Первым языческим свидетелем о Христе является известный римский государственный деятель и ученый Плиний Младший (62-114). Результаты своих судебных расследований о Вифинской общине Плиний сообщил императору Траяну около 110 г. в следующем письме:
«...Я спрашивал их самих, христиане ли они; сознавшихся спрашивал второй раз и третий, угрожая им казнью, упорствующих велел уводить на казнь. Я не сомневался, что, какова бы ни была сущность их признания, их следовало, конечно, наказать за непреклонную закоснелость и упрямство. Вскоре, в ходе самого разбирательства, преступников стало набираться все больше и больше. Тех, кто отрицал, что они являются христианами или были ими, я решил отпустить, когда они вслед за мной призвали богов, а кроме того обругали Христа: настоящих христиан нельзя принудить ни к одному из этих поступков. Другие сказали, что они христиане, а затем отказались от этого, сказав, что они были христианами, а затем отпали, некоторые за три года, другие за много лет назад, некоторые за двадцать. Они утверждали, что вся их вина или заблуждение состояли в том, что они, обычно по определенным дням, собирались до рассвета, воспевали, чередуясь, Христа как Бога, и клятвенно обязывались не преступление совершать, а воздерживаться от воровства, грабежа, прелюбодеяния, нарушения слова, отказа выдать доверенное».
Плиний сообщает о распространении христианства в его время и говорит даже о некоторых отпавших 20 лет тому назад. Значит, община христиан возникла там не позднее 80-х годов. Самое замечательное, конечно, в этом свидетельстве — упоминание о Христе как о Том, Кого христиане почитают как Бога.
|
СИМВОЛИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ Христа из римских катакомб, III в
Важное свидетельство о Христе содержится в рассказе крупнейшего римского историка Тацита Публия (55-120) о пожаре Рима (64 г.), бывшего во время правления императора Нерона. Император, как известно, обвинял в поджоге христиан, о которых в Риме ходили нелепые слухи. Тацит, по-видимому, им верил. В своих «Анналах» он пишет следующее:
«И вот Нерон, чтобы побороть слухи, приискал виновных и придал изощреннейшим казням тех, кто своими мерзостями навлек на себя всеобщую ненависть, и кого толпа называла христианами. Христа, от имени Которого происходит это название, казнил при Тиберии прокуратор Понтий Пилат. Подавленное на время, это зловредное суеверие вновь прорываться стало наружу и не только в Иудее, откуда пошла эта пагуба, но и в Риме, куда отовсюду стекается все наиболее гнусное и постыдное, и где оно находит приверженцев. Итак, сначала были схвачены те, кто открыто признавал себя принадлежавшими к этой секте, а затем, по их указаниям, и великое множество прочих, изобличенных не столько в злодейском поджоге, сколько в ненависти к роду людскому».
В этом небольшом отрывке сказано многое: время жизни Иисуса Христа (при императоре Тиберии — 14-37 гг. н. э.), и факт Его казни прокуратором Понтием Пилатом, и название Его последователей христианами, их большое распространение в империи уже в 60-е годы. Все это полностью согласуется с христианскими свидетельствами.
Третий не менее знаменитый римский историк Гай Светоний Транквил (70-140) в своем труде «Жизнь двенадцати цезарей» оставил заметки, имеющие прямое отношение к исследуемому вопросу. В жизнеописании императора Клавдия (41-54) Светоний сообщает, что «иудеев, постоянно волнуемых Христом, он изгнал из Рима».
|
Второе интересное место у Светония находим в жизнеописании императора Нерона. Перечисляя положительные, с его точки зрения, деяния императора, Светоний в частности говорит, что были «наказаны христиане, приверженцы нового и зловредного суеверия». Это замечание историка свидетельствует не только о существовании христианства в конце 50-60-х годов, но и о его уже весьма широком распространении в империи в это время. Все это совпадает со свидетельствами христианской литературы о данном периоде жизни Церкви и подтверждает тем самым историчность Того, именем Которого называли себя Его последователи.
У Светония имеется еще одно сообщение, подтверждающее историческую достоверность фактов, передаваемых книгами Нового Завета. Светоний пишет об императоре Клавдии, что «любил он и Феликса, которого поставил начальником когорт и конных отрядов в Иудее». О Феликсе упоминает книга Деяний (гл. 23, 24, 25).
Весьма ценное свидетельство об Иисусе Христе оставил еврейский историк Иосиф Флавий (37-100) в своем сочинении «Иудейские древности», написанном около 93 года:
«В это время жил Иисус, муж мудрый, Которого едва можно назвать человеком, потому что Он совершал изумительные дела, учитель таких людей, которые принимали истину с радостью. Он привлекал к Себе многих исследователей, как из иудеев, так и из греков. Он был Христос. И после того, как Пилат, по доносу знатнейших наших мужей, присудил Его к крестной смерти, однако не оставили Его те, которые и прежде Его любили. Он опять явился им живой в третий день, как пророки Божии предсказывали об этих и многих других, относящихся к Нему делах».
