27 Пришли опять в Иерусалим. И когда Он ходил в храме, подошли к Нему первосвященники и книжники, и старейшины
28 и говорили Ему: какою властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал власть делать это?
29 Иисус сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном, отвечайте Мне; тогда и Я скажу вам, какою властью это делаю.
30 Крещение Иоанново с небес было, или от человеков? отвечайте Мне.
31 Они рассуждали между собою: если скажем: с небес, — то Он скажет: почему же вы не поверили ему?
32 а сказать: от человеков — боялись народа, потому что все полагали, что Иоанн точно был пророк.
33 И сказали в ответ Иисусу: не знаем. Тогда Иисус сказал им в ответ: и Я не скажу вам, какою властью это делаю.
h3>Послание апостола Павла к Евреям, Глава 7, стихи 1 - 6:
1 Ибо Мелхиседек, царь Салима, священник Бога Всевышнего, тот, который встретил Авраама и благословил его, возвращающегося после поражения царей,
2 которому и десятину отделил Авраам от всего, — во-первых, по знаменованию имени царь правды, а потом и царь Салима, то есть царь мира,
3 без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда.
4 Видите, как велик тот, которому и Авраам патриарх дал десятину из лучших добыч своих.
5 Получающие священство из сынов Левииных имеют заповедь — брать по закону десятину с народа, то есть со своих братьев, хотя и сии произошли от чресл Авраамовых.
6 Но сей, не происходящий от рода их, получил десятину от Авраама и благословил имевшего обетования.
(Мк. 11:27-33) Мк.11:27. Пришли опять в Иерусалим. И когда Он ходил в храме, подошли к Нему первосвященники и книжники, и старейшины
Мк.11:28. и говорили Ему: какою властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал власть делать это?
Мк.11:29. Иисус сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном, отвечайте Мне; тогда и Я скажу вам, какою властью это делаю.
Мк.11:30. Крещение Иоанново с небес было, или от человеков? отвечайте Мне.
Мк.11:31. Они рассуждали между собою: если скажем: с небес, – то Он скажет; почему же вы не поверили ему?
Мк.11:32. а сказать: от человеков – боялись народа, потому что все полагали, что Иоанн точно был пророк.
Мк.11:33. И сказали в ответ Иисусу: не знаем. Тогда Иисус сказал им в ответ: и Я не скажу вам, какою властью это делаю.
В ярости за то, что Христос изгнал из храма меновщиков, они приходят к Нему с вопросом: «какою властью Ты это делаешь?» Они как бы так говорили Ему с поношением: «Кто Ты такой, что это делаешь? Разве Ты поставлен учителем? Разве в архиерея рукоположен?» Говорили же это, стараясь привести Его в затруднение, чтоб уловить Его. Если бы Он сказал: «Я творю это Моею властью», то они побили бы Его камнями как богопротивника, а если бы сказал: «(Творю это) властью Божией», в таком случае они могли бы отвлечь от Него народ, так как Он признавал Себя за Бога. Но Господь предлагает им вопрос об Иоанне, не без причины и не с какой-либо хитростью. Но поскольку Иоанн свидетельствовал о Нем, то Он и спрашивает злодейственных иудеев об Иоанне, дабы они, если признают Иоанна за посланника Божия, принуждены были принять свидетельство Иоанна и о Христе. А как они не могли ничего ответить, то Он, чтобы еще более уничижить их, говорит: «и Я не скажу вам». Не сказал: «Я не знаю, что отвечать вам», но «и Я не скажу», то есть поскольку вы злобствуете, то Я не удостаиваю вас ответа.
Спаситель доказывает Свое небесное посланничество свидетельством Иоанна Предтечи, – молчат, ибо нечего было сказать против, а всё не веруют. В другой раз делами Своими то же доказывал, – придумали изворот о «князе бесовском» (Мф.9:34, 12:24, Лк.11:15). Но когда этот изворот был выставлен совершенно неуместным, – тоже замолчали, а все-таки не уверовали. Так и всегда неверы не верят, что им ни говори и как убедительно ни доказывай истину: ничего не могут сказать против, а все не веруют. Сказать бы: ум у них параличом разбит, так ведь о прочих предметах они рассуждают здраво. Только когда о вере зайдет речь, начинают путаться в понятиях и словах. Путаются также, когда выставляют воззрения свои в замену положений веры, от Бога данных. Тут у них сомнение возводится в такую опору, что твой крепкий утес. Прослушайте всю их теорию – дитя разберет, что это сеть паутинная, а они того не видят. Непостижимое ослепление! Упорство неверов можно еще объяснить нехотением верить, но откуда само нехотение? И отчего оно берет в этом случае такую власть, что заставляет человека умного сознательно держаться нелогичного образа мыслей? Тут тьма – уж не от отца ли она тьмы?
