33 Пришел в Капернаум; и когда был в доме, спросил их: о чем дорогою вы рассуждали между собою?
34 Они молчали; потому что дорогою рассуждали между собою, кто больше.
35 И, сев, призвал двенадцать и сказал им: кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою.
36 И, взяв дитя, поставил его посреди них и, обняв его, сказал им:
37 кто примет одно из таких детей во имя Мое, тот принимает Меня; а кто Меня примет, тот не Меня принимает, но Пославшего Меня.
38 При сем Иоанн сказал: Учитель! мы видели человека, который именем Твоим изгоняет бесов, а не ходит за нами; и запретили ему, потому что не ходит за нами.
39 Иисус сказал: не запрещайте ему, ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня.
40 Ибо кто не против вас, тот за вас.
41 И кто напоит вас чашею воды во имя Мое, потому что вы Христовы, истинно говорю вам, не потеряет награды своей.
1 Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, по обетованию жизни во Христе Иисусе,
2 Тимофею, возлюбленному сыну: благодать, милость, мир от Бога Отца и Христа Иисуса, Господа нашего.
8 Итак, не стыдись свидетельства Господа нашего Иисуса Христа, ни меня, узника Его; но страдай с благовестием Христовым силою Бога,
9 спасшего нас и призвавшего званием святым, не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен,
10 открывшейся же ныне явлением Спасителя нашего Иисуса Христа, разрушившего смерть и явившего жизнь и нетление через благовестие,
11 для которого я поставлен проповедником и Апостолом и учителем язычников.
12 По сей причине я и страдаю так; но не стыжусь. Ибо я знаю, в Кого уверовал, и уверен, что Он силен сохранить залог мой на оный день.
13 Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня, с верою и любовью во Христе Иисусе.
14 Храни добрый залог Духом Святым, живущим в нас.
15 Ты знаешь, что все Асийские оставили меня; в числе их Фигелл и Ермоген.
16 Да даст Господь милость дому Онисифора за то, что он многократно покоил меня и не стыдился уз моих,
17 но, быв в Риме, с великим тщанием искал меня и нашел.
18 Да даст ему Господь обрести милость у Господа в оный день; а сколько он служил мне в Ефесе, ты лучше знаешь.
(Мк. 9:33-41) Мк.9:33. Пришел в Капернаум; и когда был в доме, спросил их: о чем дорóгою вы рассуждали между собою?
Мк.9:34. Они молчали: потому что дорогою рассуждали между собою, кто больше.
Мк.9:35. И, сев, призвал двенадцать и сказал им: кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою.
Мк.9:36. И, взяв дитя, поставил его посреди них и, обняв его, сказал им:
Мк.9:37. кто примет одно из таких детей во имя Мое, тот принимает Меня; а кто Меня примет, тот не Меня принимает, но Пославшего Меня.
Ученики, имея еще человеческие помышления, спорили между собой о том, кто из них больше и почетнее у Христа. Но Господь, хотя не возбраняет стремления к большей чести (ибо повелевает нам желать высших степеней), однако, не дозволяет нам похищать первенство у других; напротив, хочет, чтобы мы смирением достигали возвышения. Так он поставил посреди учеников дитя и поучает нас быть ему подобными. Дитя ни славы не ищет, не завидует, не помнит зла. Да и не тогда только, – говорит Иисус, – вы получите великую награду, когда сами будете такими, как дитя, но если и других подобных примете ради Меня, и за это получите Царство Небесное, поскольку примете Меня; а принимая Меня, примете Пославшего Меня. Видишь ли, какую силу имеет смирение и нрав простой и бесхитростный? Это вселяет в нас Сына и Отца, а, следовательно, и Духа Святаго.
Мк.9:38. При сем Иоанн сказал: Учитель! мы видели человека, который именем Твоим изгоняет бесов, а не ходит за нами; и запретили ему, потому что не ходит за нами.
Мк.9:39. Иисус сказал: не запрещайте ему, ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня.
Мк.9:40. Ибо кто не против вас, тот за вас.
