Почему Церковь празднует успение (то есть, фактически, смерть) Богородицы? Почему дни памяти святых — это дни их смерти? С чем связано такое празднование смерти?
Христианское отношение к смерти — это отношение к побежденному врагу. С одной стороны, смерть — это то, что в мир принес грех, Бог смерти не создавал. Смерть противна нашей подлинной природе. Как говорит церковное песнопение, «Плачу и рыдаю, егда помышляю смерть, и вижду во гробех лежащую по образу Божию созданную нашу красоту, безобразну, безславну, не имущую вида». Но Господь и Спаситель наш Иисус Христос, приняв смерть на Кресте, победил ее, и теперь для верных христиан она является вратами в вечную и блаженную жизнь. Как говорит святой апостол Павел, имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше. Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный. От того мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище (Фил. 1:23; 2Кор. 5:1-2). Видя перед собой мученическую смерть, апостол говорит: Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его (2 Тим. 4:7-8). Эта уверенность в вечной жизни во Христе тем более относится к Его Пречистой Матери, для которой завершение Ее земного пути означало воссоединение с Ее Сыном.
Церковь исповедует, что святые, переселившиеся к Богу, не забывают о нас, но, по воле Божией, таинственно участвуют в деле нашего спасения — так в хорошей семье старшие братья, по воле отца, заботятся о младших. Это тем более верно в отношении Богородицы — как поет Церковь, «во Успении мира не оставила еси, Богородице». Мы уверены не только в блаженной участи Матери Господа, но и в том, что смерть ее была безболезненной, как сон, и что она, как заботливая Мать, непрестанно помнит и молится о нас и после своего успения (нельзя сказать: она молится о нас ДО своего успения).
Сергей Худиев
|