29 мая исполнится 560 лет падения Константинополя, после которого Россия быстро стала центром Православия. Как формировалась русская цивилизация, что «Третий Рим» перенял от «Второго», а что от славянских государств и племенных союзов, как складывались отношения славян с Византийской империей, в чем была миссия свв. Кирилла и Мефодия рассказывает в фильме «Код Кирилла» телеканала Россия историк Антон Горский.
— Какие характерные черты унаследованы русской цивилизацией от византийской, а какие изменились?
— Если говорить о термине «русская цивилизация», то надо иметь в виду, что в науке понятие «цивилизация» по-разному понимается разными исследовательскими школами, разными учеными. Можно говорить о европейской цивилизации в целом, в основе которой лежит такое средство коммуникации, как греческая система письма и возникшие на ее основе системы письма. Но в рамках европейской цивилизации, которой и Русь, и Россия естественным образом принадлежат, можно выделять несколько цивилизационных типов другого уровня. Это и античная цивилизация в свое время, и цивилизация западноевропейская, основанная на латинском алфавите и католической, а затем протестантской ветви христианства. Это цивилизация византийская, где средством коммуникации служил греческий алфавит, а религией было православное христианство. И цивилизация, которую можно определить как «славянская православная», в основе которой кириллическая письменность и Православие.
Поскольку ряд особенностей истории южнославянских православных стран приводил к тому, что они достаточно долгое время находились под иноземным владычеством, то можно говорить о том, что вот русская цивилизация – это некая составляющая, количественно преобладающая в славянской православной цивилизации.
На Руси сохранилось много памятников, списков той же южнославянской литературы, которые в силу исторических условий не сохранились в самих южнославянских странах и дошли до нас благодаря тому, что их переписывали и хранили на Руси.
— Когда Русь стала себя осознавать таким цивилизационным центром?
— Если говорить о периоде раннего Средневековья, формирования Руси, то здесь каких-то претензий на то, чтобы именно быть неким главным центром Православия, не прослеживается. В это время главным центром Православия была Восточная Римская, или Византийская империя, как ее принято называть в науке. Она была признанным лидером, что признавалось и на Руси. При этом могли быть трения в русско-византийских отношениях, в конкретных политических обстоятельствах. Тем не менее, эта лидирующая роль Византии в православном мире признавалась как на Руси, так и в других православных славянских странах.
Ситуация стала меняться. Предпосылки таких изменений имели место еще в XIII столетии, потому что Византийская империя на время прекратила свое существование: Константинополь был захвачен крестоносцами в 1204 году. Но в это время продолжала существовать так называемая Никейская империя, в которой византийские традиции еще сохранялись, и Трапезундская империя в Южном Причерноморье. Русские земли как раз в этот период временного перехода Константинополя (или Царьграда, как его на Руси называли) под власть крестоносцев оказались под Ордынской властью, что усложнило ситуацию.
В качестве примера: В период до нашествия Батыя правителем высшего ранга, по русской терминологии «цесарем», или сокращенно «царем», называли императора Византии. Русские князья не претендовали на царский титул в домонгольскую эпоху. А вот в период Ордынской власти титул «царь» был перенесен на правителя Орды. Т. е. помимо византийского императора так стали именовать и ордынского хана. Так вот, в XV веке, по мере того как уже стало усиливаться Московское государство, Москва стала объединять русские земли вокруг себя, что привело к созданию единого Российского государства в конце XV – начале XVI века. Этот период, в который Московское государство постепенно выходило из-под ордынской власти, совпал с окончательным крахом Византии. Уже с XIV века Византийская империя занимала всего лишь совершенно незначительную территорию Константинополя и его окрестностей. В 1453 году она была захвачена. Константинополь был захвачен турками. Вы можете легко сопоставить по времени события: 1453 год падение Византии, а 70 е годы XV века – окончательная ликвидация зависимости Руси, Московского великого княжества в первую очередь, от Орды.
Вступление Мехмеда II в Константинополь. Картина Жана-Жозефа Бенжамен-Констана.
Сразу же, практически именно в эти уже десятилетия, уже в третьей четверти XV века, прослеживается начало появления как бы претензий на то, чтобы российское государство заняло место Византии. Как центр Православия и, соответственно, как центр, где находится носитель высшей светской власти – царь.
