Патриарх Тихон – первый Патриарх Русской Церкви после нескольких сотен лет. Он взошел на церковный престол одновременно с началом гонений на Церковь. Он принял на себя первый удар.
Патриарха Тихона жребием выбирают на Поместном Соборе. 7 ноября он отбывает в Лавру, проводит несколько дней в безмолвии. 21 ноября состоялась его интронизация.
Начались первые расстрелы священников. 40 священников заживо закопаны на Смоленском кладбище. Расстрелы крестного хода в Шацке и Туле. Ежедневно происходят аресты духовенства.
25 января зверски убит митрополит Владимир Киевский.
Принят закон об отделении Церкви от государства и школы от Церкви. Церковные общества лишились права собственности и права юридического лица.
Патриарх Тихон обращается с воззванием: «Ежедневно доходят до Нас известия об ужасных и зверских избиениях ни в чём не повинных и даже на одре болезни лежащих людей, виновных только разве в том, что честно исполнили свой долг перед Родиной, что все силы свои полагали на служение благу народному. Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. Властью, данною Нам от Бога, запрещаем вам приступать к Тайнам Христовым, анафематствуем вас, если только вы носите ещё имена христианские и хотя по рождению своему принадлежите к Церкви Православной.»
Принимается ряд положений о том, как действовать священникам в новых условиях, в частность есть пункты о насилиях над духовенством, о захвате церковного имущества.
«Крепко стоять на страже Святой Церкви в тяжкую годину гонений, ободрять, укреплять и объединять верующих… и усилить молитвы о вразумлении заблудших» – призывает Патриарх. «Не теряйте же времени, собирайте вокруг себя стадо свое, наставляйте его благовременно и безвременно не унывайте от временного неуспеха или даже гонения».
3 марта 1918 года власти заключают страшный для России Брестский мир, отделяются исконные территории.
Патриарх Тихон выступил с решительным осуждением Брестского мира: «Заключенный ныне мир, по которому отторгаются от нас целые области, населенные православным народом, и отдаются на волю чуждого по вере врага, а десятки миллионов православных людей попадают в условия великого духовного соблазна для их веры; мир, по которому даже искони православная Украина отделяется от братской России и стольный град Киев, мать городов русских, колыбель нашего Крещения, хранилище святынь, перестает быть городом державы Российской; мир, отдающий наш народ и Русскую землю в тяжкую кабалу, такой мир не даст народу желанного отдыха и успокоения, Церкви же Православной принесет великий урон и горе, а Отечеству неисчислимые потери. А между тем у нас продолжается все та же распря, губящая наше Отечество…
Мы призываем совестью своею возвысить голос свой в эти ужасные дни и громко объявить перед всем миром, что Церковь не может благословить заключенный ныне от имени России позорный мир. Этот мир, принужденно подписанный от имени русского народа, не приведет к братскому сожительству народов. В нем нет залогов успокоения и примирения, в нем посеяны семена злобы и человеконенавистничества… И Православная Церковь, которая не могла бы не радоваться и не возносить благодарственного моления Господу Богу за прекращение кровопролития, не может теперь иначе, как с глубочайшей скорбью, взирать на эту видимость мира, который не лучше войны».
Началась Гражданская война.
Патриарх Тихон не благословлял воевать ни красных ни белых, отпевал и красных, и белых. «Плачьте же, дорогие братья и чада, оставшиеся верными Церкви и Родине, плачьте о великих грехах нашего Отечества, пока оно не погибло до конца… Умоляйте милосердие Божие о спасении и помиловании России».
В Екатеринбурге расстреляна Царская семья.
19 июля газета «Известия ЦИК» публикует информацию о заседании ЦИК, на котором был одобрен расстрел Николая Романова.
