22 декабря 2024 года

Предыдущий день

ЧТЕНИЕ ЕВАНГЕЛИЯ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ

26-я Неделя по Пятидесятнице

(Еф.5:8–19; Лк.17:12–19)

   
Толкование воскресного Евангелия.
Неделя 26-я по Пятидесятнице.

Протоиерей Александр Шаргунов

Сегодняшнее Евангелие говорит нам о тайне благодарения. Десять прокаженных исцелились. И один из них возвращается воздать славу Богу и принести Ему благодарение. Это общая духовная проказа — неблагодарность Богу и людям. И, очевидно, эта болезнь является причиной всех внешних бедствий, в том числе смерти. Бог ищет нашего благодарения Ему не потому, что Он в этом нуждается, а потому что в этом нуждаемся мы, потому что через благодарение мы можем подлинно приобщиться Ему и всему, что есть у Него.

Евангелие святого апостола Луки, глава 17, стихи 12 - 19:

12 И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали
13 и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас.
14 Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились.
15 Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога,
16 и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин.
17 Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять?
18 как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?
19 И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя.

Послание апостола Павла к Ефесянам, Глава 5, стихи 8 - 19:

8 Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте, как чада света,
9 потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине.
10 Испытывайте, что благоугодно Богу,
11 и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте.
12 Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить.
13 Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть.
14 Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос».
15 Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые,
16 дорожа временем, потому что дни лукавы.
17 Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия.
18 И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом,
19 назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу,

Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Луки

(Лк. 17:12-19) Лк.17:12. И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали
Лк.17:13. и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас.

Вот «десять человек прокаженных» встретили Иисуса, когда Он имел войти в один город. Встретили они Его вне города, ибо им, так как они считались нечистыми, не позволялось жить внутри города (Лев.13:46). Они остановились «вдали», как бы стыдясь мнимой своей нечистоты и не смея приблизиться в той мысли, что и Иисус возгнушается ими, как прочие то делали, возвышают голос и просят милости. По месту они стояли вдали, но по молитве стали вблизи. Ибо Господь близок ко всем призывающим Его в истине (Пс.144:18). Они просят милости не как от простого человека, но как от такого, который выше человека. Ибо они называют Иисуса Наставником, то есть Господином, Попечителем, Надзирателем, что очень близко к наименованию его Богом.

Лк.17:14. Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились.

Он (Иисус) повелевает им (прокаженным) показаться священникам. Ибо священники осматривали таковых, и от них сии принимали решение, чисты ли они от проказы, или нет (Лев.13). Священники имели признаки, по коим они отмечали неизлечимую проказу. Да и тогда, когда кто заболел проказой, потом выздоровел, священники осматривали, и им приносили дар, какой повелено в Законе. Здесь же, когда прокаженные были непререкаемо таковы, какая была им нужда показаться священникам, если они не имели быть очищенными совершенно? Повеление им пойти к священникам указывало не на другое что, как на то, что они сделаются чистыми. Поэтому и сказано, что они, идя дорогой, очистились.

Лк.17:15. Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога,
Лк.17:16. и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин.

Но смотри, как мы и сначала говорили, из десяти человек девять, хотя они были и израильтяне, остались неблагодарными. А самарянин, хотя был и чуждого рода, возвратился и высказал свою признательность (а самаряне были ассирияне), чтобы никто из язычников не отчаивался, и никто из происходящих от святых предков сим не хвалился.

Лк.17:17. Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять?
Лк.17:18. как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?
Лк.17:19. И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя.

