Ной проклинает Хама Юлиус Шнорр фон Карольсфельд. Иллюстрации к Библии
У нас в отечестве продолжается какой-то нескончаемый праздник «торжества правдолюбия». Каждый считает долгом открывать исподнее друг друга, а с особым упоением – сильных мира сего. Всё это делается в порыве борьбы за правду, с пламенной уверенностью в собственном благородстве и считается делом почти святым.
Но оставим в стороне идолов поп-культуры и некоторых «медийных» персон. Кажется, им самим нравится обсуждение их тёмных сторон, если это привлекает внимание публики и подпитывает огонь славы. Оставим в стороне тех, кого «правила игры в правдолюбие» устраивают, потому, что целью этой игры не является достижение правды, а поддержание интереса к их многоценным персонам.
Поговорим лучше о волне нападок на Церковь.
Пугает то, что мир, очевидно, всё более погружается в безумие и в погоне за мнимым правдолюбием все высказывают гневно и агрессивно всё, что им взбредёт в голову, и считают свои разогретые эмоциями мнения самыми правыми, если не праведными. В ход идёт всё что угодно, от неуместного цитирования Священного Писания, до сплетен и высказываний жёлтой прессы, причём всё считается одинаково «веским», в отстаивании собственной правоты. Вот уж воистину - торжество постмодерна. Но главное, что пугает – это отсутствие во многих крещёных людях понимания того, что воля Божия во всей полноте явлена именно в Церкви, которую Сам Господь создал для нас и которая была, есть, и будет «столп и утверждение истины» даже до скончания века.
Почему я так подробно на этом остановился? Потому, что в последнее время совершенно очевидно наметился такой очень эмоциональный и псевдодуховный процесс «отделения Бога от Церкви». Этот процесс приобретает такие масштабы, что не говорить об этом невозможно.
При этом чаще всего говорят о каких-то злоупотреблениях в церковной среде и о посягательствах Церкви на власть… Вот именно боятся того, что понятия и правила духовной жизни будут приняты за основу правового, государственного устройства. Бояться, что придётся отвечать не только перед Богом, но и по закону за все те подлости и мерзости, которые так хочется некоторым окончательно признать чем-то «естественным и небезобразным».
Да, злоупотребления в Церкви есть и даже серьёзные, но вот что хочется сказать по этому поводу. Во-первых любое злоупотребление или грех крещёного, православного человека, начиная от мирянина и заканчивая высшими иерархами ни в коем случае не колеблет святости Самой Церкви, которая есть Тело Христово и Сам Господь является её главой. Другое дело, что Церковь – это живой организм, состоящий из живых людей и этим людям, к сожалению, свойственно грешить. Но не всякий грех отчуждает человека от Бога и от Церкви. Об этом говорил и апостол Иоанн, утверждая, что всякая неправда грех, но есть грех не к смерти. То есть только вопиющие, смертные грехи действительно отчуждают человека от Церкви и лишают его живительной благодати.
Когда тот или иной человек собирается произнести вслух слово «Церковь» и собирается разразиться в её адрес гневной филиппикой, то пусть этот человек в первую очередь вспомнит – крещён ли он сам в Православии? И если крещён, то он должен отчётливо осознать, что и сам он является частью той Церкви, которую он собирается критиковать, а может быть и хулить. И нет ли чего-нибудь за что так же убеждённо и гневно можно критиковать и самого этого человека, пусть даже за другие, но не менее тяжкие грехи? Это первое.
А второе, на что хотелось бы обратить внимание – это то, с какой лёгкостью православные и даже верующие люди совершают то, что в Церковной традиции именуется «хамовым грехом» и за что, как мы знаем, один из сыновей Ноя подвергся проклятию. Что же произошло тогда, во времена Ноя? А произошло то, что Ной действительно согрешил, упившись вином и пребывая в неприглядном состоянии. Но вот удивительное дело – мы нигде не находим в Писании свидетельства о Божьем гневе по этому поводу. Может быть потому, что грех этот на самом деле был не таким уж тяжким, грехом человеческой немощи, но не злой воли, ни противления Богу. Зато куда более тяжким грехом оказалось обличение отцовского греха его сыном, насмешка над этим грехом. В лице отца перед детьми предстаёт сам Бог-Творец и насмешка над отцом, непочитание его испокон веку приравнивается к восстанию на Бога, противлению Ему. И вот это обличение пусть даже действительно содеянного, но отцовского греха, непочитание отца, насмешка над ним, укор и осуждение послужило причиной проклятия Хама и его потомков.
Почему мы забываем об этом? Или с самонадеянной лёгкостью считаем, что на нас не распространяется заповедь о почитании отца и матери (и не только плотских своих родителей, но и в неизмеримо большей степени о почитании Отца небесного и Матери Церкви). Дело совсем не в том, что реально совершают те или иные служители Церкви – это их грех, и он будет либо осуждён, либо омыт покаянием. Дело в том, что люди, считающие себя христианами позволяют себе осуждающие выпады, гневные выкрики и требования в адрес Церкви, прямо упоминая её святое имя.
Более того, они позволяют себе высказывать требования по поводу того какой должна быть Церковь, не осознавая при том, что они «предъявляют претензии» Богу, не обращая притом эти требования к себе самому, как к члену той же Церкви.
Причина этого, конечно, в болезненном отрыве в наше время знания от воспитания. При наличии и даже изобилии информации, в том числе православной, в нашем народе практически утрачен опыт и традиция православного воспитания. Человек что-то знает и полагает, что он уже в праве что-то требовать от Церкви. Но знания без личного опыта борьбы с грехом, без личного опыта покаяния и изменения жизни, знания без благоговения, кротости, смирения – без всего этого даже самые «правильные» знания не стоят выеденного яйца и могут послужить только осуждению человека, как и знание о грехе отца при отсутствии благоговения и сыновней любви послужило причиной проклятия Хама.
Задумаемся об этом все, называющие себя христианами.
Священник Димитрий Шишкин
|