Не по соревнованию какому-либо и не по зависти сын громов возбраняет тому человеку изгонять бесов, но желает, чтобы все, призывающие имя Христово, и последовали за Христом и чтобы все ученики составляли одно тело. При начале же евангельской проповеди случалось, что некоторые, побуждаемые страстью славолюбия, желали совершать знамения; но, видя, как могущественно имя Иисусово, они призывали его и таким образом совершали знамения, хотя и чужды, и недостойны были благодати Божией. Ибо Господу угодно было, чтобы проповедь распространялась и чрез недостойных. Что же Спаситель? Он не позволил Иоанну возбранять совершавшему знамения: «Не запрещайте ему, – говорит, – ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня». То есть, как будет злословить Меня тот, кто именем Моим приобретает себе славу и призыванием Меня совершает чудеса? По-видимому, Господь противоречит Сам Себе, ибо в другом месте говорит: «Кто не со Мною, тот против Меня» (Мф.12:30). Но сии слова сказаны о бесах, которые стараются отвлечь сущих от Бога и рассеивают Божие достояние, а здесь говорится о людях, которые чрез других, делающих чудеса, приводятся к Богу.
Мк.9:41. И кто напоит вас чашею воды во имя Мое, потому что вы Христовы, истинно говорю вам, не потеряет награды своей.
Я, – говорит, – не только не возбраняю тому, кто совершает Моим именем чудеса, но если кто даст вам что-либо и самое малое ради Меня, а не ради людей мирских, и то не лишится награды своей. А о чаше воды сказал, имея в виду людей, отговаривающихся бедностью. Если, – говорит, – и чашу воды подашь, и меньше этого уже ничего не может быть, и это не пропадет у тебя.
Спаситель в образец веры и жизни ставит дитя. Простота веры рождает простоту жизни; из той и другой происходит образцовый строй нравственный. Впустите сюда умствование, – оно произведет разлад внутри и под видом лучшего устроения дел всю жизнь расстроит. Умничанье всегда кривит: «то не так, другое не этак; дай-ка я все устрою по-новому; старое негоже, наскучило». Но никогда еще нигде ничего доброго оно не устроило, а только все расстраивает. Уму следует слушаться того, что заповедано Господом. Правда, он называется царем в голове, но этому царю не дано законодательной власти, а только исполнительная. Как только примется он законодательствовать, то нагородит не знать что, расстроит и нравственные. и религиозные, и житейские, и политические порядки; все пойдет вверх дном. Великое несчастие для общества, когда в нем дают уму свободу парить, не удерживая его Божественною истиною! Это гнев Божий. О нем сказано: «укройтеся мало елико, дóндеже мимоидет»* (Ис.26:20). В этом разгаре умственного своенравия лучше всего укрываться в простоту веры. Как во время бури лучше сидеть дома и не выходить в самонадеянности на борьбу с нею; так и во время бурного своеумия лучше не выходить на борьбу с ним и не хвататься за оружие умствования, чтобы противостоять ему. Простота веры сильнее умствований; облекись в нее, как в броню (1Сол.5:8), и устоишь.
* «укройся на мгновение, доколе не пройдет гнев».
Протоиерей Александр Шаргунов
Господь говорит Своим ученикам о предстоящих Своих Крестных страданиях и Воскресении. Они верят тому, что Он говорит, но не знают, что это значит. А что может быть страшнее, чем когда единственное, о чем они спрашивают друг друга: кто из них больше? Они «дорогою рассуждали между собою, кто больше». Господь знает глубину их сердец и открывает им тайну: «Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою». Единственное решение вопроса зла, царствующего в мире, — быть последним из всех и служить всем!
Господь зовет нас проникнуть в Свою тайну, чтобы мы узнали, что в ребенке, не обладающем силой, не имеющем голоса в решении серьезных вопросов, содержится тайна Бога. Посмотрите, что делает Христос. «И, взяв дитя, поставил его посреди них и, обняв его, сказал им: кто примет одно из таких детей во имя Мое, тот принимает Меня; а кто Меня примет, тот не Меня принимает, но Пославшего Меня». Какую возможность открывает Господь перед нами — принять Самого Бога! И мы сами должны быть детьми.
Апостол Иаков так описывает наш мир: «Откуда вражда, ссора между вами? Не от похотей ли враждующих друг с другом?» Это значит, что все беды исходят из того зла, которое находится в сердце человеческом. Все экономические и политические проблемы на земле давно были бы решены, если бы люди думали, что они могут сделать для других, а не о том, что они могут получить для себя. Сколько разделений в Церкви можно было бы избежать, если бы служители ее на самом деле искали служения, не заботясь о том, какое место они занимают! Подлинное величие и значимость человека — суметь победить свое честолюбие, чтобы стать всем слугой.
Господь хочет, чтобы мы осознали это. Нам не нужно ничего делать, кроме как стать последними из всех и слугами всех. Любовь Христова явилась в таком служении, и Он заповедует нам, в свою очередь, научиться ему. Стало ли это главным в нашей жизни? Увы, мы рассуждаем между собою о многих бесполезных вещах, а Господь зовет нас обратить наш взор на Него, Слугу нашего.
