В вечер Великого Вторника в православных храмах поется тропарь Кассии – поэтическое переложение Евангельского повествования о грешной женщине, которая доказала свое покаяние, омыв ноги Христа драгоценным миром и отерев их своими волосами.
Поступок этой женщины имеет большое значение по двум важным причинам:
1. Так она подготовила Христа к погребению, ведь у Иудеев существовал обычай помазывать тела умерших смесью смолы и ароматических веществ.
2. Эмоциональность этого сюжета показывает, насколько сильным было ее раскаяние.
Необычность этого события вызвала появление множества различных догадок, не имеющих, однако, никакой связи с действительностью, мифов о личности этой женщины и ее отношении к Христу.
В Западном христианстве бытует отождествление этой женщины с Марией Магдалиной, несмотря на то, что как в текстах Евангелий, так и в местной традиции отсутствуют подобные сведения. Это отождествление связано со смешением двух разных личностей, о которых рассказывается в двух различных отрывках Евангелия от Луки. В седьмой главе рассказывается история о грешнице, которая омыла ноги Христа слезами и миром и отерла своими волосами. В восьмой главе рассказано о женщинах, которые следовали за Христом в Его странствиях по земле Израиля. Среди них упоминается и святая Мария Магдалина, которая в прошлом была одержима бесом и исцелена Христом.
Сразу после воскресения Лазаря его родственники в знак благодарности пригласили Христа и апостолов на ужин. В то время как Мафра заботилась об участниках ужина, Мария делала то, что обычно делали семейные рабы – омывала ноги приглашенных. Желая выразить свое особенное почтение, она вместо воды использовала миро, а вместо полотенца – свои волосы.
Этот случай описывается в Евангелии от Иоанна (Ин.12:1-8) и не имеет ничего общего с сюжетом о грешной женщине, которому посвящены песнопения утрени Великой Среды. Сестра Лазаря Мария выражала благодарность, грешница – покаяние.
Святая Кассия была очень образованной византийской аристократкой, которая в определенный момент своей жизни постриглась в монахини и занялась составлением гимнов. Данный тропарь – самое известное ее произведение. В нем присутствуют Евангельские рассказы и теологический анализ проблемы греха и значения покаяния. Грех непосредственно связывается отнюдь не с этическими причинами, но с грехопадением и прерыванием богообщения.
Таким образом, ни Мария Магдалина, ни Мария, сестра Лазаря, ни сама Кассия не являются «во многия грехи впадшей женщиной». Имя этой женщины осталось нам неизвестным. Евангелие увековечивает и чтит ее поступок и ее покаяние, не донося до нас ее имени. Но безымянная женщина является для всех нас ярчайшим примером изменения образа мыслей и жизни.
Возможно, именно ее раскаяние станет образцом и для нашего покаяния, когда мы окажемся в час Суда перед престолом Всевышнего.
Счастливого завершения Страстной недели!
Афанасий Мустакис, теолог.
Перевод с новогреческого: редакция “Пемптусия”.
|