Другое место в «Иудейских древностях» является еще одним подтверждением не только историчности Иисуса Христа, но и большой распространенности, уже в то время, веры в Него как Мессию. В книге 20-й, гл. 9, читаем:
«Первосвященник Анна собрал суд и поставил перед ним брата Иисусова, называемого Христом, по имени Иакова и некоторых других, которых обвиняли в нарушении закона, и приказал побить их камнями».
Это сообщение, кроме прямого свидетельства о Христе, важно также и тем, что подтверждает историческую подлинность тех фактов, которые передает нам Новый Завет. То же можно сказать о словах Иосифа Флавия, где он сообщает об Иоанне Крестителе, называя его «праведным мужем». Рассказывая же о его казни Иродом, Иосиф добавляет, что происшедшая вскоре после этого гибель войска Ирода была Божиим наказанием Ироду за смерть Иоанна.
Подтверждением исторической достоверности сообщаемых евангелистами фактов из жизни и деяний Иисуса Христа является текст иудейского Талмуда — огромного собрания сочинений авторитетных раввинов, создававшегося в течение многих веков. В современных изданиях Талмуда нет никаких упоминаний о Христе и христианстве, поскольку со времени Базельского собора (1431-1438) Католическая Церковь приняла под свою опеку издание Талмуда. Во всех изданиях не входили в текст Талмуда места, касающиеся Иисуса Христа и определяющие отношение иудеев к христианам. Вследствие этого Талмуд, в настоящее время, является неполным, пропусков в нем чрезвычайно много. Но некоторые из этих мест известны. Талмуд дышит глубокой неприязнью ко Христу и христианству. Не упоминая имени Иисуса Христа («Пусть имя Его и память о Нем искоренятся», — заявляет иудейская книга «Толдот Ешуа»), Талмуд в оскорбительной и извращенной форме, но тем не менее сообщает, что Он родился от Марии (Шаббат, 104, 2), Которая происходила от рода Давидова, что с Иосифом и Марией Он бежал в Египет, где научился магии, и с ее помощью «делал Себя Богом» (Санхедрин, 107, 2), творил чудеса и говорил, что взойдет на небо. Накануне Пасхи Он был повешен, ибо предался чародейству, соблазнял израильтян переходом в чужую религию, и в Его оправдание никто ничего не сказал. Он был царской крови (Санхедрин, 43, 1) и др.
Свидетельства о Христе находим также у языческого писателя II века Цельса в его сочинении, направленном специально против христианства, «Логос алифис» («Истинное слово»). Он приводит все важнейшие события из жизни Спасителя и даже сообщает многие подробности (отречение Апостола Петра, например), рассказывает также о чудесах, но все объясняет извращенно, подобно Талмуду, представляя Иисуса Христа волшебником и обманщиком.
В меньшей степени, но также говорят о Христе как исторической Личности: Лукиан Самосатский (200) в сочинении «Жизнь Перегрина», в котором он называет Христа «распятым софистом»; философ-неоплатоник Порфий (304) в сочинении «Философия оракула», где Личность Христа представлена в типично языческом освещении. Иисус там назван благочестивым мужем, взошедшим за свои добродетели на небо и увенчанным после смертной казни бессмертием, — но Ему, по недоразумению, христиане поклоняются как Богу. Сочинения императора Юлиана (361-363) дышат ненавистью ко Христу, но не отрицают Его существования и чудес.
Замечательными свидетельствами об Иисусе Христе как о действительном Сыне Человеческом и истинном Боге являются древнейшие христианские базилики, катакомбы, особенно римские, и различные изображения в них Спасителя, передающие в камне и цвете Его жизнь, страдания, смерть и воскресение, Его деяния и учение.
Что говорит Писание?
«Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне» — сказал однажды Господь Иисус Христос. Красной нитью через всю Библию проходят сбывшиеся уже пророчества об Иисусе Христе. Вот некоторые из них.
О рождении в Вифлееме:
«И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Михей 5:2).
О рождении от Девы:
«Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына» (Исаия 7:14).
О помазании Духом Святым:
«И почиет на Нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия» (Исаия 11:2).
О совершении чудес:
«Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся. 6 Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь» (Исаия 35:5-6).
О въезде в Иерусалим на осле:
«Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» (Захария 9:9).
О предательстве за 30 сребреников:
«И скажу им: если угодно вам, то дайте Мне плату Мою; если же нет, — не давайте; и они отвесят в уплату Мне тридцать сребреников» (Захария 11:13).
О страданиях Христа:
«Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились» (Исаия 53:5).
О Его Воскресении:
«Господи! Ты вывел из ада душу мою и оживил меня, чтобы я не сошел в могилу» (Псалом 29:4).
|