Статьи - Экстрасенсы и целители

ОТ КАРТИН РЕРИХА ДО САТАНИЗМА

Что такое Рериховское движение? «Рерихи» — Связь Рерихов с масонами — Доктрина учения Рерихов («Агни-Йога») — Отлучение рериховцев от Церкви — Сергий Радонежский и рериховцы

Что такое Рериховское движение?

«Рериховское движение» — религиозное движение, основой которого является религиозно-философское учение Николая и Елены Рерихов Агни-Йога (Живая этика). Это самая настоящая оккультно-антихристианская секта, которой Андрей Кураев даёт определение - "сатанизм для интеллигенции".

Рериховское «Знамя Мира»

История возникновения и распространения Рериховского движения тесно связана с именами Николая Рериха и его супруги Елены Рерих. Увлекшись изучением теософии Елены Блаватской (которую в Индии обвинили в мошенничестве), они долгое время провели в Тибете, где, как они утверждали, установили «тесную связь» с «владыками Шамбалы».

Рериховское движение было организовано Рерихами во время миссионерских поездок в 1920-е годы в таких странах, как США, Латвия, Франция и Болгария.  К 1934 году во многих странах мира уже образовалось около 100 обществ Агни-Йоги. Рериховские общества, кружки и группы существовали также в Германии, Швейцарии («Корона Мунди»), Эстонии и Маньчжурии (Харбин). Эти кружки были эзотерическими по своей направленности и занимались оккультными практиками. Члены этих кружков изучали соответствующую литературу, вечерами собирались вместе, используя метод «столоверчения», вызывали потусторонних духов, которые надиктовывали им духовные послания, являвшиеся «символическим изображением пути восхождения». Одним из наиболее активных было Рериховское общество Латвии, которое существовало до присоединения Латвии к СССР в 1940 году.

На территории же России рериховское движение как таковое начало активно развиваться только в период «перестройки» в конце 80-х годов. Но фундамент этому заложил живавший в Индии известный художник и общественный деятель Святослав Рерих (1904—1993), младший сын Николая и Елены Рерихов, неоднократно приезжавший в СССР с выставками картин, своих и отца. По его инициативе в 1989 году в Москве был создан Советский Фонд Рерихов, в который Святослав Рерих передал культурное наследие своих родителей. После 1991 года этот фонд переименовался в Международный Центр Рерихов.

Сегодня рериховские организации работают в некоторых странах Европы, Америки и Азии, в Австралии, а также в таких странах бывшего СССР, как Белоруссия, Украина, Казахстан, Грузия, Молдавия, Латвия, Литва, Эстония.

Как сообщает сайт Сектовед.Ру — данное движение использует чисто сектантский метод пропаганды: публично заявляется одно (скажем, веротерпимость и верность Евангелию), на деле — истинная суть доктрины до времени утаивается от широкого круга последователей и посторонних людей. Так, Елена Рерих в своем письме от 08.03.1938 г. советует лгать в целях пропаганды. Кроме того, ни одна из традиционных конфессий России не приняла рериховского вероучения и не влилась в соответствующее движение. На деле рериховцы не смогли объединить верующих людей, богословов, иерархов. Лозунг «единства» был использован лишь для усугубления религиозного раскола людей: среди десятков других религиозных течений возникло еще одно, весьма враждебно настроенное ко всем остальным.

В настоящее время «Рериховское движение» оформилось в виде огромного числа культурно-просветительских и образовательных центров, раскинутых плотной сетью по России и за рубежом, которые стали своего рода центрами по распространению оккультных воззрений Рерихов. Прикрываясь маской культурного просвещения, оккультисты активно проникают в светские и государственные учреждения страны, в том числе в систему образования! В сотнях школ России уже введены обязательные уроки изучения практикуемых рериховцами «Агни-Йоги» («Живой этики»).

Считается, что именно «Рериховское движение» оказало значительное влияние на развитие Нью-Эйджа в России.

Рерихи

Имена Елены и Николая Рерихов известны сейчас очень многим. Большинство людей слышали о Рерихах только хорошее: художники, путешественники, очень талантливые люди… Они путешествовали в Индию. И там, не то в Тибете, не то в Шамбале, они встречались со святыми отшельниками и мудрецами — махатмами.

Ша́мбала — мифическая страна в Тибете, место нахождения Великих Учителей, продвигающих эволюцию человечества. Концепция Шамбалы первоначально была частью классического индуизма и связывалась в Махабхарате с местом рождения Калки, будущей аватары Вишну. В современной эзотерической традиции эта концепция впервые отражена Еленой Блаватской. Именно в Шамбале, по мнению Елены Блаватской, будет рожден грядущий Мессия, которого в разных народах и религиях ожидают под разными именами — Калки Аватара Вишну, Майтрейя Будда, Сосиош, Мессия на Белом Коне, Христос. Впоследствии идея Шамбалы была развита представителями пост-теософии, такими как Чарлз Ледбитер, а в особенности Алисой Бейли и Николаем Рерихом. В творчестве Николая и Елены Рерих идея Шамбалы имеет важное значение. Николай Рерих, путешествовавший по Центральной Азии в 1923—28 годах, заявлял, что лично слышал бесчисленные истории о Шамбале. Он написал серию вдохновенных картин о Шамбале. Почитание Шамбалы является одной из важных основ созданного Рерихами учения Агни-Йоги.

Н.К. Рерих. Весть Шамбалы.

Н.К. Рерих. Весть Шамбалы.

С одной стороны, Рерих действительно был великим, талантливым и очень интересным человеком как художник и мыслитель. Но с другой стороны, он пытался построить собственное религиозно-мистическое учение, основанное на противоречивой смеси научных, антинаучных, паранормальных и квазирелигиозных утверждений.

Ре́рих Николай Константинович (1874 - 1947) — русский художник, философ-мистик, писатель и поэт, путешественник, археолог, общественный деятель, педагог.

42 года Рерих прожил в России, около 20 лет - в Индии, 3 года - в США. Он посетил почти все страны Европы, Америки, Азии. 5 лет художник провел в большой научной экспедиции по Центральной и Восточной Азии.

В течение жизни создал около 7000 картин, многие из которых находятся в известных галереях мира. Закончил юридический факультет Петербургского университета и Петербургскую Академию художеств. Был членом Русского археологического общества, преподавал в Петербургском археологическом институте. Многогранный талант Николая Рериха проявился в его работах в области станковой, монументальной живописи (фрески, мозаика). Из ранних работ, известны эскизы его мозаик для ряда церквей, в том числе для Троицкого собора Почаевской лавры. В 1909 году Н. К. Рерих становится академиком Российской Академии художеств и членом Реймской Академии во Франции. С 1917 года жил за границей.

