"Церковь Христа" обычно называется по городу, в котором она обретается: "Московская Церковь Христа", "Петербургская Церковь Христа", "Краснодарская Церковь Христа" и т.п. Все они происходят от "Бостонской Церкви Христа", поэтому международная "Церковь Христа" чаще всего на международном сектоведческом языке обозначается как "Бостонское движение". Иногда можно встретить термин "Церковь Христа на перепутье (или на перекрестке)" - это тоже одно из их названий. Сейчас центр секты находится в Лос-Анджелесе. Эта секта совсем новая. Она была основана в 1979 г. американским пастором по имени Кип Мак Кин. Это сын адмирала военно-морского флота США; он стал пастором и был обращен в эту своеобразную ветвь христианства пастором по имени Чарльз Лукас во Флориде, который хотя в нынешнюю "Церковь Христа" не входит, но является как бы ее разработчиком, ее основной теоретической базой. Мак Кин оказался в большей степени практиком. Вооружившись идеями Лукаса, он создал движение "Церковь Христа" ("ЦХ"), которая сейчас является одной из наиболее быстро растущих сект в мире, если не самая быстро растущая: количество обращений там растет едва ли не в геометрической прогрессии. Главное изобретение Чарльза Лукаса - это теория наставничества. Слово, которое он изобрел, на русский язык перевести трудно. Есть английское слово "diskiple", которое значит "ученик" ("ученики Христа" - "diskiples of Christs"); Лукас изобрел слово "diskipler" - "тот, кто наставляет учеников" (нечто вроде нашего слова "наставник").
Наставничество, собственно, означает, что каждый член "ЦХ" находится под постоянным водительством другого члена этой церкви. Например, когда на улице к вам подходит член "ЦХ", обращает вас и приводит в собрание, то он и делается вашим наставником. Под его постоянным наблюдением и водительством новообращенный и находится. Тот, кто вас привел, в свою очередь, действует под водительством еще более авторитетного члена "ЦХ" - в частности, лидера кружка по изучению Священного Писания (в России эти кружки называются "Беседами по изучению Писания" - это низовой уровень организации). Лидеры "Бесед" находятся под руководством евангелистов, а те - под руководством старейшин. И так - до самого конца, до небольшой группы людей, которые окружают самого Кипа Мак Кина и которую пасет он сам. На вершине пирамиды находится Мак Кин, у которого наставника нет. Идея состоит в том, что такое подчинение - корень и основа "ЦХ", и что это является подражанием Христу. Как Христос был послушен даже до смерти, так и каждый член "Бостонского движения" должен быть послушен своему наставнику. В результате создается авторитарный режим, в котором поощряется подражание каждого члена секты своему наставнику. Тот подражает своему наставнику и т.д. - и так до самого верха пирамиды. Получается, что вся группа состоит из множества маленьких кипов мак кинов, потому что все возводится к Мак Кину и его образ распространяется сверху вниз. Все поведение, выбор общения, все решения, которые вы принимаете, находятся под постоянным наблюдением и контролем "ЦХ". Как и в любой секте, там очень жесткий график: каждое воскресение - молитвенное собрание (практически на весь день), в среду - встречи по домам, где проводятся богослужения небольшими группами (это называется "малой церковью", или "домашней церковью"). По меньшей мере раз в неделю - вечер социального общения, где все должны собраться и общаться друг с другом. Каждый день изучается Писание и, конечно, каждый член "Бостонского движения" должен ходить по улицам и квартирам, чтобы обращать новых членов. Допускаю, что при основании своего движения Кип Мак Кин, возможно, руководствовался самыми альтруистическими и даже, может быть, благородными побуждениями: открыть Христа (так, как он Его понимал в протестантском своем окружении), открыть церковь для новых и новых людей. Может быть, и сейчас он руководствуется теми же идеями, но у него уже достаточно шансов, чтобы оценить тот вред, который наносит человеческой личности его движение. Итак, движение началось в 1979 году. Началось оно ссорой Кипа Мак Кина с Чарльзом Лукасом. Мак Кин уехал из Флориды, и ему удалось получить место пастора в небольшой протестантской церквушке в Лексингтоне (пригород Бостона). Там он поселился со своей женой Еленой и небольшой группой преданных ему людей. Вскоре церковь эту покинуло около половины протестантской общины, которая в ней была. Надо иметь в виду, что США есть некая усредненная протестантская деноминация, которая называется "Церковь Христа" - нечто типа наших баптистов, только более либеральные во всех областях жизни и вероучения. Как раз в этой церкви и получил Мак Кин свой первый приход, отсюда и название его группы, которая тем не менее с протестантской "Церковью Христа" ничего общего не имеет.
