В нашей повседневной жизни очень много мелочей, которым мы совершенно не склонны придавать значение. Даже и задумываясь о своем душевном и затем духовном состоянии, мы никак не связываем его с этими мелочами. К примеру, возвращаемся вечером с работы — и никак не можем не зайти по дороге в любимый продуктовый магазин. У нас дома есть чем поужинать и чем позавтракать. Но нам почему-то непременно хочется зайти и купить что-то еще. Да, это лишняя трата денег. Да, залежавшиеся продукты потом приходится выбрасывать. Ну и что?.. Зато мы зашли и купили. Мелочь? Невинная слабость? Потребность в маленьком удовольствии? Или препятствующий духовному росту грех?
Мы живем в эпоху всеохватного маркетинга. Наши материальные возможности ограничены (у автора этих строк, по крайней мере, они ограничены довольно жестко, Вера может передвигаться только на коляске. — Ред.). Но тем не менее! Потребительский ажиотаж так и норовит столкнуть нас в бушующие волны шопоголизма. И я не исключение — пришлось мне недавно констатировать сей факт. Случилось это после очередного похода в супермаркет, где, поймавшись на крючок вездесущих акций каждого дня, я накупила массу ненужной бытовой мелочевки.
Позже, вечером, я с чувством вины прочла молитву о даровании вразумления и сил на борьбу с этой напастью. И сразу же уловила внутри себя шепот — оправдание: мол, это все нормально. Ты где родилась, в какой стране, разве ты не дитя тотального дефицита? А сейчас дефицита нет, все есть — вот и хочется «пожить по-людски».
Податливый ум тотчас же с радостью соглашается. Но тут уже с другой стороны тихий голос: на самом деле человек нуждается лишь в самом необходимом, а не в двадцатом комплекте постельного белья и в дюжине зубных щеток на запас. Сейчас не война. То есть не война на уровне внешнем. А иная борьба, и в ней уж точно не имеет значения, сколько у тебя материальных запасов в закромах. Тем более что эти закрома редкая мышь не посетит.
В общем, вышло как всегда. Укорила себя, попеняла, пообещала, что больше не повторю сей грех. И, вполне умиротворенная, улеглась спать.
А наутро мы с моей приходской знакомой пошли на рынок за продуктами. Вот толкает она мою коляску и параллельно сетует на тот же шопоголизм общества, на глэм-атаку, на маркетинговые аферы. Мол, негоже христианам скупать все подряд, даже про запас. Мысленно соглашаюсь с ней. А сама гляжу на отнюдь не уцененные овощи… Снова в тот же грех впала! Еще даже не купив ничего!
Короче, с рынка мы ушли, отоваренные по максимуму. Естественно, свежими овощами и фруктами. Посидев и передохнув немного в парке, обсудив последние новости нашего прихода, решили зайти в храм. Там было тихо и величественно. Все как всегда. Помолились. Поставили свечи. Постояли немного. И, выйдя на улицу, направились прямиком в иконную лавку. А там уже очередь собралась. Одним нужен образ Николы Летнего, потому что Зимний у них уже есть. Другим зачем-то непременно требуется икона Божией Матери без Младенца. Третьим именно византийский образ Архангела Михаила. Настала и наша очередь. Знакомая вытащила довольно приличную сумму и начала по бумажке, по списку покупать иконы. Купила штук пять. Все в окладах. На мой вопрос: «Зачем столько?» — последовал ответ: это очень сильные святые (Церковь вообще-то не делит святых на сильных и слабых!..) и эти иконы редко бывают в продаже. У этой моей знакомой дома целый мини-музей уже…
Но дальше — еще хуже, потому что дальше речь обо мне самой. Накупила и я — книг, святоотеческих и художественных. Причем прекрасно зная, что острой нужды в пополнении домашней духовной библиотеки у меня сейчас нет. Зачем?
Домой в тот день я вернулась с чувством духовного неудовлетворения, недовольства собой — несмотря на внушительный вес купленных книг, каждая из которых была о едином на потребу. И не сразу смогла понять, что и почему так тревожит мою душу. Лишь когда села в зале на диван и подняла свои глаза к иконам, стало до меня все доходить.
Я обвела взглядом свою духовную библиотеку, иконы, которых не так уж и мало, а киота нет до сих пор! И к своему вящему стыду признала: уж чего-чего, а духовной пищи у меня в преизбытке! Тут мне и «Толкования» на Евангелия святителя Иоанна Златоуста, и полное собрание святителя Игнатия Брянчанинова, и «Лествица», и все книги старца Паисия Святогорца, и «Добротолюбие» для мирян в пяти томах… И что, разве я вкушала всю эту пищу духовную с должным вниманием? Ничуть. Многое так и пылилось на полках, красуясь корешками. А что-то было прочитано кое-как, бегло, фрагментами. И почти ничего — с толком, с расстановкой и рассуждением. Кроме разве что Паисия Святогорца и самого Евангелия.
А уж про иконы и говорить нечего. Наставлены, как в магазине, повсюду. И сосредоточиться в молитве трудно от такого количества образов. Меня поразило: как же я деградировала в своей гордыне… Собирала внешние жемчуга, позабыв об одной-единственной бесценной Жемчужине. Насколько сильна самонадеянность души, которая ленится внимать творениям святых отцов, а лишь собирает их тома для коллекции. Горько мне очень стало. Помолилась. А на следующий день просто взяла да и подарила многие иконы верующим знакомым, их деткам. С книгами тоже разобралась. Оставила на своем ночном столике одну из выбранных книг отца Валентина Свенцицкого. А «Толкование на Евангелие от Луки» Феофилакта Болгарского положила тоже рядом и стала его читать — вместе с Евангелием. Прочту главу — сверю с «Толкованием». И сразу как-то легче мне стало.
А позже, читая творения Иоанна Златоуста, я узнала название тому, что мучило меня — грех мшелоимства. Пресловутый шопоголизм или шопомания — проявление этого греха. Оказывается, может преследовать нас не только в супермаркете или на рынке, но и в храме, и в церковной лавке.
Теперь я надеюсь, что прежнее не повторится. Хотя как увижу новое издание святых отцов, так ненадолго, но остановлюсь, чтобы подержать книгу в руках. Но потом кладу ее обратно. Ведь для человека главное молитва и Писание. К тому же меня дома ожидают еще неоткрытые мной творения преподобного Ефрема Сирина, лучше я их сейчас прочитаю. На все ведь воля Божия и всему свой час.
Вера Евтухова
Газета «Православная вера» № 17 (493)
|