Одно из первых пророчеств о Рождестве Христовом содержится в книге Чисел и принадлежит, как ни странно, язычнику по происхождению – пророку Валааму. Мы не можем сказать точно, к какому племени он принадлежал, но зато мы знаем, что к нему с большим почтением относились и обращалась за помощью враги Израиля моавитяне.
Не видно бедствия в Иакове, и не заметно несчастья в Израиле; Господь, Бог его, с ним, и трубный царский звук у него; Бог вывел их из Египта, быстрота единорога у него; нет волшебства в Иакове и нет ворожбы в Израиле. В свое время скажут об Иакове и об Израиле: вот что творит Бог!
…Говорит Валаам, сын Веоров, говорит муж с открытым оком, говорит слышащий слова Божии, имеющий ведение от Всевышнего, который видит видения Всемогущего, падает, но открыты очи его. Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых (Чис. 23:21-23, 24:15-17).
Здесь предрекается не только грядущее величие израильского царства, не только чистая вера в истинного Бога («нет волшебства… нет ворожбы»), но и что-то значительно большее. А именно: из контекста фразы очевидно, что Валаам видит в будущем («но ныне еще нет») Самого Бога. В христианской традиции эти и следующие слова понимаются как относящиеся к рождению Христа.
В восточно-христианском богословии точно такого разбора пророчества Валаама нет. Преподобный Ефрем Сирин считал, что Валаам говорит не о самом Христе, а о Зоровавеле – вожде иудеев, который через много веков после сказанного пророчества выведет свой народ из другого плена, вавилонского, будет трудиться над восстановлением Иерусалимского Храма и успешно воевать с врагами израильтян. Однако и святой Ефрем полагал, что сам Зоровавель, спасший иудеев, является образом Христа – Спасителя всех народов: «Это – Зоровавель, спаситель Иудеев и образ Иисуса, Спасителя всех народов».
Приведем другое не вполне традиционное для Православия, но очень уж рождественское, радостное толкование. Католический теолог XIV в., монах-кармелит Иоанн Хильдесхаймский, автор замечательной рождественской «Легенды о трех святых царях» писал:
«И нашлись люди, что согласились денно и нощно ждать и стеречь звезду, о коей пророчествовал Валаам. Долго она не являлась; и чем дольше они ее ждали, тем более росла молва о той звезде, и ширилась день ото дня … и тем сильнее горели они надеждой ее увидеть…
Когда Христос, Бог и человек, родился в пещере вифлеемской, в ту же ночь всемогущий Бог, Который всечасно находится рядом с теми, кто во истине Его призывает, поднял в небо звезду, о ней же пророчествовал Валаам».
Католический богослов полагал, что ожидали эту звезду – Вифлеемскую Рождественскую звезду – не только израильтяне, чаявшие пришествия Мессии, но и персы, халдеи и представители других языческих народов – предки пришедших поклониться Младенцу-Христу волхвов – звездочетов, астрономов своего времени.
В латинской традиции считается, что имена волхвов: Мельхиор, Бальтазар и Гаспар – цари «трех Индий» Нубии, Годолии и Фарсиса. Православное Предание сообщает нам мало подробностей об их именах и биографии. Достоверно мы знаем лишь, что они пришли ко Христу и принесли Ему подарки.
Для нас должен быть поучителен этот пример – безвестных дарителей, которые одними из первых узнали Господа – Царя Славы. И нам было бы хорошо в Рождество (да и не только) послужить Господу через меньших Его братьев. Разве мало у нас нищих, больных, бездомных, сирот, которым доставили бы радость сущие мелочи: теплые варежки, шоколадка к празднику, игрушка?
Пусть не драгоценности и не роскошные благовония – пусть наш дар будет небольшим, но от чистого сердца. Имена дарителей вписывает в Книгу Жизни Сам Господь. А узнают эти имена другие люди, как промыслительно был узнан святитель Николай, или не узнают, как произошло с волхвами – не так важно…
Автор: Мария Сеньчукова