«Спас Нерукотворный и Князья Святые».
Мозаика по эскизам Рериха. Троицкая церковь, Почаевская лавра, Тернопольская область, Украина

После октябрьской революции Рерих стоял в открытой оппозиции к Советской власти. Однако вскоре его взгляды неожиданно переменились, и большевики оказались в разряде идеологических союзников Рериха. Идеологическая близость к коммунизму проявилась у Рерихов в литературе. В одной из книг Агни-Йоги (1926), содержались частые упоминания о Ленине и проводились параллели между коммунистической общиной и буддийской. По сути в ней давались указания Советскому правительству на необходимость немедленного проведения в жизнь преобразований, начатых Лениным (что не было сделано). В Китае у Рерихов появилось знаменитое письмо Махатм для передачи Советскому правительству и ларец с гималайской землёй на могилу «Махатмы Ленина». Все дары Рерих вручил лично наркому Чичерину в июне 1926 года.

В поисках ценностей, имеющих общечеловеческое значение, Н. К. Рерих, помимо русской философии, также изучал философию Востока, труды выдающихся мыслителей Индии — Рамакришны и Вивекананды, творчество индийского писателя Рабиндраната Тагора. Надо сказать, что увлечение Рериха Востоком не взялось из «ниоткуда». В этом смысле он даже не был оригинален: не шел вразрез со своим временем, не опережал его, а, напротив, вполне соответствовал его духу. На переломе веков Россия переживала увлечение Индией и эзотерикой. Индийские метафизические доктрины, их взгляд на космические и исторические циклы захватили Рериха, как захватили многих. Тибет и тибетские чудотворцы были притягательны особо. У Николая Рериха захватывало дух от статуэток будд, маленьких изображений ступ и четок. От них веяло тайной. Его крайне интересовал вопрос общих корней России и Азии. Он подозревал общность между Россией и Азией во всем: в искусстве, верованиях, складе души.

Помимо восточной философии Россия вслед за Западом повально увлекалась оккультизмом. Рерих и в этом не стал исключением. В среде художников оккультизм и спиритические сеансы тоже стали весьма популярным времяпрепровождением. В 1919 году, живя в Лондоне, Николай Рерих вместе с женой Еленой вступает в основанное Еленой Блаватской Теософское общество. С весны 1920 года в доме Рерихов начинают проводиться модные в то время спиритические сеансы, на которые приглашались друзья и высокопоставленные сановники. Осваивался метод «автоматического письма». Во время спиритических сеансов Рерихи вызывали «души умерших людей» и пытались установить контакт с Учителями (Махатмами).

Знакомство с философской мыслью Востока нашло своё отражение в творчестве Н. К. Рериха. Если в ранних картинах художника определяющими сюжетами являлась древняя языческая Русь (серия картин «Начало Руси. Славяне»), красочные образы народного эпоса («Город строят», «Идолы», «Заморские гости» и др.), религиозная живопись (серия картин «Санкта»),

Н.К. Рерих. Идолы.

Н.К. Рерих. Идолы. (1901)

Н.К. Рерих. Заморские гости.

Н.К. Рерих. Заморские гости. (1901)

Н.К. Рерих. Город строят.

Н.К. Рерих. Город строят. (1902)

Н.К. Рерих. Голубиная книга.

Н.К. Рерих. Голубиная книга. (1922)

Н.К. Рерих. «И мы видим»

Н.К. Рерих. «И мы видим» («И узрим») (1922)

Н.К. Рерих. Русская Пасха.

Н.К. Рерих. Русская Пасха. (1924)

Н.К. Рерих. Сергий-строитель.

Н.К. Рерих. Сергий-строитель. (1925)

Н.К. Рерих. Звенигород

Н.К. Рерих. Звенигород (1933)

то после 1920-х годов, Рерих всю страсть своей души, все помыслы направляет к будущему, во второй период своего творчества. По-прежнему увлекаясь историей славянской Руси и создавая картины на эти темы, он обращается также к Востоку - многие его картины и очерки посвящены теперь Индии («Лакшми», «Индийский путь», «Кришна», «Сны Индии» и др.). Он пытается придать изображаемому глубокий философский смысл.

Н.К. Рерих. Матерь Мира.

Н.К. Рерих. Матерь Мира. (1924)

Н.К. Рерих. Знаки Христа.

Н.К. Рерих. Знаки Христа. (1924).
Здесь Рерих изобразил еще юного Христа, путешествующего со Своим Учителем Мориа - Владыкой Шамбалы

Н.К. Рерих. Кришна. Весна в Кулу.

Н.К. Рерих. Кришна. Весна в Кулу. (1930)

Н.К.Рерих. София-Премудрость

Н.К.Рерих. София-Премудрость (1932)
София летит на коне, как это принято для изображения Архангела Михаила - воеводы - предводителя светлых сил. Вместо нимба Софии - диск солнца. Согласно традиции София держит закрытый список и "в нём неведомыя и сокровенные тайны Божии". Рерих раскрывает список. На нём - Знамя Мира и трижды повторенное древнее слово, что означает "свято".

Н.К. Рерих. Мадонна Орифламма.

Н.К. Рерих. Мадонна Орифламма. (1932)
На картине изображена Мадонна с развернутым в руках полотнищем "Знамени Мира".

В последний период творчества Рерих много внимания уделял пейзажу, в который вкладывал глубокий смысл (Гималайская серия). Огромный раздел здесь занимают произведения с изображением гор. Рерих запечатлевает ледники Каракорума, вечные снега Алтая, каменистые уступы Тибетского нагорья, горные озера, бурные реки. Многообразен рельеф его пейзажей. Но особенно близким, ярким источником вдохновения стали для него Гималаи. Восточным Гималаям он посвятил более 600 картин. Рерих показал горы Гималаев, как страну смерти, похожую на лунный пейзаж, как надгробный камень над бездонной могилой; он открыл горы Памира в их метафизическом зазеркалье, где из-под панциря льдов текут потоки крови. Горы Тибета как будто источают холод смерти. Это не холод льда и снега, а космический холод каких-то межзвездных черных пространств.

Н.К. Рерих. Тибет

Н.К. Рерих. Тибет (1933)

Н.К.Рерих. Чаша Будды

Н.К.Рерих. Чаша Будды (1934)

Н.К.Рерих. Песнь о Шамбале

Н.К.Рерих. Песнь о Шамбале (1943)

Н.К. Рерих. Помни.

Н.К. Рерих. Помни. (1945)

Вместе с тем цвет в картинах Рериха всегда имеет символическое значение, несет сложный эмоциональный подтекст, являясь выразительным средством передачи определенного настроения. Обращаясь к последнему периоду творчества художника, архимандрит Рафаил (Карелин) говорил: "картины Рериха— это ложный триумф зла над добром, смерти над жизнью. Поэтому в картинах Тибета, написанных кистью Рериха, превалируют два цвета: красный и синий; красный — цвет крови, синий — цвет трупов."