Чудо сие намекает и на общее спасение, бывшее для всего рода человеческого. Десять прокаженных обозначают всю природу человеческую, прокаженную злобой, носящую на себе безобразие греха, живущую за нечистоту свою вне города небесного и отстоящую далеко от Бога. Это самое отстояние вдали от Бога ходатайствовало о милости. Ибо для человеколюбивого и желающего всех спасти и облагодетельствовать Бога самое сильное побуждение к милости – видеть, что никто не участвует в благости. По этому-то самому Он преклонился уврачевать находящихся в таком положении. И хотя Он уврачевал всю прокаженную природу, воплотившись и вкусив смерть за всякого человека, однако иудеи, несмотря на то, что со стороны Господа очищены от всех нечистот прокаженного греха, оказались неблагодарными и не обратились от суетного своего пути, чтобы дать славу Спасителю Богу, то есть поверить Ему, что Он, истинный Бог, благоволил претерпеть самые тяжкие страдания. Ибо Плоть и Крест суть слава Божия. Итак, они Воплощенного и Распятого не признали Господом славы. А язычники, народ чуждый, признали очистившего их и прославили Его верой, что Бог столько человеколюбив и силен, что ради нас принял на Себя крайнее бесчестие, что составляет дело человеколюбия, и, приняв оное, никакого вреда не потерпел в Своем естестве, что составляет дело могущества.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Свт. Феофан (Говоров), Затворник ВышенскийИсцелены десять прокаженных, а благодарить Господа пришел только один. Не такова ли пропорция благодарных в общей сложности людей, благодетельствуемых Господом? Кто не получал благ или, вернее, что есть в нас и что бывает с нами, что не было бы благим для нас? А между тем, все ли благодарны Богу и за все ли благодарят? Есть даже такие, которые позволяют себе спрашивать: «зачем Бог дал бытие? Лучше бы нам не быть». Бог дал тебе бытие для того, чтоб ты вечно блаженствовал; Он дал тебе бытие даром, даром снабдил тебя и всеми способами к достижению вечного блаженства; за тобою дело: стоит только немножко потрудиться ради того. Говоришь: «да у меня всё горести, бедность, болезни, напасти». Что ж, и это в числе способов к стяжанию вечного блаженства: потерпи. Всю жизнь твою и мгновением нельзя назвать в сравнении с вечностию. Даже если б и всю жизнь подряд пришлось пострадать, и то ничто против вечности, а ты еще имеешь минуты утешения. Не смотри на настоящее, а на то, что готовится тебе в будущем, и попекись сделать себя достойным того, и тогда горестей не заметишь. Все они будут поглощаться несомненным упованием вечных утешений, и благодарность не будет умолкать в устах твоих.

СОВРЕМЕННЫЕ КОММЕНТАРИИ
(Лк.17:12–19)

протоиерей Павел Великанов

История с исцелением десяти прокаженных – очень неприятна для слуха иудеев. Ещё бы: можно бесконечно долго рассуждать о тонких богословских материях, но чёрную неблагодарность оправдать ничем невозможно. И когда из десяти исцелённых лишь один оказывается не то, что каким-то особенно набожным, а просто нормальным человеком – и это – не иудей, а предатель, иноверец, презираемый самарянин – конечно, такая ситуация бьёт наотмашь по чувству собственного превосходства.

Мысль, которая, скорее всего, посетит многих из нас: «Не, ну мы-то – не такие. Мы всегда благодарны за все благодеяния! Мы помним наших благодетелей, поздравляем их регулярно, и даже ежедневно молимся за их здравие и благополучие!» Вполне допускаю, что так оно и есть. Но та ли это благодарность, об отсутствии которой так скорбит сегодня Спаситель?

Однажды мне пришлось столкнуться с неожиданной ситуацией. Одна пожилая женщина, которая постоянно требовала внимания и помощи, почему-то никак не могла эту помощь просто принимать. Она остро чувствовала себя обязанной что-то обязательно дать в ответ – даже если другому это совершенно было не нужно. Если ей отказывали – даже очень мягко и вежливо – она страшно обижалась. Я долго не мог понять, ну почему нельзя просто словами поблагодарить – и на этом расстаться с миром? В какой-то момент вдруг пришло ясное понимание: прожив долгую жизнь, человек так и не поверил, что добро можно делать совершенно бескорыстно. Без всякой задней мысли. Даже без ожидания того, что там, на небесах, тебе поставят очередную галочку. Это был какой-то глубинный страх оказаться кому бы то ни было чем-то должным. Поэтому и надо было буквально всучить никому ненужную конфету – и таким образом почувствовать себя отблагодарившей, выполнившей этот самой себе придуманный долг. Если попробовать этот долг описать, он бы звучал так: «Ты обязан быть благодарным!»

Нередко мы относимся к благодарности схожим образом. Нам сделали благодеяние – мы пытаемся его «отзеркалить», «отбить» от себя – пусть и несоизмеримо меньшим образом. В светском этикете градациям ответных подарков и визитов уделяется очень много внимания: ещё бы, отсутствие пропорциональной ответной реакции может быть воспринято как оскорбление!

