Во 2-ю Неделю Великого Поста мы совершаем память Святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского.
2-ю Неделю Великого Поста Святая Церковь посвящяет такому важному историческому событию, как победе над ересью Варлаама, отвергавшего православное учение о нетварном свете. Еретики учили, что Божественные энергии (Божественная благодать) имеют тварное происхождение, то есть сотворены Богом. Это ересь. Православное учение состоит в том, что Божественные энергии и есть Сам Бог не в Его Сущности, которая непознаваема, а в том, каким образом мы Его видим, слышим, ощущаем. Благодать — это Сам Бог в Его энергиях. Возглавил победу над ересью святитель Григорий Палама, архиепископ Фессалоникийский, в XIV веке. Можно сказать, что второе воскресение поста — это второе Торжество православия.
Святая Церковь говорит нам о тайне света, к которому мы должны приобщиться, если хотим увидеть Воскресение Христово. Святитель Григорий Фессалоникийский и богословские споры в XIV веке, связанные с его именем, учили о том, что свет Преображения есть свет нетварный, несотворенный. Опровергая ересь западных Богословов, это учение напоминало о слове Писания, что Бог есть свет, и, исповедуя Бога-Отца и Бога-Сына, Света от Света, Бога истина от Бога истина, мы веруем, что Богом-Светом сотворен другой — тварный свет, тот, о котором сказано в книге Бытия: «Сказал Бог, да будет свет».
Эти догматические вопросы не были отвлеченными для жизни Церкви. Не должны они быть отвлеченными и для нас. Беда, если мы воспринимаем их как простые богословские или ученые рассуждения, не имеющие никакого отношения к нашей жизни. Это может означать только одно: что тот свет, о котором нам возвещает Бог — свет, в котором нет никакой тьмы — для нас остается неувиденным, и мы не приносим печали покаяния в том, что пребываем во тьме. Все беды в Церкви связаны, в конце концов, с тем, что какие-то тайны веры становятся отвлеченными, переставая быть живыми насущными вопросами, решающими нашу судьбу, и мы теряем глубину веры, полноту христианского призвания, которое должны осуществить в Церкви.
Святитель Григорий Палама принадлежит к числу последних византийских богословов и Отцов Церкви. Он жил незадолго до падения Константинополя под ударами турок (в конце XIII - начале XIV века) и всю свою жизнь посвятил познанию Бога, очень много трудился и постоянно испытывал жестокую борьбу с еретиками, с лжеучителями. Часто учение, которое он проповедовал, подвергалось сомнению, так что ему приходилось всю жизнь доказывать свою правоту, доказывать, что тот путь, по которому идет он и люди, которые слушают его и Христа, ‒ истинный, спасительный. Это путь особых подвигов с вниманием к своему сердцу и к своей жизни. Он очень много говорил о Божественной благодати, о том, без чего мы не можем жить, без чего всякая душа христианина и человека просто погибает, слепнет, глохнет, умирает, засыхает, и жизнь его превращается в бессмысленный набор событий.
Когда Григорий Палама жил на Афоне, в Церкви появились люди, которые обвиняли афонских иноков в ничегонеделании и в ложном учении о молитве. Предводителем этих хулителей, извергавших потоки брани в адрес насельников Афона, был Варлаам Калабрийский, итальянский грек, воспитанник запада. По приезде в Константинополь Варлаам сделал молниеносную карьеру, став профессором богословия и советником императора. В это время вновь возобновились попытки объединить восточное и западное христианство, а Варлаам как нельзя лучше подходил для диалога с латинянами. Он был хорошо знаком с культурными особенностями двух частей когда-то единой Римской империи. Этот автор трактатов по логике и астрономии, умелый и остроумный оратор, всячески издевался над учением афонских монахов об "умной молитве" и об исихии. С издевкой Варлаам и его единомышленники называли Григория Паламу и братию афонских монастырей "исихастами". Именно это наименование, но уже не издевательское, а благоговейное и почтительное, и закрепилось впоследствии за сторонниками афонского учения о молитве и духовной жизни христианина.
В течение 6 лет продолжался спор Григория и Варлаама. Личная встреча обоих мужей вовсе не привела к положительному результату, но еще более обострила противоречие. На Константинопольском Соборе 1341 года в храме Святой Софии произошел спор святителя Григория Паламы с Варлаамом, сосредоточившийся на природе Фаворского Света. 27 мая 1341 года Собор принял положения святителя Григория Паламы о том, что Бог, недоступный в Своей Сущности, являет Себя в энергиях, как Фаворский Свет, которые обращены к миру и доступны восприятию, но являются не сотворенными. Варлаам и его ученики анафематствованы. Варлаам, хоть и испросил прощение, в июне того же года уехал в Италию, где принял затем римокатоличество и стал епископом Иеракским.
Учение о Божественных энергиях, как о проявлении всей Полноты Божества, — есть учение только Православной Церкви.
Изречение Тертулиана «Бог очеловечился, чтобы человек обожился» Палама выразил посредством учения о Нетварных энергиях, говоря об «обожении» человека в терминах православного богословия.
Согласно этому учению Бог по своей сущности непознаваем. Но Он пребывает всей Полнотой Своего Божества в этом мире в качестве Своих энергий и сам мир сотворён этими энергиями. Энергии Бога - это не одно из Его творений, а Он Сам, обращенный к Своему творению.
Человеческая личность - тварная. Но во Христе Человек и Божество соединены. Причащаясь Телу Христову и направляя всё своё естество к Богу, энергии человека становятся «сонаправлены» энергиям Бога также, как и во Христе. Совместное действие (энергия) Божественной воли и человеческой воли в деле спасения получило в богословии Паламы греческий термин синергия.
Таким образом, человек становится соучастником всей Полноты Божественной жизни через действие в нём нетварных Божественных энергий. Причем человек участвует не только душевно, но и физически, всей полнотой своего естества, что и вызывало особое недоумение Варлаама. Нетварным светом озаряются не только умственные, но и физические очи (вспомним случай, когда св. Серафим Саровский показывал Мотовилову этот Свет, взяв его за руку), необходимым условием чего является пребывание в молчании-исихии, иными словами - в молитве.
В итоге человек по милости Божьей всей полнотой своего существа посредством нетварных энергий усвояет Бога, «обоживается» и усвояется Богом.
Сущность учения Варлаама схожа с пониманием христианства современной западной культурой. Отвергая возможность приобщения к божественной жизни, доступного всем людям во Христе, христианский Запад видит необходимость внешнего авторитета для христианской веры. Так одни западные христиане видят его в формальном авторитете буквы Писания, другие в установлении незыблемого папского авторитета. Оба этих взгляда чужды восточному христианству.
Учение Григория Паламы не умаляет значения земного мира, а лишь показывает,что познание Бога осуществляется не столько через изучение богословских книг, сколько путем живого религиозного опыта.
«Мы — причастники Божества», — говорит святой Григорий Палама.
Церковный устав 3-й седмицы Великого поста полностью аналогичен 2-седмице поста. Суббота 3-й седмицы - день поминовения усопших.
В субботу 3-й седмицы, накануне Крестопоклонной Недели, на всенощном бдении на середину храма из алтаря выносится Крест, которому всю неделю поклоняются верующие. При этом поклонении поется песнь: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим».
Материал подготовил Сергей Шуляк
для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах
|