Итак, около половины общины покинуло эту церковь, но благодаря активной прозелитской деятельности самого Мак Кина, а также его учеников и последователей эта утрата довольно скоро компенсировалась приростом новых членов. Средний прирост Бостонской церкви за первый год составил 100 тысяч крещений и примерно столько же - за второй. Так началось распространение нового движения. Вскоре церковь, где Мак Кин был пастором, оказалась для него мала, и началась практика, которая продолжается по сей день - аренда стадионов, больших общественных помещений для проведения воскресных богослужений. Начали создаваться филиалы "ЦХ" в других городах. Материнская церковь (это их термин) в Бостоне образовала 24 столбовые церкви (тоже их термин) в разных городах Америки и Англии. Эти церкви положили начало другим церквам. И здесь налицо пирамидальная структура: мать-церковь, 24 столбовые церкви, от каждой из которых веером отходят те церкви, которые они основывают. И каждая церковь, которая основывает новые церкви, занимается наставничеством над ними (наставничество не только на личном, но и на организационном уровне). После этого молодые новообращенные Кип Мак Кина почувствовали вкус к такой деятельности, потому что благодаря руководству большими группами людей у них получилась очень неплохая в финансовом отношении жизнь. Например, в Англии каждый из лидеров верхушки "ЦХ" получает, кроме жалованья (которое сравнительно невелико - около тысячи долларов в месяц), еще и около трех тысяч долларов на представительские расходы, а также бесплатные квартиру, коммунальные услуги и машину. То есть жизнь им обеспечена вполне спокойная и респектабельная, хотя если сравнить ее с жизнью лидеров других сект (например, с Муном или руководителем сайентологов), она окажется более или менее скромной. Но главное здесь не деньги, а абсолютная власть над членами секты. Конечно, я не хочу сказать, что все, кто приходит в "ЦХ", непременно приходят за властью, но попадая туда, они оказываются в замкнутой системе, которая дает возможность честолюбивым молодым людям восходить на вершину. И как в любой замкнутой системе, в любой секте, эта власть (даже и над небольшим количеством людей) носит гораздо более абсолютный характер, чем в любой внешней системе. Я уже рассказывал вам о том, как побывал на заседании в "Гербалайфе", где присутствующим был преподнесен подарок в лице некоего Марка (фамилии я не помню) - лучшего распространителя гербалайфа, который по телефону поделился с аудиторией своим опытом. У людей началась настоящая истерика от того, что они удостоятся слышать голос самого "великого" Марка. Все были невероятно, до самозабвения счастливы. Где, в какой другой организации можно такое увидеть? Если сказать в академическом институте, что вы увидите академика, директора института, от этого, конечно, никто не будет буквально стоять на ушах от радости, как это было тогда в "Гербалайфе". В таком замкнутом пространстве, как секта, люди получают такую власть, такое обожание, такое подчинение им, что это невозможно сравнить ни с чем, что бывает вне секты. В любой такой замкнутой системе ценностей власть бывает абсолютна. Тут уместно процитировать изречение Черчилля о том, что власть развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно. Так оно и бывает. Попадая в секту, люди видят, что внутри этой системы можно сделать такую потрясающую карьеру, которая никому снаружи и не снилась. Важно, что подавляющее большинство сект работают с молодежью - с людьми, которые еще ничего не достигли. Сектантам важно захватить его именно в начале его пути, чтобы из него можно было "сделать человека". Один из основных людей в церкви Муна в России родился в небольшом австрийском городке и в детстве помогал отцу торговать пивом в лавчонке, торгующей съестным. Он попал в секту в ранней молодости и теперь стал международной величиной, главой российской церкви. Не попади он к мунитам, был бы честным торговцем, вел размеренную скучную жизнь в провинции. Но теперь он даже помыслить не может, чтобы туда вернуться. Ему, собственно, некуда возвращаться - он был никем и стал всем. Лозунг столь же привлекателен, сколь известен. Когда говорят о психологии жертв сектантства, надо помнить, что в каждой секте есть модель восхождения, благодаря чему люди получаются беззаветно преданными секте (и не только низовые ее члены, но и верхушка), потому что она дала им все, что у них есть. Вернемся к "ЦХ". По мере возрастания успеха Кипа Мак Кина ужесточались дисциплина и контроль внутри секты, как и само их учение. Появились заявления, которых не было раньше: члены "ЦХ" - единственные христиане во всем мире, вне "ЦХ" никакого христианства нет и не может быть. Возможности для роста в секте существуют для мужчин, женщины там не особенно продвигаются, разве что только в наставничестве, потому что наставник и подопечный должны быть только одного пола. Деньги собираются на улицах, а также с членов, которые платят десятину (с которых к тому же постоянно что-то вытягивают дополнительно). Логика как у мормонов: десятина - это то, что принадлежит Господу, поэтому отдавая ее, вы ничего не отдаете, а если вы действительно хотите что-то пожертвовать, то нужно дать сверх десятины. При сборе средств на улицах используются обман и другие незаконные методы. Помню, как на улице в Петрозаводске стояли две скромно одетые барышни из "ЦХ", в руках у них был ящик с православным крестом, на котором было написано: "Подайте деньги на храм". Естественно, не говорилось, на какой храм. Люди опускали туда свои деньги в уверенности, что жертвуют на Православную Церковь. Известен случай в Лондоне, когда сектанты организовали благотворительную чистку ботинок и при этом говорили: мы чистим вам ботинки, а вы за это пожертвуйте на помощь голодающим в Африке. Деньги действительно пошли в Африку, но на строительство церкви "ЦХ" в Лагосе (Нигерия). "Бостонское движение" всегда особенно охотилось за студентами - это их основной "сектор работы". Все это быстро поняли, так что это единственная секта, которой запрещено работать в ряде университетских городков в Англии и в Америке.
