Книга «Пастырь» Ерма, «возраст» которой почти 2000 лет, принадлежит к раннехристианской литературе эпохи апостолов, и встречается в древних рукописях рядом с каноническими текстами Нового Завета. По форме изложения является «апокалиптической» и содержит в себе таинственные откровения о близком конце мира, Пришествии Христа, судьбах Церкви и отдельного человека. При этом книга Ерма имеет почти художественную сюжетную канву повествования. Особую роль в этом произведении исполняют Ангелы, как вестники Божественной воли.
Предположительно, автором «Пастыря» является никто иной, как упоминаемый в послании апостола Павла к Римлянам (16:14) современник Апостола - святой апостол Ерм – один из 70-ти апостолов, ставший впоследствии епископом Филипп (по другим данным Филиппополя). В греческих Минеях сказано, что Ерм был епископом Филипп во Фракии. В юности он был продан в Рим одной женщине по имени Рода, но потом получил от неё свободу. Потом Ерм стал богатым, но жил не совсем похвальной жизнью, за что был наказан от Бога потерей богатства и разными семейными несчастьями (имел злоязычную жену и порочных сыновей, к которым не был достаточно строг). Явление небесного посланца послужило ему началом покаяния и исправления своей жизни. Под влиянием бесед с небесным «пастырем» — Ангелом Покаяния (так назвало себя это небесное существо) он написал «Пастыря». Сам Ангел Покаяния говорит, что послан Ерму в качестве наставника и учителя от «достопоклоняемого ангела» (некоторые исследователи считают, что речь идет об архангеле Михаиле).
Во времена раннего христианства книга Ерма имела большой авторитет, и даже изначально была включена в Библию, как составная часть, но позже не вошла в окончательный вариант Священного Писания и стала апокрифической.
Древняя Церковь (в частности Ориген и другие) причисляла «Пастырь» к каноническим книгам Нового Завет и его читали даже на богослужениях. Тертуллиан сначала причислял эту книгу к св. Писанию, но позднее, несогласный, с воззрениями «Пастыря» на покаяние, отверг её. Афанасий Великий, вдохновленный возвышенным нравственным учением (во II и III частях) произведения, рекомендует «Пастырь» Ерма как «весьма полезную книгу». Однако подобная популярность «Пастыря» была сравнительно недолгой: уже в IV веке сочинение Ерма выходит из употребления сначала Римской Церкви, а чуть позже пропадает из круга чтения и восточных христиан, разделяя во многом судьбу «Дидахе» («Пастырь» остается в употреблении преимущественно только в древней Греческой Церкви). Вероятно, это объясняется целым рядом расхождений с ортодоксальным учением, что не позволило позднее включить его в число священных книг.
Почти все исследователи единодушно признают, что местом написания произведения был Рим. «Пастырь» Ерма отражает состояние христианских общин II в. в Риме. Во время написания этого произведения нравы христианского общества, особенно собственно Церкви Римской, значительно ослабели, а именно - клир увлекся соблазнами мира. Пресвитеры спорили между собой о первенстве; диаконы расхищали достояние вдов и сирот. Пророки гордились и искали первенства, жили среди роскоши, торговали своим пророческим даром, предсказывали за деньги. Появилось социальное неравенство, богатство, с одной стороны, и крайняя бедность, с другой стороны. Наблюдались случаи отречения от Христа и Евангелия.
Целью книги «Пастырь» является призыв к покаянию и исправлению, религиозно-нравственное обновление христиан, освобождение их от того духовного одряхления, в которое они впали по причине слабости веры. Ерм выставляет строгие нравственные требования и выступает против богатства и привязанности к мирским благам, причем опирается на полученные им откровения от Бога, возвещающие близость пришествия Господа.
По объему «Пастырь» – самое обширное произведение среди творений апостолов (она примерно равна Евангелиям Матфея и Марка, вместе взятым).
«Пастырь» делится на три части: Видения (включает 5 видений), Заповеди (включает 12 заповедей) и Подобия или Притчи (включает десять притч).
Книга начинается с того, что Ерма любуется купающейся в Тибре девушкой. Затем, в молитве эта девушка является к Ерме с небес и начинает обличать его нечистые помыслы (1-е видение).
Затем он видит старую женщину за кафедрой и с книгой, которая оказывается олицетворением Церкви, которая существовала прежде создания мира (2-е видение).