Но Христова этика – совершенно иная. Здесь добрые дела делают просто потому, что это – единственно правильно. Без всяких скрытых «многоходовок». Без тайной мысли, «а как мне это аукнется? повысятся ли мои рейтинги в глазах окружающих?» Делают потому, что просто – любят. Без ожидания ответной реакции. Сказали «спасибо!» – и предостаточно. Ведь в конечном итоге мы – всего лишь распорядители тех базовых благ, которые – не наши, а Божии. И если сквозь наши руки что-то перешло к другим – мы не более чем посредники в этой цепи – а вовсе не источник самих благодеяний.

Поэтому и соответствующая благодарность за любую проявленную к нам милость может быть только одной: это благодарность Богу. Вся жизнь христианина призвана стать сплошной цепью маленьких и больших «спасибо» Господу Богу – которые в итоге превращаются в главное таинство Церкви – таинство Благодарения – Таинство Евхаристии.

Так что если кто-то оказал нам благодеяние – не следует ломать голову над тем, как симметрично воздать благодетелю. Следует и этот факт нашей жизни превратить в ещё один кирпичик нашего строящегося здания благодарности Богу. И находясь именно в такой позиции, легче делать добро другим. Зная, что даже спасибо не скажут. А оно и не требуется нам: ведь нам и без этого уже хорошо, потому что понимаем – другим-то стало ещё лучше!

***

священник Стефан Домусчи

Для каждого времени характерны свои акценты во взглядах на человека и его место в мире. Современное общество воспринимает науку как основной источник истины практически обо всем, в том числе и о человеке. Есть даже те, кто рассматривает его как сложную биологическую машину, которая не живет, а лишь работает по законам физики и химии; она не свободна, но полностью определяется естественными процессами. В таком взгляде на человека все его болезни, как собственно физические, так и психические видятся как результат только естественных химических и биологических реакций. В них напрочь отсутствует какой либо духовный компонент, даже эмоции оказываются результатом простых химических взаимодействий.

В отличие от подобного взгляда, христианство всегда понимало человека как единство духовного-телесного. Это значит, что в нем есть то, что происходит от телесной части и то, что зависит от части духовной. Естественная жизнь организма и процессы в нем происходящие, конечно не понимались как полностью зависящие от духа, ведь человек и питается, и растет и развивается естественным образом. Он не решает для себя, что ему надо расти и при любых внутренних усилиях он не способен остановить в себе процессы деления клеток и работы органов. В то же время, мы и из Священного Писания и из других текстов видим, что духовное состояние человека непосредственно с физическим связано. Стоит признать, что не все в этих процессах можно понять однозначно и мы, конечно, не застрахованы от ошибок, но и отрицать влияние духовного начала на телесное решительно не возможно.

Учитывая, что все в этом мире происходит по воле Божьей, христиане обычно уточняют, что многие естественные процессы были однажды запущенные Богом и развиваются по Его попущению.

Иными словами, когда мы видим больного человека, мы не всегда можем сказать, что его привели к этому духовные проблемы, но нередко серьезные заболевания действительно являются следствием внутреннего нравственного состояния. Это, конечно, не значит, что болеющий всегда грешник, т.к. иногда болезни посылаются нам ради не только из-за нашего прошлого, но из-за того, что ждет нас в будущем; посылаются для того, чтобы приготовить нас к чему-то.

В сегодняшнем чтении мы слышим о десятерых прокаженных, которые, увидев Христа, стали издали просить Его о помиловании. Близко подходить им было запрещено законом, поэтому они не могли надеяться, что он возложит на них руки или даст им лекарство как дал когда-то брение слепорожденному. Обращение издалека свидетельствует о том, что они верят в то, что для прекращения болезни достаточно только Его воли. Кроме того, само слово «помилуй», употребленное вместо «исцели» показывает, что саму природу своей болезни они понимают так, что нуждаются больше в милости, чем во врачебном действии. Они обращаются к нему не так как обращались бы к обычному врачу, но как к тому, кто милует человека, исцеляя его божественной благодатью.

Христос, видя веру обратившихся, посылает их к священникам, что должен был сделать в случае уже наступившего исцеления. Они идут и по дороге очищаются. Этот путь, еще прокаженных, но поверивших Христу – это путь их веры, их внутреннего и внешнего исцеления. Они поверили, что Его воли достаточно и, пойдя к священникам, очистились.

