О том, почему откладывать на завтра то, что нужно сделать сегодня, не просто дурная привычка, а нечто гораздо большее, размышляет игумен Нектарий (Морозов).
У святителя Феофана Затворника в книге «Путь ко спасению» разбирается вопрос о том, отчего человеку, который уже обратился к покаянию и осознал необходимость изменить свою жизнь, сделать это все-таки не удается. И в частности, он говорит, что у врага рода человеческого есть такой принцип: до тех пор пока возможно держать человека в состоянии усыпления, он это положение всякими уловками будет поддерживать. Он будет убеждать своего «подопечного» в том, что живет тот в общем-то нормально, «по-людски», а может быть, даже чуть ли не подвижнически. А если «объект» встрепенулся и уже готов сорваться с привязи, в ход идет незамысловатый, но проверенный прием: диавол внушает христианину, что, конечно, поменять что-то в своей жизни нужно, и это будет хорошо, вот только не сподручно начинать прямо сейчас — гораздо лучше заняться всем этим завтра. И человек на этом успокаивается: с одной стороны, в своем воображении он уже поборол себя и вступил на путь исправления, а с другой — ему сладостно оттого, что есть, как минимум, еще целые сутки, чтобы ничего не делать.
А что происходит по истечении этих суток? Пожалуй, лучше всего это можно проиллюстрировать одной из историй о Ходже Насреддине. Однажды, когда к этому находчивому герою пришли кредиторы, от которых он скрывался, он выслал к ним для переговоров своего юного сына. Мальчик вернулся и, довольный собой, сказал, что договорился с кредиторами об отсрочке на год. Однако Ходжа его за это не похвалил, а укорил: «Эх ты, надо было сказать: “Приходите завтра”. Понимаешь, сынок, год пройдет, а “завтра” всегда будет оставаться “завтра”, сколько бы раз ты это ни говорил».
Точно так же это «завтра» не наступает и для нас, если мы не решаемся начать изменения в себе сегодня. И если представить себе, сколько важных, замечательных дел люди не сделали в своей жизни только потому, что из раза в раз их откладывали, то можно ужаснуться: не будь этого отлагательства, жизнь была бы совершенно иной. Человек попросил нас о помощи, но не экстренной, и нам всё недосуг, а потом уже и неловко перед ним — и вот мы заставляем себя наконец добраться до этой проблемы, а нам говорят: «Да нет, не надо уже». И мы понимаем, что для человека это было важно, а сейчас уже ничего не изменить, он сделал свои выводы. Или мы собирались позвонить и просто выслушать, поддержать кого-то — пожилого, больного, одинокого, а когда наконец собрались, услышали в трубке лишь длинные гудки, потому что человек уже отошел в жизнь иную. О таких моментах совесть может напоминать потом десятилетиями, и самым печальным будет то, что не какие-то трудные для нас обстоятельства послужили всему этому причиной, а просто наша привычка не делать вовремя того, что мы вполне могли бы сделать.
Есть такое модное сегодня слово: прокрастинация. Но мне больше нравится аналогичное русское слово «отлагательство» — так проясняется смысл и всё встает на свои места. Казалось бы, ну и что такого; есть даже люди, которые бравируют своей склонностью откладывать всё на последний момент. Но отлагательство имеет свойство ослаблять волю и может ослабить ее настолько, что человек уже неспособен будет в критической точке ее собрать.
Элементарный житейский пример: студенты получают темы дипломных работ. Кто-то начинает писать сразу в сентябре, кто-то — в январе, кто-то раскачивается только к марту, а кто-то заставляет себя задуматься об этом только в апреле, и осознание того, что еще ничего не сделано, воздвигает перед ним такую неприступную стену, что оставшиеся два месяца человек проводит в оцепенении каком-то и потом отчисляется из университета — с мыслью, что такая задача оказалась ему не по силам. А ведь ничего сверхъестественного не требовалось, и даже за оставшееся время, перестав откладывать, с этой задачей, может быть, не самым лучшим образом, но можно было справиться.
Есть масса людей, у которых дома всегда гора грязной посуды, потому что они не считают нужным ее вымыть сразу после того, как поели. Ничто не мешает, но как-то лень и «потом». «Потом» раз, «потом» два, а потом уже в квартире чистой посуды не остается. Мне даже довелось как-то встретить человека, который в конце концов просто выкинул всю грязную посуду и перешел на одноразовую пластиковую. Это, конечно, крайний пример, но нужно понимать, до чего эти «невинные слабости» могут нас довести.
Но все эти внешние примеры я счел нужным привести в первую очередь для того, чтобы проиллюстрировать болезнь духовную. Эта болезнь самым явным образом проявляется в нас тогда, когда речь заходит о тех изменениях, без которых для нас становится невозможным дальнейшее движение к Богу. Человек, придя в Церковь, это движение к Богу начинает, оно какое-то время длится, но рано или поздно мы сталкиваемся с препятствием — с чем-то, от чего нам крайне трудно отказаться. Это, как правило, уже не какие-то грубые грехи и пороки — от них, как ни парадоксально, по сравнению со всем прочим отказаться бывает легче, потому что они явным образом губят человека, и он этот вред чувствует. А вот более тонкие греховные привычки и пристрастия могут владеть душой как бы незаметно.
