19 се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам;
20 однакож тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах.
21 В тот час возрадовался духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение.
1 О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию! Но вы и снисходите ко мне.
2 Ибо я ревную о вас ревностью Божиею; потому что я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою.
3 Но боюсь, чтобы, как змий хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе.
4 Ибо если бы кто, придя, начал проповедывать другого Иисуса, которого мы не проповедывали, или если бы вы получили иного 5 Духа, которого не получили, или иное благовестие, которого не принимали, — то вы были бы очень снисходительны к тому.
5 Но я думаю, что у меня ни в чем нет недостатка против высших Апостолов:
6 хотя я и невежда в слове, но не в познании. Впрочем мы во всем совершенно известны вам.
(Лк. 10:19-21) Лк.10:19. се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам;
«Се, даю вам власть» попирать силы его. Ибо «змеи и скорпионы» суть полки бесов, пресмыкающиеся долу, и те из них, кои язвят более видимым образом, суть «змеи», а те, кои более скрытым образом поражают, суть «скорпионы». Например, бес блуда и убийства есть змей, ибо он побуждает на видимые злодеяния; а тот бес, который под предлогом болезни, например, преклоняет человека пользоваться банями, благовонными мазями и другими негами, может быть назван скорпионом, так как он имеет скрытое жало и тайно старается ужалить плоть, чтобы послушавшего его ввести в большее преступление. Но благодарение Господу, давшему власть наступать на них!
Лк.10:20. однакож тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах.
Впрочем, научая учеников не высокомудрствовать, Господь говорит: «однако же не... тому... радуйтесь, что бесы вам повинуются» (ибо от сего получают благодеяние другие, именно получающие исцеление), «но более радуйтесь тому, что имена ваши... на небесах... написаны» не чернилами, но Божией памятью и благодатью. Диавол спадает с неба, а люди, на земле живущие, написываются на небесах. Итак, истинная радость в том, «что имена ваши написаны на небесах» и не забываются Богом.
Лк.10:21. В тот час возрадовался духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных
Как добрый отец, увидев детей, успевших в чем-нибудь достойном похвалы, радуется, так и Спаситель возрадовался тому, что апостолы удостоились таких благ. Поэтому Он благодарит Отца за то, что такие таинства утаены «от мудрых», то есть фарисеев и книжников, истолковывавших Закон, и от «разумных», то есть учеников этих же книжников. Ибо кто учит, тот мудр, а кто учится и понимает уроки, тот разумен; например, Гамалиил – мудр, а Павел – разумен, ибо первый – учитель, а второй – разумеет то, чем наставляет первый.
и открыл младенцам.
Господь называет учеников Своих «младенцами», потому что они были не из искусных в Законе, а были избраны большей частью из простого класса народа и из рыбарей. Впрочем, они могли быть названы младенцами и по их незлобию. А те (фарисеи и книжники) не были настоящими мудрецами и разумными, а только казались. Итак, сии таинства утаены «от мудрых и разумных», которые казались таковыми, а на самом деле не были. Ибо, если бы они были таковыми, то таинства были бы открыты им.
Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение.
«Ей, Отче», благодарю Тебя, «ибо таково было Твое благоволение», то есть, что такое у Тебя было благоволение и хотение и так было угодно Тебе.
«Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче, ибо таково было Твое благоволение» (Лк.10:21). Вот суд над человеческой мудростию и разумностью. И он видимо исполняется. Откровение теперь пред глазами в Божеских писаниях, и разумники читают его, но не понимают. Дивиться надобно: писано просто, а им все представляется там не так, как написано; словно ослепило их. Младенцы видят и понимают; а для них открытое сокрыто. Такой порядок угодно было учредить Отцу Небесному; стало быть, и нечего спорить. Если бы совсем не было открыто существенно нужное, ну тогда разумники могли бы еще возражать; а то открыто – приходи и бери, затем открыто, чтоб ты брал: стань только младенцем. – «Как – я?.. Ни за что!» – Ну, как хочешь; и оставайся себе премудрым и разумным, ничего, однако же, существенно нужного не понимающим и не вмещающим в своей голове, блуждающим среди призраков и иллюзий, порождаемых твоим умничанием и держащих тебя в полном ослеплении, по которому ты думаешь, что ты зрячий, а ты «слеп, мжай»* (2Пет.1:9), т. е. кое что видишь, как сквозь густую мглу. Но это не указывает тебе настоящей дороги и не ведет к цели, а только держит в неисходном кругу самопрельщения. Избави нас, Господи, от такого страшного состояния!
* «слеп, закрыл глаза».
Епископ Переславский и Угличский Феоктист
Сегодняшний краткий евангельский отрывок содержит в себе часть тех слов Христа, которые были Им произнесены после возвращения ранее отправленных на проповедь семидесяти учеников. Апостолы вернулись с великой радостью. Она понятна. Ранее они не могли ровным счетом ничего, а после получения от Христа благословения, они стали способны творить чудеса и через это помогать людям. Они стали способны лечить недуги всех видов: как телесные, так и душевные. У них все получалось. Об этом они и оповестили Христа. Реакцию Спасителя на их слова мы только что услышали. Основная мысль вполне понятна: не возможность победы над врагами, а наследование спасения должно быть истинным поводом для радости. Конечно, это хорошо бы помнить каждому христианину. Мало кто из нас имеет возможность открыто бороться с квинтэссенцией зла, с тем, что в этом евангельском отрывке названо «силой вражией», то есть с дьяволом, мало кто может укрощать злых духов и своим словом исцелять больных, но нам дан дар веры во Христа, который при условии его сохранения и приумножения способен привести к Царству Христову. Это — единственный по-настоящему достойный предмет для радости христианина. Особенность же его в том, что он ничем не может быть омрачен, он не зависит от внешних обстоятельств жизни. Он зависит только от нас самих.