Говорят, что Рерих принял буддизм, но это не совсем так. Он принял ламаизм. Буддизм — это религия небытия, а ламаизм — смерти. Небытие это то, что не существует. Мистика небытия— это отождествление мира с иллюзией; смерть это то, что существует, но приговорено к уничтожению. Мистика смерти — это кровавое жертвоприношение, поэтому в Монголии, Тибете и в Маньчжурском Китае Чингиз-хан почитается как Великий Махатма. Ламаисты называют его «благословенным» и «просветленным». К его гробнице в Китае идут паломники для поклонения; у его могилы совершаются сатанинские инициации.

Елена Рерих (1879-1955) - духовный лидер, подвижник, эзотерический философ, писательница. Родилась в дворянской семье в Петербурге. Была двоюродной правнучкой полководца Михаила Илларионовича Кутузова. До замужества слыла "светской львицей" - посещала балы, как было принято в ее круге, любила наряды, всегда одевалась по последней моде. Кроме того, была одаренной личностью, обладала прекрасными музыкальными способностями (закончила музыкальную школу и собиралась поступать в Петербургскую консерваторию), достигла высокого уровня игры на фортепиано, увлечённо занималась рисованием, изучала философию, мифологию и религию.

В 1901 году по большой любви вышла замуж за Николая Рериха и с этого времени их жизни слились в одну, и далее говорить можно только о Рерихах - Елене Ивановне и Николае Константиновиче. Елена Рерих поддерживала все начинания мужа, вникала во все сферы его культурной деятельности.

В 1903-1904г.г. супруги совершают путешествие по русским городам: Николай Константинович стремился выявить истоки национальной истории и культуры. Они объехали около 40 городов за 2 года.

С 1905 года начинается увлечение Елены Рерих Востоком. Она читает об Индии, изучает труды Рамакришны, Вивекананды, Рамачараки. Особое место в формировании мировоззрения Елены Рерих занимают произведения Елены Петровны Блаватской.

С 1907 по 1909г.г. Рерихи все более погружаются в изучение Индии, Тибета. Если Николай Константинович стремился постигнуть Азию через изучение археологии, этнографии, народных обычаев, то Елена Ивановна стремится изучить восточную философию, мифологию, религии. В особенности её интересовала легенда о Шамбале. В ней она видела духовную твердыню Азии, где собраны эзотерические знания о человеке и Вселенной.

Длительное тяготение к Востоку выливается в решение совершить большое путешествие в Индию, Тибет и Монголию, чтобы изучить индийскую культуру и приблизиться к Гималайским ашрамам. В 1923г. Елена и Николай Рерихи отправляются в экспедицию, снаряженную на средства общественных организаций США под американским флагом. В Индии Рерихи изучают древние памятники искусства и культуры, посещают монастыри, проходят маршрутом, по которому шел, проповедуя, Будда. Экспедиция продолжалась 5 лет. Вместе с участниками экспедиции Елена Рерих преодолевала опасные перевалы, восходила на высокогорные хребты, замерзала и голодала в Тибете, прошла более 25 тыс.километров.

После завершения Центрально-Азиатской экспедиции Рерихи остались жить в Индии, в долине Кулу (Западные Гималаи), где в 1928 году основали Институт Гималайских исследований «Урусвати» (в переводе с санскрита «Свет Утренней звезды»).

Однако главным "достижением" всей жизни Елены Рерих явилось создание учения Агни-Йоги (Живая Этика), объединяющее древнюю мудрость Востока с философскими и научными достижениями Запада, дающее этические основы поведения и средства углубленного самопознания. Её называли "Матерью Агни-Йоги". Она утверждала, что методом яснослышания получала послания от Махатмы Мориа. Идеи, изложенные Еленой Рерих в Агни-Йоге, оказали сильное влияние на формирование и развитие Нью-Эйджа в России.

Маха́тма Мориа - в теософии и Агни-Йоге — один из «Учителей Вневременной Мудрости». Маха́тма («великая душа») — в индуистской мифологии и теософии одно из наименований мирового духа. В индуизме имеет значение «спасённый при жизни». В христианстве синонимом термина можно считать понятие «святой». Следует отметить, что традиционное для Индии представление о Махатмах существенно отличается от понимания этого слова, принятого в теософии. В соответствии с теософским учением Махатма не бестелесный дух, а высокоразвитый человек, занятый индивидуальным духовным ростом и развитием земной цивилизации в целом (напр., духовный лидер нации Махатма Ганди). По мнению Блаватской, Махатмы (или адепты) проживают в Тибете и считаются уже спасёнными от круговорота сансары. В первые годы после создания Теософского общества, Махатмы переписывались со многими его участниками. Блаватская утверждала, что Махатма Мориа с детства являлся ей в снах и видениях, и что 12 августа 1851 года, в день её двадцатилетия, в Гайд-парке (Лондон) состоялась их первая встреча. Хотя многие участники Теософского общества в XIX веке описывали свои встречи с Махатмой Мориа и другими Махатмами, само их существование большинство лиц и организаций (в их числе — Лондонское Общество психических исследований) подвергали сомнению даже в те времена. Тем не менее, после смерти Блаватской, члены Теософского общества, продолжали заявлять, что они встречают Учителя или получают от него тайные послания. Так, Елена Рерих утверждала, что благодаря их с мужем общению с «Великим Учителем» (Махатмой Мориа) возникло учение Агни-Йоги, и, что на первых этапах для общения использовалось так называемое автоматическое письмо, а дальнейшие записи были получены путём яснослышания, которым обладала сама Елена Рерих. Она считала себя ясновидящей и яснослышащей.

В первой половине 1930-х годов Елена Рерих перевела на русский язык два тома «Тайной Доктрины» Елены Блаватской. Одновременно она вела переписку более чем со 140 корреспондентами из многих стран мира. Среди корреспондентов Елены Рерих — друзья, ученики, деятели культуры, политические лидеры. В письмах она дает ответы на многочисленные вопросы, разъясняет самые сложные философские и научные проблемы, основы Живой Этики. Она пишет о великих Космических Законах, о смысле человеческого существования, о значении культуры в эволюции человечества, о Великих Учителях. В 1940 году в Риге впервые вышел двухтомник «Писем Елены Рерих».

В семье Рерихов было двое детей. В августе 1902 года родился старший сын Юрий, ставший в будущем учёным-востоковедом с мировым именем, а в октябре 1904-го появился на свет младший из Рерихов — Святослав, будущий художник, мыслитель, общественный деятель.

