Кому сегодня неизвестен знаменитый библейский сюжет: Адам и Ева в раю съедают яблоко с дерева познания добра и зла, нарушая тем самым заключенный с Богом Завет - вкушать со всех деревьев в Эдемском саду, кроме этого? За подобный проступок прародители жестоко расплачиваются: Бог изгоняет их из Рая. И хотя в таком описании все кажется вполне соответствующим библейскому изложению, на самом деле оно довольно далеко от истины: нет там ни Евы, ни яблока. Но начнем по порядку.
Во-первых, не Адам и Ева, а Адам и жена. Имя Ева (Хавва - «жизнь» - древнеевр.) жена первого человека получает уже после изгнания из Эдема. «Буквоедство!» - может возмутиться современный образованный либеральный читатель. Но скорее всего будет неправ. Дело в том, что в традиционных культурах наречение имени предполагало, что дающий имя обладает соответствующей властью. Поэтому не исключено, что до грехопадения Адам такого права не имел, раз он не дает имя жене сразу после ее сотворения. И только тот факт, что Ева первой попалась на провокацию змея, нарушил определенное равенство мужчины и женщины: «И К мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою,» - говорится жене при изгнании, а не после творения.
Во-вторых, конечно, Библия ничего не говорит ни о райских яблоках, ни о райской яблоне. Книга Бытия вообще не уточняет, о каком дереве идет речь: сказано только, что это древо познания добра и зла, растущее посреди рая и сказано, что змей прельстил жену плодами древа. Библия - книга символическая. Символ указывает не на то, что давно прошло и стало «преданьем старины глубокой», а о том, что чрезвычайно актуально и сейчас и будет актуально всегда, так как соотносит нас с вечностью. Рассказ об Адаме и Еве в последнюю очередь следует воспринимать как «историю жизни одного семейства». Символизм данного рассказа призван показать, что человек потерял изначальное, естественное состояние отношений с Богом и с себе подобными.
Но вернемся к яблоку. Откуда же тогда оно появилось, откуда все эти многочисленные ассоциации, картины и проч.? Сейчас сложно, наверное, сказать, каким образом именно яблоко стало ассоциироваться с грехопадением человека. Вообще-то в христианстве символизм яблока двойственен: яблоко является символом грехопадения и изображается в качестве такого страшного символа в пасти змея, обезьяны или руках первых людей. Попытки объяснить выбор яблока тем, что латинское слово malum (яблоко) является однокоренным со словом malus (зло) несостоятельны - корни у этих слов разные.
Традиция же изображать яблоко в качестве символа грехопадения появилась скорее всего в Эпоху Возрождения, когда каждый уважающий себя художник писал библейские сюжеты, а эпизод с грехопадением был одним из самых распространенных. Не исключено, что данный символизм восходит к древнегреческим мифам, в которых именно яблоко часто играло весьма символическую роль: вспомним хотя бы знаменитое яблоко раздора, которое Парис вручил богине Афродите как победительнице первого в человеческой истории «конкурса красоты». Правда, закончился этот «конкурс» весьма печально: в благодарность Афродита наградила Париса любовью Елены Прекрасной, что в конечном итоге привело к Троянской войне. В самой же Библии яблоко встречается в книге Песнь песней. При этом многие специалисты полагают, что и в греческой мифологии, и в Песни песней речь идет не просто о яблоках, а о гранатовых яблоках, попросту - о гранатах, которые испокон веков считались символом любви.
Кроме того, в христианской символике яблоко также является и символом спасения, если оно изображается в руках Младенца Христа или Богородицы. Очевидно, это связано с тем, что Иисус Христос именуется в христианской традиции Новым Адамом, так как через одного человека (Адама) грех и смерть вошли в человеческую при роду, так через одного Богочеловека, Иисуса Христа, природа людская была освобождена от греха и смерти (см.: Рим. 5:12-21).
Яблоко широко используется в качестве символа и в других культурах: в Китае, например, оно является символом мира, а его цветки - символом красоты.
Желающие более подробно познакомиться с данной темой могут обратиться к книгам:
1. Апостолос-Каппадона Д. Словарь христианского искусства. Челябинск, 2000.
2. Кураев Андрей, дьякон. Мужчина и женщина в книге Бытия / / Альфа и Омега. № 2 2/3 (9/10), 1996. С. 268 - 301.
3. Легойда В. Р. Женщина и мужчина: отношения сквозь века / /Фома. №21 (13) 2002. С. 32-42.
4. Похлебкин В. Словарь символов. М., 1999.
5. Тресиддер Д. Словарь символов. М., ФАИР-ПРЕСС. 1999.
Автор: ЛЕГОЙДА Владимир
|