого разочарования".
Тогда некоторые адвентисты указывали новую дату - 1874 год, возлагая на него многие большие надежды. Конца света не случилось и тогда. Чарльз еще поддерживал отношения с разочарованными адвентистами, когда в 1876 г. он услышал о маленьком адвентиском журнальчике, который назывался "Глашатый утра", где писалось, что осенью 1874 года Христос пришел на землю, но незримо. А через 3,5 года верующие в это будут восхищены на небеса, т.е. весной 1878 г. Тут Рассел полностью обратился, торговлю мануфактурой и одеждой он свернул, а всю прибыль стал отдавать на поддержку этого журнала. Издатель журнала сделал его своим помощником, но Рассел был человеком независимым и долго оставаться в помощниках не мог. Поэтому, когда обещанное вознесение не произошло, он откололся и основал свой журнал под названием "Сторожевая башня Сиона и вестник присутствия Христова". Он очень быстро отошел от адвентистов и стал публиковать свои собственные доктрины, в частности стал вычислять собственные даты второго пришествия. Обратившись к книге пророка Даниила и тому месту в ней, где говорится о царе Новуходоносоре, что семь раз с ним случится период безумия. Рассел растолковал это как семь пророческих лет по 365 дней, получив таким образом 2520 дней. Эти дни он перевел в годы и прибавил к ним 607 год - год разрушения Иерусалима - и получил 1914 год. Эта дата ему очень понравилась, ведь время еще было. Кроме того, он тогда увлекся пирамидологией (одно из доказательств его связи с оккультизмом). Пирамиду Хеопса он назвал Библией в камне, и что в ней все сказано. Он стал измерять все ее возможные размеры, дюймы переводил в годы и т.п. - и опять получил 1914 год. По мере приближения этой дате Рассел все больше стал отходить от традиционного протестантизма. Именно тогда он отказался от веры во Св.Троицу, в божественность Иисуса, тогда же он начал публиковать том за томом свои исследования Писаний. К моменту смерти в 1916 г. это был 6-томный сборник, тираж которого уже тогда составлял 13 млн. экземпляров. Рассел чрезвычайно высоко ценил свои толкования и говорил: "Если человек изучает Библию, то все, что ему нужно - это мои исследования Писаний. И если человек 20 лет изучал Библию по моим толкованиям, а потом стал читать только Библию, то все - через три года он будет находиться в кромешной тьме. Если же наоборот, то ничего страшного, у меня там и так все содержится". Свой первый кружок он назвал "Исследователи Библии" - это первое название иеговистов. Последователи Рассела считали его "благоразумным рабом" (Мф.24.45) и "лаодикийским вестником", седьмым, последним посланником христианской церкви. Первым назвала его благоразумным и верным рабом его супруга и очень это пропагандировала. Правда потом, когда у них начался бракоразводный процесс, она говорила, что он раб неверный и неблагоразумный. Рассел прожил достаточно долго, чтобы убедиться в ложности своего предсказания, хотя из всех дат 1914 г. был наиболее удачным - началась мировая война, и иеговисты выжали из этого факта все, что возможно. Тут им повезло больше других. Рассела похоронили под каменной плитой, на которой он называется "лаодикийским вестником" и рядом установили массивную каменную пирамиду. Она стоит там до сих пор на кладбище недалеко от Питсбурга, ее любят показывать туристам.
Следующего человека, возглавившего иеговистов, звали Джозеф Франклин Руттерфорд. Будучи юристом, он ничем особенно не выделился, но когда он обратился к Расселу, то стал помогать тому в его бесконечных судебных тяжбах и стал вице-президентом "Общества исследователей Писания". По инструкции Рассела, его преемник на посту президента должен разделять свои полномочия с советом директоров "Сторожевой башни", которых Рассел сам пожизненно назначил. В результате жесткой борьбы за власть (включавшей и физическое выпихивание претендентов) Раттерфорд стал единоличным властителем. После этих событий часть сектантов откололась, некоторые из них (Ассоциация исследователей Писания "Рассвет", например) существуют и поныне. Чтобы отделить своих последователей от остальных, Раттерфорд переименовал их в "Свиделей Иеговы", дав им их сегодняшнее имя. В отличие от Рассела, который был харизматическим проповедником, Раттерфорд был хорошим организатором, и свое внимание прежде всего об- ратил на проповедническую работу и привлечение новых членов. В 1927 г. он ввел как обязательное правило распространение своей литературы по домам. Он подвергся тюремному заключению за то, что во время Первой мировой войны призывал американцев отказываться от службы в армии. Ему дали 30 лет как и многим другим иеговистам, но через год, по аппеляции дело было пересмотрено, и их освободили. Также он сильно нападал на католическую церковь. В своей проповеди использовал новейшие достижения техники своего времени - передвижные радиостанции. Раттерфорд также оплошал с концом света, начало которого должно было быть в 1925 г. В ожидании воскресения трех великих пророков, он построил для них роскошный дворец в пригороде Сан-Диего, которое он назвал "Бет Сарим". Там пророки должны жить во своем пришествии. Пророки не явились, но у самого Раттерфорда появилась замечательная летняя резиденция, где он и проживал. Кроме того он известен был довольно-таки скандальной личной жизнью в отличие от Рассела, который всего один раз развелся. Также ходили слухи, что он был алкоголиком, что вполне возможно. Во всяком случае жил он на широкую ногу и этого не скрывал.