Русских, московских великих князей начинают с середины XV в. в источниках (поначалу время от времени) именовать царями. Даже Василия II так иногда называли, еще чаще – Ивана III. Первый такой случай относится к 1474 году. В официальном документе – в договоре с правителями Ливонии – Иван III именуется царем.
Но, правда, официального венчания на царство долго еще не было, потому что достаточно длительное время ушло на то, чтобы общественная мысль выработала обоснования того, что московские великие князья являются носителями царского титула, и что Москва наследует Константинополю как центр царства и центр Православия.
Две таких концепции появились в первой половине XVI века. Одна – это известная теория «Москва – третий Рим». В посланиях псковского монаха Филофея выражена мысль о том, что Москва является третьим после Рима и Царьграда (Константинополя) центром царства и, соответственно, центром Православия. Первый и второй Рим, т. е. собственно Рим и Константинополь, который считался вторым Римом, пали, а третий, т. е. Москва, стоит, – утверждал Филофей.
Псковский монах Филофей, автор концепции «Москва - Третий Рим»
Была и другая концепция, которая, в отличие от теории «Москва – третий Рим», стала официальной, государственной доктриной. Это концепция, которая изложена в так называемом «Сказании о князьях Владимирских», тоже памятнике начала XVI в. Там утверждаются две вещи. Первая – что Рюрик, прародитель русских князей, в том числе московских великих князей, был родственником римского императора Августа. Императора, т. е. царя. Таким образом, получалось, что по рождению, по происхождению московские князья имеют право именоваться царями. Родство именно с Августом в Средневековье считалось особенно почитаемым, поскольку в его царствование родился Иисус Христос.
И второе, что утверждалось в «Сказании о князьях Владимирских», это что якобы Владимир Мономах, князь Киевский начала XII века, прямой предок московских великих князей, получил от императора Византии – от царя греческого, как это называлось на Руси, – знаки царского достоинства: венец, корону и царские одеяния. И соответственно получалось, что царское достоинство русским князьям принадлежит с древних времен. С времен еще доордынского господства, до господства «царя неверного», т. е. нехристианского, над Русью.
Ну и, конечно, после того как эти идеи появились и завладели умами, естественным образом произошло и венчание правителя России, великого князя Московского Ивана IV на царство в 1547 году в Успенском соборе Московского Кремля.
Венчание и принятие царского титула Иоанном IV в 1547г. Клавдий ЛЕБЕДЕВ
— Как это проявлялось в международных отношениях?
— Если говорить о международной реакции на эти сформировавшиеся к XVI столетию и закрепившиеся в XVI столетии претензии Российского государства на некое лидерство и на имперский статус, к этому относились очень по-разному в разных странах. Что касается православного мира, здесь на Россию смотрели как на возможную опору и надежду потому, что все остальные части православного мира – Болгария, Сербия, Греция, Грузия – оказались в той или иной степени под властью Османской империи. Они видели в России возможного освободителя от этой власти. Поэтому, скажем, царский титул Ивана Грозного был вскоре признан восточными патриархами – Константинопольским, Александрийским, Иерусалимским и Антиохийским. Таким образом, в православном мире это сомнению не подвергали.
Иное дело другие регионы. Скажем, ближайшие соседи, государство, которое соперничало с Россией за власть над частью бывших древнерусских земель – западных и южных русских земель, – Речь Посполитая. Сначала Великое княжество Литовское, затем, после того как Великое княжество Литовское объединилось с Польшей в единое государство в 1569 году, это Речь Посполитая. Здесь очень болезненно как раз относились к тому, что правитель России присвоил себе как императорский титул. Осознавалось, что титул «царь» равен титулу «император», и здесь этого титула старались не признавать, а российские дипломаты боролись за то, чтобы такое признание имело место.
В более отдаленных странах Западной Европы, где таких непосредственных политических противоречий, пограничных, так сказать, не было, здесь титул этот… как бы его существование в реальной жизни фиксировалось.
Но к концу XVII столетия возникла такая ситуация, что это равенство, которое фактически было с точки зрения происхождения самого термина, титула «царь», равенство с титулом «император», – оно признавалось далеко не всеми. И во многих европейских странах возникла тенденция считать, что ну вроде это название русского правителя – «царь», которое примерно равно титулу «король» («rex» по-латински и, значит, соответствующие слова в разных европейских языках).