После указания на истинную радость, Христос Спаситель переходит к прославлению Бога-Отца: «славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли». Такое прославление — прямая отсылка к псалмам царя и пророка Давида. К примеру, 105-й псалом начинается со слов «Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его». 135-й псалом неоднократно призывает прославлять Бога, используя при этом все то же выражение: «Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его. Славьте Бога богов, ибо вовек милость Его. Славьте Господа господствующих, ибо вовек милость Его» (Пс 135:2). Подобное можно найти и в других книгах Ветхого Завета. Христос Спаситель использует хорошо известную и устоявшуюся форму прославления. Но здесь же Он добавляет и нечто новое, совершенно уникальное: Он обращается к Богу «Отче». Ничего подобного встретить ранее было невозможно.
Христос исповедует Бога Господином, а значит и Творцом, неба и земли. Далее в речи Христа мы слышим, что Бог открывает Себя, но не мудрым и разумным, а младенцам. Конечно, не младенцам в прямом смысле этого слова, а тем, кто подобен младенцам, тем, кого Евангелие называет «малыми», то есть теми, кто смирил себя и сумел побороть обычное человеческое высокомерие, кто отказался от веры в непревзойденную силу собственных познавательных способностей. Важно здесь еще и то, что не люди открывают для себя Бога, а Бог открывает Себя людям.
Сегодняшний евангельский эпизод еще раз напоминает нам, что путь богопознания — вовсе не похож на путь познания окружающего нас мира, это принципиально иной путь, он состоит не в научных изысканиях и увеличении суммы знаний, а в работе над приведением своей души к тому состоянию, которое заповедано Христом Спасителем — к состоянию кротости, смирения и нищеты духовной.
О «другом Иисусе»
(2Кор.11:1-6)
Протоиерей Вячеслав Резников
Апостол Павел писал в послании к коринфянам: «если бы кто, придя, начал проповедовать другого Иисуса, которого мы не проповедовали, или если бы вы получили иного Духа, которого не получили, или иное благовестие, которого не принимали, то вы были бы очень снисходительны к тому».
Да, так бывает. Проповедуют вроде бы Иисуса, и говорят вроде бы правильно и складно, но чувствуется, что это именно какой-то другой Иисус. И предлагают Духа, и вроде бы демонстрируют действие этого духа, но сердце говорит, что это тоже какой-то иной дух, а не Тот, Который в Пятидесятницу сошел на верных учеников. В чем тут дело?
Вспомним, как еще до Своих страданий Господь послал Апостолов на проповедь, дав «им силу и власть над всеми бесами, и врачевать от болезней». Они «проходили по селениям, благовествуя и исцеляя повсюду». Это – целое движение, целый поток посланцев Христовых: сначала двенадцать, потом еще семьдесят. И Сам Господь прожил на земле тридцать три года, из которых последние три непрерывно проповедовал… А каждое из четырех Евангелий – тоненькая книжечка, содержащая в основном параллельные тексты.
Ничто, сказанное Богом, не могло исчезнуть. Но все вошло не в книгу, а – в самую плоть и кровь первой церкви, первых последователей Христовых. Люди, не видевшие Иисуса, видели Апостолов, видели их непрестанные труды, участвовали с ними в общих молитвах, от которых колебалась земля под ногами (Деян.4:31). Судившие первомученика Стефана «видели лице его, как лице Ангела» (6,15).
В самом устроении общины, в таинствах, в обилии даров Святого Духа, – во всем этом жил Сам Христос. Читая жития святых, мы видим, как раскрывалась в Церкви та или иная сторона жизни Господа Иисуса. В мучениках – Его жертвенная любовь к Отцу. В преподобных – Его молитвенный труд. В святых епископах и пресвитерах – Его пастырское служение, Его радость и об одной обратившейся овце. В богословии церкви постепенно проявлялась совершенная точность Его учительных слов. Только Единая, Святая, Соборная и Апостольская Церковь приняла в себя истинного Иисуса. И когда встретишь одного-единственного истинного сына Церкви, это мгновенно разрешает все вопросы, устраняет все сомнения и смущения, и самому хочется стать причастником этой тихой, неземной красоты.
А тот, кто опирается только на Евангелие, на эти несколько десятков страниц, тот как раз и приносит нам другого Иисуса, которого не знала первая Церковь. Но если бы они действительно опирались только на Евангелие! Если бы они молча, без единого слова, просто раздавали эту книгу! А то ведь у них и свое «богословие», и свои «жития». Только все это уже совсем от другого корня. А мы-то бываем «очень снисходительны» к таковым, потому что у них – проще, удобнее, «по-человечески»…
Но никакого «другого Иисуса» нет. «Другой», это уже не Иисус. «Я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою», – говорит Апостол о Единственном Иисусе.
А «другой», это – тот, который уже однажды «хитростию своею прельстил Еву», и теперь, маскируясь под Иисуса, хочет и нас увести от Того, Кто пришел, чтобы освободить нас от этого прельщения.
|