После смерти Раттерфорда следующим президентом стал Натан Кнор. Он был еще менее харизматическим лидером, был больше бюрократом, но он очень много сделал для укрепления структуры правящей корпорации. Его личная власть достигла таких размеров, о которых Раттерфорд даже и не мечтал. Он первый обратил внимание на подготовку каждого члена секты, чтобы все они могли проповедовать. Раньше иеговисты таскали с собой портативные граммофоны, в каждую дверь, и заводили там речи Раттерфорда. А теперь они начали проповедовать сами, их обучали этому. Так как сам Франц в отличие от Раттефорда писать ничего не умел, именно тогда вошла в традицию анонимная публикация всех иеговистских документов. Так и до сих пор статьи не подписываются, информация идет от безликой правящей корпорации и личных мнений там нет. Благодаря хорошо организованной проповеди секта стала быстро расти. Тогда же главный иеговистский идеолог Фредерик Франц пересчитал и отредактировал все воз- можные "концы света" и их хронологию. Невидимое возвращение Христа перенес с 1874г. на 1914г., а в 60-е годы на страницах "Сторожевой башни" появилась новая дата пришествия Христа (Армагеддона, третьей мировой войны) - 1975 г. Таким образом, к 1975 г. численность секты составляла около 5 млн. человек (для сравнения в 1941г. - не более ста тысяч).
В 70-х годах произошли реформы в штаб-квартире "Сторожевой башни". Они касались власти президента. Власть президента была уменьшена, потому что правящая корпорация возмутилась, что президент все решения принимает единолично. До этого президент был председателем совета директоров, который состоял из семи человек. В 1971 г. была создана новая более крупная структура правящей корпорации, в которую вошли одиннадцать человек, считая семерых директоров. На заседаниях этой правящей корпорации решаются все основные вопросы управления сектой. Кнор скончался в 1977 г. После него президентом стал Франц. Это было как раз после провала пророчества о "конце света" в 1975г., когда разочарованный народ повалил из секты, и именно Францу пришлось принять драконовские меры для нового притока обращенных. Он провел очень основательную чистку, изгнав из правящей корпорации даже своего собственного племянника. С тех пор начался новый рост секты. Также он прибегнул к такой практике. Иеговисты считают, что они живут в единственно верном теократическом правительстве. Христос в 1914 г. явился и незримо присутствует на земле, а реальную власть здесь Он дал правящей корпорации "Сторожевой башни". Они являются вестниками и по сути воплощением правления Христа во всем мире. Но так как у них нет своей страны, то иеговисты реальной власти в странах не имеют. Была бы страна, они могли бы применять свои законы.
Для отступников же может быть одно наказание - это смерть. Другого наказания нет. Но казнить они их не могут, поэтому Франц сказал: "Давайте они будут для нас все равно, как если бы мы их казнили, все равно что они мертвые. Ты вот видишь его, это ты не живого человека видишь, ты видишь призрака, пройди сквозь него, здороваться нельзя. (сын он твой не сын, отец не отец, мать не мать - не важно, нет его, умер он)". Благодаря таким драконовским мерам, со всеми исключенными было запрещено полностью общаться, можно было их просто не замечать. Если вы сказали им хоть одно слово, то и вы также сами попадали под этот смертный приговор, который подвешен в воздухе, но тем не менее реален. Почти на протяжении 50 лет главным, так сказать, теологом иеговистов был Франц. И вот Франц скончался в 1992 г. Избрали нового нынешнего президента по имени Милтон Феншель. Когда Феншеля избрали, ему было 72 года (пятый президент "Сторожевой башни"). При этом он был вторым от конца по возрасту из правящей корпорации. Там был только один человек моложе его, которому было 69 лет. Двум другим было по 75 лет, а остальным и 80 и 90. Все были глубокие старики. Известны они тем, что на заседаниях правящей корпорации засыпают и их нужно будить к моменту голосования. Феншеля из них выбрали потому, что он там единственный, который еще немного энергичен. Проблема в том, что выбора у них нет и сейчас, в ближайшие годы иеговисты должны будут пере- жить тяжелый структурный кризис, потому что в правящую корпорацию можно избрать только человека, принадлежащего к 144000. А они-то уже кончаются. Крещение после 1935 года, когда судья Раттерфорд объявил, что небесный набор закончился, уже как бы не то крещение (второсортное). 144000 будут править с неба. И сейчас в правящую корпорацию должны входить люди из 144000, все остальные, крещенные после 1935 г., причисляются к великому множеству, которые будут жить в раю на земле - там будет очень хорошо, рабочие будут довольны, жратвы - завались, в общем все замечательные удовольствия. Но помазания у них нет, причащаться они не могут, руководителями они быть не могут. Могут вот только сидеть как бы за столом и "ешь сколько хочешь" в Царствии Божием.