Протоиерей Александр Шаргунов
Много раз религиозные власти Иерусалима приступали ко Господу в храме. Одни группы сменяли другие, чтобы обвинить Его или уловить в сеть, расставленную ими. И теперь, после недавнего полыхания гнева Господня в храме, они подготавливаются к решительным действиям. Их вопрошание Господа в храме уже напоминает тот суд, который они учинят после взятия Его под стражу. Но время этого суда еще не пришло. Вопрос первосвященников и книжников кажется законным: «Какою властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал власть делать это?» Совсем не случайно члены Синедриона, высшего духовного судилища, задают Господу этот вопрос. По какому праву вмешивается Он в дела Храма Божия? Вопрос их коварен, ибо они прекрасно знают, что они — единственные, кто уполномочен принимать какие-либо решения в этой области. Они не сомневаются, что являются обладателями власти, данной им от Бога.
Если бы они могли выставить Его перед народом, что Он не имеет законной власти, что Он не помазан, как полагается, на священство, они сказали бы народу, что Его не должно слушать. Более того, если бы Он сказал, что делает это собственной властью, они могли бы арестовать Его как Того, Кто «будучи человеком, делает Себя Богом». А если бы Он сказал, что делает это властью Божией, Его также можно было бы взять под стражу по обвинению в богохульстве, ибо Бог никогда никому не дает власти, чтобы учинять беспорядки во дворах собственного дома. Они пытаются найти последнее оправдание своему упорному неверию и ищут любым способом опорочить Его небесное посланничество. Этот вопрос, который они задают Господу, должны бы задавать себе все священники, все, кто наделен властью, и давать на него ясный ответ. «Какой властью я это делаю?» И кто может проповедовать, если не послан Богом?
Господь не отвечает прямо на их вопрос. Он ставит им предварительное условие: «Спрошу и Я вас об одном, отвечайте Мне; тогда и Я скажу вам, какою властью это делаю. Крещение Иоанново с небес было, или от человеков?» Первосвященники и книжники оказываются перед трудным выбором. Если они скажут, что Иоанн Креститель с его служением — с небес, то есть от Бога, они опозорят себя, потому что Христос тотчас же обратит это против них: «Почему же вы не поверили ему?» Если крещение Предтечи, исповедовавшего Иисуса Мессией, Христом, — было от Бога, они должны были бы признать божественное происхождение власти Мессии.
Если они скажут, что дело Иоанна — чисто человеческое, то с неизбежностью столкнутся с мнением народа, который признает его за пророка. Оказывается, не только нечестивые рабы, но и власть предержащие могут быть подвержены низменному страху, лишающему их независимости в суждениях. Мы видим плотской рабский страх иудейских властей, замысливших погубить Господа. Они боятся и огромного почитания Господа народом. Их уклончивый ответ: «Не знаем» — откровенный вызов Господу. И Господь делает соответствующие выводы: «И Я не скажу вам, какою властью это делаю». Они не заслуживают этого. Потому Господу нет нужды говорить им об этом. Ибо никто не может творить чудес, какие Он творил, если Бог не будет с Ним.
Первосвященники, книжники и старейшины постыжены и вынуждены с позором отступить. То, что Христос совершает Своей мудростью, мы должны достигать добрым житием во Христе, «ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей» (1 Петр. 2:15). Господь показывает, что происходит с людьми, когда они лукаво уклоняются от истины и правды. Они могут до времени искусно расставлять свои хитросплетенные словесные сети, но в конце концов сами попадут в такое положение, когда им нечего будет сказать. Кто искренен в своих отношениях с Богом, у того будет мужество и смирение признать свое заблуждение, и Господь откроет ему Себя. А кто изворачивается, тот будет все больше и больше запутываться, и становиться рабом человекоубийцы от начала и отца лжи.