К сожалению, наш МГУ в этот список не входит. Понятно, почему они могут быть особенно привлекательны для студентов, которые искренне ищут Бога: студенты часто попадают в стрессовые ситуации, а тут им предлагается модель, которая снимает с них тяжкий груз необходимости принять решение. Плюс искренние люди, заинтересованные в них, плюс дружеское общение, некое общее дело, постоянная атмосфера то ли клуба студенческой песни, то ли другого подобного мероприятия - все это очень привлекательно для молодежи. Чем это кончается, тоже известно: студенты бросают учебное заведение или успеваемость их сильно ухудшается, потому что все время у них уходит на деятельность внутри "ЦХ". Чтобы стать членом "ЦХ", нужно искренне покаяться в своих грехах, признать, что "ЦХ" - единственный путь к спасению, и принять учение о повиновении. После этого человек (если он взрослый) может быть крещен полным погружением в воду. Четкая доктрина о грехе у них не разработана (вообще у них очень мало разработанного богословия). Из их высказываний можно сделать вывод, что грехопадение Адама либо вовсе отрицается, либо преуменьшается его значение. Каждый ответствен за свои грехи, которые крещением и смываются. Поэтому практикуется повторное и даже третье крещение: накопились новые грехи - нужно опять креститься. Бывает, что пробыв несколько лет в "ЦХ", человек вдруг заявляет, что его первое крещение было ненастоящим, а вот сейчас он наконец созрел для настоящего крещения. Его крестят по второму разу. Но главное - это учение о повиновении. Сектанты говорят, что наставники могут ошибаться, но их надо все равно слушаться, что бы они ни говорили. Таким образом - через послушание и повиновение - вы спасетесь. Потому что даже Христос повиновался Пилату, а Господь это повиновение обратил ко всеобщему спасению. Каждый должен быть послушен, несмотря ни на что. Интересны заметки, которые были сделаны во время библейских занятий членами "ЦХ". В этих заметках рядом со словом "повиновение" обычно стоят такие слова, как "спасение", "новая жизнь", "надежда", "блаженство" и т.п., т.е. все эти слова ассоциируются с повиновением, с послушанием. Это очень важно в контроле над сознанием - выстроить ассоциативный ряд. Нажимаешь на "кнопочку" - и у человека возникает определенная ассоциация. В одном ряду со словом "неповиновение" стоят "ад", "несчастье", "отчаяние", "катастрофа", "нет надежды". На самом деле принятое у них повиновение есть то, что лишает человека всякого доверия к самому себе. Известен случай, когда секретарша (член "ЦХ") перед тем, как печатать для начальника бумажку, всякий раз звонила своей наставнице и спрашивала, печатать ли ей эту бумажку. В некоторых американских отделениях Бостонского движения каждый его член заполняет еженедельно подробную анкету, где пишет обо всем, что с ним произошло за это время, в том числе сколько раз он имел физическое общение с супругом. Очень интересна система, как молодежь встречается со своими девушками.
Нельзя встречаться с девушкой (или с молодым человеком) по своему произволению. Для этого есть один день недели - суббота. Вечером этого дня все неженатые члены "ЦХ" ходят на свидание. Но одиночные свидания не поощряются - можно ходить только на такие встречи, где две или больше пар гуляют вместе. С той девушкой, в которую вы влюблены, поначалу можно встречаться только один раз в месяц, а остальные три субботы вы должны встречаться с другими девушками (или с молодыми людьми), чтобы не обижать других тем предпочтением, которое вы оказываете своей избраннице. Только через некоторое время, если вы проявляете настойчивость, вам позволяют встречаться с ней каждую субботу. Помимо свиданий, позволяется один раз в неделю 15-минутный телефонный разговор. После 12 месяцев субботних свиданий вы можете получить разрешение на обручение, а через три месяца после обручения вы должны пожениться. Разводы у них в принципе запрещены, и пока неизвестно, были ли у них случаи разводов. Эффект, который оказывает на личность такой контроль, просто потрясающ. "ЦХ" в Бостоне позволило провести психологическое тестирование своих членов, не подозревая о том, что из этого получится. Результат получился таков, что они о нем сильно пожалели: у 95% членов секты наблюдалось резкое изменение личности. Это не значит, что у человека улучшился или ухудшился характер (у всех в течение жизни характер меняется). Но есть врожденные свойства характера, которые не меняются - например, экстраверты и интраверты. Само по себе это ни хорошо ни плохо - быть экстравертом или интравертом. Но в этих рамках мы можем изменяться к лучшему или худшему.
