Господа Иисуса Христа распяли перед иудейской Пасхой. Почему же Он с учениками ел пасхального агнца до праздника, в Великий Четверг? Причастился ли за этой последней трапезой предатель Иуда? Откуда мы знаем, что именно тогда был заключен Новый Завет Господа с людьми? Что такое четверговая соль? И какое действо совершают в Церкви только в этот день и в наше время? Давайте ответим на эти и другие вопросы, связанные с Великим Четвергом.
Иудеи, а особенно галилеяне, после Вавилонского плена стали ревновать о праздновании дней, предшествовавших наступлению Пасхи, и, в частности, для галилеян, приходивших в Иерусалим, пасхальный агнец всегда закалался днем раньше – 13 Нисана вместо 14-го.
«После вкушения ветхозаветной Пасхи еврейской Иисус Христос установил на этой вечери таинство Святого Причащения. Потому и называется она “Тайною вечерею”» (протоиерей Серафим Слободской. Закон Божий).
По-итальянски «Тайная вечеря» звучит как последний ужин (Христа), так же и по-английски – «Last supper».
Господь говорит ученикам, сидящим за столом: «Сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается» (Лк. 22:20).
Слово Иисуса Христа над чашей вина указывает на заключение Нового Завета, то есть Нового Союза Бога с людьми, намекая на великое пророчество Иеремии: «Вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили… Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом… Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более» (Иер. 31:31–34).
«Вот наступают дни…», – так начинается пророчество о Новом Завете. «Именно сейчас, – как бы говорит Иисус Христос, – наступают эти дни». Чашей вина Иисус предложил своим ученикам и последователям участие в Новом Завете, о котором пророчествовал Иеремия. И когда Христос говорит о том, что этот обещанный Богом Новый Завет будет основан на Его собственной Крови, то есть ценою Его собственной жизни, которую Он отдаст за нас («Новый Завет в Моей крови»), то вспоминается еще одно место из Священного Писания – о крови Завета. Речь идет о том, что и Ветхий Завет был заключен при пролитии крови.
Когда на горе Синай Моисей заключил с Богом Завет, то есть Союз Бога с 12-ю коленами Израиля, он «послал юношей из сынов Израилевых, и принесли они всесожжения, и заклали тельцов в мирную жертву Господу. Моисей, взяв половину крови, влил в чаши, а другою половиною окропил жертвенник; и взял книгу завета и прочитал вслух народу, и сказали они: всё, что сказал Господь, сделаем и будем послушны. И взял Моисей крови и окропил народ, говоря: вот кровь завета, который Господь заключил с вами о всех словах сих» (Исх. 24:5–8).
И вот, как некогда Моисей заключил первый Завет Бога пролитием крови невинных животных за Израиль (кровь, согласно библейским представлениям – субстанция жизни), так ныне Иисус заключает Новый Завет Бога пролитием Своей Крови за нас. В момент Тайной вечери начало Нового Завета было, конечно, неприметным для мира, как малое горчичное зерно. Но Иисус в тот час был абсолютно уверен в том, что этот Новый Завет будет иметь великое завершение: «Я уже не буду пить от плода виноградного, доколе не придет Царствие Божие» (Лк. 22:18).
«И после сего куска вошел в него сатана» (Ин. 13:27).
Мнения исследователей и толкователей расходятся в вопросе о том, причастился ли Иуда перед предательством. К примеру, архиепископ Аверкий (Таушев) так же, как и профессор А.П. Лопухин, считал, что Иуда не причастился. Святители Иоанн Златоуст, блаженный Феофилакт Болгарский, святитель Димитрий Ростовский полагали, что Иуда все же участвовал в Таинстве Евхаристии.
Евангелисты Матфей, Лука и Марк не сообщают о том, ушел ли Иуда до установления Господом Таинства Евхаристии или же был вместе с учениками до конца Тайной вечери.
Евангелист Иоанн повествует, что во время пасхальной вечери Иисус омыл ноги Апостолам и по этому поводу говорил им о смирении, а затем последовало обличение предателя и уход Иуды.