В Евангелии не случайно дан образ тесных врат: чем дальше идет за Христом человек, тем более сужается его путь. Сужается в том смысле, что он начинает чем-то в себе за эти узкие двери задевать. Но отсечь это от себя кажется невозможно — это воспринимается как «свое», как неотъемлемая часть собственной жизни, даже как часть собственного естества, и человек опять-таки в глубине своего сердца говорит себе: «Не сегодня». Но здесь всё сложнее, чем с прокрастинацией житейской: христианин может не до конца осознавать, что он что-то откладывает — вернее, наглухо заслонить это осознание от себя. И ему никто из ближних об этом не скажет, потому что содержание его сердца видят только он сам и Господь. И в его церковной жизни вроде бы тоже не происходит никаких перемен к худшему, но для него самого она становится какой-то будничной, скучной. Кто-то ищет этому внешнее объяснение, кто-то списывает это на свои субъективные ощущения, но на самом деле причина заключается в жизни самого человека — в его отношении к Богу.
И здесь полезно обратиться к такой аналогии из области медицины. Когда человек приходит по назначению врача к массажисту, тот достаточно быстро обнаруживает на его теле триггерные точки — такие места, к которым, когда прикасаешься, становится очень больно. И может быть, мы даже вскрикивать будем от боли, но он эти точки будет разминать. Такие «триггерные зоны» — области патологического напряжения — формируются и в человеческой душе. И нужно понять, что чем больнее и тяжелее нам бывает касаться чего-то, тем на самом деле важнее идти на эту боль, нести ее Богу и делать то, что мы должны сделать, дабы от этого освободиться.
Почти то же самое можно сказать не только о боли, но и в целом о нашей христианской жизни — о том, что ее наполняет. У каждого из нас есть что-то, что нам в жизни церковной дается легко, а есть иные вещи, которые даются, напротив, очень и очень трудно. Это зависит от индивидуальных человеческих особенностей. Одному легко быть сдержанным в словах, потому что он молчун, но совершенно, допустим, не удается поститься, поскольку он очень любит вкусно поесть. Есть люди, которым нетрудно помогать другим, потому что они общительны и трудолюбивы, — но они уходят в эту деятельность с головой, так что и на молитву времени не остается. И человек готов ночи не спать, готов какие угодно поручения выполнять, лишь бы не молиться — «не успевать» читать правило, Священное Писание, Псалтирь. А нужно просто всё это остановить и признаться себе: я много всего делаю, но что-то со мной не так — настолько, что мне трудно пятнадцать, двадцать, тридцать минут побыть в тишине наедине с Богом. И сразу же, не откладывая, начать этим трудным в себе заниматься, себя преодолевать.
Или обратный пример: человек не любит трудиться, и он готов промолиться сутки напролет, лишь бы палец о палец не ударить. И можно найти этому массу «благочестивых» оправданий, но суть останется прежней: в том, что дается нам труднее всего, и заключается наша болезнь. И если мы будем бежать от самой трудной работы, то никогда с мертвой точки не сдвинемся и, скорее всего, даже будем обращаться вспять.
Человеку тяжело даются большие шаги, а тем более прыжки, а тем более полеты. А вот малое находится в наших руках. И для того чтобы избавиться от постоянного мучительного откладывания на завтра чего-то большого, порой достаточно бывает не пренебрегать малым. Всё великое состоит из мелочей. Когда мы смотрим на людей, которые чего-то в жизни достигли, то ощущаем порой огромную дистанцию. Но она не каким-то мистическим путем образовалась — просто эти люди не проходили, внутри себя или во внешнем плане, мимо того, мимо чего проходим мы. И напротив, люди, у которых многое в жизни сложилось, по их убеждению, неудачно, — это люди, которые практически всегда не могут согласиться с тем, что некая мелочь, на которую они прямо сейчас не хотят обратить внимание или за которую, наоборот, всем существом своим, сопротивляясь Богу, держатся, мешает им ступить на мостик, который приведет их к желаемому результату. На самом деле это очень важная вещь — устранить даже незначительные, казалось бы, препятствия, которые мешают нам быть с Богом.
Впрочем, если человек в реализации этого доброго желания будет стоять на первом месте для себя сам, он вряд ли преуспеет. Нужно обратить свой взор от себя — ко Христу, упраздниться от своих планов на «завтра» и «послезавтра» и быть готовым впустить Его в свое сердце сейчас, сегодня. Тогда мы почувствуем, как действует благодать и как Господь начинает действовать в нас.
Игумен Нектарий (Морозов), Подготовила Елена Сапаева
Православие и Современность
|