У членов же "ЦХ" меняются именно врожденные, стабильные качества личности, которые в принципе у человека не меняются (например, сангвиники становятся меланхоликами и т.п.). Так же, впрочем, как по результатам тестирования менялись они у сайентологов, членов церкви Муна, кришнаитов и других сектантов. Это создает дополнительные трудности для реабилитации тех членов сект, которые возвращаются к нормальной жизни. Это общая характеристика "ЦХ", а теперь поговорим о российской ее специфике. Как мы помним, у них есть лидеры "Бесед", евангелисты и старейшины. В России (во всяком случае год назад) еще ни одного старейшины не было - были евангелисты. Старейшина - это такой высокий пост, до которого русские пока не доросли. Еженедельные собрания - такие же, как за границей. Что касается материального положения, то по устаревшим данным 1993 года лидер зоны (руководитель 30-40 человек) получал порядка 200 долларов в месяц, что в то время для России было неплохим жалованьем. Лидеры секторов и других крупных подразделений получали больше (плюс представительские расходы). Если молодой человек в России чувствует стойкую симпатию к какой-то девушке - своей сестре по движению, то по согласованию с лидером он может предложить ей стать его подругой. Это происходит в торжественной обстановке с цветами и шампанским. Все симпатии согласуются с лидерами. Наставницы девушек договариваются с наставниками юношей, можно ли их подопечным встречаться друг с другом. После проверки симпатий можно сделать предложение, после которого они встречаются в течение года. Но все, что они могут позволить себе, - это ходить по субботам вместе на какое-то мероприятие: в театр, на выставку, в музей, на стадион и т.п. Дважды в неделю юноша имеет право проводить девушку домой, в остальные дни ее провожает другой брат, который ее другом не является. Говоря об истории "ЦХ" в Москве, нужно сказать, что к моменту появления здесь этой организации в "ЦХ" уже сформировалось стойкое мнение, что никакая другая христианская организация в мире не является церковью, поэтому никто из принадлежащих к другим христианским организациям не может спастись. Во всяком случае первые из тех, кто приехал в Россию, были этим мнение уже пропитаны. Соответственно, взгляд на духовное состояние России был предельно прост: все люди, которые жили у нас в стране и скончались до 1991 года, христианами не были и потому никто из них не может быть спасен и не наследовал Царства Божия. Наконец наступил 1991 год, когда свет истинного христианства воссиял над Россией, и в августе в Москву прибыли 17 миссионеров - американцы, англичане, датчане и один русский студент, который учился в Дании (сегодня он является лидером "Московской Церкви Христа" - это Михаил Раковщик). Прибывшую команду возглавлял канадец Эндрю Флеминг, в продолжение трех лет бывший лидером "Московской ЦХ", руководство которой очень гордится тем, что они попали прямо на августовский путч. Буквально через пару недель после их приезда начался путч; все религиозные проповедники, бывшие в Москве, испугались и сбежали, а "ЦХ" продолжала свою проповедь на баррикадах и таким образом поймала очень благоприятный момент. Первое крещение в Москве произошло 20 августа 1991 года. Тогда было крещено несколько студентов Текстильной академии. Когда крещений было немного, собирались на квартирах. Потом в Москве были организованы первые миссионерские команды, которые расположились в специально снятых для них квартирах. Вскоре произошло первое воскресное собрание "ЦХ" в лектории Политехнического музея. Вся зарубежная "ЦХ" была поражена удивительными темпами прироста членов секты в России: в Москву прибыло всего 17 человек, а менее чем через год "Московская ЦХ" насчитывала уже 1200 членов.