***
Протоиерей Павел Великанов
Евангелист рассказывает нам об одной острой ситуации, которая возникла в Иерусалимском храме уже после торжественного входа Иисуса в город. На следующий день Иисус пришёл в Храм, где выгнал торговцев, опрокинул столы менял и проповедовал. Такое поведение было воспринято властителями храма — первосвященниками и старейшинами — как дерзкий вызов. Не желая открывать свои уже проговоренные коварные планы по уничтожению Иисуса, они лицемерно делают вид, что пытаются разобраться, на каком основании Иисус так бесцеремонно Себя ведёт. То есть, те, кто уже по сути приняли решение о необходимости Его скорейшего убийства — притворяются невинными обиженными овечками, которые ничего не могут понять, что же такое происходит?
Но Иисусу прекрасно известны эти хитросплетённые еврейские игры, и в них Он участвовать не собирается. Зная лукавство вопрошающих, зная и бессмысленность пытаться их в чем-то убедить, Он отвечает вопросом на вопрос: а крещение Иоанна откуда было — от Бога или от людей? Таким вопросом Он отправляет премудрых старейшин в неразрешимую ситуацию. С одной стороны, они не могут сказать — от Бога — потому что Иоанн говорил всем о Христе как о Мессии, и, кроме того, никто из них не препятствовал ни аресту, ни казни Предтечи. С другой — сказать, что Иоанн — самозванец — настроить против себя толпу, в которой почитание Иоанна уже стало массовым. Коллизия представляется неразрешимой, и они вынуждены признаться в своей неспособности дать ответ.
На самом деле — это не просто отказ ответить на вполне определенный и простой вопрос. Это признание своей полной несостоятельности. Представим себе: приходит некто в церковь и задаёт батюшке вопрос: скажите, а Бог есть или нет? В ответ батюшка глубокомысленно поднимает глаза к куполу храма — и чётко говорит: «Не знаю!» Такому батюшке, конечно, не место у Престола Божия!
То же самое и с сегодняшней ситуацией. Ответ первосвященников — «не знаем!» — это печать их дисквалификации. Люди, которые претендовали на духовное лидерство всего народа, по факту оказались лжецами, лицемерами и просто непорядочными — и эта грязь теперь поднялась на поверхность и стала очевидной.
Чему нас учит этот евангельский эпизод? Прежде всего, не надо пытаться играть с Богом в манипулятивные игры. Он нас обставит в два счета. Не надо пытаться с Ним торговаться, договариваться, выяснять подробности того, что для нас почему-то непонятно. Не об это надо заботиться, а о совершенно другом. Чтобы с Ним — нашим Богом и Спасителем — дружить. Любить Его как родного Отца. Доверяться Ему целиком, без всяких задних мыслей. Быть открытым и благодарным за любой ответ, который Он нам присылает — будет ли это горькая чаша страдания — или полная чаша счастья и утешения.
Я не сомневаюсь, если бы не пытались первосвященники на протяжение всей своей жизни только и делать, как бы перехитрить Самого Господа Бога — они бы не проглядели Мессию, Который стоял перед ними — а они Его так и не увидели!…
***
Иеромонах Феоктист Игумнов
Молчание Бога — известная проблема. С ней сталкивается каждый из тех, кто хоть когда-то пытался молиться. Бог не всегда реагирует на молитвы. И Бог не всегда отвечает на вопросы. Бог вообще ведет Себя как хочет и не спешит повиноваться человеку.
Как мы только что услышали, Воплотившийся Бог не спешил с ответами, Он не был подобен поисковой системе или волшебной палочке. Он был и есть Личность. А личность свободна в своих действиях, тем более, если эта Личность — Бог. Бог, Который ни в чем не нуждается и Который ни чем не ограничен, кроме тех ограничений, которые Он Сам решил на Себя наложить. У нас нет абсолютно никакой возможности манипулировать Богом. Впрочем, зачастую мы склонны об этом забывать.
