Итоги Архиерейского Собора Русской Православной Церкви

Архиерейский Собор — это высший орган иерархического управления Церковью, который решает все основные вопросы, кроме избрания Патриарха, которое осуществляет Поместный Собор. Собирается раз в 2 года. Участвуют исключительно архиереи.

Поместный собор — собор епископов и других клириков, а иногда и мирян, поместной Церкви или определённой её области для обсуждения и разрешения вопросов и дел вероучения, религиозно-нравственной жизни, устройства, управления и дисциплины. Является высшей властью (законодательной, администативной, судебной и контролирующей) Русской Православной Церкви. Сроки созыва Поместного Собора определяются Архиерейским Собором. В исключительных случаях Поместный Собор может быть созван Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом (последний Поместный Собор РПЦ проходил в январе 2009 года).

2-5 февраля 2013 года состоялся Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. В работе Архиерейского Собора, в состав которого входит 290 иерархов, приняли участие 280 из них - такое количество архиереев в Русской Православной Церкви не собиралось ни до революции, ни после. Заседания Собора проходили в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя.

На Собор прибыли Преосвященные из из 15 стран, считающихся канонической территорией Русской Православной Церкви — России, Украины, Белоруссии, Молдавии, Азербайджана, Казахстана, Киргизии, Латвии, Литвы, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Эстонии, а также епархий, находящихся в дальнем зарубежье.

2 февраля, в первый день работы Собора, с докладом о жизни и деятельности Русской Церкви к соборянам обратился Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Предстоятель подробно описал различные аспекты внутрицерковной жизни, а также церковно-государственных и церковно-общественных отношений на всем каноническом пространстве Русской Православной Церкви. В докладе были затронуты, в частности, вопросы, связанные с образованием новых епархий и созданием митрополий, жизнью приходов за рубежом, финансово-хозяйственные аспекты деятельности Церкви и различные темы духовного образования. Прозвучала оценка миссионерского, молодежного и социального служения Русской Церкви за последние годы. Также Святейший Патриарх затронул вопросы информационной деятельности Церкви, ее диалога с обществом и государством. Предстоятель поделился своим видением межправославных и межхристианских отношений, взаимодействия с представителями других религий.

Члены Собора заслушали доклад Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира, в котором он дал оценку текущему положению канонического Православия в пределах Украины.

В последующие дни члены Архиерейского Собора в духе церковного единомыслия приняли ряд документов, предложенных для рассмотрения Межсоборным присутствием:

  • «Положение об избрании Патриарха Московского и всея Руси»;
  • «Положение о составе Поместного Собора Русской Православной Церкви»;
  • «Позиция Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных»;
  • «Позиция Русской Православной Церкви по реформе семейного права и проблемам ювенальной юстиции»;
  • «Позиция Русской Православной Церкви по актуальным проблемам экологии».

Была утверждена новая редакция Устава Русской Православной Церкви с учетом внесенных в него поправок.

Архиерейский Собор также принял решение об общецерковном прославлении преподобного Далмата Исетского, прославленного ранее в соборе местночтимых Сибирских святых.

Одним из важных документов, принятых Собором, стало Положение о материальной и социальной поддержке священнослужителей, церковнослужителей и работников религиозных организаций Русской Православной Церкви, а также членов их семей.

Собором было принято Положение о наградах Русской Православной Церкви. Документ упорядочивает систему общецерковных и богослужебных наград Русской Церкви, учреждавшихся в различное время.

Единогласным решением членов Собора был утвержден на новый срок действующий состав Общецерковного суда.

В заключение Освященный Архиерейский Собор принял Постановления и обратился с Посланием к клиру, монашествующим и мирянам Русской Православной Церкви.

Все дни работы Собора предварялись служением Божественной литургии в Храме Христа Спасителя. На богослужениях в эти дни возносились сугубые молитвы о благополучном проведении Архиерейского Собора.

Источник: Седмица.ru

Итоги Архиерейского Собора

На Архиерейском Соборе решались и рассматривались как вопросы внутрицерковные, так и социальные, связанные с обществом и жизнью христианина в современном обществе, документы, связанные со взаимоотношениями Церкви с государством.