Появились первые русские лидеры - наставники высокого ранга, взращенные уже в России. Сейчас положение изменилось мало, но до 1993-1994 года это были сплошь люди без высшего образования (в редких случаях они имели высшее техническое образование) - по большей части все они институты свои бросали. В основном у них было среднее или среднее специальное образование. Михаил Раковщик является исключением: он учился в аспирантуре физтеха, именно по этой линии был направлен в Данию на стажировку, которую прервал, увлекшись идеями "ЦХ", и больше научной деятельностью уже не занимался. Большинство наставников высокого ранга люди совсем простые - высшего гуманитарного образования практически ни у кого из них нет. К книжности, начитанности, образованности отношение здесь очень настороженное: дескать, Бог уловляет мудрецов их же лукавством. Поэтому не стоит интересоваться ни историей, ни философией, ни литературой, разве что в качестве развлечения, которое, впрочем, не полезно, потому что мешает служить Богу. Наверное, это можно связать с тем, что высокая культура создает в человеке внутреннюю независимость, и тогда ЦХ-шная примитивка начинает очень быстро ощущаться. По возрастному признаку первые члены "ЦХ" - это послешкольная молодежь (1-2 курсы техникумов и институтов). Видимо, школьные годы этих людей пришлись еще на советское время. Они вышли во внешний мир, когда система рухнула, и тут они повстречали такую удивительную организацию, которая брала их удивительной искренностью и новизной. Молодым людям доходчиво, просто, незамысловато объясняли, что такое вера в Бога, Библия, Кто такой Иисус Христос, и сразу же погружали их в феерически радостную насыщенную жизнь. Постоянные собрания, единомышленники, активная деятельность - и никакой особой ответственности, потому что наставник все за тебя решит и обо всем подумает, так что живи и радуйся. Молодежь повалила в новую группу буквально валом. Тогда же появилась градация по возрастным группировкам, которая действует и ныне: отдельно воспитываются подростки, не достигшие 17 лет, отдельно - студенты, а есть еще группировка, которая называется "рабочая", или "солидная" ("солидняк"). Солидны они не обязательно по возрасту (солидным можно быть и в 18 лет), но он уже полтора года как крещен, продвинулся на духовном пути и обратил в "ЦХ" как минимум пять человек, поэтому его записывают в "солидные". Сюда же входят люди, которые не учатся, а работают. Сейчас среди членов "Московской ЦХ" много преуспевающих бизнесменов. Учение "Московской ЦХ" является своеобразным преломлением доктрины о наставничестве. Остается формулировка, что христианин - это только ученик Христа, а ученик Христа - это только истинный ученик Христа, который живет так, как его учит Библия (по их представлению), а Библию лучше всего знают лидеры. Каждый должен стремится стать наставником - об этом так и говорят лидеры на собраниях. "Я знаю, что через год вы будете наставником либо вас не будет в этой организации - одно из двух. Поэтому дерзайте, стремитесь, Бог вас призвал, чтобы вы все стали лидерами". Интересная метаморфоза произошла с понятием о причастии. Международная "ЦХ" трактует причастие как некий символ Тела и Крови Христа. Совершать его нужно, чтобы настроиться на благочестивые воспоминания о распятии Христа. Их урок, который учил о том, что нужно думать, как молиться во время причащения, носил название "Назад ко Христу". Имелось в виду историческое событие, которое произошло в глубокой древности и которое желательно со слезами умиления вспомнить, когда принимаешь кусочек хлеба и глоточек вина. Среди рядовых членов "Московской ЦХ" распространилось по непонятной причине мнение, что причащение - это тайна. Наставники иной раз об этом говорят. Естественно, в самом воспоминании никакой тайны нет, т.к. из самых источников "ЦХ" взять это было неоткуда. Если поговорить с рядовыми сектантами о том, как они молятся перед причастием, то может показаться, что у них есть желание, чтобы это были Тело и Кровь Христа, а не какое-то особое воспоминание. Но все дело в том, что рядовые члены ничего не решают, у лидеров же отношение вполне сложившееся, что нужно вспомнить распятие. И хотя на общих собраниях "ЦХ", куда приходят не только члены секты, посторонним предлагают воздержаться от причащения ради своей совести, и пусть каждый понимает это как хочет. В России "ЦХ" столкнулась с таким явлением, как Православие.