Патриарх Тихон благословляет епископов и священников служить панихиды по убиенным: «Наша христианская совесть, руководствуясь Словом Божиим, не может согласиться с этим. Мы должны, повинуясь учению Слова Божия, осудить это дело, иначе кровь расстрелянного падет и на нас, а не только на тех, кто совершил его. Не будем здесь оценивать и судить дела бывшего Государя: беспристрастный суд над ним принадлежит истории, а он теперь предстоит перед нелицеприятным судом Божиим, но мы знаем, что он отрекаясь от Престола, делал это, имея в виду благо России и из любви к ней. .. Наша совесть примириться с этим не может, и мы должны во всеуслышание заявить об этом как христиане, как сыны Церкви. Пусть за это называют нас контрреволюционерами, пусть заключают в тюрьмы, пусть нас расстреливают»
Депутация Поместного Собора уговаривает Патриарх бежать, он решительно отвергает это предложение.
Патриарх служит ежедневно в храмах Москвы.
Власть признает нежелательным появление Патриарха на церковных службах. Патриарха Тихона заключают под домашний арест. Ежедневно ему устраивают допросы. На него наложена контрибуция размером в 100 тысяч рублей. Лишен продовольственного пайка как «буржуй».
Патриарх Тихон продолжает выступать с посланиям и обличать жестокость властей: «Целый год держите в руках своих государственную власть и уже собираетесь праздновать годовщину Октябрьской революции. Но реками пролитая кровь братьев наших, безжалостно убитых по вашему призыву, вопиет к небу и вынуждает нас сказать вам горькое слово правды. Отказавшись защитить Родину от внешних врагов, вы, однако, беспрерывно набираете войска. Против кого вы их ведёте?»
Начинается кампания по вскрытию мощей. За полгода вскрыто около 38 гробниц. Мощи подвергались поруганию. Когда один православный воспротивился тому, что на мощи плюют, он престал перед трибуналом, был вынесен смертный приговор, заменен на концлагерь «впредь до победы мирового пролетариата над мировым империализмом».
Патриарх Тихон обращается к В. Ленину: «Вскрытие мощей нас обязывает стать на защиту поругаемой святыни и отчески вещать народ: должно повиноваться больше Богу, нежели человекам»
Обращается к народу с призывом не мстить гонителям: «Умоляем вас не отходить от единственно спасительной настроенности христианина, не сходить с пути крестного, ниспосланного на Богом, на путь восхищения мирской силы или мщения…»
Священники лишаются гражданских прав «как имеющие нетрудовой заработок и занимающиеся непроизводительным трудом».
Патриарха вызывают на многочисленные допросы.
Патриарх Тихон обращается к властям в связи с увозом мощей преподобного Сергия из Лавры.
Идет гражданская война, нет сообщения между епархией и Центром.
Патриарх дает епархиальным архиереям полную самостоятельность принятия решений в случае невозможности связаться с Москвой.
Начинается страшный голод. Люди едят трупы, много зарегистрированных случаев людоедства.
Создается огромный беспартийный комитет помощи голодающим, в него входят врачи, учителя, писатели: Помгол.
Патриарха Тихона избирают председателем.
Патриарх Тихон обращается с воззванием к народам мира и православным людям с просьбой помочь голодающему русскому народу и другим народам России.
По просьбе Патриарха в Россию поступает:
- 25 000 транспортов продовольствия из США и продовольствие из Европы
- 50 000 франков из Цюриха
- 10 000 лир из Вероны
- 100 000 франков из Люксембурга
- 794 400 гульденов из Голландии
- Югославия принимает к себе 40 000 голодающих
- 200 000 кормят ежедневно на кухнях немецкие и шведские делегаты
И еще много помощи.
Для властей невыгодно решение проблемы голода.
Помгол разогнан, деньги собранные Патриархом изъяты.
Начинается кампания по изъятию церковных ценностей, чтобы навязать мысль, что Церковь вдали от народного горя.
В Шуе при изъятии церковных ценностей убито 4 человека.
