Как узнать, является ли православным то или иное учение? Существуют ли критерии, которые позволили бы определить принадлежность, верно отнести или, напротив, не отнести, что-либо к православию? Оказывается, да, такие критерии существуют, и притом критерии объективные. Объективные - это означает, не зависящие от наших убеждений, пристрастий, нашего если хотите духовного состояния. Применив эти критерии, любые исследователи, протестанты ли, католики, вовсе неверующие, и даже сатанисты, придут к одному и тому же выводу. Это критерии святоотеческой преемственности, которые в нынешней межконфессиональной неразберихе и определяют само православие как таковое.
Кто лучше всех понимал учение Христа? Ясно, его верные ученики, апостолы. Они же могли и разъяснить какие-то места учения, нуждающиеся в дополнительном освещении. А кто лучше всех понимал апостолов? Тоже понятно, их непосредственные ученики, известные в церковной истории как мужи апостольские. А кто лучше всех понимал их? Непосредственные ученики мужей апостольских. И так далее.
А еще в истории Церкви существуют великие святые, называемые отцами и столпами Церкви, совместное единообразное суждение которых по тому или иному вопросу принимается всею Церковью. Эти святые мужи почти всегда разделены веками и тысячами километров, но удивительно согласно свидетельствуют по тем или иным вопросам духовной жизни или догматического богословия.
Представь себе, цепочку, берущую начало от Христа, через его апостолов, мужей апостольских, их учеников, далее отцов и столпов Церкви, и наконец проходящую до наших времен, до тебя и меня. Вот эта красная нить неизменяемого учения и позволила православию сохранить учение Христа в его первоначальном виде, именно эта красная нить рисовалась потом и кровью поколений учеников, без искажений принимавших друг от друга самое ценное, что у них было, именно эта красная нить подтверждалась и утверждалась отцами и столпами Церкви. Именно эта красная нить и определяет, что такое православие.
Пользуясь этими критериями, мы, православные, имеем возможность правильной самоидентификации, утверждаем необходимость рукоположения пресвитеров, отрицаем женское священство, принимаем крестное знамение, иконопочитание, Таинства и многое другое. Например, учение о Евхаристии начинается от Христа, тайной вечери, далее проходит чрез апостолов, преломлявших хлеб народу, через мужей апостольских, записавших правила рукоположения имеющих право совершать Таинства, и преемственно следует до наших дней, подтверждаемое отцами и столпами Церкви.
Теперь осталось посмотреть, что говорил Христос, апостолы и святые отцы о соотносительной сотериологической ценности Ветхого и Нового Заветов, и вопрос будет решен объективно и конкретно с тем или иным исходом раз и навсегда. Положительное решение вопроса позволит выработать правильное, православное отношение к сомневающимся или намеренно уничижающим сверхценность Нового Завета по сравнению с Ветхим: а именно, вынести их слова на эту тему за скобки православия и позабыть о них навсегда.
Уж если обычные миряне были ошеломлены происходящим забвением соотносительной сотериологической ценности Ветхого и Нового Завета, можно себе представить недоумение, если бы с этим вопросом обратились к апостолам или к святым отцам - столпам Церкви. Да этот вопрос им бы и в голову не пришел во веки веков! Однако, цепочка святоотеческой преемственности имеется.
Восходит она к лично к самому Спасителю, слов Которого уже достаточно: «Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную. А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует. Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои. А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого. Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся. Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный». (Мф. 5:31-48)
Основной смысл слов, звучащих рефреном в проповеди Божественного Сына, крайне прост: «вам сказано...» (Ветхий Завет), «а Я говорю вам» (Новый Завет). А вот и свидетельство Спасителя о том, что жизнь по Ветхому Закону недостаточна для спасения: «Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное.» (Мф. 5:20).
Кто знает о спасении лучше Спасителя? Какие слова еще нужны, если этих Его слов недостаточно?
Можно подумать, что новые требования Христа противоречат ветхозаветным: ведь несомненно есть разница между отомстить (око за око) и простить, между "ненавидь врага своего" и "любите врагов ваших", между "не преступай клятвы" и "не клянитесь вовсе". Но если решится на невиданное по нынешним временам - вдуматься, - то увидим, что новые требования не отменяют ветхозаветные, а дополняют и углубляют их, по сути это значит что если раньше говорилось - отплати добром за доброе , то теперь требуется отплатить добром и за доброе и за злое, если раньше говорилось "возлюби ближнего твоего", то теперь сказано - люби и ближнего, и любого другого, и даже врага своего люби.