Дальше Ерма видит строительство Великой Башни на водах, составляемой из блестящих квадратных камней (3-е видение). Это также метафора Церкви, так как воды при основании означают крещение. Шесть юношей, приносящих камни, это ангелы. Сами камни - это люди. Те кто кладутся в основание - праведники, те кто отбрасывается - грешники. Вокруг башни стоят 7 женщин: Вера, Воздержание, Простота, Невинность, Скромность, Знание, Любовь. При завершении строительства башни наступит конец света.
Первую часть книги завершает видение кита, длинной 100 футов (4-е видение). Из пасти кита выходила огненная саранча. Зверь лежал на земле, а его голова имела четыре цвета: черный, красный, золотистый и белый. Церковь в виде женщины объяснила Ерме, что этот зверь означает грядущие бедствия.
Видение 5-е есть собственно введение во вторую часть произведения, т.е. в Заповеди.
Особое место среди Заповедей, приведенных в «Пастыре», занимает 1-я Заповедь, в которой формулируются основы вероучения. В ней утверждается Единство Бога: «...един есть Бог, все сотворивший и совершивший, приведший все из ничего в бытие. Он все объемлет, будучи необъятен, и не может быть ни словом определен, ни умом постигнут».
2-я Заповедь увещевает жить в простоте и невинности, избегая всякого злословия и благотворя каждому просящему о помощи: «Всем бедным давай в простоте, нимало не сомневаясь, кому даешь. Берущие дадут отчет Богу, почему и на что брали».
3-я Заповедь внушает любовь к истине: «Ложь оскверняет дух Божий, живущий в человеческом теле, и лгущие отвергают Господа, не возвращая Ему полученного ими залога».
4-я Заповедь повелевает соблюдать целомудрие в помыслах и определяет правила относительно развода и второго брака. Когда жена-христианка будет замечена мужем в прелюбодеянии, то он должен отпустить ее, если она не покается, но сам оставаться один, не вступать в другой брак; и если грешница покается, то муж должен опять принять ее, но не при частом повторении того же греха. Ибо для рабов Божиих покаяние одно. К этому присовокупляет ангел, что по смерти мужа или жены другой половине дозволяется вступить в другой брак, но лучше оставаться вне брака.
5-я Заповедь учит великодушию и терпению; от них радуется живущий в человеке дух Божий, тогда как гнев стесняет его и заставляет удалиться; гнев напа- дает на людей, коих вера неполна и кои привязаны еще к земным благам.
6-я Заповедь примыкает к первой и раскрывает учение о двух духах (ангелах), существующих при каждом человеке, — добром и злом: первый мирен и кроток и внушает чистоту, целомудрие, любовь; другой исполняет душу смятением, завистью, гордостью и пр.
7-я Заповедь внушает бояться. Бога и не бояться диавола, который не имеет никакой силы, над боящимися Бога; должно только бояться дел диавола.
8-я Заповедь показывает, от чего должно и от чего не должно воздерживаться.
9-я Заповедь касается молитвы: должно молиться с полной уверенностью в исполнении просимого и без сомнения. Кто очистил сердце от всего суетного, получит то, о чем просит без сомнения, и если не скоро исполняется прошение, то должно приписать это или испытанию Божию, или какому-либо незнаемому греху, но не переставать молиться.
10-я Заповедь предостерегает от печали, как сестры сомнения и гнева: мирская печаль оскорбляет Духа Святого, помрачает смысл, препятствует исполнению молитвы, ибо печальная молитва не восходит к Престолу Божию.
11-я Заповедь излагает признаки истинного и ложного пророчества.
12-я Заповедь внушает избегать всякого худого пожелания, будет ли оно относиться к чужой жене или богатству, или чувственному наслаждению.
От Заповедей Ангел покаяния непосредственно переходит к Подобиям, которые от простых образов восходят к пространным притчам, которые учат о покаянии и милостыне, и заканчиваются полными видениями.
Таково в общем содержание этого произведения, написанного Ермом.
Одна из центральных тем «Пастыря» - идея созидающейся единой Церкви. Церковь сотворена от века, но ее существование реализуется в активной деятельности верующих. Церковь объединяет и живущих праведников, и некогда живших пророков, и тех, кто, покаявшись, в будущем сможет войти в нее. Когда Церковь будет достроена, состоится Второе Пришествие. Пока Церковь строится, у грешников есть надежда спастись покаянием, но с завершением строительства каяться будет уже поздно. Только тяжкие грешники - для Ермы это, прежде всего вероотступники и предатели (то есть внутренние враги христианства) - отбрасываются навсегда еще при строительстве Церкви.