Израильские первосвященники, книжники и старейшины были вполне уверены не только в том, что они знают и понимают волю Бога, но и в том, что у них есть инструмент воздействия на Бога — их собственная праведность и ритуальная чистота. Они делали то, что, по их мнению, должны были делать, Бог же должен был отвечать тем же: реагировать, когда нужно и так, как нужно. Это простая и логичная последовательность. Но ее нарушил Иоанн Креститель. Он пришёл из своей пустыни в Иерусалим и начал проповедовать религиозным вождям Израиля нечто странное: он сказал, что они нуждаются в ритуальном омовении для прощения своих грехов, то есть в том, что мы называем Иоанновым крещением. Точно в таком же омовении, через которое язычники готовились к принятию иудаизма. Своей проповедью Иоанн как будто бы насмехался над всем тем, во что верили иудеи. Не только его слова, но и его внешний вид, его образ жизни были вызовом, который было не так то легко принять. Христос не случайно упоминает именно Иоанна. Иоанн проповедовал совсем недавно, вряд ли тот, кто слышал его слова пару недель назад успел изменить свое мнение. Отношение к проповеди Иоанна было своего рода маркером, лакмусовой бумажкой: готов ли человек услышать не свои собственные фантазии, а голос Бога? В общем-то, именно в неспособности или же неготовности слышать Бога заключается тайна Его молчания. Он молчал рядом с первосвященниками, книжниками и старейшинами не потому, что пренебрегал ими или же не слышал их, Он молчал, потому что они были не способны Его понять. По этой же причине Он зачастую молчит и тогда, когда мы обращаемся к Нему. Мы далеко не всегда готовы слышать Бога, а не свои фантазии о Боге. Как не всегда готовы общаться с Богом, а не со своими о Нем представлениями. Именно в этом — в нашей неспособности Его слышать — и заключена тайна Его молчания.
О самодостаточности Священного Писания
(Евр.7:1–6)
Протоиерей Вячеслав Резников
Продолжая показывать живую, неразрывную связь Ветхого и Нового заветов, Апостол Павел сегодня отталкивается от сто девятого псалма Давида, где есть такие слова: «Клялся Господь и не раскается: Ты Священник вовек по чину Мелхиседека». Кто этот Мелхиседек? И кто этот «Ты»?
О Мелхиседеке известно крайне мало. Однажды Авраам возвращался с победой. В это время «Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, – он был священником Бога Всевышнего, и благословил его, и сказал: благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли; и благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои». И «Аврам дал ему десятую часть из всего» (Быт.14:17-20). Вот и все. Лет четыреста это событие хранилось в памяти потомков Авраама, потом было записано Моисеем. А спустя еще двести лет – другой пророк, Давид, пишет этот таинственный псалом, начинающийся словами: «сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня». «Из чрева прежде денницы родих тя». «Ты Священник вовек по чину Мелхиседека».
Павел пишет об этом же спустя еще тысячу лет. И – то, что о Мелхиседеке больше ничего не сказано, – и для Давида, и для Павла является не недостатком, но прямой характеристикой. Он «без отца, без матери, без родословия». А значит, он не имеет «ни начала дней, ни конца жизни». И священство Мелхиседека именно потому, что оно неизвестно откуда взялось, – является особым, высшим чином священства, в отличии от «правильного», наследственного, однажды установленного. А из того, что начало священства Мелхиседека не указано, следует, что он «пребывает священником навсегда».
Апостол обращает внимание и на то, как к Мелхиседеку отнесся Авраам. Он, хотя и сам был избран Богом, хотя и сам имел «обетования», но все же, как меньший, дал Мелхиседеку «десятину из лучших добыч своих». И Апостол не строит предположений, почему Авраам так сделал. Он воспринимает это как факт, и отмечает, что здесь «сам Левий», которому впоследствии дано было потомственное священство и право получать десятину, еще находясь в чреслах Авраама, сам дал десятину Мелхиседеку. И это говорит о превосходстве священства по чину Мелхиседека.
Так, через ветхозаветный образ Мелхиседека Апостол Павел объясняет наследникам Ветхого завета – и вечность Иисуса Христа, и Его особое священство. Объясняет, кто есть тот «Господь», Которому «рече Господь» в псалме Давида, кто тот «Священник иной» (Евр.7:15), Который раз и навсегда Своим единым жертвоприношением очистил наши грехи.
И мы не устаем удивляться, как все книги Ветхого и Нового заветов, писанные самыми разными людьми на протяжении почти полутора тысяч лет, мирно умещаются в одну обложку. И не тесно им, и не противоречат друг другу! И еще обратим внимание на самодостаточность Священного Писания. Оно не требует ни дополнения, ни подтверждения из других источников. И не только то, что в нем сказано, но и то, что умолчено, – одинаково красноречиво и исполнено смысла.
|