Толерантность - руки вверх перед грехом?

В 1995 году Генассамблея ООН предложила странам-членам отмечать 16 ноября Международный день толерантности, утверждая, что она поможет человечеству победить вражду. Бытует мнение, что толерантность — едва ли не синоним христианской любви. Увы, на практике эти понятия чаще противоположны. Ведь Христос заповедовал любить грешника, но ненавидеть грех.

Когда 16 ноября Генассамблея ООН призвала страны мира внедрять у себя принципы толерантности, это известие наверняка порадовало малоискушенных граждан. Не исключая христиан — тут же вспомнивших, например, "блаженны миротворцы — ибо они Сынами Божьими нарекутся". А что может лучше помирить враждующих, чем терпимое отношение к принципам друг друга?

Cправка из Википедии: 
 

Толера́нтность (от лат. tolerantia — терпение) — социологический термин, обозначающий терпимость к иному образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.

Вот и Декларация принципов терпимости ЮНЕСКО, утвержденная в 1995 году на 28 Генеральной конференции этой организации, постулировала следующие принципы: "Уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности". Исходя из "признания того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность".

Цитированные тезисы — плоть от плоти не только христианства с его любовью к ближнему, но и современной либеральной цивилизации с ее принципами свободы. Правда, последняя, как это любят говорить в США, исходит из несколько другого принципа: "Моя свобода махать кулаками заканчивается там, где начинается нос моего соседа". Что и дает основание институтам западного общества бороться с наркоманией, педофилией, мошенничеством и многими другими явлениями, однозначно считающимися преступлением.

Тем же принципом "угрозы носу" в теории регламентируется и внешняя политика развитых стран мира, в первую очередь — США. А на практике, например, Ирак в начале 2000-х в мыслях не имел нападать на Америку. Но это ничуть не помешало Вашингтону отнестись к этой стране "нетолерантно", оккупировав ее за несколько дней из-за оружия массового уничтожения, которое там так и не нашли. А ныне сходный сценарий прорабатывается в отношении другой ближневосточной страны — Ирана.

Одним словом, Декларация принципов терпимости стала тем, чем после распада СССР стала и вся ООН — инструментом проведения американских ценностей в мире. То есть, граждане и правительства должны быть терпимы именно к тем ценностям, к которым с пониманием относятся и в Вашингтоне.

Ладно там, цвет кожи, другой язык или вера, упомянутые в документе ЮНЕСКО! Для христианства тоже "нет ни иудея, ни эллина", а многие из святых были неграми (пардон — об "афроамериканцах" тогда еще не слышали). Но совсем недавно, например, американский президент отменил ответственность для военнослужащих за гомосексуализм — значит, такое поведение было признано одним из вариантов нормы.

Мир беспощадной толерантности, или Радужное будущее человечества

"Мир беспощадной толерантности, или Радужное будущее человечества"
(Есть ли предел толерантности? Куда приведет человечество тотальная терпимость — в мир, где запрещены слова «мать» и «отец», традиционные отношения считаются дикостью и варварством, а приведенная картинка «радужного» будущего давным-давно стала обыденной повседневностью? И чем это грозит государству и обществу?)

Пожалуй, именно такой подход и отличает коренным образом христианство и современный мир. Господь, призывавший в Евангелии "любить врагов ваших, делать добро согрешающим против вас", просит верующих хорошо относиться ко всем людям. Но одновременно Священное Писание беспощадно к греху — всему тому, что мешает человеку, созданному по Образу Божию, достичь настоящего богоуподобления, святости. Святые отцы так определили этот подход: "Любить грешника — ненавидеть грех".

Проиллюстрировать надлежащее выполнение этого принципа можно с помощью следующего медицинского примера. Скажем, наш близкий попал в больницу с инфарктом. Мы приходим к нему в гости, приносим ему всякие вкусности, ласково говорим о самых разных вещах, всячески проявляя нашу любовь. Но одновременно не забываем, что инфаркт — очень серьезное заболевание, чреватое гибелью любимого человека. И ненавидим эту болезнь всей душой, желая скорейшего выздоровления и избавления от ненормального состояния.

Такой случай ни у кого не вызовет критики. Хуже, если человек болен, скажем, наркоманией. Ранее она считалась преступлением, а теперь, под влиянием медицинских открытий — болезнью. Только болезнь эта такого рода, что пациент обычно не желает расставаться с ней. Родные и общество желают его исцеления, а он жаждет словить вожделенный кайф любой ценой. Тут сочувствия может не хватить даже у самых близких людей — а многие посторонние нередко восклицают: "Сажать (а то и стрелять) таких надо!"

Хуже всего, конечно, если человек заболел болезнью инфекционной, вроде чумы, и стал опасным для окружающих. Тогда, если он не соблюдает правила карантина, приходится выбирать между его жизнью и жизнью многих людей. Впрочем, христианство даже в этом случае призывает видеть в другом человеке Образ Божий.

Но представим себе последний, в отношении к обычным болезням, немыслимый случай. Умные дяди и тети, сначала ученые, а потом и политики, разобравшись в том, что некая болезнь наследуется генетически, решают объявить ее нормой. Тот же гомосексуализм ныне исключен западной психиатрией из списка половых извращений. Соответственно, его запрещено лечить — но предписано считать разновидностью нормального поведения. На очереди — легализация педофилии, о чем на полном серьезе заявляют некоторые канадские психиатры и "правозащитники". Не менее серьезно ведется разговор и о легализации наркотиков, особенно легких, и многих других явлений, несовместимых с нормальной жизнью в традиционном понимании.

Вот это и есть современная толерантность во всей ее красе. Кстати, Вашингтон и Броюссель проводят ее в жизнь отнюдь не толерантными методами — но путем грубого шантажа правительств тех стран, которые не спешат признавать грех нормой жизни. Так это было в Молдавии, разрешившей гомосексуальную пропаганду, или на Украине, где запрещающий такую деятельность закон "завис" после первого чтения из-за грозного окрика из Госдепа США. Пытаются давить и на Россию, но пока "зубки обломали" — не тот для них масштаб.

Неудивительно, что на интернет-форумах многие участники, включая тех, кто весьма далек от христианства, называют такую толерантность ко греху "толерастией" — по аналогии с одним из синонимов, обозначающих гомосексуализм. Ну, а христианам тем более нечего делать с теми, кто, спекулируя на Библии, пропагандирует "нормальность" содомского и многих других грехов. Фактически призывая к капитуляции перед ними. Хотя грехи эти, независимо от лживых мнений нынешних "властителей дум" современного Запада, все равно несовместимы с блаженной Вечностью в Божьей Любви.

Юрий Носовский

Источник: Pravda.ru


Назад к списку