Тема о покаянии занимает автора на протяжении значительной части книги, и наряду с этим, раскрывается аскетический идеал той среды и того времени. Прежде всего, христианин должен «отринуть от себя всякое лукавство и облечься во всякую добродетель праведности» (Зап. I 2). Эти добродетели созидаются на детской простоте и незлобивости, на ровности настроения, на простоте нрава (Зап. II 1-4), великодушии и терпении (Зап. VI, 1), великой широте, веселии и беззаботности (Зап. V 2, 3). Нравственный идеал Пастыря очень высок, и его духовность, свободная от всякого компромисса, требует полной, безупречной чистоты, праведности и совершенного воздержания.
Высокое значение Ерм придает посту и молитве, рассматривая их как дела, заслуживающие особенной награды. Наряду с воздержанием, постом, отречением от мира общей чертой, отличающей поведение христианина в мире, является сила духа, терпение, простодушие, бодрость, правдивость, единодушие, любовь и т.п. Характерен призыв к единодушию - то есть единству верующих, очень важному в условиях, когда среди христиан появилось множество различных богословских воззрений, имеющих в своем основании не евангельские истины, а гностические учения. Также Ерма отвечает и на вопрос: допустимо ли иметь богатство? Осуждая стремление к роскоши и мирским наслаждениям, он призывает к благотворительности. Необходимо отдавать часть своего состояния беднякам, тогда можно стать угодным Богу. Бедные, в свою очередь, помогают богатым спастись, вознося, к примеру, молитвы за своих благодетелей. Взаимоподдержка богатых и бедных, провозглашенная в видениях Ермы, помогала представителям всех социальных слоев становиться христианами.
Вершиной духовного совершенства автор считает мученичество за Христово имя. С этого начинается проповедь старицы при построении башни (Вид. III I, 9).
Характерна также проповедь простоты, незлобия, радости, духа девства и милосердия ко всякому (Подоб. IX 24, 1-2). Важно то, что в понимании этого памятника раннехристианской литературы, каждодневный подвиг за чистоту учитывается, как добровольное обречение себя на мученичество. Аскетический идеал в подвиге девства, детской чистоты, праведности, поста, целомудрия и веселия сердца приближается к подвигу исповедников и мучеников и, во всяком случае, превосходит уровень средней обывательской нравственности. Следует при этом отметить, что фраза: «Если сделаешь что-либо доброе сверх заповеданного Господом, то приобретешь себе еще большее достоинство и будешь пред Господом славнее, чем имел быть прежде» (Под. V 3, 2), дала католикам повод усмотреть здесь обоснование для их учения о сверхдолжных заслугах и для различения «заповедей Господних» от «евангельских советов».
Ерм (Зап. XI 16, 7) научается испытывать духоносность пророка по делам его и по жизни. Истинный пророк у него тот, кто кроток, смиренен, чужд всякого лукавства и суетной похоти этого мира, старается быть меньше всех людей. Наоборот, лжепророк рисуется как человек пустой, земного духа и не имеющий силы. Он «желает председательствовать, он дерзок, бесстыден, многоречив, склонен к роскоши и ко многим другим порокам, берет платы за свое пророчество, а если не получает мзду, то и не пророчествует. Он и сам пустой человек, и пустых людей пустому учит.»
«Пастырь» Ерма составляет замечательное явление в древнейшей истории христианства. Опираясь на высшее откровение, указывая на близкий конец мира, Ерм хочет своею проповедью о покаянии противодействовать вторгшейся в Церковь распущенности нравов и возвести христианскую жизнь в первобытной простоте, строгости и чистоте. Суждение о принятии этого нравоучительно-апокалиптического творения в число канонических писаний в древности долго колебалось, пока наконец за нею утвердилось, преимущественно в Церкви Восточной, значение книги полезной и назидательной наряду с другими неканоническими, но принятыми Церковью священными книгами.
Можно сказать, и поныне эта книга не устарела. Даже если забыть обо всем остальном в её содержании, то проблемы, на преодолении которых она фокусируется, будут чрезвычайно актуальны для христианства во все времена.
Материал подготовил Сергей ШУЛЯК
|