И вот в этой ситуации последовало принятие уже в начале XVIII века Петром Первым титула «император». Т. е. именно в западном как бы варианте тот же самый титул, по сути дела. Т. е. для внутри страны это ничего не меняло, поскольку «царь» и так было определением правителя высшего ранга. А вот в международном отношении это было существенно, поскольку теперь уже как бы некуда было деваться международным дипломатическим партнерам, а нужно было или признавать, что правитель Руси, России носит титул «император», т. е. равный титулу правителя Священной Римской империи, который считался по рангу выше всех других западноевропейских правителей, или не признавать. И не сразу, но постепенно, такое признание имело место. Кто-то с меньшей охотой это делал, кто-то не придавал этому особенно значения, как, скажем, Великобритания, где в силу своего географического положения достаточно индифферентно относились к тому, что на континенте какие-то правители носят императорский титул.
На Востоке по мере освоения территории за Уралом и Сибири – была несколько другая ситуация. Там как бы просто признавалось, что носит вот такой титул «царь», который равен тюрко-монгольскому «хану».
— Что стало вот этой консолидирующей основой для самосознания правителей России и ее образованного, высшего класса, для духовенства, для дворянства?
— Ну, довольно сложно говорить о каких-то программных установках в отношении роли России в мире для периода, скажем, XVI-XVII веков. Здесь, конечно, образованные круги России того времени осознавали особую роль своей страны как единственного именно православного государства независимого. Но сказать, чтобы это вылилось в какую-то политическую программу или политические действия? Для этого периода таких оснований нет. Политика правителей России исходила из конкретных задач. Скажем, какая стояла задача, начиная с XV века, со времен Ивана III? Воссоединение под единой властью русского государя всех восточнославянских земель. Значительная часть которых, такие крупные земли, как Киевская, Волынская, временно Смоленская, оказались под властью Великого княжества Литовского, затем Речи Посполитой. Эта задача никогда не снималась с повестки дня. Были периоды, когда казалось, что она близка к осуществлению. Скажем, в некоторых этапах Ливонской войны во второй половине XVI века; в середине XVII века, во время освободительной войны на Украине и войны, которую стала вести после этого Россия с Речью Посполитой. Но, тем не менее, удалось это только частично в допетровскую эпоху, так скажем; и эта уже задача была решена много позднее.
Было такое направление политики, как продвижение на восток: на территории, которые когда-то входили в состав Орды. Здесь тоже конкретные политические задачи были во главе угла. И тут не ставилась задача какого-то насильственного распространения православия на народы, которые придерживались других вероисповеданий. За исключением отдельных случаев, и достаточно поздних, народы, которые входили в состав России в Поволжье и дальше за Уралом, в Сибири, – сохраняли свои язык, веру, часто и общественное устройство частично.
— Когда Великая Моравия, государство, на территории которого проповедовали свв. Кирилл и Мефодий должна была распасться, а на территории восточных славян зарождается династия Рюриковичей…
— Великая Моравия была первым западнославянским государством, которое сформировалось уже в первой половине IX века в Среднем Подунавье. До конца VIII – начала IX века здесь господствующее положение занимали авары, так называемый Аварский каганат – политическое образование, созданное в VI веке кочевниками аварами, пришедшими из Центральной Азии. Под властью аваров находилось немалое число славянских группировок Среднего Подунавья.
И вот в конце VIII – начале IX века Аварский каганат был разгромлен. Каким образом? Решающую организующую роль в этом сыграли франки, поскольку как раз в это время – в конце VIII века – начинается экспансия франков при Карле Великом, которая продолжилась при его преемниках, в том числе и в регион Среднего Подунавья. Союзниками франков в разгроме аваров выступили и славяне этого региона.
И вот после падения Аварского каганата в Среднем Подунавье с центром в Моравии складывается достаточно крупное государство. Естественно, оно складывалось в определенной мере под франкским воздействием, эта франкская экспансия придавала импульс процессу государственного образования. И конечно, франкская империя старалась подчинить себе Моравию.
Временами это удавалось: признавали князья Великой Моравии верховную власть франкских императоров и франкских королей. Временами Моравия выходила из-под этой зависимости. И конечно, одним из факторов, который старались использовать правители франков для подчинения этого региона и этого славянского государства, был религиозный.