Связь Рерихов с масонами

Современные исследователи утверждают, что Н. К. Рерих был масоном. В 1930-х годах Николай Константинович вступил в США в масонскую (розенкрейцеровскую) ложу, получив сразу высшую степень посвящения. Посвящение Николай Рерих получил от ге­нерального делегата «Великой Ложи Франции» Чеслава фон Чинского, который с 1911 года устраивал спиритические сеансы в доме у художника. Однако Елена Рерих отрицала принадлежность их семьи к масонству.

И всё же на вопрос «Был ли Рерих масоном?» следует ответить: скорее, «да» (99%), чем «нет» (1%). 

Портрет Н.К. Рериха.

Портрет Н.К. Рериха.

Розенкрейцеры считали Рериха своим. И ныне на официальном русском сайте Ордена Розенкрейцеров Николай Рерих упоминается в списке наиболее выдающихся личностей, бывших членами Ордена или имевших непосредственную связь с ним: «Николай Рерих (1874 – 1947 гг.), художник, писатель, гуманист, философ, исследователь, археолог, борец за Мир, будучи в течение долгих лет членом Ордена Розы и Креста и посланником Братства, представлял Орден на различных собраниях».

Парижский Музей Рериха, возлавляемый Г. Г. Шклявером, был одним из центров воссоздания русского масонского движения в эмиграции. Сам Георгий Гавриилович Шклявер, доктор международного права и политических наук Парижского Университета, был членом Юпитера. «Юпитер» же – это масонская ложа Шотландского Устава, воссозданная в эмиграции в 1926 году.

Президентом Музея имени Н.К.Рериха в Нью-Йорке с 1923 по 1936 год был ближайший сотрудник Н.К.Рериха Льюис Хорш, масон 33-го градуса Древнего и Принятого Шотландского ритуала в Нью-Йорке (копия диплома есть в архиве Санкт-Петербургского государственного Музея-института семьи Рерихов).

Без добротных связей с масонскими кругами проект «Знамени мира» и «Пакта Рериха» не был бы поддержан политической верхушкой США. Доктор исторических наук А.И.Андреев отмечает, что «американские масоны проявляли определённый интерес к Рериху и его деятельности… и сам Н.Рерих определённо тянулся к масонам»

Интересен тот факт, что Николаю Рериху приписывается авторство однодолларовой купюры США. Впрочем, у этого эпизода своя история... В феврале 1926 г. в Кашгаре Рерих по просьбе советского консула создает эскиз памятника Ленину. Он успел даже поставить постамент на территории советского консульства, прежде, чем китайские власти запретили установку памятника. Постамент был сделан в форме усеченной пирамиды… В жизни Рериха эта форма всплывет позднее еще раз… В 1935 году, во время своего последнего пребывания в Америке, он через своих друзей подает американским чиновникам идею изобразить усеченную пирамиду на однодолларовой зеленой купюре, которая была введена в обращение в конце 1930-х годов по инициативе известного масона Генри Уоллеса, тогдашнего вице-президента (Уоллес был преданным приверженцем Н. К. Рериха с середины 1920-х годов и с согласия Рузвельта активно лоббировал в Конгрессе США Пакт Рериха, который был подписан в Вашингтоне в 1935 году).

Так и по сей день красуется на ней усеченная пирамида, над которой, однако, на этот раз помещена не голова Ленина, а треугольник с изображением глаза — древнейший масонский символ Строителя Вселенной. Остается уточнить, что речь здесь идет о традиционных масонских символах. В Древнем Египте символ глаза назывался Оком Гора. Аналогом этого символа является и изображение глаза, заключенного в треугольник.

Как русскому эмигранту удалось добраться до создания американских денег и выстроить музей своего собственного имени в виде 29-этажного здания с тремя сотнями комнат и с ежегодным доходом в 100 000 $!? А ведь происхождение этих денег не может быть объяснено популярностью Н. Рериха. Сверхспроса не было ни на его картины, ни на его книги, ни на его лекции.

Музей Н.К. Рериха «The Master Institute» в Нью-Йорке.
Архитектор Гарви В. Корбет.

Николай Рерих в Восточном зале музея Рериха в Нью-Йорке
перед коллекцией священных тибетских писаний. 1929 г.

Вероятно, именно “ложа” предоставила в распоряжение Рериха хорошие связи среди высших госчиновников США, настолько хорошие, что Н. К. Рерих имел возможность встречаться с президентом США Рузвельтом и брать взаймы фантастические суммы в 900 000 долларов (по деньгам 1929 года). Вот как описывает их приезд в Америку Елена Рерих: «20.06.29. По приезде Н.К. (Николай Константинович Рерих) был встречен на пирсе тремя членами комитета мэра Нью-Йорка. В трех автомобилях и с полицейскими мотоциклами в сопровождении мы проехали через весь город… Все это с полицейским эскортом, сиренами. Останавливая для нас все движение в Нью-Йорке на 5-й авеню и повсюду». Кого же еще из русских эмигрантов так встречали в Америке? И это отнюдь не было данью славе художника.

Многие видные теософы (Е.П.Блаватская, Анни Безант и др.) были членами масонских лож. “Ложи” поддерживали Блаватскую. Из того же источника, похоже, шла и “раскрутка” Н. Рериха.

Доктрина учения Рерихов («Агни-Йога»)

Большинство людей, почитающих имя и талант Рерихов, совершенно не знают их доктрины. Все знают, что они писали о красоте, о том, что культура спасет мир. Они призывали к терпимости и к уважительному отношению ко всем религиям, единство которых Рерихи и проповедовали. И вообще учили жить в гармонии с природой и Космосом. Это и есть, пожалуй, весь популярный катехизис рериховской пропаганды. Но помимо призывов к миру, добру и любви, в учении Рерихов есть и другое. Есть суждения и советы, оценки и предсказания, которые уводят их последователей от  Бога, от ИСТИНЫ, уводят в мистицизм и каббалу. Т.е., учение Рерихов - это учение в красивой интеллектуальной упаковке, но с отравленным по сути содержанием, которое вполне способно смертельно отравить человеческую душу.

