Ной спускается с горы Арарат
Говорят, некоторые чеченцы возводят самоназвание своего народа, нохчи, к Ною (по-древнееврейски Ноах) и считают себя его потомками. Что же, если верить Библии, они правы – но то же самое можно сказать и обо всех остальных народах земли. Но почему же Библия говорит о еще одном едином праотце всех людей, кроме Адама?
Бог создал человека по своему образу, а дальше – Адам родил сына «по своему образу» (больше нигде в Библии такое выражение не встретиться). После грехопадения человечество начинает жить собственной жизнью, строя свою цивилизацию. Всё начинается с братоубийства: Каин убивает Авеля, его изгоняют, у Адма и Евы рождается тритий сын, Сиф… Заразившись грехом, как опасной болезнью, человечество катится вниз по наклонной плоскости и, наконец, достигает критической точки: Бог приговаривает его к истреблению. Он находит только одного праведника – Ноя.
Библейский автор не сообщает почти никаких деталей о жизни его современников – только один довольно странный эпизод: «тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал… В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди».
О чем говорят эти странные слова? У многих народов древности сохранились предания о браках между божествами и земными красавицами, от которых рождались герои (например, Геракл родился от Зевса и царицы Фив, а основатели Рима Ромул и Рем – от Марса и весталки). В языческих культах существовали обряды, во время которых девушки якобы отдавались божествам (на самом деле, их жрецам или почитателям). И дело здесь даже не только в распущенности: вместо почитания Единого Бога-Творца язычники отдают себя во власть низших духовных сил, которые в современном богословии называются демонами или бесами. Обычно древние люди гордились такими семейными историями, но Библия явно их не приветствует. Вместо свободного общения с Богом, которое было доступно в Эдемском саду Адаму и Еве, человечество приходит к брачным союзам с демонами – это предел, ниже падать некуда.
О потопе, как и о сотворении мира, Библия рассказывает языком мифа, а не языком современной науки, которой тогда еще просто не существовало. У многих народов древности (но далеко не у всех) сохранились предания о такой катастрофе, когда уцелела только одна семья. Так, вавилонские предания рассказывают об Атрахасисе, который был любимцем бога Эйа. Когда боги на своем совете решили погубить слишком шумное и раздражавшее их человечество, они поклялись не выдавать никому из людей своих планов. Но Эйа не мог допустить гибели любимца, поэтому он явился ему и… обратился не к самому Атрахасису, а к его дому: «Внемли, о стена! Хижина, слушай! Разрушь свой дом, корабль выстрой!» Атрахасис понял намек, построил корабль и так спасся. Своих соседей он при этом нещадно обманывал, чтобы не могли спастись вместе с ним. Только после наводнения вавилонские боги осознали всю опрометчивость былого решения: ведь теперь было некому приносить им жертвы. И тут Атрахасис соорудил жертвенник. Боги были очень рады узнать, что, благодаря маленькой хитрости одного из них, человечество все-таки выжило, и потому Эйа никак не был наказан.
История Ноя, при всех совпадающих деталях, разительно отличается от вавилонского мифа. Среди людей своего времени только Ной «ходил пред Богом», то есть жил с постоянной памятью о Боге и вел себя так, чтобы Ему угодить. Потому Бог решил произвести новое человечество именно от Ноя. Он повелел Ною соорудить ковчег, то есть огромный плавающий дом. Ковчег был построен людьми, но когда люди и животные зашли внутрь, дверь ковчега затворил Сам Бог – так он добавил последний штрих к творению человека. В это время хлынул ливень, или, как говорит повествование, «открылись источники великой бездны» – ведь древние люди верили, что одна водная бездна лежит под поверхностью земли, а другая – над небесным сводом. Вода всё прибывала, и, наконец, покрыла даже верхушки гор. После того, как дождь прекратился и вода пошла на убыль, прошло еще немало времени, прежде чем обитатели ковчега смогли выйти на сушу. Чтобы узнать, появилась ли сухая земля, Ной выпускал ворона и голубя. Когда голубь вернулся к нему с листом маслины в клюве, Ной понял, что жизнь на суше возрождается – вот откуда у нас этот образ голубя с веточкой в клюве.
Выйдя из ковчега, Ной принес жертву Богу, и Тот пообещал, что больше не будет истреблять человечество за его грехи. Это было первое соглашение (говоря библейским языком, «завет») Бога с человечеством после грехопадения. Его знаком стала радуга – «лук» Бога (на древнееврейском языке радуга называется тем же словом, что и боевой лук). Но, чтобы сдержать зло, Бог установил первый принцип ветхозаветного законодательства: «Кто прольет кровь человека, кровь того прольет человек. Ибо человек создан по образу Божьему». Впоследствии этот принцип ляжет в основу ветхозаветного законодательства, а со временем он станет основой и нашего правосознания.
Ною предстояло стать прародителем нового человечества. Его сыновей звали Сим, Хам и Иафет, и далее Библия подробно перечисляет потомков каждого из них. Но, с точки зрения Библии, это не просто отдельные люди – это родоначальники целых народов. По сути дела, здесь перед нами каталог всех народов, которые были известны древним евреям (конечно, среди них мы не найдем обитателей Дальнего Востока, Америки или Австралии). И все они – родственники в той или иной степени.
Интересно, что эта классификация не вполне совпадает с данными современной лингвистики и антропологии. Так, евреи во всех отношениях были достаточно близки хананеям, которые жили в Палестине до них и говорили на очень сходном языке. Тем не менее, Евер – потомок Сима, а Ханаан – сын Хама. Видимо, их классификация основывалась на каких-то других принципах, чем сегодняшняя наука. А на каких? Трудно сказать однозначно, но… пожалуй, на той роли, которую предстояло каждому народу сыграть в Священной истории. Да, эта роль не определялась происхождением каждого народа, но она бывала с ним связана каким-то особым, если не сказать таинственным образом.
Например, Ной был первым виноградарем и виноделом, и однажды, несколько переборщив с дегустацией, лежал голый в своем шатре. Хам, чье имя после этой истории стало нарицательным, рассказал об этом своим братьям. А братья накрыли плащом наготу своего отца, зайдя в шатер задом наперед – так, чтобы его не видеть. Протрезвев, Ной благословил Сима и Иафета и проклял почему-то не самого Хама, а его сына Ханаана, сказав: «раб рабов будет он у братьев своих». В дальнейшем мы читаем о потомках Ханаана, хананеях, которые почитали языческих богов и делали это самым отвратительным образом, вплоть до человеческих жертвоприношений. Он вводили в соблазн и израильтян, потому Ветхий Завет предписывает достаточно жесткое отношение к ним. Есть ли связь между непочтительностью к отцу далекого предка и непочитанием Бога со стороны потомков? Наверное, есть, просто нам она не открыта и мы не можем судить о судьбах народов по страницам этой книги. Но Бог может.
В последующие века европейские рабовладельцы, считавшие себя потомками Иафета, а негров – потомками Хама, очень любили эту историю. Нравилась она также евреям и арабам, потомкам Сима (семитам). Но на самом деле она, конечно, не оправдывает расового неравенства, а говорит о последствиях определенного отношения к родительским грехам. К тому же Новый Завет достаточно ясно говорит, что во Христе национальные границы преодолеваются и уже «нет ни эллина, ни иудея».
ДЕСНИЦКИЙ Андрей
|