Моравия была крещена еще в первой половине IX века, крещена именно с Запада, по западному образцу. Но в это время еще окончательного раскола церквей на Восточную и Западную не было, тем не менее фактически были два центра христианства: это Константинополь, Константинопольский патриарх, за которым стоял император, и Римский папа, который пользовался поддержкой среди светских правителей – франкского императора и затем франкских королей. Стремлением. Восточно-Франкское королевство (будущая Германия, к третьей четверти IX века империя потомков Карла Великого уже распалась на несколько королевств) стремилось подчинить себе Великую Моравию. Для того, чтобы возник противовес этим стремлениям, и имело место обращение князя Великой Моравии к императору Византийскому и Константинопольскому патриарху с просьбой прислать учителей-миссионеров. И такими учителями стали святые Кирилл и Мефодий.
К началу X столетия Великая Моравия как самостоятельное государство доживала последние годы своего существования. Причем гибель его, как считается, связана была с экспансией венгров в Среднее Подунавье. Венгры в IX веке – это еще кочевники, которые занимали степи Северного Причерноморья, т. е. непосредственно граничили с восточными славянами, с формирующимся Древнерусским государством. В течение IX века южные соседи восточных славян и Руси – это именно венгры. Печенеги приходят в начале X века им на смену. И вот, когда теснимые печенегами венгры ушли в Среднее Подунавье, здесь они и начали воевать против Великой Моравии. Сказалось, видимо, то, что после смерти князя Великой Моравии Святополка государство было разделено между его сыновьями. Как бы то ни было, в начале X века самостоятельность Великой Моравии была утеряна. Часть территории ее, Среднее Подунавье, вошла в состав Венгрии – современной территории Венгрии и современной Словакии.
Тот регион, который доныне носит название Моравия, вошел в состав Чехии. Как раз в конце IX–X веков на части территории, которая входила ранее в состав Великой Моравии, формируется чешское государство. Т. е. Великая Моравия прекращает свое существование, но процесс образования славянских государств не ослабевает, он продолжает идти. Формируется Чехия на части территории великоморавской, в том числе и ряд главных территориальных центров бывшей Великой Моравии вошел именно в состав чешского государства. Начинает формироваться польское государство. Тоже частично его территория – расселения предков поляков – была охвачена в той или иной мере влиянием Великой Моравии; считается, что регион Верхней Вислы зависел от Великой Моравии, т. е. князья вислян (как называли население этой территории) зависели, признавали верховную власть князя Великой Моравии. И как раз в это самое время, когда к упадку клонилась Великая Моравия, начинается формирование Руси. Единственного восточнославянского государства, которое к концу X века включило в себя территории расселения всех восточных славян и также ряда народов неславянских, финно-угорских в первую очередь.
И как раз в начале X века Русь выходит на международную арену. Выразилось это в заключении киевским князем Олегом договора с Византийской империей, т. е. крупнейшим государством Восточной Европы и Восточного Средиземноморья. Этот договор был заключен в 911 году, текст его донесен в составе «Повести временных лет». Он вошел в ее состав именно как документальный текст, строго отделенный от собственно летописного изложения. Русско-византийский договор 911 года – это, собственно, первый памятник древнерусской письменности, первый отечественный исторический источник. Заключен он был вскоре после похода Олега на Константинополь (Царьград). В летописи поход датирован 907 годом; возможно, некоторые исследователи полагают, он имел место не в 907 году, а даже несколько раньше – в 904 м. Но, как бы то ни было, есть текст договора Олега с византийскими императорами 911 года, с точной датой: 2 сентября 6420 года от сотворения мира, т. е. 911 года.
911 год - поход князя Олега на Царьград
— В чем заключалось определенное противоречие в культурном развитии Великой Моравии, которое и призвана была разрешить миссия Кирилла и Мефодия?
В западном христианстве (в будущем католичестве, так сказать) церковная служба должна была идти строго на латыни. Т. е. языке, который большинству населения любой европейской страны, тем более германоязычных и славяноязычных стран, понятен не был. Таким образом, книжность становилась естественным образом в таких странах уделом людей образованных. Достаточно узкого круга образованных людей, в первую очередь духовенства. И соответственно, когда было принято христианство в западном варианте в Моравии, там появились представители немецкого духовенства, которые, естественно, вели службу на латыни – на языке непонятном большинству, точнее – практически всему славянскому населению. В восточном христианстве ситуация была несколько иная. В Византии более благосклонно смотрели на возможность ведения церковной службы на языках других народов.