«Агни-йога», или «Живая Э́тика» — религиозно-философское учение, объединяющее западную оккультно-теософскую традицию и эзотеризм Востока. Создателями учения являются Николай и Елена Рерихи. Однако основным автором Агни Йоги является Елена Рерих. Агни Йога во многом является продолжением учения теософии Е.П.Блаватской (о связи между этими учениями говорится в текстах Живой Этики). По утверждению Николая и Елены Рерих, учение Живой Этики возникло в процессе их «бесед» с «Великим Учителем» (известным в теософских кругах под именем Махатмы Мории). Рерихи утверждают, что это общение велось в 1920—1940 годы. Вопрос о существовании человека, которого можно было бы отождествить с Махатмой Морией, до настоящего времени остаётся спорным. В процессе создания текстов на первых этапах участвовали все члены семьи Рерихов, включая детей, и использовалось так называемое автоматическое письмо, а дальнейшие записи были получены путём яснослышания, которым, якобы, обладала Елена Рерих. Первое название учения Агни Йоги происходит от санскритского слова «Агни», означающего «огонь». В Агни Йоге это понятие, конечно, подразумевает не физическое пламя, а универсальную духовную среду, пронизывающую все мироздание и имеющую энергетическую или тонкоматериальную природу. Судя по всему, создатели Агни Йоги считали, что само понятие Агни, или эволюционных космических энергий, является для современной эпохи наиболее актуальным в связи с ее немаловажными особенностями. Второе название Агни Йоги — Живая Этика — акцентирует его практическую духовно-этическую направленность. Живой Этикой это учение было названо, по-видимому, для того, чтобы подчеркнуть отличие духовной этики взаимоотношений между людьми, социумом и Космосом от обычной, формальной, светской этики. Исследователи причисляют Агни-йогу к учениям Нью-Эйджа.

Согласно учению Агни-Йоги, все мировые религии появлялись в результате того, что "силы света" (они же «Владыки Космоса», они же "очень высокие духи", они же «Великое Братство», они же «Махатмы Востока» и т.д.), стремясь помочь человечеству в его шествии по пути эволюционного развития, посылали своих представителей заблудшему человечеству, которые открывали людям части "Великой Мудрости" и становились основателями религий и философских школ. Таким образом, каждая религия содержит части "Мудрости", есть она и в колдовстве, магии, астрологии, но полнотой ее обладает только теософия. А тот очевидный факт, что вероучения многих религий противоречат друг другу в своей основе, теософы и рериховцы объясняют тем, что все последователи современных религий давно уже отступили от того учения. Но так как теософы обладают «истинным знанием», они-то точно знают, что именно принес Будда буддистам, Моисей — иудеям, Христос — христианам, а Магомет — мусульманам. Теперь, по их мнению, настала пора рассказать об этом современному глупому человеку.

Заявляя изначально о наличии элементов "единой Мудрости" во всех религиях, Агни-Йога лишь себя признает "единственным путем". "Существует лишь одна Иерархия Света, и, конечно, эта Иерархия и есть Транс-Гималайская Иерархия", - уверяет Елена Рерих. Христианство - "ложная вера"; Церковь -"источник тления". Не менее резкие суждения можно найти в письмах Елены Рерих и в «Агни-Йоге» об исламе, иудаизме, буддизме, индуизме и ламаизме. Все исторически существующие верования человечества с точки зрения Рерихов "ремонту не подлежат", и должны быть заменены теософией. Стоит отметить, что такое мнение о религиях очень типично для многих сект, движения «Нью-Эйдж».

Следует отметить, что сами книги «Агни-йоги» не содержат ясно выраженных постулатов учения. Учение распространяется вне этих книг, которые призваны более выработать у человека определенные образ мышления, постепенно изменить его систему мировоззрения. Стиль написания таков, что неизбежно приводит читающего в состояние повышенной внушаемости, настраивает его на несостоятельность традиционной системы мировоззрения, внушает чувство собственной незначительности и беспомощности.

Официально рериховцы заявляют, что они сами являются христианами и что все христианские ценности и понятия им очень близки, и, что они готовы исполнять все, что велит “махатма Иисус”. Но в действительности, Агни-Йога Рерихов носит явно выраженный антихристианский характер. Так что же именно антихристианского содержится в учении Рерихов?

Если внимательно изучить Учение Живой Этики, и особенно переписку Елены Рерих, станет очевидным, что лишь для лучшего уловления людей проповедники Агни-Йоги утверждали совместимость своих взглядов с христианскими. Уроки тактической лжи Рерих советует брать у Розенкрейца, основателя ордена розенкрейцеров. В подходящей компании или доверенному адресату Елена Блаватская и Елена Рерих признавались в противоположности их учения учению Церкви.

Сами Рерихи заверяли, что трактаты цикла Агни-Йоги они пишут не сами, а записывают "космический диктант". Это известный феномен автоматического письма, когда сам человек находится в медитативно-полубессознательном состоянии, а карандаш пишет сам по себе, исполняя волю некоего духа, вышедшего на контакт.

Чтобы убедиться в том, что Учение Рерихов - это религиозная секта не только не совместимая с христианством, но и прямо ему враждебная, достаточно ознакомиться с некоторыми постулатами их учения.

О Боге

Учение «Агни-йоги» утверждает, что мир и Абсолют едины, а Бога как Личности и вовсе не существует. «Что касается Бога, то мы не можем рассматривать Его как вечного или бесконечного, или самосущего. Нет места Ему при наличности Материи, неопровержимые свойства и качества которой вполне нам известны, другими словами, мы верим только в Материю, в Материю как видимую Природу, и Материю в ее незримости как невидимый, вездесущий Протей» (Письмо Е. Рерих от 12.09.34). «Ни философия наша, ни мы сами не верим в Бога, менее всего в того, местоимение которого требует прописной буквы. Мы отрицаем Бога как философы и как буддисты» (Письма Махатм, 57). Елена Рерих с этим соглашается: «Махатма отрицает и говорит против кощунственного человеческого представления Личного бога. Махатма отрицает Бога церковной догмы» (Письма от 08.09.34 и 12.09.34). Она вполне разделяет убеждение «Махатм»: «Мы верим только в Материю» (там же). По сути, здесь Рерихи проповедуют атеизм, а не «религиозный синтез». Таким образом, «Агни-йога» утверждает, что Абсолют не обладает ни Личностью, ни волей. Бога как Творца, Судию, Искупителя они не знают. На место живого, любящего Бога заступает безликий и равнодушный, слепой «закон кармы».

О покаянии

Христиане исповедуют, что, поскольку Бог не связан законами созданного Им мира, он может творчески обновлять человеческую жизнь, — если человек желает этого обновления. Бог может оставлять грехи и изымать человеческую душу из-под действий последствий греха. Агни-Йога Рерихов утверждает, что никто не может помочь человеку в покаянном обновлении его жизни, что последствия прошлых поступков, именуемые «действием кармы», неотвратимы. «Настал час указать, что Величайший Бог — это Бог непреложного Закона, Бог Справедливого воздаяния, но не произвола в Милосердии» (Письмо Е. Рерих от 28.05.37). «Никто, даже Высочайший Дух не может простить содеянных прегрешений, ибо это противоречило бы закону кармы» (Письмо Е. Рерих от 09.07.35). «Воздаяние за дела производит не премудрый Господь, но слепой и вместе с тем разумный закон. Религиозно настроенный христианин может молиться своему Богу хоть с утра до вечера, может каяться в своих грехах хотя бы каждый день, может разбить себе лоб, кладя земные поклоны, но он не изменит этим своей судьбы ни на йоту, ибо судьба человека складывается его делами, за которые закон Кармы приведет соответствующие результаты, и результаты эти нисколько не будут зависеть ни от молитв, ни от поклонов, ни от покаяния». Итак, каяться бесполезно, да и не перед кем. «Агни-йога» налагает запрет на покаяние.