Ко всем христианским церквам "ЦХ" относится не как к христианским, каковы бы они ни были и как бы себя ни называли. Правда, в проповедях как иностранных лидеров, так теперь уже и российских иногда встречаются ссылки на известных протестантских проповедников, но ни одному из них и в голову не придет процитировать какого-нибудь православного автора. Существует четкое мнение: Православная Церковь - это не церковь, а идолопоклонство; какое-то монашество, какие-то черные рясы - об этом даже говорить не стоит. Итак, к концу весны 1992 года в "Московской ЦХ" было около 1200 членов, а в начале лета лидеры - наставники высокого ранга совершили тактическую ошибку: они разрешили всей этой молодежи разъехаться на каникулы или на практику по лагерям и деревням. В конце лета, когда всем надлежало собраться и врубиться в жизнь "ЦХ", оказалось, что примерно 500 членов туда не вернулись. Люди вырвались из бешеного, сумасшедшего ритма существования, жизнь их вошла в обычную колею, они получили возможность подумать, что-то понять, потому почти половина членов секты и не вернулась. Эндрю Флеминг тоже на это время уехал из Москвы - его направили в другое место с миссионерской командой. Когда он вернулся осенью в Москву и нашел организацию поредевшей вдвое, он был в ярости. Проповеди, которые он произносил, в эти дни запрещалось даже записывать, потому что там были столь эпатирующие места, что посторонний человек, прочитав их, мог бы подумать об организации что-нибудь не то. Лидеры быстро сориентировались и постарались изменить тактику. Повседневная жизнь "Московской ЦХ" почти ничем не отличается от жизни зарубежной. Главное событие - воскресная проповедь, затем - чрезвычайно важные собрания по вторникам (так называемые "Собрания по изучению Библии"). Там собираются ученики (как они сами себя называют), т.е. члены секты, и те, кто собирается стать учениками. Собираются они в арендованном зале, их сейчас очень много. Арендуется больше 15 залов еженедельно. Вся организация одновременно изучает одни и те же отрывки из Библии, одни и те же книги по одним и тем же инструкциям (вспомним иеговистов). Это касается не только общественного, но и частного, домашнего изучения Библии. Дома ученик открывает Библию - у него та же самая брошюра, что и у всех остальных членов организации. Он открывает в тот же день ту же страницу и изучает именно то, что изучают все остальные - читает те же отрывки, делает те же выводы. Инструкция для новообращенных называется "40 дней учения". Здесь на 40 дней от момента крещения даны темы для изучения Библии. Начинается она так: "Добро пожаловать в семью Бога!" И далее: "Поздравляем тебя с принятием наиважнейшего решения в твоей жизни - стать настоящим учеником Иисуса Христа. Для тебя сейчас наступает самая прекрасная и удивительная пора, когда ты увидишь, как твоя жизнь помогает многим душам обратиться к Иисусу Христу (то есть основная цель христианской жизни - обращать других в свое учение. В частности, объясняется, зачем нужно молиться Богу. - А.Д.) В этом разговоре с Богом ты обретешь силу, спокойствие, радость и твердое убеждение в необходимости перемен и решении сложных задач твоей новой христианской жизни". Вся учительная литература "ЦХ" отличается этаким кавалерийским наскоком на все сложнейшие проблемы. Первый день изучения Библии после крещения: "Молодому христианину само понятие молитвы может показаться не совсем ясным. Не беспокойся - на сегодняшнем собрании ты научишься, о чем молиться, как молиться и даже когда молиться.
Сразу по окончании ты сможешь применить на практике то, с чем ты познакомился, и прекрасно провести время в молитве". Эта фраза ("прекрасно провести время") проходит красной нитью через всю жизнь в "ЦХ": таким образом создается впечатление, что все время, проведенное в церкви и с Богом, - это сплошное удовольствие и прекрасное времяпровождение. У них нет записанных молитв, и они их не признают. Услышав от кого-нибудь, что молиться нужно по записанным молитвам, они начинают страшно кипятиться: каждый должен молиться от себя лично! По содержанию их молитва довольно убогая, их заставляют по полчаса молиться на одни и те же темы. Они признают "Отче наш", но повторять ее слово в слово у них запрещено. Молятся очень эмоционально, это сопровождается напряжением всех душевных и телесных сил: глаза закрываются, мышцы непроизвольно сокращаются, тело дергается. Наблюдать это довольно неприятно, но только такая молитва считается настоящей, сильной и действенной. Они утверждают, что "ЦХ" - единственная организация в мире, которая живет по Библии. В то же время очень многое из Библии они не принимают. Например, по Библии лидерами должны быть пресвитеры и диаконы. Спросишь: "А почему у вас этого нет?" - "Так сложилось, у нас это по-другому называется". - "А почему женщины не покрывают голову, когда молятся? Ведь так написано в Библии, и если уж вы такие фундаменталисты..." На эту тему Флеминг прочитал целую проповедь на трех страницах - перл словесности и духовности "Московской ЦХ". Проповедь вся высосана из пальца. Оказывается, смысл этих слов не в том, что нужно молиться с покрытой головой, а в том, что женщина должна быть покорна мужчине, а мужчина должен быть покорен Богу. Там очень сложные построения, одно выводится из другого со ссылками на Ветхий