ТРОИЦКАЯ СУББОТА

Тро́ицкая суббота — день всеобщего поминовения усопших, родительская суббота перед Днём Святой Троицы (Троицыным днём).

В церковном календаре именуется Вселенской родительской субботой. Во время вселенской панихиды в этот день Церковь поминает всех когда-либо умерших православных христиан.

Поминовение всех умерших благочестивых христиан установлено в субботу перед Пятидесятницей ввиду того, что событием сошествия Святого Духа завершилось домостроительство спасения человека, а в этом спасении участвуют и усопшие. Поэтому Церковь, воссылая в Пятидесятницу молитвы об оживотворении Духом Святым всех живущих, просит в самый день праздника, чтобы и для усопших благодать всесвятого и всеосвящающего Духа Утешителя, которой они сподобились еще при жизни, была источником блаженства, так как Святым Духом «всяка душа живится».

Поэтому канун праздника, субботу, Церковь посвящает поминовению усопших, молитве о них. Святой Василий Великий, составивший умилительные молитвы вечерни Пятидесятницы, говорит в них, что Господь наипаче в этот день благоволит принимать молитвы об умерших и даже о «иже во аде держимых».

Троицкая суббота связана с основанием Церкви Троицей и Сошествием Святого Духа. Мы молимся за усопших, чтобы Господь простил их, и верим, что Дух Божий касается не только живущих и молящихся, но и усопших. Наши близкие ушли в мир иной со страстями, пороками, грехами, а мы молимся и просим Духа Божия, которого Бог послал, просим Христа Спасителя, чтобы он помиловал их. Мы вымаливаем у Бога прощение за усопших, потому что они уже не могут ничего для себя вымолить, они могут молиться за нас, но не за себя: «Помоги, Господи, упокой, Господи, души усопших раб Твоих, праотец, отец, сестер, братии наших, зде лежащих и повсюду православных».  Православные просят от лица Церкви, чтобы Господь помиловал тех, кто ушел в вере и надежде Воскресения. По молитве Церкви благодать развивается до такого состояния, которое помогает душе усопшего выйти из уз ада.

Особенности богослужения в храме

Так как богослужебный день по традиции начинается накануне вечером, именно вечером пятницы совершается первое поминовение усопших: это Великая Панихида, или Парастас. Особенность этой службы – то, что на ней полностью прочитывается 17-ая кафизма (Псалом 118). Это самый большой псалом во всей Псалтири, он включает 176 стихов. Многими это песнопение традиционно считается заупокойным, и не без оснований: здесь действительно как бы подводятся итоги жизни человека. 

Вечером 17-ую кафизму можно читать и дома.

Утром собственно самой Родительской Субботы служится литургия, на которой также поминаются усопшие, звучат заупокойные тропари. А по окончании ее следует еще одно богослужение, посвященное нашим близким – вселенская панихида.

Как поминать сродников в этот день

Это поминовение никоим образом нельзя сводить только к посещению кладбища, как это делают многие невоцерковленные люди. Душа усопшего пребывает с Богом, а не на месте упокоения тела. Хотя его также следует содержать в порядке, главным является все же:

  • посещение храма;
  • раздача милостыни;
  • личная молитва во храме, дома, на кладбище.

Благочестивые христиане подают первые записки о близких уже накануне Субботы, то есть в пятницу вечером. Как правило, в этом случае имена усопших читаются:

  • во время Парастаса;
  • за литургией утром следующего дня.

Есть храмы, где христиане, чьи имена поданы в записках накануне Субботы, поминаются также на панихиде, однако, чаще всего панихиду все же заказывают отдельно.

Следует помнить, что все пожертвования за поминовение на Парастасе, литургии, панихиде – не «плата за религиозные услуги», а милостыня о душе почившего близкого, которая привлекает к ней милость Божию.

Еще одна форма милостыни – продукты, приносимые во храм как накануне вечером, так и утром Родительской Субботы. Они приносятся для церковнослужителей, которые обязательно помянут усопших на личной молитве. Кроме этого, можно раздать милостыню продуктами малоимущим.

Что касается самого посещения кладбища, то туда принято отправляться после окончания панихиды во храме.

Иеромонах Иов (Гумеров) в проповеди на Троицкую Субботу 11 июня 2011 г. говорит: «Церковь объединяет всех, кто вошел в нее и остался в ней – тех, кто жил в апостольское время, когда родилась Церковь, и в наше время. Разница только в том, что одни уже прошли спасительный путь и вошли в Царство Небесное, а нам еще предстоит, как членам Церкви воинствующей, еще спасаться, преодолевая свою немощь внутреннюю, преодолевая сопротивление диавола, и самое трудное, наверное, – сопротивление мира, который, по слову святого апостола Иоанна Богослова, во зле лежит…». 

Поэтому мы молимся о милости Божией как к усопшим, так и к нам самим, идущим трудной дорогой к Богу.

Со святыми упокой, Христе, души раб Твоих, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная! Аминь.   

 
 
 

Назад к списку