О Зле

Христиане исповедуют, что «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1 Ин.1:5), что зло и тьма противны Божественной Природе, что мир не есть Бог, и потому зло, действующее в мире, не есть действие Божие, оно противоестественно сотворенному совершенным миру. Зло, в христианском понимании, есть противление установлениям Божиим. «Агни-йога» учит, что зло — не есть зло в собственном смысле, а, являясь частью мира, является одним из свойств «Абсолюта», в котором зло присутствует потенциально, следовательно, является естественным для мира. То есть оценка некоторого явления, как злого, так и доброго, зависит от отношения к нему оценивающего, и если при некотором воззрении нечто кажется злом, то при другом, допустим, более общем, воззрении то же самое нечто может оказаться благом (Письмо Е. Рерих от 27.11.37).

Отношение к Иисусу Христу

Христиане исповедуют, что Иисус из Назарета есть истинный Мессия, Христос, предсказанный пророками Ветхого Завета. В его лице воплотился Сам Бог, ставший человеком.

Что же думают о Христе рериховцы? “Христианский Никейский символ веры есть сплошное заблуждение. Ни одно из положений Символа Веры о Боге-Сыне не соответствует истине и является результатом фантазии и легенд”. Елена Рерих уверяет, что Иисус вообще не был Христом-Мессией: “Христос не был тем, обещанным Писанием, Мессией” (Письмо 30.06.34). Христианство для неё — “сектантское воззрение, что лишь благодаря проявлению Христа человечество было спасено от козней дьявола”  (03.02.39). Для нее это “страшные кощунственные явления: страшное внушение понятия, что крестная смерть Христа спасла человечество от первородного греха” (31.12.35). А грехопадение Адама и Евы она считает величайшим и притом позитивным событием в истории человечества (03.12.37).

О воскресении мертвых

Христианство строится на пасхальной вести: “Христос Воскресе!”. Рериховцы утверждают, что веру в телесное воскресение Христа можно объяснить лишь “самоодурением” (Письмо Е. Рерих от 17.02.34). «Агни-йога» утверждает, что Христос вообще не воскресал, или что это было воскресение не тела, а некоего духа.

Последователи Рерихов считают абсурдной и апостольскую проповедь о телесном воскресении мертвых. “И сейчас имеются люди, образованные и считающие себя даже учеными в некоторых областях, которые верят, что в День Страшного суда они воскреснут в своем физическом теле! Чем объяснить такое самоодурение?” (Письмо Е.Рерих от 17.02.34).

Рериховцы же утверждают, что тело не более чем одежда, которую душа может менять множество раз, что лежит в основе теории перевоплощения (реинкарнации).

О Голгофе и крестной смерти Христа

Христиане исповедуют, что Христос спас нас не своим «учением», а тем, что в Нем реально оказались соединены и примирены человеческая и божественная природы. «Агни-йога» утверждает, что, если Христа и можно называть “Спасителем” — то только потому, что Он спас людей от незнания, “напомнив” им законы этики. Для Елены Рерих Голгофа — лишь иллюстрация заповедей, но не сам акт Спасения: “Если бы Он не пострадал, то Учение Его было бы забыто” (Письмо Е.Рерих от 07.05.39). Крест не спасает людей, а просто напоминает о некоторых нравственных прописях. Однако, ограничение служения Спасителя, лишь проповедью лишает христианство самого главного его содержания и самой большой его радости — Пасхи.

В конце концов, Рерих и индуисты искушают тем же, чем и Сатана: они борются со Крестом. Он им не нужен, мешает. Христос Нагорной проповеди им близок, а Христос Голгофы — нет. Голгофа становится или случайностью или спектаклем, призванным выдавить слезу покаяния из людей, вдруг превратившихся в богоубийц. Любая система, которая не в состоянии пояснить уникальный смысл Креста, не является христианской. Она может говорить комплименты в адрес “Учителя Иисуса”, даже утверждать его “божественность” (в индуистском смысле) — но так и останется “поцелуем Иуды”...

Понимание Христа как просто «Учителя» не согласуемо с учением самого Христа. Рерихи и теософы, буддисты и оккультисты прекрасно понимают глубинную несовместимость своих учений с Евангелием Христа. Видит эту несовместимость и Церковь.

О Люцефере

Наконец, нельзя не заметить и откровенно сатанинских ноток рериховского оккультизма. Христос говорит о том, что Он сражается с «князем мира сего»: «...ныне князь мира сего изгнан...» (Ин.12:31). «Князь мира» — это перевод греческого слова «kosmokratores», то есть “владыка космоса». Но именно так называет себя духовный повелитель «махатм». «Планетные Духи», инструктирующие шамбалистов, заверяют, что Бог — это «выдуманное чудовище с невежеством во хвосте» (Письма Махатм, 153), «демон мстительный, несправедливый, жестокий и тупой.., небесный тиран, на которого христиане так щедро расточают свое раболепное обожание» (Письма Махатм, 57). «Христианский мир все еще поклоняется Богу в Дьяволе и Дьяволу в Боге» (Письма Махатм, 72).

«Агни-Йога» склонна с воодушевлением говорить о Люцифере: «Люцифер, настает время, когда обновить лампу твою!» (А.Клизовский. т.1.). «Дар распознавания был жертвенно дарован Силами Света. Потому первоначальное имя такого Вестника и было Люцифер-Светоносец. Но с веками на Западе великий смысл этой легенды был утерян. Он остался лишь в сокровенных Учениях Востока. В «Сокровенном Учении» есть место, поясняющее этот смысл. Сатана, когда его перестают рассматривать в суеверном, догматическом и лишенном философии духе церквей, вырастает в величественный образ того, кто создает из земного человека — божественного: кто дает ему на протяжении долгого цикла Махакальпы закон духа Жизни и освобождает его от греха неведения» (Письмо Е.Рерих от 3.12.37). «Конечно, Люцифер вполне отвечал данному ему имени и, вероятно, весьма скорбит, что столь прекрасное его имя в позднейшие времена стараниями невежественных священнослужителей было узурпировано ими для Его тени — или Антипода» (Письмо Е.Рерих от 24.5.38). «Христос — учитель человечества. Сатанаил — экзаменатор... Христос и Сатанаил связаны в одно целое... В эзотерической символике Христос и Сатанаил изображаются как двуглавый змий» (Отари Кандауров, выступление в передаче “Оазис”, показанной телеканалом “Российские университеты” 10 апреля 1994 г.).