Завет. В 1992 году лидеры сделали нужные выводы и начали, по выражению "Московской ЦХ", "плотнее грузить". Это значит, что всевозможные уроки и вообще наставничество стали гораздо строже. Людям стали более настойчиво объяснять, как им будет ужасно и отвратительно в аду, если они бросят эту организацию, что спастись можно только в "ЦХ", а если из нее уйти, то в аду будет еще хуже, чем всем остальным язычникам. Многие из тех, кто не нашел в себе силы остаться в "ЦХ", вынесли оттуда идею, что больше нигде нельзя спастись, и вообще махнули рукой на свое спасение. Последствия могут быть самыми тяжелыми. При таком духовном окормлении, когда ваш наставник - безусый юнец, который сам полгода назад крестился и бросил пить и курить, теперь учит уму-разуму сотни человек, - все это может быть очень опасно. Мельчайшая ячейка "ЦХ" называется "Беседа о Библии". В ней от 4 до 10 человек, которые подчиняются наставнику самого низкого ранга - первичному наставнику. Каждую неделю они проводят беседу о Библии, отсюда их название. Они собираются где-нибудь на квартире или в институтской аудитории и приглашают самых разных людей. Просто подходят и спрашивают: "Вы не хотели бы узнать подробнее о Библии?" Цель у них при этом, как и у лидеров других подобных собраний, обратить как можно больше людей. Они просто молятся на статистику. Принимается месячный план: "Наш сектор должен за этот месяц окрестить девять человек. Давайте дружно молиться, чтобы эти мы этих девять человек окрестили". Если вместо девяти крестится десять человек, то это невиданное ликование, праздник и радость, а если только семь, то всеобщее уныние. Лидер-наставник секты дает урок о том, что это очень плохо, что это случилось из-за какого-то греха и надо разобраться и сделать выводы. Перед крещение бывает подготовка: человек должен посетить пять занятий по Библии и выучить наизусть 25 цитат. Потом с ним будет подведен подсчет стоимости. В Евангелии Спаситель говорит о человеке, который собирается строить дом: прежде нужно сесть и подсчитать, во что это обойдется. В соответствии с этим наставник высокого ранга садится с человеком, который должен креститься, и с человеком, который занимался с ним изучением Библии, и начинает выяснять, какие грехи есть у кандидата в члены секты. Тот должен совершенно откровенно рассказать обо всех грехах, которые были у него в жизни, и пообещать, что он от всего этого отказывается. Во-вторых, он должен подтвердить свое убеждение в том, что никакая другая церковь в мире спасения не приносит и принести не может. Если он был крещен раньше в другой церкви, то это не считается. Если он все принимает и на все вопросы отвечает правильно, ему разрешают креститься. Крещение совершается в одно погружение со словами: "Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь". При этом слова произносить не обязательно, можно просто сказать человеку, когда его ведут к ванне или к бассейну, что он будет сейчас крещен во имя Отца и Сына и Святого Духа. Крестить может любой. Когда было много обращений, для этого снимали бассейны и крестили сразу по 10-20 человек. Теперь крестят в квартирных ваннах, но обязательно полным погружением. Летом 1993 года произошел миссионерский взрыв. Тогда внутренняя обстановка в "Московской ЦХ" стабилизировалась и она отправила много миссионерских команд открылась "ЦХ" в Киеве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Владивостоке, Одессе и некоторых других городах. В Одессу специально прибыли проповедники из Дании. Они ходили по улицам и приглашали людей. Их поразила открытость украинцев и русских, потому что в самой Дании "ЦХ" не растет годами - в течение 10 лет прирост у них составил всего 50 членов.
Тут же, когда люди говорили, что хотят узнать о вере и Боге как можно больше и обещали придти, они были просто в восторге, особенно когда зал Одесского университета не вместил всех желающих и люди стояли в проходах, лезли в окна. Никакого организационного противодействия со стороны православных не было. Лишь однажды на собрание в Одессе пришел священник в облачении. Встречались люди, которые говорили, что они православные и слушать сектантов не хотят и даже пытались кого-то разубедить, но все это было неэффективно. В Новосибирске была зарегистрирована организация Чарльза Лукаса, которая тоже называется "Церковь Христа" и которую все московские ЦХ-шные проповедники презрительно называют традиционной церковью. Вообще "традиция" в "ЦХ" - ругательство, а "традиционист" - значит "плохой человек". Другое страшное ругательство - "религиозный человек", потому что они совершенно не понимают, что такое религия, а все православные, католики и другие - это традиционалисты и религиозные люди, очень нехорошие, типа книжников и фарисеев. В Новосибирске миссионерам пришлось зарегистрироваться как "Новосибирская христианская церковь", потому что лукасцы успели зарегистрироваться как "Церковь Христа" и название было уже забито. Они были в восторге, когда лидер традиционалистской "ЦХ" у них крестился. Он был болен раком, и они объяснили ему, что в своей организации он уже точно не спасется, и он принял крещение в новой организации. Зачитаю вам интервью лидера "Московской ЦХ" Михаила Раковщика, которое было им дано подпольному журналу "ЦХ", выходившей года три тому назад. Флеминг уже не был больше лидером "Московской ЦХ" - понятно, что когда у русской церкви лидер канадец, это не очень хорошо выглядит и не лучшим образом влияет на ее репутацию. Поэтому Флеминг уехал и оставил вместо себя Роковщика. Журнальчик "ЦХ" называется "Upside Down", т.