Не всегда это так было, далеко не всегда. Скажем, когда в начале XI века Византия захватила Болгарию, то служба на славянском языке, которая давно уже, полтора столетия, в Болгарии происходила, была запрещена, она стала вестись по-гречески. Конечно, целью было закрепить таким образом византийское владычество. Но временами в Константинополе достаточно спокойно относились к возможности ведения церковной службы на народных языках. И соответственно, именно это и в просьбе князя Ростислава Моравского и было главным пунктом: «чтобы нам истолковали Священное Писание на понятном нам языке».
И соответственно, именно Константин (Кирилл) и Мефодий были теми людьми, которые были наиболее подготовлены к такой миссии. Поскольку прекрасно знали славянский язык. И, как иногда предполагают, что еще до начала миссии в Моравию началась работа над изобретением славянского алфавита. Император Михаил III и св. патриарх Фотий вот они и называются теми людьми, которые благословили миссию Кирилло-Мефодиевскую в Великую Моравию.
— Под какими именами вообще славяне фигурировали в то время?
– Славяне под своим собственным именем появляются в источниках достаточно поздно, если сравнивать с рядом других европейских народов. В VI веке только появляются первые фиксации именно этнонима «славяне»; по-славянски он звучал в раннее Средневековье как «словене», и соответственно его передавали авторы VI века – и византийские, и западноевропейские – средствами греческого и латинского языков. Причем в VI веке под двумя, собственно, именами славянский этнос, если говорить современным языком, определяется.
Это, во-первых, «словене». И второе название – «анты». Вот две группировки, которые говорили на одном и том же языке. Из замечания одного из византийских авторов ясно, что анты тоже, с точки зрения языковой, были славянами. В начале VII века название «анты» перестает употребляться. Видимо, потому, что в ходе миграционных движений распался некий племенной союз, который назывался таким именем.
А собственно говоря, в связи с чем появляются славяне в источниках? В связи с тем, что они активно включились в процесс так называемого великого переселения народов, который шел в Европе, начиная с первых веков нашей эры. И как раз VI и VII века – это время славянского этапа великого переселения народов, когда славяне заселяют обширнейшие территории. Это, во-первых, Восточная Европа. Во-вторых, Балканский полуостров полностью и значительные территории в Центральной Европе.
Славяне в раннее Средневековье заняли территорию в Центральной и Юго-Восточной Европе большую, значительно большую, чем славянские народы занимают в наше время. И, соответственно, уже с VII века наблюдается такая картина, что источники самые разные, византийские и западноевропейские, начинают упоминать отдельные группировки славянские. Отдельные группировки. Их обычно именуют в литературе племенами, что на самом деле неверно, поскольку в современной науке признается, что между племенным устройством и государством была определенная еще стадия этнополитического развития, и вот как раз на ней находились славяне, а стадия племенная уже была славянами, видимо, пройдена к этому времени, к VII-VIII векам.
Так вот, эти группировки начинают упоминаться под разными именами. Помимо того, что есть некое общее понятие «словене» для всех говорящих на близком языке славянском, а кроме того, появляются названия отдельных группировок. Как правило, их названия связаны были с той местностью, которую занимала та или иная группировка. Скажем, если брать восточных славян: «поляне» – т. е. жители «поля», открытого пространства; или «древляне», их соседи, – это жители лесов, соответственно. Очень часто от рек или озер названия возникали. Скажем, «мораване» – название связано с рекой Моравой. Т. е. в самих этих названиях славянских группировок отразился их статус, так сказать. Они были уже территориально-политическими образованиями, это не были какие-то этнические, чисто племенные, как принято иногда говорить, группировки. Это были уже территориально-политические образования. Еще не государства, конечно, но такие объединения, от которых уже следующий шаг был к формированию государств. Что и стало происходить с VIII века и особенно в IX-X веках: образование славянских государств.
— Насколько были похожи и насколько разнились языки славянских племен в то время?