«Быть из всех последним и всем слугою». Возможно ли такое? Как сделать это возможным? Дитя — образ того, кто рядом с Господом. Нам надо возвратиться в эту тайну детства. Ребенок прежде всего — это Христос. Это Христос, Который является Чадом Отца Своего Небесного и творит Его волю. Мы должны приобщиться этой тайне до конца. По-настоящему уверовать в тайну Сына Божия, умалившего Себя, чтобы стать Сыном Человеческим. То, что происходит в мире — война всех против всех, массовые убийства, торжество греха, — призыв к нам войти в тайну Бога и начать видеть все так, как видит Господь, и перестать видеть так, как видим мы.
Господь требует от нас переоценки ценностей. Самая главная ценность — ценность любви, способность принять самого малого из людей как самого великого, благодаря чему мы можем принять Христа и Пославшего Его. Тайна детства позволяет нам жить заповедями блаженства, несмотря на все наши скорби и беды, страдания наших ближних, и научает помогать тем, кому трудно. Помочь беспомощному — значит, помочь Самому Христу. Даром Христа мы должны исполниться готовности все отдать. Любовь, истина любви — дар Господень, бесконечный дар, соделывающий нас новым творением. Зло заразительно, но и добро — заразительно. И мы должны призывать друг друга войти в тайну Христа. Спрашивать друг друга, кто из нас первый и кто последний, не имеет никакого смысла, и Господь ясно показывает нам это. Как перед Чашей Христовой, каждый из нас должен исповедовать себя первым из грешников.
Мы нищие — мы не умеем любить, не умеем давать, не умеем принять в свое сердце несчастье другого. Но Господь хочет ввести нас в тайну Креста и Воскресения, любви и радости. Вне этой тайны наша жизнь и смерть — ад. Все заключается в том, чтобы узнать, что Бог любит нас бесконечно и стать верными свидетелями дара Христова, Его непостижимого смирения.
Чем смиренней человек, тем более он уподобляется Христу. И когда Господь, обняв дитя, говорит: «Кто примет одно из таких детей во имя Мое, тот принимает Меня», мы не можем не вздрогнуть, думая о том, что означает сегодня сатанинский отказ от детей для миллионов людей.
«Учитель! — восклицает исполненный ревности «сын громов» Иоанн, — мы видели человека, который именем Твоим изгоняет бесов, а не ходит за нами». Но Дух Христов дышит, где хочет, и мы не имеем власти ограничивать действие благодати Божией. Тем не менее, нам трудно понять, почему этот человек не присоединился к ученикам Господа. Мы можем только предположить, что у него не хватило решимости все оставить, чтобы следовать с ними. Его отделенность от них выглядела соблазном, и потому ученики запретили ему обращаться к имени Христову, пока он не присоединится к ним. Так склонны мы делать вывод, что вовсе не следует за Христом тот, кто не следует за Ним с нами. И что совсем не делает ничего хорошего тот, кто делает хорошее не так, как делаем мы. Но Господь знает Своих, даже если они еще «не двора сего» (Ин. 10, 16) и еще не наставлены в истине как должно. Господь сказал: «Не запрещайте ему». То, что добро, и то, что делает добро, не должно быть запрещено, хотя в этом делании могут быть изъяны и ошибки.
Господь дает два объяснения, почему не следует запрещать. «Во-первых, — говорит Он, — никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня» — подобно тому, как это делали книжники и фарисеи. Во-вторых, те, кто на самом деле ведет войну против сатаны под знаменем Христовым, должны воспринимать друг друга, по крайней мере, как союзников. «Ибо кто не против вас, тот за вас». А о нашем великом противостоянии врагу рода человеческого Господь сказал: «Кто не со Мной, тот против Меня» (Мф. 12, 30). Кто не хочет быть со Христом, тот — с сатаной. Но тех, кто хочет быть со Христом, следуя за Ним, хотя и не с нами, хотя и не имея полноты и чистоты веры, тот за нас. На эти слова Христовы ссылаются апологеты современного экуменизма. Но одно дело — постепенное восхождение ко Христу с постепенным преодолением своего неведения, и другое — упорное настаивание на заблуждениях, в которых присутствие отца лжи.
Речь не идет о такой современной «толерантности», которая означает равнодушное принятие каких угодно путей к Богу. И утверждение, что все духовности обладают только частичной истиной. Речь идет о благоговейном отношении к долготерпеливому и многомилостивому Промыслу Божию, раскрывающему все возможности познания истины для человека.
