НЕДЕЛЯ 4-Я ВЕЛИКОГО ПОСТА, ПРЕПОДОБНОГО ИОАННА ЛЕСТВИЧНИКА 

Каждая неделя Великого поста последовательно, словно по ступеням возводит нас от Прощеного воскресенья, когда вспоминали Адамово преступление и изгнание из Рая, к Светлой Христовой Пасхе, вновь открывшей нам вход в потерянное прежде Небесное Царство. В 4-е воскресенье Великого поста Православная Церковь вспоминает преподобного Иоанна Лествичника, игумена Синайской горы, автора «Лествицы» — классического руководства в духовной жизни. В ней показан истинный и премудрый путь для желающих достигнуть внутреннего беспристрастия и совершенства. На протяжении многих веков «Лествица» была одним из самых читаемых святоотеческих творений.

Память преподобного Иоанна Лествичника также совершается 12 апреля (30 марта ст. ст.).Есть мнение, что установление празднования памяти святого именно в воскресенье связано с тем, что его хотели почтить совершением полной Божественной литургии, что было бы невозможно, если бы день его памяти (30 марта) выпадал на будний день Великого поста. Это значит, что из всех святых, память которых совершается в великопостный период, особо выделен был именно он.

Значение «Лествицы» преподобного Иоанна Лествичника

Главное аскетическое творение преподобного Иоанна – «Лествица» (лестница). Труд состоит из 30 глав, каждая из которых соответствует определенной добродетели или пороку. Число 30 – не случайно. Оно указывает на число лет земной жизни Спасителя до Его выхода на проповедь и общественное служение.

Лестница является символом, говорящим о необходимости самосовершенствования и восхождения к Богу. Также она указывает на постепенность этого восхождения. Часто такой образ можно встретить в Библии. Наиболее ярким примером является видение лестницы Иаковом (Быт 28:12).

Жить по заповедям и совершать добрые дела — все равно что подниматься по лестнице. Поэтому и называются духовной лестницей, возводящей на небо, заповеди Господни и отеческие добродетели. И мы, словно поднимающиеся по лестнице, ступенька за ступенькой восходим вверх. А если кто через две или через три начнет переступать, то поскользнется, упадет на землю и разобьется. То же относится и к заповедям и к добродетелям. Тому, кто начнет первые заповеди и добродетели обходить, последние не покорятся, но станут сопротивляться. Поэтому следует одну за другой усваивать, словно восходя по ступеням лестницы.

В «Лествице» расположены в естественном порядке добродетели: от низшей к высшей. А их венцом является любовь.

Особенности богослужения

Воскресное богослужение 4-й Недели Великого поста не имеет значимых особенностей. А вот следующая за воскресеньем 5-я седмица отличается сразу несколькими богослужениями, которые бывают только раз в году.

Во-первых, в среду вечером совершается так называемое «Мариино стояние». Это богослужение (Утреня), на котором полностью читают Великий канон преподобного Андрея Критского (в четырех частях он читался на первой седмице Великого поста). В связи с чтением канона в четверг положено совершать Литургию Преждеосвященных Даров.

Кроме того, мы услышим житие преподобной Марии Египетской. Оно разделено на две части. На Вечерне единственный раз в богослужебном году положено петь 24 стихиры (по числу букв в греческом алфавите) на «Господи, воззвах». Стихиры имеют покаянный характер и были написаны все тем же святителем Андреем Критским. Каждая из них имеет одно и то же окончание: «Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя».

Во-вторых, накануне субботы совершается служба «Похвалы Пресвятой Богородицы».

В пятницу на Утрени читается акафист Божией Матери, который разделен на четыре части: по 3 икоса и кондака в каждой. Все чтения, которые начинаются и завершаются пением «Взбранной Воеводе», совершаются на середине храма.

Материал подготовил Сергей Шуляк

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

 
 
 

Назад к списку