А вот и неопровержимое подтверждение: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить.» (Мф. 5:17).
А про клятвы, в наше лукавое время не сразу и поймёшь в чём же суть, почему вдруг нельзя подкрепить свои слова чем-нибудь вроде "честное пионерское" или купеческое, или рыцарское, или "мамой клянусь". А всё просто: каждое слово нормального (правильного, праведного) человека должно быть правдивым, и тогда никакие дополнительные клятвы не нужны. Сама эта клятва сразу выдаёт мысль что говорящему могут и не поверить. И это отличительная черта нашего времени - времени торжества «свободы слова».
Но вернёмся к нашей теме. Вот что говорит человек, который лично беседовал со Спасителем и был обращен Им в истинную веру, а именно древний мудрец, апостол Павел: «Отменение же прежде бывшей заповеди бывает по причине ее немощи и бесполезности, ибо закон ничего не довел до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу». (Евр. 7:18-19) «Ибо, если бы первый [завет] был без недостатка, то не было бы нужды искать места другому. Но [пророк], укоряя их, говорит: вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, Говоря "новый", показал ветхость первого; а ветшающее и стареющее близко к уничтожению». (Евр. 8:7-8, 13) «Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, ... никогда не может сделать совершенными приходящих ...» (Евр. 10:1)
Да и не могла ветхозаветная религия быть совершенной в принципе, поскольку совершенство Откровения дано лишь самим явлением Бога во плоти (1 Тим. 3:16) и спасением Им человека Своей Жертвой и Воскресением. Великий знаток Писания, Ветхого и Нового Заветов, свт. Иоанн Златоуст говорил, что «ветхозаветное … так отстоит от новозаветного, как земля от неба». Это голос святых отцов.
Ветхий Завет несовершенен, он лишь «тень будущих благ, а не самый образ вещей». Всем ли понятно, чем тень вещи отличается от самой вещи? Простой пример. Я стою на солнышке рядом с человеком, которого до этого момента никогда не видел, но который меня интересует. Но я на него, на этого человека, не смотрю. Я его тень разглядываю. Могу я по тени составить о человеке некоторое представление? Несомненно могу. Например, о его фигуре, полноте. Учтя угол падения солнечных лучей, дозволяется сделать приблизительный вывод о росте, а вместе с тем и о весе. Можно сделать вероятные предположения о медицинских заболеваниях, характерных для тучных, или, напротив, худощавых людей. По согбенности фигуры тени с поправкой на кривизну поверхности проекции можно погадать и о возрасте. Но на самого человека, на его лицо, в его глаза я смотреть не хочу, а предпочитаю изучать свой предмет интереса словно в мутном зеркале, гадательно. Кому я в этом случае подобен? А подобен я тому, кто ищет спасения в Завете Ветхом. Что можно сказать о силе моего разума? Да ничего хорошего, очевидно. Особенно если учесть, что человек призывает: посмотри наконец на меня самогó, я жду, стою при дверях и стучу!
Новый Завет для того и дан, чтобы исправить принципиальные сотериологические недостатки Ветхого, возвестив совершенную и неискаженную Истину во всей возможной полноте, доступной человеческому разумению.
Во-первых, тем, что Ветхий Завет был лишь подготовительным к пришествию Христа, носил прообразовательный и временный характер (Евр. 7:18-19, 22; Евр. 8:5-8, 13; Евр. 9:8-10), был лишь тенью будущих благ (Евр. 10:1).
Во-вторых, его этнической ограниченностью. Нравственные и обрядовые ветхозаветные установления предназначались не всему человечеству, но одному племени, избранному для исполнения конкретного дела, и потому давались, исходя из его духовного уровня, нравственных особенностей, интеллектуальных возможностей и т.д. Господь, когда отвечал на вопрос фарисеев, позволительно ли разводиться мужу с женою? – объяснил, почему евреям был дан такое несовершенный закон. Иисус сказал им в ответ: «по жестокосердию вашему он [Моисей] написал вам сию заповедь» (Мк. 10:2, 5). В те времена, следовательно, еще невозможно было дать совершенное Откровение – самый образ вещей (Евр. 10:1) – всем людям земли, и потому была дана лишь тень будущих благ и только одному народу с учетом его духовных и душевных сил.