— Надо сказать, что в IX-X веках речь славян в разных регионах славянского мира была достаточно схожей. Т. е. не было еще отдельных славянских языков, о них говорить для этого времени нельзя. Из чего это видно? Это видно из ранних памятников славянской литературы. Это и произведения кирилло-мефодиевского круга; это памятники чешские X века: это «Житие Святого Вацлава»; и, скажем, если взять ранние древнерусские источники, ту же «Повесть временных лет», то язык, на котором написаны эти произведения, – при определенных, конечно, диалектных отличиях, это практически один и тот же язык.
Конечно, одно дело литературный язык, другое дело живая речь. Мы в основном имеем дело с памятниками литературы, но вот именно древнерусские материалы дают некоторые данные и о живом языке. А именно: в первую очередь это, конечно, находки берестяных грамот. Наиболее ранние из них касаются XI столетия. Сравнение памятников показывает некоторые отличия живого языка, причем одного из диалектов наиболее северного – новгородского древнерусского языка, и языка литературного.
Отличия эти есть, но они незначительны. Т. е. отличия разных диалектов в разных регионах славянского мира были, конечно, несравнимо меньше, чем отличия между современными славянскими языками. И даже гораздо меньше, чем отличия между славянскими языками одной из групп: скажем, между западнославянскими, южнославянскими или современными восточнославянскими языками различия больше, чем были в IX-X веках между разными диалектами славянского.
Вот, скажем, язык в произведениях, связанных с Кириллом и Мефодием и их учениками. Как считается, в основе лежит диалект славян, живших неподалеку от Солуни (сейчас Салоники), т. е. там, откуда родом были Кирилл и Мефодий. И с некоторыми моравскими диалектными элементами, которые связаны с местом, в котором эта миссия производилась.
— Почему славянские группировки появились в Византии, например, в Салониках?
— В VI-VII веках славяне в ходе своего продвижения на юго-восток Европы, на Балканский полуостров, заселили территории большие, более значительные, чем славянские народы занимают ныне. Т. е. помимо территорий Болгарии, Сербии и Хорватии, где и ныне обитают славяне, практически была заселена славянами вся территория Греции, вплоть до Пелопоннеса. Считается, что где-то до начала IX века там преобладало славяноязычное население, и только потом начался и более-менее успешно прошел процесс как бы обратной эллинизации этих территорий.
В силу этого в Македонии, близ Солуни (Салоники), с VII века, даже чуть-чуть, видимо, и с конца VI века, обитал ряд славянских группировок. В течение VII столетия они несколько раз пытались завладеть Фессалоникой, это описано в «Чудесах Святого Димитрия Солунского» подробнейшим образом. Затем они были крещены и стали подданными Византийской империи, с определенными правами автономии. И эти подтерритории, которые были заселены этими славянскими группировками, византийцы называли таким термином: «словинии». «Словиния» – производное от общего названия славян «словене». Византийцы изобрели такой термин для обозначения территориальных группировок славян. Называли так, кстати, и восточнославянские группировки при случае, но в первую очередь так именовали эти территориальные единицы, заселенные славянами на территории самой Византийской империи.
— Как располагались славянские племена, сколько их было?
— Их достаточно много. На Восточноевропейской равнине к IX веку сформировалось более десятка крупных славянских политических группировок, еще догосударственных. Какие регионы они занимали? Поляне –территорию вокруг Киева. Западные соседи полян, также в среднем Поднепровье на правом берегу Днепра – это древляне. Севернее Припяти, это территория современной Беларуси, обитали дреговичи. На территории современной Западной Украины – волыняне (собственно название «Волынь» до сих пор существует как обозначение некоего региона); волыняне и хорваты в Восточном Прикарпатье. Хорваты – это часть, видимо, праславянского крупного племени, которое в ходе расселения раскололось и его осколки расселились по разным регионам: кто-то ушел на Балканский полуостров; известны хорваты в Чехии в раннее Средневековье; и вот часть хорватов осталась здесь в Восточном Прикарпатье. Далее, на левобережье среднего Днепра – это северяне, или, точнее, «север», как первоначально называлась эта группировка. Севернее их, тоже на левом берегу Днепра – радимичи. Далее – кривичи, которые занимали верховья Днепра, Западной Двины и Волги, этот регион, главные центры их были Полоцк и Смоленск. Далее – верхняя и средняя Ока: здесь расселились вятичи. Собственно, территория бассейна реки Москвы – это как раз была территория, которой в IX-X веках достигли вятичи. А севернее располагались финно-угорские племена.