О Евангелии 

По мнению Рерихов, «Евангелие не соответствует истинному учению Махатмы Иисуса», а значит и Евангелие и вся христианская литература будут по их плану изъяты из библиотек.

О новом мировом порядке

Предположения рериховцев на будущее включают такие мероприятия как: уничтожение кладбищ, как рассадников эпидемий; отмена денежной милостыни; в новой общине нужно забыть о доброте, ибо доброта не есть благо; народности с их историей и культурой должны быть отменены. Клезовский, ученик Елены Рерих и один из вождей Агни-Йоги, в числе предрассудков называет веру западного мира во Христа, как Единородного Сына Божия. «Неправы те, кто считает нашу общину молитвенным домом» - пишет Е. Рерих.

Отлучение рериховцев от Церкви

Новый мировой порядок, который предлагает Живая Этика (или Агни-Йога), в корне противоречит христинскому миропониманию. Поэтому Архиерейский Собор Русской Православной Церкви ясно определил Агни-Йогу как религиозное течение антихристианского характера.

Из Определения Архиерейского собора Русской Православной Церкви «О ПСЕВДОХРИСТИАНСКИХ СЕКТАХ, НЕОЯЗЫЧЕСТВЕ И ОККУЛЬТИЗМЕ» (2 декабря 1994 г.): «…язычество, астрология, теософские и спиритические общества, основанные некогда Е. Блаватской, «Учение Живой Этики» с христианством несовместимы. Люди, разделяющие учения этих сект и движений, а тем более способствующие их распространению, отлучили себя от Православной Церкви».

Отлучение от Церкви означает, что люди, ранее крещеные в Православной Церкви, но затем начавшие проповедовать и разделять теософские взгляды, как отлученные от Церкви не могут прибегать к спасительной благодати церковных таинств. Если они не принесут покаяния и не обратятся к искреннему исповеданию всецелого и неповрежденного Православного учения, они не допускаются к Причастию, они не могут быть восприемниками (крестными) при крещении, не могут быть поминаемы в церковных молитвах, а также лишаются церковного погребения и отпевания. Переступить порог православного храма такие люди могут, лишь, если они пришли для покаяния. Поминать имена этих людей на Литургии, как за здравие, так и за упокоение их душ невозможно. Если даже такие люди сами считают себя христианами и дерзают приступать ко Святому Причащению — благодать Христова не освятит их сердца, но послужит им во осуждение.

При всём этом, Церковь никогда НЕ критиковала миротворческую деятельность Рериха, НЕ высказывала никаких суждений о картинах Рериха, НЕ выступала против призывов Рериха к диалогу культур и к терпимости, НЕ осуждала труды Рериха по защите памятников культуры.

Душа даже самого одаренного человека может быть поражена духовной болезнью. В конце концов, какая разница, чья это душа: гениального писателя или портового грузчика?! Страсти всюду действуют одинаково, разве что художнику надо быть особенно настороже, ибо обостренно чуткая и впечатлительная его душа может легче души “простолюдина” поддаться на зов страсти. Да, гении тоже болеют, и душа у таких людей нуждается в той же благодатной защите, что и любой человек. Рерихи, как ранее Толстой, эту защиту отвергли.

Рериховское «Знамя Мира»

«Знамя Мира» - символ, декларирующий триединство времен (прошлого, настоящего и будущего) в круге Вечности.

Данный знак был предложен Н. К. Рерихом для международного Пакта по охране культурных ценностей. По его мнению этот знак «имеет огромную древность и встречается во всем мире, потому не может быть ограничен какой-либо сектой, религией или традицией, ибо он представляет эволюцию сознания во всех ее фазах».

По одной из версий, источником замысла Н. К. Рериха по созданию знака Знамени Мира является древнерусская икона Андрея Рублева «Троица».

Но, по мнению Андрея Кураева, "при более близком знакомстве с текстами прорериховского круга оказывается, что это Трехглазое Знамя Шамбалы.

В буддизме схожий символ называется трира́тна (дословно - «Три Драгоценности») - своеобразный символ веры буддиста, три драгоценности буддийской доктрины: Будда, Дхарма (закон, учение), Сангха (монашеская община).

Трира́тна

В индуистской мифологии он («знак Рериха») означает чудесный камень Чанта́мани (Сокровище Мира), который исполнял любые желания людей, чистых сердцем. Важным источником знаний о Камне стали сведения, данные Еленой Рерих в «Легенде о Камне», помещённой в сборник «Криптограммы Востока», а также в её письмах и дневниках. Так, мы узнаём, что в переломные моменты истории священный Камень появляется в тех странах и в руках тех героев, которые могут особенно повлиять на ход эволюции человечества. Камнем владели царь Соломон, первый император Китая династии Цинь, а также Александр Македонский. Чинтамани находился в Древнем Новгороде, был в руках Тамерлана. Камень в своё время был послан и Наполеону в надежде на то, что его талант сможет послужить процессу обновления мышления Запада и делу единения народов Европы. Но Наполеон, устремившись на Россию, нарушил Завет, и Камень был у него отнят. В 1923 году Камень попадает в руки Рерихов, и с тех пор они становятся носителями особого Завета, выполняющими поручения Братства Учителей человечества, продвигающего эволюцию планеты.

Интересна история Ларца, в котором был прислан Камень. В письмах Елены Рерих об этом говорится следующее: «Ларец был сделан в ХIII веке в Германии, в Ротенбурге, из очень древнего куска кожи, принадлежавшего царю Соломону. Некая германская женщина укрыла в своём замке составителя каббалистического трактата «Зогар» раввина Мозеса да Леоне, которого преследовали гонители. В благодарность за спасение она получила из рук раввина Камень Чинтамани и древний кусок кожи. Из него и был сделан Ларец специально для хранения священной реликвии. На Ларце были изображены «магические знаки» и четыре буквы «М».» Буква «М» на Ларце относится к Владыке Майтрейе, чья эпоха на Земле наступала, а Рерихи призваны были помочь в её приближении.

Священный Ларец

Святослав Николаевич Рерих. «Священный Ларец» (1928)

Не менее удивительным предметом является и кусок ткани, в которую был завёрнут Камень. Он изображён на картине «Священный Ларец» таким образом, чтобы хорошо был виден рисунок с надписью в центре. Почти всю поверхность этой ткани занимает вышитое цветное изображение Солнца. Его мощные лучи простираются вокруг подобно тому, как их изображали вокруг головы солнечных божеств. Внутри круга Солнца располагаются латинские буквы «I.Н.S.», являющиеся начальными для надписи: «In hoc signo victoreris» — «Сим победишь», или «In Has Salus» — «Сим спасёшься» (этот девиз был начертан на знамени византийского императора Константина Великого).

