«Язычество» и «обновленчество» в повседневной жизни верующих
Всем верующим людям знакомы такие термины, как «язычество» и «обновленчество». Помимо терминологического свойства эти слова давно играют роль ярлыков, которые принято «навешивать» на ту или иную категорию верующих. Язычниками принято называть людей, привносящих в церковную жизнь суеверия или этнокультурные элементы, обновленцами – церковных модернистов и либералов, а также миссионеров, использующих в своей деятельности нетрадиционные методы работы. Нередко эти оценки бывают очень тенденциозными и односторонними. Поэтому важно объективно разобраться – насколько точны эти определения в их самом широком значении.
Язычество – религия, обожествляющая силы природы или творения самого человека. Термин «язычество» происходит от славянского слова «языки» – народы. То есть язычество – это религия народа, или религия, созданная народом. Языческая религиозность основана на системе преодоления страхов человека и построения земного благополучия. Именно поэтому разные народы обожествляли разные силы природы и явления социальной жизни. Земледельческие народы почитали богов погодных условий, плодородия и земли, скотоводческие – богов скота и войны.
Сегодня обожествляется земное благополучие. Даже не приобретая крайних форм (вроде так называемых коммерческих сект), этот культ – по сути язычество. На алтарь благоденствия кладутся не только физические силы человека, но порой и совесть, честь, здоровье, семья и даже жизнь. В самом широком смысле язычество современности – погоня за богатством, славой и властью, которые, к сожалению, присущи не только далеким от Церкви людям, но нередко и воцерковленным верующим.
В наше время в среде православных верующих часто можно услышать и другое неприятное название – «обновленец». Этим словом обычно называют церковных модернистов и либералов, забывая о происхождении данного термина. В начале ХХ века обновленчество возникло как религиозное движение церковных реформаторов, предлагавших либерально-модернистские пути решения проблем, стоявших тогда перед Церковью. По меткому замечанию известного современного богослова и проповедника протодиакона Андрея Кураева, обновленцы пытались решить духовные проблемы, стоящие перед Церковью, земными средствами. Дореволюционные обновленцы предлагали выйти из кризиса синодальной системы путем введения в Церкви модных тогда конституционно-демократических институтов власти. В раннесоветские годы обновленцы стремились предотвратить антирелигиозные гонения не только полным подчинением богоборческой власти вплоть до нарушения канонов, но и путем раскола.
Так же и сегодня многие верующие стремятся обеспечить себе благополучную земную жизнь и решают возникающие духовные проблемы сугубо земными средствами, забывая о Боге, Церкви, душе. Церковь в сознании верующих постепенно превращается в общественный институт, утрачивая свою духовную сущность. К сожалению, элементы «язычника» и «обновленца» живут практически в каждом из нас. Верующему человеку очень важно искоренять в себе эти черты, что способствует духовному возрастанию.
диакон Александр ПАНТЮХИН