Cтарец Ефрем рассказывает о старце Софронии Сахарове (+ 11 июля 1993)

Старец Софроний (1896-1993) – это один из эталонов для нашего времени. Он был воспитан в православной аскетической традиции и познакомился с ней в ее самом чистом виде, каковой является афонская традиция. Он стяжал образ мыслей и опыт послушнический, исихастский и евхаристический, соделавший его не просто одним из богословов подвижнического опыта, но поистине великим богословом. Он выстраивал свое богословие не по научному и интеллектуальному принципу, а опираясь на опыт, основываясь на жизни во Христе и твердый отеческий фундамент.

Блаженный старец считал основой монашества послушание: без него он не мог помыслить монашества. Он подчеркивал, что от послушания рождается чистота ума, а в чистом уме приносит плоды подвиг безмолвия. Молитвенное пребывание ума в сердце подтверждается присутствием благодати. Постоянное и осязаемое присутствие Благодати в сердце человека ведет к просветлению разума и, особенно, проникновению и вхождению человеческого духа в совершаемое за Божественной литургией. Только при этих условиях в евхаристических включениях Нетварное разрывает тварное. Старец переживал опытно Божественную литургию, которую совершал как настоящей тайноводитель.

Созерцание Бога, созерцание нетварного света как онтологический факт, а не как психологическое переживание, было следствием структурированной опытной жизни его послушнического, исихастского и евхаристического характера. Таким образом, старец стал богословом и проповедником нетварного света. Но это не отдалило его от людей, а, напротив, привело к каждому, он стал вселенским и всемирным. Так он обладал настоящей человеческой и подлинной открытостью. Подлинная открытость составляет содержание исихазма и освящения. Старец был «истинным пастырем», истинным Отцом: рядом с ним обретали покой очень многие люди. Но удивительно то, что представители различных социальных слоев и священных степеней, разнообразных интересов и с такими разными характерами чувствовали старца исключительно своим. У него было смирение, любовь и рассуждение, так что он мог становиться одним целым со своим собеседником – весьма редкое явление в пастырской практике.

Однако полагаем, что то, что особенно отличало старца Софрония от других современных блаженных старцев, таких, например, как старец Порфирий Кавсокаливит, старец Иаков Цаликис, старец Паисий, это не его опыт, не многочисленные его дарования, и у других они были, а его богословие. Светски образованный, одаренный особой гениальностью и мудростью, а также обладая духом, утвержденным в высоком опыте Бога, знаток учений своих современников (Булгаков, Бердяев) и предшественников (Хомяков, Соловьев), заложивших основы религиозной философии, которая оказала влияние не только на русских эмигрантов на Западе, но и на многих греческих богословов, он мог дать авторитетные ответы на вопросы, ставившиеся современной философской и богословской мыслью. Далекий от всякой бесплодной философской и религиозной просопологии он динамично и экзистенциально выявляет всеобъемлющую картину личности. Христос это Абсолют, первоначальная личность, а человек, как Его образ, может стать истинной и вечной личностью. Когда человек откроет для себя и прочувствует единосущность человеческого рода, тогда и реализуется это ипостасное отношение между человеком и Богом.

Мы считаем, что проведение международной научной конференции о старце Софронии было нашим долгом, как сейчас является долгом издание материалов конференции, потому что блаженный старец – это великая фигура нашей Церкви, а также потому что, по его признанию, и он был ватопедским монахом (некоторое время он жил в ватопедском скиту святого Андрея Первозванного).

Тепло благодарим настоятеля Иоанно-Предтеченского монастыря в Эссексе старца Кирилла и братию обители за тесное сотрудничество, докладчиков за из участие в конференции, а председателя научной комиссии заслуженного профессора богословского факультета Фессалоникийского университета Георгия Мандзаридиса за ценный вклад в организацию конференции и издание ее материалов.

Источник на греческом языке: Предисловие настоятеля Великого Ватопедского монастыря архимандрита Ефрема в «Материалах межправославной научной конференции «Старец Софроний: богослов нетварного света», изд. Ватопедского монастыря, Афон, 2008, с. 7-9

 
 
 

Назад к списку