Сергий Радонежский и рериховцы

В Новосибирске одно из ответвлений рериховского движения носит название «Духовный центр им. Сергия Радонежского». Они громогласно заявляют, что многие святые, такие как Сергий Радонежский, были истинными духовными людьми, светочами, преданными «Иерархии Света», посвященными в тайны оккультного учения. Что же связывает рериховцев с преподобным Сергием Радонежским?

Образ преподобного Сергия особо почитался в семье Рерихов. Сергий Радонежский был для Рерихов и их последователей одним из махатм Шамбалы, и содержание его веры, по их мнению, соответствует учению Агни-Йоги (Живой этики).

Образ святого Сергия как вдохновляющий пример «Строителя Русской духовной культуры» занял особое место и в живописи Рериха именно после "встречи" художника с Учителем Мориа в Лондоне. В 20-30-е годы Рерихом написан ряд картин, посвященных Преподобному Сергию: «Сергий-строитель» (1924), «Часовня Сергия» (1931), «Сергиева пустынь» (1933 и 1936) и другие.

В 1932 году Рерих пишет картину «Святой Сергий Радонежский». В ней дан обобщённый образ защитника земли русской. На фоне тёмного неба и горы Маковец с Троице-Сергиевым монастырем стоит святой Сергий. Он благословляет воинов, идущих на Куликовскую битву.

Н.К.Рерих. Святой Сергий Радонежский

Н.К.Рерих. Святой Сергий Радонежский (1932)

Величественная фигура Сергия Радонежского стоит на Земле, объятой пламенем, возвышаясь, как бы защищая Русь собою от пожара, заслоняя её от беды. Н.К. Рерих изобразил Сергия Радонежского не просто в полный рост - фигура словно восходит в небо, соединяя собой, как живым мостом, крошечную Землю и Беспредельность Космоса. Вокруг головы святого сияет золотой нимб - символ святости и чистоты... В руках у него плат со знаком Знамени Мира и храм, - "Покров на Нерли", посвященный Святой Богородице -  символ будущей Руси.

Н.К.Рерих. Святой Сергий Радонежский (деталь)

Символ трех кругов в общем круге вечности на Его одежде указывает на Его Высшие Знания. Тёмно-сиреневый цвет одежды говорит о высочайших качествах его духа - смирении, мужестве, устремлении, связи с Высшим.

Наверху над головой Сергия Радонежского в тревожном небе изображено Всевидящее Око в фиолетовом треугольнике, – "знак Божественного Разума", символическое изображение Бога, - свидетельствует, что Преподобный Сергий осуществляет свою миссию по Высшей воле. Все композиционное решение картины можно охарактеризовать словами Е.И.Рерих: «Осиянный Светом Несказуемым, стоит Он, невидимо Видимый».

Н.К.Рерих. Святой Сергий Радонежский (деталь)

Внизу картины Рерихом была сделана надпись: «Дано Святому Преподобному Сергию трижды спасти Землю Русскую. Первый раз при князе Дмитрии. второй при Минине. Третий …». Многоточие красноречиво говорило о том, что имел в виду Рерих (самая кровопролитная война – Великая Отечественная 1941-1945 гг.). Пророчество Н.К.Рериха, данное им в надписи на картине «Святой Сергий», хоть и сбылось в годы Великой Отечественной войны, но дано оно было, как считается, и на всё будущее нашей страны.

Н.К. Рерих посвятил картину своему духовному Учителю, Мастеру Мориа, нарочито придав лику святого Сергия черты восточного мудреца.

Интересным свидетельством огромной значимости этой картины является высказывание известной болгарской пророчицы Ванги. В одной из бесед Ванга назвала Преподобного Сергия «не просто святым, а главным русским святым», а затем, по внутреннему представлению, подробно описала картину Рериха «Святой Сергий». И далее сказала: «Картину рисовали четыре души, которые пришли из иного мира. Мало знают об этой картине. Надо, чтоб о ней знали все. Как зеницу ока берегите картину. Это самое большое богатство России. Не посылайте её в другие страны. Она предназначена лишь для России». И заключила: «Тот, кто был Святым Сергеем, сейчас является самым большим Святым. Он водитель всего человечества. О, как Он помогает сейчас человечеству! Он превратился в свет, Его тело из света!»

Рериховцы считают, что Святая Тереза, Святая Екатерина, Святая Жанна д'Арк, Святой Николай Угодник, Святой Сергий Радонежский, Святой Франциск Ассизский, Фома Кемпийский - это седьмица Славных, седьмица великих Вестников, великих Учителей, великих Миротворцев, великих Строителей, великих Судей, в них выражен поистине великий земной путь.

Также Рерихи утверждали, что Сергий Радонежский - это воплощение Кришны (Письма Е.И.Рерих, т.1, 11.08.1934). Но «забывается» при этом «учителями» и «махатмами», что святость Сергия Радонежского неотрывно связана с Православной Церковью и со святостью сотен других святых Церкви, забывают они, что Преподобный Сергий был православным монахом, который молился пред иконами личностному Богу, в Троице Единому, и в молитвенном покаянии и подвиге стяжал благодать Духа Святого, и что вдохновлял его на тяжелом монашеском пути пример сотен монахов, которые прошли этим узким путем в течение многих веков христианства до него, и своей жизнью, а еще более своей смертью засвидетельствовали истинность и богоугодность Православной Веры. Сергий Радонежский был рукоположен в сан священника, а значит был представителем того «темного ортодоксального» священства, против которого неоднократно восстают Рерихи. Не существует ни одного подлинного свидетельства о том, что Сергий Радонежский учил бы тому, что нет Бога единого в Трех Лицах, а есть «закон кармы», что нет смысла каяться и молиться, что существуют перевоплощения, но нет ни рая, ни ада. Но точно известно, что учение Преподобного Сергия как пастыря Православной Церкви и наставника православных монахов ни в чем не противоречило ни догматам Православной Веры, ни тем более никейскому Символу Веры.

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

Ссылки по теме:
Теософия в понимании христианства

При подготовки статьи использовались следующие источники:

  1. АНДРЕЙ КУРАЕВ "Сатанизм для интеллигенции. О Рерихах и православии."
  2. Дмитриева Л. "Тайная Доктрина Елены Блаватской в некоторых понятиях и символах"
  3. Рерих Е.И. Письма.
  4. Портал "Адамант" - Учение Агни Йоги
  5. игумен Амвросий (Ермаков) "Почему учение Рерихов ложно?"
  6. "Тайная доктрина Востока"
  7. Портал "Сектовед.ру" 
 
 
 

Назад к списку