РОЖДЕНИЕ РОЖДЕСТВА

Уже совсем скоро наши храмы огласятся радостными песнопениями, прославляющими Рождество Господа, Его пришествие во плоти. Это кажется удивительным, но такой важный момент земной жизни Спасителя стал праздноваться Церковью только во второй половине II века. История становления этого великого праздника весьма примечательна.

День рожденья — грустный праздник 

Древние иудеи смотрели на день рождения человека отнюдь не как на праздник, а как на день печали, потому что человек рождался в юдоль скорби. Этим они коренным образом отличались от язычников, для которых день рождения человека был днем радости, а день смерти — днем скорби. Язычники пышно праздновали дни рождения своих богов, императоров, полководцев. В Священном Писании упоминания о днях рождения можно пересчитать по пальцам. Первые христиане унаследовали иудейскую традицию отношения ко дню рождения человека как к событию, которому не стоит предавать первостепенного значения. Гораздо больше их интересовал день смерти — итог жизненного пути и момент вхождения в жизнь вечную. Вот почему Церковь не вспоминает о днях рождения святых, а отмечает их память в годовщину дня кончины. Исключениями стали дни рождения Господа Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы и святого Иоанна Предтечи. Такие дни в церковной традиции называются Рождеством.

Рождество и Богоявление 

Уже во втором веке от Рождества Христова появилось еретическое учение — докетизм, отрицающее подлинность рождения и смерти Господа. Бог в представлении приверженцев этой ереси не мог иметь ничего общего с материальным миром, Он не мог иметь настоящего человеческого тела, не мог родиться и умереть. Он якобы лишь казался человеком — и таким образом все события евангельской истории в представлении еретиков превращались в фантом. А другие еретики — василидиане — учили, что Христос стал Сыном Божиим только во время Крещения во Иордане, когда на Него сошел Святой Дух, а до этого был самым обычным человеком. Конечно, подобные измышления требовали серьезного и аргументированного опровержения. И оно было дано Церковью в богословской полемике. Однако постановления церковных Соборов были понятны не всем, а вот торжественное празднование явления Бога во плоти помогало каждому хрис­тианину сердцем почувствовать величие этого события.

В первые века христианства два события жизни Спасителя — Рождество и Крещение в Иордане — составляли содержание одного праздника — Богоявления, который отмечался 6 (19) января. Такое соединение событий не было чисто условным, в нем был глубокий богословский смысл. Как пишет святой Григорий Богослов, «два наименования даются одному торжеству, потому что Бог явился человеком через рождение. От явления произошло наименование Богоявления, от рождения — Рождества».

Примерно к IV веку праздник Рождества Христова стал праздноваться как самостоятельное торжество, но его теснейшая связь с Крещением сохранилась до сегодняшнего дня. И тому, и другому празднику предшествует Сочельник — день строгого поста. Кроме того, чин богослужения в сами праздники совершенно одинаков.

Немного математики 

Но почему мы празднуем Рождество именно 7 января (25 декабря по старому стилю)? Ведь в Священном Писании нет точных указаний на то, когда именно родился Спаситель.

Дату Рождества Христова вычислили, прибавив 9 месяцев к дате того дня, когда архангел Гавриил возвестил Пресвятой Деве Благую весть. В представлении древних христиан Благовещение совпадало с днем Воскресения Христова, а значит, дату Благовещения можно было вычислить, исходя из даты Пасхи. Но дата Воскресения Христова вычислялась по-разному. Иудейская Пасха в год Крестных страданий и Воскресения Господа приходилась на 14 нисана (в еврейском календаре этот день является серединой первого месяца библейского года и седьмого месяца гражданского года, что приблизительно соответствует концу марта — началу апреля григорианского календаря. — Ред.). Дионисий Малый в 525 году вычислил дату рождения Господа, исходя из того, что 14 нисана соответствует дате 23 марта, а Воскресение, соответственно, приходилось на 25 марта, что давало возможность праздновать Рождество Христово 25 декабря. Однако существовала и другая традиция, согласно которой день 14 нисана приходился на 5 апреля, а значит, Воскресение Христово и Благовещение приходились, соответственно, на 7 апреля. Рождество Господа при таком раскладе праздновалось бы 7 января по старому стилю. Однако, несмотря на такое расхождение в определении даты, обычай праздновать Рождество отдельно от Крещения именно 25 декабря вскоре утвердился повсеместно.

Вероятнее всего, впервые обычай праздновать Рождество 25 декабря был установлен в Северо-Африканской и Римской Церквях. В течение IV–V веков он был принят повсеместно не только на Западе, но и на Востоке, включая Сирию и Армению. Александрийская Церковь стала праздновать Рождество 25 декабря между 418 и 432 годами. Это нововведение было произведено по инициативе святителя Кирилла Александрийского.

Иерусалимская Церковь довольно долго сопротивлялась нововведению. По предположению литургистов, обособленное празднование Рождества 25 декабря введено в Иерусалиме после 567–568 года.

«Тебе кланятися Солнцу правды» 

Устанавливая празднование Рождества Христова 25 декабря, Церковь ставила перед собой в том числе и миссионерские цели. Дело в том, что в Римской империи в этот день с особой пышностью отмечали праздник, посвященный богу Митре. О происхождении этого культа в науке нет однозначного мнения. Известно, что он возник в начале I века по Р. Х., своего расцвета достиг во II–III веках и был очень популярен среди римских солдат, особенно на окраинах империи. Митраизм был синтетическим культом: он имел иранские корни, однако впитал многие элементы культа Солнца и даже некоторые черты христианских обрядов, о чем с негодованием пишет, например, святой Иустин Философ в трактате «Разговор с Трифоном иудеем».

При императоре Аврелиане митраизм пользовался особой государственной поддержкой. В 274 году он установил праздновать 25 декабря — то есть через три дня после зимнего солнцестояния — празднество под названием «Dies Natalis Solis Invicti», что означает «Рождество Непобедимого Солнца». «Непобедимое Солнце» было одним из наименований Митры. При следующем императоре — Диоклетиане — культ Солнца и культ Митры стали окончательно тождественны.

Когда миновала эпоха гонений на христиан, и император Константин Великий издал Миланский эдикт о веротерпимости, уравнивающий граждан всех вероисповеданий, возник вопрос об отношении христиан к языческим праздникам. Христиане теперь не скрывали своей веры, но они все равно жили в окружении язычников. Язычество коренилось не только в религиозных обрядах, которые христианин должен был отвергнуть, но и в мелких бытовых деталях. Как и мы сегодня, христиане IV века не могли, да и не должны были исключать из своего круга общения тех, кто не пришел пока ко Хрис­ту. Конечно, они чувствовали себя весьма неловко в день, когда их друзья и родственники радовались победе Непобедимого Солнца, — наверное, так же неловко, как и мы 31 декабря, оказавшись за новогодним столом, полным всевозможных и отнюдь не постных блюд.

Утверждая обычай праздновать Рождество Христово 25 декабря, Церковь избавляла своих чад — может быть, еще не окрепших в вере — от мучительной раздвоенности. Теперь в этот день они могли поклоняться не твари, но Творцу, не солнцу языческого культа Митры, но Христу — «Солнцу правды».

Газета «Православная вера» № 24 (572)   

 
 
 

Назад к списку