По крайней мере, Христос обещает награду всем, кто делает какое-либо добро Его ученикам. «И кто напоит вас чашею воды во имя Мое, потому что вы Христовы, истинно говорю вам, не потеряет награды своей». Честь и слава наша — в том, что мы Христовы, что мы принадлежим к Его воинству, к Его родству, что мы — члены Его Тела. Всякое подлинное добро должно совершаться ради Христа и ради тех, кто Христов. Только благодаря такому служению освящается всякое добро. И потому на нас, христианах, лежит ответственность за то, чтобы не разочаровались и не пришли в уныние ищущие Царства Христова, даже если они еще не во всем разделяют полноту нашего исповедания. Если Христос признает добро, сделанное нам, как служение Ему, мы должны признавать служение Ему как добро, сделанное нам. И поддерживать тех, кто устремляется ко Христу, даже если они еще не ходят с нами.
***
протоиерей Павел Великанов
Едва ли можно найти что-то более беззащитное в древнем обществе, чем ребёнок. Пока он не вырос — он как бы даже ещё не вполне человек. Да, конечно, его любят родители — они надеются, что когда он вырастет, станет помощником, а потом и самих родителей упокоит — но всё это будет потом, в отдалённом будущем. Культ ребёнка, или детоцентризм, столь свойственный нашей цивилизации последнее время, был совершенно чужд древнему миру. И в такой ситуации то, что делает Иисус — выглядело сильнейшим вызовом.
Ученики не просто так обсуждали дорогой, кто из них более значим: тема иерархии, чёткой соподчинённости низших высших для иудейского общества — крайне важная тема, как сказали бы сегодня, «системообразующая». Ведь без понимания, кто — начальник, а кто — подчинённый, без ясного разделения уровней и рангов неизбежно образуется хаос, всё становится неуправляемым — разве не так? И честолюбивое желание учеников Иисуса «застолбить» себе место получше и повыше — с точки зрения житейской логики, вполне объяснимо и понятно.
Однако они не просто так стыдятся, когда Иисус прямо их спрашивает о предмете их спора. Перед лицом Спасителя их попытки самоутвердиться за счет места выглядят совсем странными: ведь Он, будучи Сыном Божиим, не ищет для Себя какой бы то ни было исключительности!
И в этой ситуации Его обращение к ребёнку как к живому примеру — бьёт в самое сердце. Фактически, Иисус отождествляет Себя с этим бесполезным, беспомощным, уязвимым дитём — от которого нет никакого житейского прока, который не может раздобыть денег, или помочь чьей-то карьере, или высказать какую-то гениальную мысль, или вообще сделать что бы то ни было значимое и выдающееся. Потому что это — просто ещё ребёнок. И его любят не за то, что он такой или сякой — а потому, что это — маленький живой человечек, сын или дочь. И этого — более чем достаточно, чтобы любить.
В сегодняшнем Евангелии Христос Спаситель задаёт невиданный доселе в человечестве стандарт отношений между людьми. Он прямо противоположен потребительскому, хищническому формату, когда каждый пытается другого использовать. Обняв малое дитя, Иисус тем самым говорит: «Я — с такими, как он! Я — обнимаю бесполезных, уязвимых, непафосных, никчёмных! Потому что все человеческие отличия — живут только в ваших головах: а для Бога вы все — абсолютно одинаково любимые дети!»
Научи же и нас, Господи, дорожить любым человеком, вне зависимости от того, насколько он нам может пригодится — или нет!
***
священник Стефан Домусчи
В сегодняшнем чтении мы слышим, как Христос спрашивает учеников, о чём они разговаривали когда шли вместе с ним на пути? Во время пути они говорили между собой и Христос интересуется содержанием беседы. Однако интересуется не потому, что не знает этого содержания, а потому что этим своим вопросом обращается к их совести. Ученики в ответ молчат. Очень важно, что свидетельство это сохранилось в Евангелии от Марка, который был учеником Петра и передавал его воспоминания. Очевидно, что Петр знал, о чем они говорили между собой…
А молчат ученики потому, что говорили они о том, кто из них главнее… Поразительно, но это было уже после того, как Христос сказал им, что надлежит быть поруганым и убитым…
Как же они слушали учителя? Стремились ли они действительно понять… И самое главное, хотят ли они действительно быть Его учениками. Конечно, их молчание было не самым плохим знаком, они могли бы соврать, могли бы выставить себя в лучшем свете… И если они молчат, это по крайней мере означает, что они понимают, что этот разговор был неправильным.