В песнопениях Великого Четверга поется о том, что Иуда «небесный хлеб в устех носяй...». На основании этого многие толкователи делают вывод, что Иуда-предатель причастился Святых Христовых Таин.
Есть разные толкования. Первое объяснение – привычка к греху. Это можно сравнить с привычкой «вечно голодного человека» что-нибудь жевать. Уже неважно, что и в каком количестве – лишь бы перехватить и пожевать. Так и для Иуды неважно, сколько он получит. Главное – подержать в руках деньги.
Второе объяснение заключается в том, что Иуда предал Христа не столько из-за денег, но, скорее, из-за неверия и малодушия. Иуда ждал, что Христос войдет в Иерусалим и станет царем, а его ученики – соправителями. Но вместо этого Христос говорит о своих добровольных страданиях и смерти. Иуда не хочет разделить с учителем Его жертву и возвращается «к своим» – в уютный мир книжников и фарисеев.
Оба эти два объяснения, конечно, не противоречат друг другу, а скорее – дополняют.
Миро (ст. русск. мѵро от греч. μύρον «ароматное масло») в христианстве – это специально приготовленное и освящённое ароматическое масло, используемое в Таинстве миропомазания для помазания тела человека. Миро используется также и при освящении вновь построенного храма, для помазания антиминса, престола и стен.
Установление Таинства миропомазания восходит к апостольским временам. В первоначальной Церкви каждый новокрещеный получал благословение и дар Святого Духа через возложение рук апостола или епископа. Впоследствии, с умножением христиан, из-за невозможности личной встречи каждого новокрещеного с епископом рукоположение было заменено миропомазанием.
Чин мироварения
Чин мироварения происходит только на Страстной седмице. В понедельник Страстной седмицы Патриарх совершает молитвы на начало чина мироварения, в этот день миро доводят до кипения и потом варят на малом огне, постоянно перемешивая его. Миро варится в течение трех дней: в Великий Понедельник до вечера, весь Великий Вторник и утро Великой Среды. Все это время священники по очереди читают Святое Евангелие, а диаконы перемешивают миро веслами. Освящение мира совершается Патриархом в Великий Четверг за Божественной литургией. Освящение бывает после Евхаристического канона при открытых Царских вратах.
Основным веществом для приготовления мира является елей – оливковое масло высшего качества. Белое виноградное вино необходимо при мироварении, чтобы предотвратить воспламенение и пригорание масла. Из благовонных веществ обычно употребляют ладан, лепестки розы, фиалковый, пряный и калганный корни, мускатное, розовое, лимонное и гвоздичное масло и другие. В состав мира входит около 40 разных веществ.
Торжественный чин мироварения совершается в малом соборе Донского монастыря, а освящение его происходит в Богоявленском соборе города Москвы.
В народной традиции на Руси Великий Четверг называли «Чистым четвергом». В этот день было принято навести порядок и чистоту в доме, посетить баню, подстричься. Возможно, эта традиция возникла под влиянием евангельского повествования об умовении ног Спасителем Своим ученикам, но вероятнее всего таким образом просто готовились к встрече Светлого Христово Воскресения, чтобы в пятницу и субботу уже не думать о насущных делах, а уделить время молитве.
Также в Великий Четверг на Руси готовили куличи, красили яйца и готовили так называемую «четверговую соль». По свидетельству евангелистов на столе во время Тайной вечери стояло блюдо с соленым соусом – солилом. Что из себя представляла четверговая соль? Это крупная каменная соль, смешанная с густой квасной гущей, растворившаяся в этой гуще, а потом выпаренная на сковородке на медленном огне. По остывании смеси ссохшуюся квасную гущу отвеивали от соли. Такая соль имела бежевый цвет и особый приятный вкус. В старину пасхальные яйца ели только с четверговой солью.
Как относится к таким народным традициям? В стремлении навести порядок в жилище к празднику Пасхи, приготовлении куличей и яиц нет ничего плохого и суеверного, если все это делается ради Господа. Также эти традиции и хлопоты не должны становится важнее, чем очищение души от грехов, посещение богослужений и участие в Таинствах.
Сретенская Духовная Семинария
|