И, наконец, самая северная из восточнославянских группировок – это словене. Группировка, которая расселилась в районе реки Волхов и озера Ильмень, с центром в Новгороде. Здесь примечательное явление: эта группировка не назвалась каким-то особым, отдельным именем, а называлась так, как и назывались славяне в целом, т. е. «словене». В силу чего? Потому что она расселилась первоначально в неславянском окружении. Т. е. это была территория, где жили в первую очередь финно-угорские племена, южнее – по Верхней Волге, в Восточной Прибалтике – жили племена балтские. Группировка, которая расселилась в иноэтничном окружении, для того чтобы отличать себя от соседей, назвалась просто общеславянским именем «словене». Вот именно в IX-X веках происходит постепенное объединение всех восточнославянских группировок и некоторых народов и неславянских под единой властью потомков Рюрика. Объединение в государство, которое получило название «Русь».
— А может быть в каком-то все-таки дохристианском письме, вот в этих группировках, они должны были хоть как-то что-то отмечать, какие-то делать надписи?
— Вопрос о том, была ли у славян письменность до того, как имела место миссия Кирилла и Мефодия, т. е. до изобретения глаголицы и затем кириллицы, –имеет достаточно длительную историю, которая связана с тем, что источники содержат некие такие глухие известия, именно в ранних памятниках славянской литературы есть упоминания, можно встретить, о том, что писали когда-то словене «чертами и резами». И вот достаточно многие авторы задавались проблемой поиска: что это была за такая письменность? И возник ряд таких версий, которые, в общем, современной наукой не принимаются как имеющие какую-либо доказательную силу. Т. е. таких памятников славянской письменности докириллической, имевшей хождение до миссии Кирилла и Мефодия, до сих пор не обнаружено.
— Но вот скажите, пожалуйста, по логике вещей они должны были как-то записывать что-то? Или Вы считаете, что это было не в традициях группировок?
— Если нет данных источников, то здесь можно строить любые логические построения. В каких-то регионах, безусловно, которые были связаны с Византией, мог использоваться греческий алфавит, это вполне вероятно. Но о существовании какой-то оригинальной, особой письменной традиции до сих пор данные не появились.
— Вы неоднократно сегодня упоминали, что славяне занимали большую территорию, чем сейчас они занимают. Какие сохранились на это указания, может быть, в названиях городов, рек в Европе, где сейчас славян нет?
– Действительно, славяне в раннее Средневековье занимали территорию в Юго-Восточной Европе и в Центральной Европе заметно большую, чем ныне. В Восточной Европе иная ситуация, там они занимали, естественно, намного меньшую территорию, чем славянское население занимает сейчас. А вот в Центральной и в Юго-Восточной Европе – намного большую. Во-первых, территория Греция была в значительной мере заселена славянами. Если опять-таки отталкиваться от границ современных государств, практически вся территория Венгрии в определенное время была заселена славянами, значительная часть Австрии современной и Восточной Германии, конечно.
И, конечно, много сохранилось названий, которые связаны с пребыванием славян на этих территориях. Но здесь, правда, надо различать названия рек и названия населенных пунктов. Дело в том, что у рек, поскольку реки существовали и до славянского расселения, естественно, были и дославянские названия, которые могли в каких-то славянских формах передаваться. Скажем, река Одер у славян, живущих близ нее, носит название Одра, Эльба – Лаба и т. д. А вот названия населенных пунктов, городов, укрепленных поселений действительно славянского происхождения, в случаях, когда эти населенные пункты были основаны славянами. Затем они перенимались теми народами, которые позже начинали населять эту территорию. В частности, в Восточной Германии довольно много таких поселений. Скажем, город Шверин – это передача славянского названия «Зверин». Любек также имеет в основе название славянского поселения, княжеской резиденции. Или в некоторых случаях названия переводились со славянского. Скажем, Ольденбург в Голштейне (в земле Шлезвиг-Голштейн ныне) – это перевод славянского «Старград» на немецкий язык. Т. е. достаточно много такого рода названий есть ныне на карте в тех государствах, которые не являются славянскими ныне.
Ссылки по теме:
Фильм «КОД КИРИЛЛА. РОЖДЕНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ» (2013)
|