Отвечая на их молчание, Христос говорит им: «Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою». Слова эти, такие простые, не могут не вызывать отторжения, потому что все, чего хотел в человек, когда совершал первый грех, было превосходство над всеми… Поэтому стремление к тому чтобы господствовать и владеть, подчинять и использовать других — настолько глубоко укоренено в человеке, что являются вызовом буквально всему, всей человеческой жизни и культуре.
И все же, человек который готов к жертве, способен понять о чем идет речь. Например мать, часто сначала кормит детей а потом ест последнее сама. Плохо или хорошо, но она чувствует ответственность за всех и пока обо всех не позаботится не думает о себе… Христос имеет ввиду именно это: если ты главный, если ты чувствуешь, что ты старший, то от тебя зависит все и ты за все и за всех в ответе. В этом контексте неслучайно появляется ребенок, которого надо принять ради Христа. Любой человек, знающий, что такое воспитание детей, знает, что это в первую очередь жертва… потому что хотя родители оказывается старшим они служат детям, пока те не вырастут…
Под конец Иоанн как бы меняет тему и заговаривает о другом. Они видели человека, который именем Христа изгоняет бесов, но с ними не ходит… И они запретили ему это делать. Отвечая, Христос говорит странные и поразительной слова: не запрещайте ему, ибо кто не против вас, тот за вас. Удивительно они потому что открывают иную перспективу тем, кто неизвестен апостолам, но известен Христу. Сегодня, из Евангелия, мы знаем, что у Христа были тайные ученики… Но апостолы могли этого не знать. Кроме того, им нечего ему предъявить в качестве претензии, т.к. ведь он не пьяница, не разбойник и бесы повинуются ему и он побеждает их именем христовым… Но он не знаком лично им и хотя бы в этом случае они хотят проявить власть оправдано. Пусть между собой им этого делать нельзя, но хотя бы против того, кто не прав?
Но Христос останавливает их и говорит, что сотворивший чудо Именем Его не может вскоре злословить Его. И те, кто не обвиняет учеников ни в чем, то за них, хотя может быть пока им незнаком. Иными словами, Христос говорит Иоанну: думай о деле проповеди, будь учеником Христовым, и если хочешь проявить власть, не третируй других людей, а возьми на себя еще большие труды.
***
иеромонах Феоктист Игумнов
Апостол и евангелист Марк передаёт очень интересную картину. Ученики Христовы шли недалеко от своего Учителя и негромко рассуждали о том, кто из них больше, то есть о том, кто из них главнее, кто из них ближе к Богу и ценнее в глазах Бога. Эта беседа была возможна ровно до той поры, пока ученики были уверены, что Христос их не слышит. Как только Христос Спаситель заинтересовался темой беседы, ученики умолкли и не знали, что Ему ответить. Обмануть Того, Кто воскрешает умерших невозможно, сказать Ему правду — тоже, правда слишком нелепо и глупо звучит. То, что казалось вполне приличной темой для беседы, стало абсолютно неприемлемым перед лицом Бога. Вопрос Христа заставил учеников посмотреть на себя самих Его глазами и увидеть истинную цену мыслей и рассуждений о собственном величии. В связи с этой историей вспоминается рассказ одной верующей женщины о своём не менее верующем муже. Муж, несмотря на принадлежность к Церкви, обладал вспыльчивым характером и иногда, довольно редко, эта вспыльчивость давала себя знать в выяснениях отношений в стиле латиноамериканских «мыльных опер». Однажды словесная перепалка перешла допустимые границы, муж кричал, размахивал руками, брызгал слюной и вид имел не столько страшный, сколько комичный. И в этот момент жена спросила его может ли он перекреститься. Муж замер, задумался, оделся и вышел на улицу освежиться и успокоиться. Через какое-то время он вернулся и сказал, что этот вопрос не только показал физическую невозможность осенить себя крестным знамением, но и заставил его увидеть самого себя со стороны, увидеть себя глазами Христа. Стоит только посмотреть на окружающий нас мир, на наших близких и на себя самих глазами Христа, как все встаёт на свои места. Если бы, прежде чем сделать что-либо, мы спрашивали себя: «Мог бы я делать это, если бы Христос был рядом и смотрел на меня?», если бы говоря что-нибудь, мы спрашивали себя: «Мог ли я говорить так, если бы это слышал Христос?» — мы бы многого не делали и не говорили. Но ведь суть христианской жизни заключается в том, что этого «если» не может быть: все, что делается, и все, что говорится, делается и говорится в присутствии Христа. Да убережёт нас Бог от действий и слов, за которые нам было бы стыдно в Его присутствии!
|