Статьи - Библейский персонаж

ПРОРОК СОФОНИЯ

Святой пророк Софония - один из 12-ти малых пророков, написавший Книгу пророка Софонии, девятую среди книг «малых пророков».

Имя Софония (по-еврейски звучащее как "Сефания") означает того, кому покровительствует, кого защищает Иегова.

Никаких сведений о личности, жизни и деятельности пророка Софонии в исторической и современной пророческой письменности Ветхого Завета не сохранилось. Мы знаем о нем только, что он был сын Хусия, внук Годолия, правнук Амории и праправнук Езекии (Соф.1:1), происходил, по преданию, из колена Симеонова, из горной страны Саравафа (Палестина). Как можно видеть, родословие пророка дается на четыре поколения назад до Езекии, чего нет ни в одной другой пророческой книге. Это предполагает, что он был человеком знатного, даже царского происхождения. Ряд исследователей считают Софония праправнуком иудейского царя Езекии, следовательно, он был дальним родственником царя Иосии, в годы правления которого (640—609 гг. до Р.Х.) Софония проповедовал.

Известно, что на протяжении длительного 55-летнего правления сына иудейского царя Езекии царя Манассии в Иудею широко проникло ассирийское культурное, политическое и религиозное влияние, а еврейская религия претерпела упадок. Тогда Ассирия достигла наивысшего могущества, даже египетские фараоны являлись всего лишь ее вассалами, а тем более Финикия и Иудея, стоящие на порядок ниже в культурном и других отношениях. Они были простыми ассирийскими провинциями.

Манассия всячески потворствовал практике идолопоклонства (тем самым он отошел от принципов веры в единого Бога), увлекался культурой Ассирии и Вавилона. Манассия отменил религиозные реформы своего отца Езекии и ввёл языческие элементы в храмовую службу (4 Цар. 21:2-7). При нем повсеместно возводились жертвенники Ваалу, процветало поклонение солнцу, луне и звездам, процветали колдовство и чародейство. Даже в Иерусалимском храме Манассия установил идола Астарты. Он пожертвовал детей в честь Молоха в долине Енномовой (Геенна) на высотах Тофета (4-я Цар.21:6, Иер. 32:35).

Культ Ваала и его супруги Астарты

Культ Ваала и его супруги Астарты

Несколько слов о сущности этих языческих культов, чтобы легче было понять, почему Бог устами пророка Софонии (и не только его) произносит впоследствии грозные приговоры.

Ваал – «господин» — финикийский бог, сначала был олицетворением природы в целом, потом разделился на мужское божество – активное начало - (собственно Ваал), и на женское божество – пассивное начало  – Астарта. Поскольку солнце всегда считалось зиждительной силой,

Культ Ваала и Астарты соединился с обоготворением солнца. Но солнце может приносить как пользу, так и вред. Отсюда божество стало почитаться под разными формами: благодетельные к человеку и несущие вред и разрушение. Но чаще благодеющее по отношению к человеку начало природы почиталось под именам Ваал и Ашера, враждебное – Молох и Астарта.

Культ Ваала и Ашеры сопровождался весельем, доходящим до разнузданности, при храмах Ашеры появился особый женский класс, служащий божеству развратом.

Культ Молоха – олицетворения вредного действия солнечного зноя, гневного божества – требовал тяжелых жертв для умилостивления – человеческих, причем не рабов, не пленных, а любимых детей.

Культ Астарты – богини смерти и разрушения. Лучшей жертвой ей считалось самооскопление.

Все эти культы были распространены среди евреев.

Также «поклонялся Манассия всему воинству небесному, и служил ему». Воинство небесное – это ассирийско-вавилонский культ поклонения небесным светилам во главе с солнцем и луной, ниже в иерархии стояли планеты, а потом – знаки зодиака. Солнце у финикиян почиталось как мировая божественная сила, а другие светила – как второстепенные боги. Волю верховного божества (солнца) можно, как они верили, читать по расположению и движению светил. Так возникла халдейская астрология. Поклонение небесным светилам не требовало существования храмов, осуществлялось прямо на кровлях домов и состояло лишь в поклонении, курении и возлиянии, кровавые жертвы не приносились.