А "разумные и верные рабы", которые входят в 144000, уже на исходе. Поскольку иеговисты крестят людей только по достижении сколько-нибудь сознательного возраста, значит, самые молодые среди правящей кор- порации, которые могут претендовать на вхождение в 144000, должны быть рождены в начале 20-х годов. По арифметическому подсчету самому молодому сейчас за 70 уже. А что будет дальше? Всемирная организация иеговистов насчитывает 12 млн. человек, из которых стариков осталось очень мало. Большинство составляют женщины, которые автоматически в правящую корпорацию не могут войти, поэтому кандидата для правящей корпорации найти все труднее и труднее. Однако сами принципы богословия (если это можно назвать богословием) не позволяют передачу власти никому другому. И больше того, на этой дате у них столько завязано всего, например, время язычников закончилось с 1914г. по 1925г., затем в 1925г. Христос воцарился на небесном троне, как Царь Царства. Уже с 1914 г. началось его невидимое присутствие на земле, о чем свидетельствуют войны невидимых масштабов, голод, землетрясения и распространение учения свиделей Иеговы по всему миру. Кроме того, в 1914 г. исполнилось пророчество книги Откровения - Христос в виде Архангела Михаила низверг сатану на землю. А в 1918 г. началось небесное воскресение, когда умершие помазанники из числа 144000 были вновь оживотворены со Иисусом Христом в духовном мире. Кроме того, весной 1918 г. Христос пришел, чтобы смотреть духовный храм во исполнение пророчества Малахии из первого Послания Петра. Вслед за этим, начиная с 1919 г., ангелы под предводительством Иисуса начали отделять пшеницу от плевел, зачатых от Духа помазанников, которые живут на земле. Тогда в 1919 г. Иисус провозгласил их "разумными и верными рабами" и дал им то положение, которое они сегодня занимают. Еще у них есть теория трубных гласов, когда на семи конвенциях с 1922 по 1928г. принимались трубные гласы и особые резолюции. И затем в 1935г. были собраны последние из 144000 помазанников, и на земле уже началось второе собрание "великого множества" будущих жителей земного рая.
Поэтому тут нужно не только заменить 1914 на какой-то другой год, но нужно как бы всю эту систему, которую вдалбливали, перерабатывать. Сейчас мы живем в очень интересное время, посмотрим как они будут выкручиваться из этого положения. Во всяком случае это положение напоминает кризис, который возник у них в 1916г. после смерти Рассела, когда началась организационная неразбериха, путаница и перестройка. И тогда Раттерфорд отредактировал ряд учений, появившихся при Расселе, объявив что он уже более не "верный благоразумный раб" и что, более того, пирамида, которую Рассел называл Божием свидетелем в камне, была переи- менована в дьявольскую Библию. И вот тогда благодаря этой перестройке Раттерфорду удалось прийти к власти и создать свою организацию. Сейчас же приближается второй кризис более мощный, чем первый.
Посмотрим, как у иеговистов произойдут значительные перемены и, возможно, та опасность, которую мы сейчас видим, с Божьей помощью будет уменьшана.
Вопрос: - Что такое причастие у иеговистов?
Ответ: - В России сейчас, я думаю, нет такого человека, который бы у них причащался. Вина они не пьют. Они причащаются виноградным соком и хлебом в воспоминание о смерти Христовой, не более того.
Вопрос: - Я читал в "Сорожевой башне, что иеговисты признают воскресение праведных и неправедных, тут же пребывают мертвыми до всеобщего воск- ресения. Что будет с неправедными?
Ответ: - Их как бы воскресят, а потом убьют, но уже навсегда.
Вопрос: - Можно ли утверждать, что в то время как возникновение ересей обязано высокообразованным ересиархам, возникновение и создание сект, наоборот, сопряжено с малообразованными в религиозном смысле? Существуют ли нетоталитарные секты?
Ответ: - Я думаю, что и секты и ереси могут возникать как среди образованных, так и необразованных людей. Просто образованные больше наворочают. Скажем, разные гностические секты. Само понятие "тоталитарная секта" больше расчитано на внешних людей. Это полезный термин, которым надо пользоваться. Это те секты, которые общественно опасны. Мы уже много говорили о них. Это как раз та терминология, которую можно донести до внешних. Нетоталитарных сект можно перечесть сколько угодно. Определение секты по толковому словарю - это небольшая религиозная группа, противостоящая основной конфессии страны или данной местности. !!!!!!!!!!!!!!!end-content!!!!!!!!!!!!!!!!!!!>