РАЗМЫШЛЕНИЯ ПЕРЕД НАЧАЛОМ НОВОГО УЧЕБНОГО ГОДА

Детям необходимо четко усвоить, что учеба – это работа, послушание. Желаешь быть успешным в современном мире – работай.

Когда-то известный китайский мыслитель Конфуций сказал: «Учиться и не думать – бесполезно, а думать и не учиться – опасно».

Для иллюстрации первой части изречения нужно представить нашу систему образования, построенную по принципу: «выучил-сдал-забыл». Признаем: знания, которые получаем в школе или университете, мы либо забываем, либо просто не можем применить в жизни. Можно иметь много дипломов, но они будут бесполезны. Вот и получается, что диплом у нас по одной специальности, а работаем – где устроимся.

Незаслуженно забытый философ Григорий Сковорода, как-то сказал: «Библию нужно не много читать, но много жевать». Знания должны «пережевываться», усваиваться как нечто интересное и практичное. К примеру, через карту звездного неба можно всю греческую мифологию изучить, узнать, почему марка японских машин названа «Субару» – это японское название созвездия, которое у нас называется Плеяды. Что это созвездие одно из самых красивых и заметных в Северном полушарии, что про него у Гомера написано. Да, но не только это интересно. Как по-английски «пятница»? «Friday». Правильно, это от имени германской языческой богини Фреи. У германцев были другие боги, и они называли Плеяды «птенцами Фреи». И еще это созвездие несколько раз упоминается в Библии в книге Иова! Да и Лермонтов не напрасно же написал: «Ночь тиха, пустыня внемлет Богу, и звезда с звездою говорит». Вот так банальный урок астрономии можно превратить в неисчерпаемый источник вдохновенья.

Если думаем и учимся, «пережёвываем», то один даже очень скучный предмет связываем с другими, и если что-то одно хорошо поймешь, то и в другой области знаний будет легче. Математика говорит об идеальном мире, о бесконечности, она приводит ум в порядок. Биология заставляет изумиться гармоничной сложности и глубине творения. Про историю и литературу я просто молчу. Это, так сказать, почти богословские дисциплины. Если бы они преподавались так, как надо, можно было бы всех к Богу привести.

Говоря о второй половине афоризма известного китайца, можем вспомнить всех тех, кто, имея сильный ум, таланты, подогреваемые гордостью, и убежденные в своей правоте презирают опыт веков и выдумывают свой «велосипед». Среди первых из них – диавол, разного рода умные, но гордые еретики и прочие либералы. По своему высокоумию эти люди не хотят учиться у тех, кто был прежде них, как это актуально для нас! Люди, которые жили раньше, не были глупее нас. Клайв Льюис дал некогда дельный совет: «Необходимо проветривать свои мозги воздухом прошедших эпох».

Детям необходимо четко усвоить, что учеба – это работа, послушание. По слову апостола Павла «Кто не работает, тот не ест». Другими словами: желаешь быть успешным в современном мире страшной конкуренции и ограниченных ресурсов – работай. Милые старшеклассники, студенты, помните, что учиться нужно не ради карьеры или родительского расположения, учеба должна родить в вас некие навыки, некий опыт, которые позволят вам стать полноценной личностью.

Человек учиться должен ВСЕГДА! Это касается всех. В случае, если родитель не разделяет такого утверждения, он рискует воспитать в своем ребенке те качества, которые обрекут его на жизненную инертность и прозябание в «болоте» безысходности.

Дорогие мои родители, прошу вас, не позволяйте своим чадам обижать учителей. Уверен, что среди учителей есть много тех, кому не безразлична жизнь вашего ребенка, в этом случае учитель может стать «лучшим другом» в деле воспитания вашего чада. Также следует отметить, что существует противоположная сторона проблемы. Она состоит в том, что далеко не все учителя озабочены тем, чтобы дать Вашему ребенку образование. Поэтому родителям нужно внимательно следить за учебным процессом. Жизненно важно осознать, что именно родитель отвечает за образование своих детей, за то, что происходит в школе. И хотя не стоит по мелочам придираться к администрации школы, серьезные требования надо отстаивать, для чего родителям неплохо было бы реально объединяться. Очень важно заботиться о том, чтобы ребенок читал, больше времени проводил с книжкой, а не с компьютером или телевизором. Уже во втором-третьем классе нужно буквально заставлять детей читать. Пусть это будут любые книжки, но человеку обязательно нужно привить навык к чтению.

Критические соображения (в том числе в связи с недавними нововведениями) в адрес нынешнего школьного образования уже изрядно поднадоели. Думаю, для всех очевидно, что если прежде школа ясно представляла себе, для какого общества она готовит своих выпускников и по каким правилам им предстоит «играть», то теперь она, мягко говоря, в растерянности. Не секрет, что уже совсем скоро нашему обществу суждено будет столкнуться с глобальной интеллектуальной деградацией. Тотальная безграмотность, отсутствие элементарных знаний по истории, физике, химии и т.п., полнейшее агрессивное невежество, – вот не радужная перспектива. Что делать? Все просто: необходимо заново учить детей читать, прививать чувство прекрасного, запрещать гаджеты, покемонов и прочую оболванивающую ерунду, не бояться травмировать ребенка оценками, скоростью чтения и знанием таблицы умножения, учить стихи не только современных «стихоплётов», но и классиков и т.д.

Учителям пожелать могу только одного – крепитесь. Есть всего-то несколько профессий, которые можно назвать служением в высшем смысле этого слова: священник, врач, учитель и воин. Учитель занимает важное место в этом почетном ряду, но при этом отношение к нему в нашем современном обществе, мягко выражаясь, не очень уважительное. Родители считают его человеком, который что-то им должен, государство платит копейки. Учителя занимаются кучей никому не нужной бумажной работы, их ругают на всех уровнях. Требования к учебному процессу меняются из года в год. Необходимо заниматься совершенно бессмысленной подготовкой к «ЕГЭ» в ущерб реальным знаниям. Поэтому я желаю вам, дорогие учителя, чтобы вы крепились, мужались и не бросали своего достойного поприща. Потому что, если не вы, то кто?

Получается как всегда – надеяться только на себя. Не на учителей, не на школу, не на программы. В конце концов, это наши собственные дети. Помоги нам Господи!

Епископ Александрийский и Светловодский Боголеп

 
 
 

Назад к списку