В предпоследнее воскресенье Великого поста совершается память преподобной Марии Египетской — одной из самых великих святых за всю историю христианства. Ее судьба — пример глубокого покаяния и одновременно напоминание о человеколюбии Божием.
Преподобную Марию Египетскую называют «светильником покаяния»: ее пример служит очевидным показателем, как из самой бездны падения истинное покаяние может возвести к небесной чистоте. Поэтому не следует отчаиваться и самым заблудшим грешникам: милосердие Божие всегда открыто для нас.
Легко согрешить, но легко ли потом исправиться? Тяжкий грех для души — все равно, что смертная болезнь для тела, которую преодолевают со многим страданием и усилием и которая на всю оставшуюся жизнь может иметь свои последствия. Преподобная Мария Египетская с Божьей помощью изменила себя. Она нашла в себе силы измениться. Из полного падения в полную святость. Из почти абсолютного негатива в почти абсолютный позитив. Такой же человек, как и мы, с таким же телом и душой, и психикой, и нервами. Поэтому следует особенно усердно молиться преподобной Марии, прося ее помощи в искушении от блудной брани, а также духовного вразумления к покаянию для согрешивших. Ибо известно, что нет такого греха, который мог бы победить милосердие Божие, кроме греха нераскаянного.
Фото: Владимир Хроменков, ВО ВРЕМЕНИ (Лучшие фото России: Best of Russia 2016)
В воскресение совершается литургия святителя Василия Великого, предпоследняя в Великий пост.
Следующая за 5-й неделей Великого поста идет последняя, Шестая седмица Великого поста, которая называется «седмица ваий», т.к. заканчивается Вербным воскресеньем (Неделей ваий).
Службы 6-й седмицы Великого поста совершаются по общему великопостному чину и не имеют никаких индивидуальных уставных особенностей, в то же время они являются предпразднством Лазаревой субботы и Недели Ваий.
В среду и пятницу 6-й седмицы Великого поста служится Литургия Преждеосвященных даров.
В пятницу Шестой седмицы Великого поста заканчивается святая Четыредесятница, то есть сорокадневный пост, установленный в память о посте Самого Спасителя, который Он держал перед выходом на Свое Служение.
Страстную седмицу и предшествующие ей праздники — Неделю ваий и субботу Лазареву — нужно отличать от Великого поста. Лазарева суббота и Вербное воскресенье служат переходом от Четыредесятницы к Страстной седмице.
В Лазареву субботу празднуется воскрешение праведного Лазаря. Церковь прославляет его как доказательство Божественной силы Иисуса Христа и как удостоверение в воскресении Христа и в общем воскресении всех умерших.
В субботу вечером, за всенощным бдением и воскресным утром после литургии совершается освящение верб.
Шестая седмица заканчивается в воскресенье празднованием Входа Господеня в Иерусалим. Этот праздник посвящен воспоминанию торжественного Входа Господня во Иерусалим, куда Он шел для страданий и Крестной смерти. Этот праздник также называется Неделей ваий (ветвей), Неделей цветоносной, или Вербным воскресеньем.
Материал подготовил Сергей Шуляк
для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах
|