е. "Вверх тормашками", выходит в красочном американском оформлении. Вот что рядовые ЦХ-шники хотят узнать о великом человеке: "- Какие успехи были у тебя в школе? - Школу я закончил с серебряной медалью, т.к. в пятом классе мне поставили "четыре" по физкультуре. - А в институте? - В институте я учился на повышенную стипендию. - Кем ты хотел быть в детстве? - Инженером. - Какие у тебя остались яркие воспоминания о друзьях детства? - Я любил отдыхать в деревне, там часто играл с друзьями в войну. - Какой цвет тебе больше всего нравится? - Зеленый. - Твое самое любимое блюдо? - Жареное мясо с картошкой, грибы со сметаной. - Какие события в церкви тебе запомнились больше всего? - Первая служба в Москве, первая служба в Киеве, моя свадьба, а еще - время, когда я стал евангелистом. - Твой любимый не библейский герой? (Тут пропуск в рукописи. - А.Д.). - Твое хобби? - Фотография. - Что из искусств ты любишь? - Хочу научиться играть на гитаре. - В какую страну ты хочешь поехать? - В Израиль. - Какое приглашение тебе больше всего запомнилось? ("Приглашение" - это когда ходят по улице и зазывают к себе людей. - А.Д.). - Когда пригласили меня. В Копенгагене ко мне подошел человек, его зовут Крис, и пригласил меня в церковь. Мы с ним разговорились. Оказалось, что он молился о русском, который станет учеником и сможет поехать с Эндрю Флемингом в Москву. - Какая у тебя мечта? - Чтобы сначала во всех крупных городах были "ЦХ", а потом во всех остальных. (Это стандартная мечта всех членов "ЦХ". - А.Д.). - Твой любимый отрывок из Библии. (Это тоже традиционный вопрос - согласно этикету, члену "ЦХ" необходимо иметь любимый отрывок из Библии. - А.Д.). - Первое Послание к Коринфянам 10,13. (Про искушения. - А.Д.).". Еще несколько заметок. Если в "ЦХ" пришел человек женатый (или замужняя), а супруг не хочет приходить, то разводиться не обязательно, но в случае развода новый брак заключить очень трудно. В "Московской ЦХ" больше женщин.
На высоком уровне, когда это сектор (100 человек) или зона (40 человек), помощником лидера, его правой рукой, должны быть его подруга или его жена. Деление в "ЦХ" такое: "Беседа" - от 4 до 15 человек, отделение (зона?) - от 30 до 40 человек, сектор - не менее 100 человек, регион - три сектора, а потом уже - региональная церковь. При этом наставник региона обязательно ведет один из секторов, а в этом секторе - одну из зон, а в зоне - одну из "Бесед", то есть работает на всех уровнях. В общении с членами секты нужно иметь в виду, что это люди очень убежденные, но осознанной веры у них нет. Если об их вере что-то сказать, то разговора не получится. Если их веру ругают, они считают, что претерпевают гонения за веру. Среди тех, кто из "ЦХ" выходит, есть люди, которые переходят в Православие, но процент этот неизвестен. Люди, покинувшие секту, избегают контактов и найти их очень трудно. Их Библия изнутри вся изрисована яркими фломастерами. Сами цвета ничего не обозначают, но считается, что чем ярче отмечать, тем лучше можно подчеркнуть самое важное и показать, что действительно изучаешь Писание. В "ЦХ" существует исповедь. Происходит это так. Человек подходит к наставнику и говорит: "Брат, я хочу покаяться. У меня сегодня было то-то и то-то". Бывает и общая исповедь, когда собирается вся зона (правда, братья и сестры по отдельности) и все по очереди каются: сначала лидер, а потом остальные по цепочке, так что затягивается это надолго. В конце лидер молится, чтобы Бог простил им всем грехи. Взгляд на покаяние у них своеобразный: если человек в чем-то покаялся и больше этим грехом не грешит, то покаяние его настоящее, если он продолжает совершать тот же грех, то покаяние его ненастоящее, он не покаялся. Поэтому слова Спасителя, что прощать нужно до седмижды семидесяти раз, там не популярны. Например, если человек утром проспал молитву и покаялся в этом, ему прощают. Но если он на следующий день опять проспал, то, значит, он не покаялся, и за это его обличают перед церковью. Если третий раз проспал, то будет он как язычник и фарисей. Понятие о грехах тоже своеобразное. Например, гордиться тем, что ты спасен, а все остальные, живые и мертвые, не спасены, грехом не считается, а наоборот, даже приветствуется. Курение или рукоприкладство - это страшные грехи. Если человек не может бросить курить, ему в "ЦХ" не место - спастись он уже не может. Есть там люди (хотя таких немного), которые попали туда из православных общин. Кстати, "ЦХ" считает, что все православные чудотворцы творили свои чудеса силою князя бесовского, потому что они не были истинными христианами и потому не могли творить истинные чудеса. Праздников они не признают - ни православных, ни вообще христианских. На Пасху они устраивают собрания, но исключительно для внешних, потому что в России это очень чтимый праздник. Но вообще Пасха не считается особым днем. Постом они считают полное воздержание от пищи и постятся за что-нибудь или за кого-нибудь (за избавление от греха, за подругу или невесту), а чтобы это было по силам - от одного до семи дней по совету наставника.