И вот, после очищения один из них возвращается ко Христу и благодарит Его. Исцелились все, но благодарен один – это кажется странным и вызывает удивление. Но разве мы, в своей жизни редко так поступаем? Ведь сколько удивительных событий происходит с нами каждый день, но мы воспринимаем их как норму, как нечто само собой разумеющееся… Здесь, по видимому, происходит тоже самое, не получив какого-то видимого исцеляющего знака, большинство из них восприняли это как должное. В то же время, из слов Христа мы понимаем, что их исцеление было актом божественной милости, божественной любви.

Думая об участии Бога в нашей жизни и о том, за что мы должны быть Ему благодарны, не стоит искать каких-то нарочито чудесных моментов, но благодарить даже за то, что кажется совершенно естественным.

ПРОПОВЕДЬ ДНЯ

О благодарении делами
(Лк.17:12–19)

Протоиерей Вячеслав Резников

Однажды, когда Господь входил «в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали, и громким голосом говорили: Иисус Наставник, помилуй нас»! Они не просили исцеления, но просто просили милости. Люди по разным причинам так обращаются к Богу. Или – от совершенной веры, когда все готов принять, как Божью милость. Или – от малой веры, когда страшно потерять и ее, если не получишь просимого. Ну а когда просят многие одновременно, то один Бог знает, у кого какая вера, и по чьей вере дается всем.

Так просили и прокаженные. Веры им хватило назвать Иисуса только «наставником». И Господь по их малой вере так им и ответил: «Пойдите, покажитесь священникам». И они пошли. И пошли, наверное, тоже с разными чувствами. Кто с робкой надеждой, а кто и с разочарованием. И вдруг по дороге начали совершаться чудеса: один за другим, а может быть, и все одновременно, – «когда они шли, очистились». Очистились, и… пошли дальше! И только один «из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его».

Но почему же не пришли остальные? «Не десять ли очистились? Где же девять»? Трудно представить, чтобы, все вместе получив исцеление, они могли допустить, что это – простое совпадение. Скорее всего, некоторые размышляли так: «зачем возвращаться? Виновник всего – Бог. А Он – на всяком месте. Достаточно даже на ходу воскликнуть: «слава Тебе, Боже»! – И довольно, и Он услышит. Так, успокоив совесть, избавили себя от труда обратного пути. А иные, может быть, рассуждали так: «По Его слову я исцелился. Но разве Он велел мне вернуться и благодарить? Он велел идти и показаться священникам, что я и выполняю, строго по Его словам».

В первом случае простая леность хочет оправдать себя благочестивыми рассуждениями. Да, Бог на всяком месте. И хорошо, что мы в это верим. Но вера без дел мертва. И благодарить надо делами. В данном случае – вернуться, пройти обратный, может быть, и немалый путь. Во втором случае видим послушание не по разуму. Но вы же именно к Иисусу обращались, именно у Него просили исцеления? Получили? Значит, надо именно к Нему вернуться, именно Его поблагодарить, а потом и идти к священникам.

Пусть ты когда-то в тяжелой болезни робко попросил Бога просто помиловать тебя, даже не веря, что будешь услышан. А тут вдруг и врач хороший нашелся, и нужные лекарства, и курс лечения удачно прошел. И пусть много протекло времени, но все-таки вспомни, что когда-то, пусть и неуверенно, – попросил Бога. И прежде, чем благодарить людей, поблагодари Его. Поблагодари делом, с утруждением себя. Приди в церковь, постой, помолись, поклонись, закажи благодарственный молебен, подай милостыню. И увидишь, как возрастет твоя вера. И в следующий раз будешь просить не как посторонний, но -как сын, который знает, что у родителей одна цель: чтобы тебе было хорошо и в этой жизни, и в будущей.

ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «НЕЧАЯННАЯ РАДОСТЬ» ⧸ ПРАЗДНИК ДНЯ

Церковный календарь. 22 декабря

Читаем Евангелие. 22 декабря

Читаем Апостол. 22 декабря

Благая часть. 21 декабря

Мульткалендарь. 22 декабря. Пророчица Анна, мать пророка Самуила

Мульткалендарь. 22 декабря. Святитель Софроний, архиепископ Кипрский

День ангела. 22 декабря

Этот день в истории. 22 декабря