Голгофа. Пригвождение ко кресту
Распятие Иисуса Христа на кресте, свершившееся на Голгофе, описывают все четыре евангелиста - их рассказы различаются лишь некоторыми деталями. Но прежде чем охарактеризовать живописные интерпретации этих рассказов, необходимо восстановить последовательность событий, происшедших на Голгофе, иными словами - сопоставить эти свидетельства, поскольку в данном случае, как и при описании других эпизодов из жизни Христа, они дополняют друг друга.
События |
Евангелие от Матфея |
Евангелие от Марка |
Евангелие от Луки |
Евангелие от Иоанна |
Появление Иисуса на Голгофе |
Мф.27:33 |
Мк.15:22 |
Лк.23:33 |
Ин.19:17 |
Отказ Иисуса пить уксус, смешанный с желчью |
Мф.27:34 |
Мк.15:23 |
||
Пригвождение Иисуса к кресту между двумя разбойниками |
Мф.27:35-38 |
Мк.15:24-28 |
Лк.23:33, Лк.23:34-38 |
Ин.19:18 |
Первое «слово» Иисуса с креста: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» |
Лк.23:34 | |||
Воины, распявшие Иисуса, делят его одежды |
Мф.27:35 | Мк.15:24 | Лк.23:34 | Ин.19:23 |
Иудеи злословят Иисуса и насмехаются над ним |
Мф.27:39–43 | Мк.15:29–32 | Лк.23:35–37 | |
Иисус вступает в разговор с двумя разбойниками |
Лк.23:39–43 | |||
Слова Иисуса, обращенные к разбойнику с креста (второе «слово»): «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» |
Лк.23:43 | |||
Третья фраза, провозглашенная Спасителем с креста (третье «слово»): «Жено! се, сын Твой» |
Ин.19:26–27 | |||
Темнота опустилась на землю с трех часов пополудни |
Мф.27:45 | Мк.15:33 | Лк.23:44 | |
Вопль Иисуса, обращенный к Отцу (четвертое «слово»): «Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?» |
Мф.27:46–47 | Мк.15:34–36 | ||
Пятое «слово» Иисуса с креста: «Жажду» |
Ин.19:28 | |||
Он пьет уксус |
Мф.27:48 | Ин.19:29 | ||
Шестое «слово» Иисуса с креста: «Совершилось!» |
Ин.19:30 | |||
Последний вопль Иисуса (седьмое «слово»): «Отче! в руки Твои предаю дух Мой» |
Лк.23:46 | |||
Смерть Иисуса на кресте |
Мф.27:37 | Мк.15:37 | Лк.23:46 | Ин.19:30 |
Завеса в храме разрывается надвое |
Мф.27:51 | Мк.15:38 | Лк.23:45 | |
Признание римских воинов: «Воистину Он был Сын Божий» |
Мф.27:54 | Мк.15:39 |
Древнее предание утверждало, что название Голгофа (в переводе с греческого – «лобное место», «череп») происходит от того, что на сем месте была погребена глава Адама и вот теперь Христос, Новый Адам, принимает на Себя добровольную смерть для исцеления Адама Ветхого, «чтобы где было начало смерти, там же совершилось и упразднение её». По другому преданию на этой же горе когда-то Авраам поднял жертвенный нож на Исаака, и вот теперь истинный Агнец Божий здесь «закалается» за грехи мира.
По древнему обычаю осужденным давался наркотический напиток из вина и смирны, несколько притупляющий страдания. Противоречие в указании того, что именно дали пить Иисусу, когда привели Его на Голгофу, — уксус с желчью (Матфей) или вино со смирною (Марк) — по-видимому, лишь кажущееся: если сопоставить рассказы всех четырех евангелистов, то окажется, что Иисусу пить было предложено дважды, и первый раз это было дурманящее (наркотическое) средство (вино со смирною), предназначавшееся для облегчения физических мук (его Христос отверг), а второй раз — после Его возгласа: «Жажду» — уксус (Иоанн) или даже смешанный с желчью (Матфей), дабы издевательски новыми муками приблизить Его конец. Этот второй напиток — не что иное, как то питье, о котором пророчествовалось в псалмах: «Язык мой прильпнул к гортани моей» (Пс. 21:16) и «И дали мне в пищу желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом» (Пс. 68:22). Следует лишь иметь в виду, что уксусом тогда именовалось кислое вино. Господь, отведав (т.е. узнав, что Ему дают), отказался, желая претерпеть мучения добровольно.
Солдаты сорвали с Иисуса одежду, растянули Его на кресте и начали вбивать гвозди в Его тело. Вместо обычных в таких случаях криков и проклятий распинатели услышали молитву Христа: «Отче, прости им! Ибо не знают, что делают» (Лк.23:34). Господь Своим примером учил человечество любви.
В эпоху Древнего Рима осужденному на казнь через распятие, когда его вели к месту казни, на грудь вешали табличку с надписью, за что он осужден. По повелению Пилата над головой Иисуса была прибита надпись на трёх языках, означавшая Его вину: «Иисус Назорей Царь Иудейский» (Ин.19:19). Первосвященники специально ходили к Пилату просить об изменении надписи: «Напиши, что Он говорил, что Он Царь». Но Пилат, раздраженный поведением иудейского духовенства, отказал им, желая унизить их, во-первых, и отдать посмертную дань уважения необыкновенному Осужденному, во-вторых.