Отнюдь нет! Из Ветхого Завета мы познаем богооткровенные истины о сотворении мира и человека (говоря простым языком, черпаем знания по космологии и антропологии), о замысле Бога о человеке и мире, о смысле человеческой жизни. Ветхий Завет, как честная и нелицеприятная летопись, имеет огромное научно-историческое и культурологическое значение. Христологически-предсказательное значение Ветхого Завета огромно: на основании одних только ветхозаветных пророчеств о Христе можно написать краткое Евангелие.
И, главное, Ветхий Завет имеет потрясающее духовно-назидательное значение, являясь добротной, подробной, правдивой историей падения избранного Богом народа, осыпаемого божественными милостями, неверного своему Господину, готового соорудить золотого тельца за краткое время отсутствия Моисея (еще бы, сорок лет водил по пустыне, и наконец привел в место, где нет нефти), побивающего камнями божественных посланцев - пророков, и в конце концов предавшего своего Бога лютой смерти. Всем нам в назидание, ибо эта история является соблазном ветхому человеку в каждом христианине.
Понятие соотносительной ценности введено Христом Богом, проповедано апостолами и является частью святоотеческого наследия. Все вместе это составляет православное учение о соотносительной ценности Ветхого и Нового Завета, а именно учение о принципиально превосходящей ценности учения Христа, данное нам для спасения Новым Заветом. Сама Церковь на своих богослужениях преподает знания, ради которых она и учреждена, то есть знания, спасающие человека. Не историю, космологию, или антропологию читают на службах, а Новый Завет, по крупицам используя Ветхий в части, не умаляющий Новый: избранные псалмы Давида, например - и это Церковь считает достаточным для спасения, ведь относительно недавно и книг в достатке не было, и не все прихожане читать умели, а еще раньше не умели почти поголовно, и все свои знания получали на богослужениях.
История церкви представляет собой историю ересей и борьбы с ними. Одна из ересей, бывших на Руси, именовалась ересью жидовствующих. Как распространялась эта ересь? Неграмотному народу говорилось примерно следующее. Библия - священная книга? Да, с этим не поспоришь. Значит, и тексты Ветхого Завета священны, и являются ничем иным, как гласом Божьим? Ну да, разумеется... Вот и давайте изучать Ветхий Завет, и применять его наравне с Новым. А может быть и поболее того. Ветхий Завет более древний, уважаемый, и вообще, объемом-то побольше будет. Вы в нем не разбираетесь? Не беда! Мы вам все растолкуем, вы только исполняйте: Мишна, Гемара, Тора, каббала - все будет к вашим услугам. При этом в мировоззрение прихожанина внедряются еще две концепции. Первая - это недоверие к монашествующим и неявное осуждение их: эгоисты, личным спасением занимаются, когда вся страна в разрухе, а надо бы социальным служением заняться. Этим отсекается аскетика, т.е. наука о спасении, опытно выработанная святыми отцами. Вторая концепция - «встреча с Богом и любовь к нему». Здесь лживо искажаются слова Христа, что тот человек любит Его, кто исполняет заповеди Его, на полную противоположность: мол, кто любит Христа, тот и исполняет заповеди. Следствие меняется местом с причиной. Ясно, в чем смысл? Не надо тужиться и исполнять заповеди! Не надо нести свой персональный крест. Просто повстречай Бога да и люби его. Где "повстречай", на каких путях... как любить, что это такое, любить Бога... какими способами приобретается эта любовь... Нет-нет! Не будем об этом! На самом деле, рассуждения подобного рода являются ничем иным, как осознанным или нет, но крестоборчеством.
Основа ереси жидовствующих проста:
1.Забвение соотносительной сотериологической ценности, и, следовательно, забвение Христа и Его дела спасения, Его жертвы.
2.Обращение ко всему низменному, что есть в человеке, к его ветхой, а не к новой части. В самом деле, жить по какому Завету легче, по Ветхому или по Новому? Ясно по какому. Этим и привлекается "электорат".
Ересь жидовствующих была преодолена, и церковь от нее очистилась. Но, увы, не до конца, и змея в любой момент готова поднять голову и уже поднимает. Хотите ли получить доказательства этому прямо сейчас? Извольте. Попросите любого христианина, христианина(!), перечислить хотя бы сколько-нибудь заповедей Божих, и в ответ вы услышите как спрашиваемый, мямля и запинаясь, примется пересказывать ветхозаветный декалог. Как говорил один древний фарисей, какое еще нужно нам свидетельство?
Бойся, читающий, чтобы не услышать тебе в день судный страшные слова Спасителя: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня».
|