Манассия извратил истинную религию, поставив Иегову в число «воинства небесного», «гадал, и ворожил, и завел вызывателей мертвецов и волшебников…». Хотя по Закону некромания наказывалась у евреев.

И забыл народ Божий, что Иегова – единственный Бог истинный, поэтому уже стало нормой клясться, например, и именем Иеговы и тут же именем Молоха; и, покадив Ваалу, сразу же после этого возносить молитвы Иегове. Люди, естественно, в конце концов, охладели к религии отцов или совсем потеряли всякую веру, говоря «не делает Господь ни добра, ни зла».

Несмотря на то, что в вавилонском плену Манассия раскаялся, и Бог, услышав мольбу царя, возвратил его на царство, в Библии Манассия рассматривается как вероотступник, а его царствование трактуется как образец греха идолопоклонства, что, согласно Иеремии, было одной из причин разрушения Храма.

Сын Манассии, Амон, пошёл по стопам отца, но он правил всего 2 года и был убит в результате заговора, организованного своими родственниками.

Царствования Манассии и Амона были самой мрачной эпохой в истории Иудеи.

После убийства Амона на престол взошел его 8-летний сын Иосия. Фактически правителями оказалась группа царедворцев, не хотевших продолжения прежней политики.

Царствование Иосии было отмечено духовно-религиозным возрождением и религиозными реформами, направленными к искоренению язычества и идолослужения среди народа Божия — наследия отца Иосии Амона и его деда Манассии. 

Иосия реформатор

Иосия восстановил в прежнем величии храм Соломона, пришедший в полный упадок, разрушил языческие жертвенники, умертвил идольских жрецов и повелел всем строго соблюдать закон Моисея. Но, несмотря на такую ревность царя к восстановлению истинной веры, попытка обратить народ к Единому Богу не удалась, поскольку ей предшествовали 70 лет совсем другой жизни. Иудеи, из страха пред властью царскою, перестали открыто служить идолам, но в сердце своем таили приверженность к языческому нечестью.

Шнорр фон Карольсфельд. Царь Иосия слушает чтение свитка.

Исследователи считают, что в период реформ Иосии в Иудее проповедовал пророк Иеремия, а Софония проповедовал в дореформенный период царствования Иосии.

Бог избрал Софонию Своим пророком и повелел ему возвестить иудеям грозные кары, которые ожидают их за нечестие и служение ложным богам. Исполняя повеление Господне, Софония пошел по городам и селам иудейским, всюду побуждая народ к исправлению и покаянию. Не пространна была проповедь его, но по силе и глубине напоминала пламенные речи великих пророков Исаии и Иеремии.

«Вот, что говорит Господь, – так начал свое пророчество Софония, – Все истреблю с лица земли: истреблю людей и скот, истреблю птиц небесных и рыб морских, и соблазны вместе с нечестивыми; истреблю людей с лица земли, говорит Господь. И простру руку Мою на Иудею и на всех жителей Иерусалима: истреблю с места сего остатки Ваала, имя жрецов со священниками и уничтожу тех, кто отступает от Господа и не ищет Его. Поэтому убойтесь все пред лицем Господа, Он готовит жертву, и день ее уже близок. Это будет день гнева, день скорби и стенания, день смятения и волнения, день тьмы и мрака. Тогда люди будут ходить как слепые, за то, что они погрешили против Господа; и прольется кровь их, как песок, и трупы их будут, как навоз» (Соф. 1:2-4; Соф. 1:14-18).

Возвещая такое наказание иудеям, Софония, вместе с тем, предсказал близкую гибель языческих народов – филистимлян, моавитян, аммонитян, ефиоплян, ассириян за величавость их и превозношение над народом Божиим (Соф. гл. 2).

Пророчества эти исполнились при Навуходоносоре, царе Вавилонском, который покорил, вместе с иудеями, и маовитян, и аммонитян, и филистимлян. Ассирия же погибла при отце Навуходоносора – Набопаласаре.

Обращаясь затем снова к родному Иерусалиму, пророк Софония с прискорбием видит, что он не вразумляется примерами наказания нечестивых языческих народов и остается упорным в своем заблуждении. За это, говорит пророк, нечестивый город (Иерусалим) будет разорен, а с ним погибнет и земля иудейская.