Воины, разыгрывающие и делящие одежды Христа
Завершив распятие, воины стали делить Его одежды между собой, а целотканный хитон, сотканный по преданию руками Девы Марии, решили не рвать, а кинуть между собой жребий о нём. Воины разыгрывали одежды Христа, бросая жребий (игральные кости) - такое разделение одежд казнимого было узаконено в Древнем Риме времен Христа. Здесь осуществилось древнее пророчество Давида: «Разделили ризы Мои себе и об одежде Моей метали жребий» (Пс.22:18).
Вместе с Христом были распяты два разбойника, один по правую Его руку, а другой по левую. Так исполнились слова Пророка: «И к злодеям причтен» (Ис.53:12).
О двух разбойниках, распятых вместе с Христом, с большими или меньшими подробностями говорят все четыре евангелиста. Их имена Гестас и Дисмас — сообщаются в апокрифическом Евангелии Никодима. Один из разбойников — Дисмас — по свидетельству Луки, раскаялся.
Существует предание, которое пересказывает святитель Димитрий Ростовский, что это именно этот самый разбойник спас жизнь Деве Марии и Младенцу Иисусу, когда Св. Семейство бежало в Египет и по дороге встретило разбойников. И вот теперь, не помня, наверное, того случая, разбойник с надеждой обращается ко Христу: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» (Лк.23:42). И Господь не презрел надежд разбойника. «Ныне же будешь со Мною в раю», отвечал Он, и вот уже две тысячи лет Церковь празднует память благоразумного разбойника, ставшего святым и примером покаяния и милосердия Господа для всех искренне кающихся грешников.
Между тем над Голгофой начала сгущаться тьма. Толпа вокруг места казни несколько уменьшилась и это дало возможность Божией Матери и апостолу Иоанну приблизиться к кресту. Невозможно словами описать ту муку, которую приходилось испытывать им, видя страдания бесконечно ими любимого Иисуса. И Господь, несмотря на жесточайшие мучения, находит слова утешения к тем, которых любил сильнее всякой муки. «Жено! Се, сын Твой», говорит он Своей Матери, указывая на Иоанна. «Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе» (Ин.19:27).
Со времени распятия прошло около трёх часов, был уже девятый час дня. Усиливались страдания Господа и усиливалась тьма над Голгофой – сама природа, трепеща, сострадала Своему Творцу. Христос, взявший на себя всю тяжесть человеческих грехов, переживал Своим человеческим естеством весь ужас и всю глубину богооставленности. «Или, Или! Лама савахфани?» (Мф 27:46), возопил Иисус громким голосом. Это значило: «Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?». По мнению святых отцов, в этом возгласе Господь ещё раз обнаруживает истинность Своего вочеловечивания, показывает, что он действительно переносил все страдания, и что Ему была присуща свойственная нам любовь к жизни. Также, как пишет блаженный Феофилакт, некоторые понимают, что Спаситель говорит здесь от лица иудейского народа, ещё раз выражая Свою скорбь о том, что богоизбранный народ стал народом богооставленным.
Несведущие в еврейском языке воины услышали в крике Иисуса то, что Он зовёт Илию, и это послужило для них ещё одним поводом к злобным насмешкам.
«Жажду» (Ин.19:28), проговорил Господь, мучимый предсмертной жаждой – следствием великой потери крови. Один из воинов, продолжая глумиться, наполнил губку уксусом и поднёс её к иссохшим губам Спасителя. Как пишет блаж.Феофилакт: «Уксусом поили Его для того, чтобы Он скорее умер, прежде нежели придёт Илия, чтобы помочь Ему». Господь, вкусив, сказал: «Свершилось!». И сказав: «Отче! В руки Твои предаю Дух Мой» (Лк.23:46) преклонил главу и испустил дух.
Из упоминаемых евангелистами чудес, ознаменовавших мученическую смерть Христа, — наступление трехчасовой тьмы, землетрясение, разрыв завесы в Иерусалимском храме надвое сверху донизу, воскресение мертвых. Кроме того, все синоптики добавляют, что тьма была «по всей земле» (Мф. 27:45; Мк. 15:33; Лк. 23:44) и этим ясно дают понять, что речь идет о чуде.
Раздрание завесы Храма, по толкованиям свв.отцов, как их пересказывает блаж.Феофилакт, может означать во-первых упразднение буквы Ветхого Закона и наступления Нового Завета, когда то, что прежде закрывалось буквой Закона, теперь становится ясным. Во-вторых, как иудеи, выражая крайнюю степень скорби, разрывали на себе одежды, так и Храм Божий, как бы скорбя о смерти Христа, разорвал свою одежду. И, кроме того, в этом обнажении Святая Святых некоторые отцы видели пророчество о будущем осквернении Храма римлянами.
Сотник, видевший всё сие, невольно воскликнул: «Истинно Человек Сей был Сын Божий». Предание сохранило имя этого сотника – Лонгин. Он же впоследствии стал христианином, проповедовал в Каппадокии, где и мученически пострадал за Христа. Память св.мученика Лонгина Сотника Православная Церковь празднует 29 октября по новому стилю.
Агнец Божий испил до конца уготованную чашу, принеся Себя в жертву за наши грехи. Своей смертью на кресте Иисус искупил первородный грех, унаследованный родом человеческим от Адама. Спаситель Своею крестною смертью попрал смерть, Своей жертвенной любовью победил власть ада и силу дьявола. Сам Своею волею взошёл на крест, чтобы даровать всем верующим в Него жизнь вечную.
Материал подготовлен
для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах
|