Позиция Церкви к электронным индентификаторам личности

Освященный Собор выразил позицию Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных. Стоя на страже человеческой свободы, Церковь призывает государство не принуждать людей к принятию тех технологий, которые могут помешать им свободно исповедовать веру Христову и следовать ей в делах личных и общественных. Новые идентификаторы личности должны приниматься добровольно, т.е. если люди не желают принимать те или иные электронные идентификаторы, у них должна быть альтернатива. В то же самое время, Церковь отмежевалась от радикальных мнений. Несмотря на приходившие телеграммы, письма и е-мейлы, в которых говорилось, что само по себе принятие некоей карты является греховным деянием, лишающим спасения, Архиерейский Собор не поддержал эту позицию: "Никакой внешний символ не способен убить духовную свободу человека, — подчеркнул протоиерей Всеволод Чаплин. — Есть ли у вас или у меня какая-то карточка, какой-то код документа: номер паспорта или лицевой счет — это вопрос технический. И не случайно Архиерейский Собор отказался от того, чтобы признать само по себе принятие того или иного документа грехом — деянием, которое лишает человека спасения".

Контроль со стороны государства за семьями с детьми не должен быть чрезмерным

Постоянной заботой Церкви остается попечение об укреплении семьи, о защите от недолжного вмешательства в ее жизнь, о поддержании крепких связей между детьми и родителями, о безопасности детей, в том числе перед лицом насилия, жестокости, разврата. В связи с этим кругом вопросов Архиерейский Собор вынес суждение о проводимой ныне во многих странах реформе семейного права и о проблемах ювенальной юстиции.

"Дети нуждаются в защите, и ситуация в некоторых наших семьях очень неблагополучная, когда, например, пьющие родители, когда они не уделяют должного внимания воспитанию ребенка. Конечно, какие-то формы контроля, воздействия на семью могут быть необходимы со стороны государства", - сказал глава синодального Отдела внешних церковных связей митрополит Иларион. При этом, подчеркнул он, нельзя забывать, что "у семьи первичная ответственность за воспитание ребенка, и никогда государство не должно оказаться над семьей". "Когда приходят инспекторы, не находят в холодильнике апельсинов и говорят, что поэтому дети должны быть изъяты из семьи, это не просто нонсенс, это преступление против семьи. К сожалению, такие примеры сейчас очень часты в западном обществе, такие примеры сейчас можно найти и в нашей ситуации", - заявил иерарх.

По его убеждению, "родители не должны жить в страхе от того, что у них могут отнять ребенка", и следует создавать все условия, чтобы дети воспитывались в семьях в максимально благоприятных для них условиях и чтобы у родителей был стимул к рождению второго, третьего, четвертого ребенка.

Патриарх призвал не поддаваться антицерковной кампании

События прошлого года явственно показали, что Православие возрождается как основа народного самосознания, объединяющая все здоровые силы общества — те силы, что стремятся к преобразованию жизни на основе прочного фундамента, духовно-нравственных ценностей, вошедших в плоть и кровь наших народов. Именно поэтому людьми недоброй воли Церковь была избрана объектом борьбы, в которой используются ложь, клевета, кощунство, погромы храмов, осквернение святынь.

Освященный Собор напоминает, что ответом на подобные действия должны быть молитва, проповедь и утверждение Божией правды, мирное гражданское действие православных христиан, умножение дел любви и милосердия. Мы должны оставаться светом миру и солью земли, чтобы люди, видя наше «чистое, богобоязненное житие», даже «без слов приобретаемы были» для Христа (1 Пет. 3:1-2). Отстаивая веру, нужно всегда помнить слова Христа Спасителя: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35).

Осуществляя церковное служение, работая на ниве Христовой, мы призваны не на словах, а на деле укреплять «единство духа в союзе мира» (Еф. 4:3), соборно, все вместе: архипастыри, клир, монашествующие и миряне. Главное при этом — стремиться поверять жизнь Евангелием. Это единственный путь к преображению любого человека и всего общества.


Назад к списку