Наказание, действительно, не замедлило постигнуть нечестивых. Еще при царе Иосии вторгнулись сильные тогда враги египтяне. Их царь, фараон Нехао, в битве при Меггедоне (Палестина) разбил иудеев. Благочестивый царь Иосия пал в этой битве. С этого злополучного дня началось наказание иудеев и исполнение пророческих угроз. Вскоре после смерти Иосии иудеи были порабощены египтянами и обложены тяжкою данью, а затем вавилоняне стали вторгаться в Иудею. В 607 году до Рождества Христова вавилонский царь Навуходоносор взял Иерусалим, разрушил его, а иудейский народ отвел в плен, где он пробыл 70 лет. Так исполнились пророчества о наказании иудеев за нечестие.

Пророк Софония о дне своей смерти узнал по откровению свыше, скончался он в чаянии всеобщего воскресения и был, по преданию, погребен в своем доме.

Книга пророка Софонии

Святой пророк Софония оставил книгу своих пророчеств, состоящую из 3-х глав.

По своему содержанию книга пророка Софонии может быть подразделена на три части, в общем совпадающие с делением книги на три главы.

Глава первая изображает ожидающий Иудею суд Божий за идолослужение и нечестие её жителей. Пророк изображает современный ему мир в самых мрачных красках. Злоба, насилие, нечестие, озверение народов привели их на грань гибели. Создалось то положение вещей, которое некогда предшествовало Потопу. Перейдена черта, где кончается долготерпение Божье. Люди пожнут то, что посеяли. Напрасно они думают, что Господь бессилен. Нарушен нравственный миропорядок, и это влечет за собой глобальное возмездие, подобное Потопу. В книге практически нет увещаний к покаянию, потому что евреи уже неспособны их воспринять, народ Божий окончательно созрел «быть пожженным огнем гнева Иеговы» (Соф. 1:17-18).

Глава вторая предвещает погибель других, языческих народов (Соф. 2:4-15); главная мысль второй главы в том, что судьба всех в руках Господа, Он накажет обидчиков народа Своего.

Глава третья — после повторного изображения наказания Иудеи и других народов (Соф. 3:1-8), дает величественное изображение грядущей новой формы жизни — спасения иудеев и язычников.

Т.е. предстоящий суд Господень будет карательным, но и очистительным. На суд предстанут все, весь мир. И этот суд будет средством и путем к цели общего спасения, начатками которого будут «смиренные земли, исполняющие законы Иеговы» (Соф. 2:3), не делающие неправды остатки Израиля (Соф. 3:13), из которых возникнет новая теократическая община. Она не будет похожа на современное пророку общество (Соф. 3:11-13).

Изменится и отношение Иеговы к народу. Он перестанет быть лишь Судьей, но станет Царем, Покровителем, Защитником, будет относится к народу как жених к невесте (Соф. 3:14-17). Другие народы тоже примут участие в спасении, а их боги будут истреблены (Соф. 2:11).

Среди всеобщего хаоса устоят только "бедняки Божии", "смиренные земли".

В заключение Софония возвещает о спасении, о том, что Бог отменил Свой приговор Иерусалиму. «Ликуй, дщерь Сиона! Торжествуй, Израиль! Веселись и радуйся от всего сердца, дщерь Иерусалима!», встречая своего истинного Царя — Господа.  Но не только ветхозаветная Церковь будет помилована. Все народы отвергнут идолов и обратятся к истинному Богу.

Святая Церковь видит в этих словах Софонии ясное указание на благодатные мессианские времена вообще и в частности на торжественный вход Господа Иисуса Христа в Иерусалим, когда весь Сион с вайями в руках, с восторженными криками: «осанна, сыну Давидову», встречал Его как царя, имеющего быть посреди Своего народа. Поэтому в Вербное Воскресение и положено читать паремию из книги пророка Софонии, именно то место, где пророк говорит о радостном дне, ожидающем Сион.

Материал подготовила Светлана Финогенова

Тропарь, глас 2
Пророка Твоего Софонии память, Господи, празднующе, тем Тя молим: спаси души наша.

Кондак, глас 4:
Явился еси светозарен божественным духом, пророче Софоние, Божие явление возгласив: ращуйся зело дщи Сионя, Иерусалимови проповеждь: се Царь твой грядет спасаяй.