Патриарх Тихон призывает жертвовать храмовые ценности в помощь голодающим, кроме богослужебных предметов.
Правительство продолжает экспортировать хлеб (!).
Ленин пишет членам Политбюро: «Именно теперь и только теперь, когда в голодных местностях едят людей и на дорогах валяются сотни, если не тысячи трупов, мы можем (и поэтому должны!) провести изъятие церковных ценностей с самой бешеной и беспощадной энергией и не останавливаясь перед подавлением какого угодно сопротивления. Нам во что бы то ни стало необходимо провести изъятие церковных ценностей самым решительным и самым быстрым образом, чем мы можем обеспечить себе фонд в несколько сотен миллионов золотых рублей (надо вспомнить гигантские богатства некоторых монастырей и лавр). Без этого фонда никакая государственная работа вообще, никакое хозяйственное строительство в частности, и никакое отстаивание своей позиции в Генуе в особенности, совершенно немыслимо…Мы должны именно теперь дать самое решительное и беспощадное сражение черносотенному духовенству и подавить его. Чем большее число представителей реакционного духовенства и реакционной буржуазии удастся по этому поводу расстрелять, тем лучше. Надо именно теперь проучить эту публику так, чтобы на несколько десятков лет ни о каком сопротивлении они не смели и думать».
Началась массовая кровавая кампания по изъятию ценностей из храмов и монастырей.
Передает полномочия митрополиту Агафангелу на случай ареста.
Патриарха Тихона арестовывают.
Обновленцы проводят «лжесобор», лишают Патриарха Тихона монашеского достоинства и Первосвятительского сана.
Половина архиереев принимает обновленчество.
«Пусть погибнет мое имя в истории, только бы Церкви была польза».
Патриарх Тихон обращается в Верховный Суд, раскаивается в проступках против государственного строя и просит изменить ему меру пресечения и освободить.
Обращение Патриарха было очень своевременным. Шли массовые протесты против ареста Патриарха, осложнились международные отношения.
Патриарх Тихон живет в Даниловом монастыре, принимает множество людей – от архиереев до самых простых мирян. Установлен регламент:
- 10 минут для архиерея
- 5 минут для всех остальных.
Патриарх Тихон выступает с посланием, объявляет обновленческий собор незаконным.
«Я советской власти не враг», говорит Патриарх, и на следующий день в проповеди призывает Церковь решительно отмежеваться от политики.
Патриарх Тихон подчеркивает, что Церковь не солидарна с контрреволюцией и снимает архиерея, горячо поддержавшего контрреволюцию.
Ближайший помощник Патриарха Иларион (Троицкий) арестован и сослан на Соловки.
У Патриарха обостряется болезнь почек и сердца. Поступает на лечение в частную клинику Бакуниных.
Пишет завещание.
Хочет выписываться из клиники, но в связи с зубоврачебной операцией его самочувствие ухудшается. Через час после консультации врачей Патриарх умирает.
«Теперь я усну… крепко и надолго. Ночь будет длинная,темная, темная».
После краткого забыться Патриарх спросил:
- Который час?
- Без четверти двенадцать.
- Ну, слава Богу, – сказал Святейший, точно только этого часа и ждал, и стал креститься.
- Слава Тебе, Господи! – повторил он и снова перекрестился.
- Слава Тебе, Господи! – сказал он и перекрестился.
- Слава Тебе, Господи! – сказал он и занес руку для третьего крестного знамения.
Настоятель Ильинского храма в Обыденном прот. Александр Толгский позднее говорил: «После признаний, сделанных мне во время исповеди одного из врачей больницы Бакунина, у меня нет ни малейших сомнений в том, что Патриарх Тихон был отравлен».
Публикация подготовлена по монографии игумена (ныне архиепископа) Георгия (Данилова) «Житие и служения святителя Тихона, Патриарха Московского». Иллюстрации – из монографии игумена Георгия (Данилова) и из открытых источников.
Православие и Мир
|