Толкование воскресного Евангелия. Неделя 23-я по Пятидесятнице. Протоиерей Александр Шаргунов |
16 И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле;
17 и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих?
18 И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое,
19 и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись.
20 Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?
21 Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.
4 Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас,
5 и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, — благодатью вы спасены, -
6 и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе,
7 дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе.
8 Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар:
9 не от дел, чтобы никто не хвалился.
10 Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять.
(Лк. 12:16-21) Лк.12:16. И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле;
Сказав, что жизнь человека не становится продолжительнее от изобилия имения, (Господь) приводит и притчу в подтверждение своих слов. И смотри, как Он изображает нам ненасытимые помыслы безумного богача. Бог творил свое намерение и явил особенное благоутробие. Ибо не в одном местечке, но во всем «поле богача был хороший урожай»; а он был так бесплоден в милосердии, что, прежде чем получил, удерживал уже за собой.
Лк.12:17. и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих
Посмотри и на удовольствия богача. «Что мне делать?» Не эти ли самые слова произносит и бедняк? Что мне делать? мне нечего есть, нечем одеться. Вникни, пожалуй, и в слова богача: «что мне делать? мне... некуда... собрать плодов» многих. Хорошо же спокойствие! И бедняк говорит: что мне делать? я не имею... И богач говорит: что мне делать? я не имею... Что же мы получаем от того, что очень много собираем? Спокойствием мы не пользуемся, и очевидно, от забот; разве только собираем себе множество грехов.
Лк.12:18. И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю бóльшие,
А если на будущее лето урожай в поле будет еще более, ты опять сломаешь и опять построишь? И какая нужда ломать и строить? Утробы нищих – вот тебе житницы. Они могут и вместить многое, они и неразрушимы и нетленны, ибо небесны и божественны, так как питающий бедного – питает Бога.
и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое,
Вот и еще безумие богача. «Хлеб мой и всё добро мое». Он не считает их даром от Бога, ибо, в противном случае, располагался бы относительно их как приставник Божий, а считает их плодом собственных трудов. Поэтому, присвояя их себе, и говорит: «хлеб мой и... добро мое». Я, – говорит, – не имею никакого сообщника, не буду ни с кем делиться. Все это добро – не Божие, а мое, поэтому я один буду и наслаждаться им, а Бога не приму участником в наслаждении им. Это явно безумно. Посмотрим еще далее.
Лк.12:19. и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы:
Сам назначает себе долголетнюю жизнь, как будто и долголетие он получил от возделываемой им земли. Неужели и это – произведение твое? Неужели и это – добро твое?
покойся, ешь, пей, веселись.
Прекрасные же блага души! Есть и пить есть благо души неразумной. Впрочем, поскольку ты и сам имеешь такую душу, то справедливо предлагаешь ей такие блага. Но благо души разумной состоит в том, чтобы уразумевать, рассуждать, увеселяться Законом Божиим и благими размышлениями. Для тебя недостает, безумный, есть и пить, ты предлагаешь душе своей и следующее затем постыдное и скаредное удовольствие? Ибо очевидно, что Господь словом «веселись» обозначил страсть распутства, которая обыкновенно следует за пресыщением яствами и питиями (Флп.3:19; Еф.5:18).
Лк.12:20. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?
Сказано так: «Но Бог сказал ему» не потому, будто бы Бог беседовал с богачом, а слова эти имеют такой смысл, что когда богач так гордо помышлял в себе, тогда «Бог сказал ему» (ибо это подразумевает притча). Бог называет богача безумным, потому что он в душе своей полагал советы самые безумные, как мы показали. Ибо всякий человек безумен и суетен, как и Давид говорит: «суетится» человек, и причина этому та, что «собирает и не знает, кому достанется то» (Пс.38:7). Ибо как не безумен тот, кто не знает, что мера жизни в руках одного Бога и что никто сам себе не может определить жизни?
Обрати внимание и на слово: «возьмут». Страшные Ангелы, как бы жестокие сборщики податей, «возьмут у тебя... душу твою» против воли твоей, поскольку ты из любви пожить присваивал себе здешние блага. У праведника не отнимают душу, но он предает ее Богу и Отцу духов с радостью и весельем и не чувствует неприятности при отложении тела, ибо он тело имеет как бы легкую тяжесть. Но грешник, оплотянив душу, сделав ее телом и землей, чрезвычайно затрудняет отделение оной. Поэтому и говорится, что душу «возьмут» у него, как бы у какого упорного должника, преданного в руки жестоких сборщиков. Приметь и сие. Не сказал Господь: Я возьму душу у тебя, но «возьмут». Ибо «души праведных в руке Божией» (Прем.3:1). И поистине от такового «ночью» возьмут душу, ибо он не имеет озаряющего света богопознания, но находится в ночи богатстволюбия и омраченный ей захватывается смертью.
Лк.12:21. Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не В Бога богатеет.
Так, «кто собирает сокровища для себя», тот по справедливости называется безумным и не успевает привести в исполнение свои намерения, но в самое время составления планов решительно исторгается из среды живых. Но если бы он собирал для бедных и для Бога, с ним не было бы так поступлено. Поэтому будем стараться «богатеть в Бога», то есть на Него уповать, Его считать нашим богатством и хранилищем богатства. Не будем говорить: блага «мои», но блага Божии. Если же блага Божии, то не будем отчуждать Бога от Его благ. Богатеть в Бога – значит веровать, что если я и все (свое) отдам и истощу, то и тогда ни в чем необходимом у меня не будет недостатка. Ибо сокровищница моих благ есть Бог: я отворяю и беру, что нужно.
В праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы начинают петь: "Христос раждается", приготовляя верующих к достойному сретению праздника Рождества Христова. Поняв это внушение и действуй по нему. Углубись в таинство воплощения Единородного Сына Божия, взойди до начала его в предвечном совете Божием о бытии мира и человека в нем, усмотри отражение его в сотворении человека, радостно встреть первое о нем благовестие тотчас по падении, проследи разумно постепенное его раскрытие в пророчествах и прообразах ветхозаветных; уясни, кто и как приготовился к принятию воплощенного Бога, под влиянием Божественных воспитательных учреждений и действий, среди Израиля, - перейди, если хочешь, за пределы народа Божия, и там собери лучи света Божия, во тьме светящегося, - и сообрази, насколько избранные от всех народов дошли до предчувствия необыкновенного проявления Божеского смотрения о людях. Это будет мысленное приготовление. Но тут пост: соберись же поговеть, исповедуйся и причастись св. Христовых таин: это будет приготовление деятельное и жизненное. Если, вследствие всего этого, даст тебе Господь ощутить силу пришествия Своего во плоти - то, когда придет праздник, ты будешь праздновать его не из-за чуждой тебе радости, а из-за своей кровной.
(Лк.12:16–21) Сказав притчу о разбогатевшем, который собирался только есть, пить и веселиться, и за то поражен был смертию, не дожив до предположенных утех, Господь заключил: «Тако собираяй себе, а не в Бога богатея»*. «Тако» – то есть, таковы бывают, или такая участь постигает и тех и других. Богатеющие с богозабвением только и думают о плотских утехах. Желающие избежать этой горькой участи пусть «собирают не себе, а богатеют только в Бога». А так как богатство от Бога, то, когда оно течет, и посвящай его Богу, и выйдет святое богатство. Все избытки разделяй с нуждающимся: это будет то же, что данное Богом возвращать Богу. Кто бедному дает, Богу дает. Истощая как будто богатство, таковой истинно богатеет, богатясь добрыми делами, – богатеет ради Бога, в видах угождения Ему, богатеет Богом, привлекая Его благоволение, богатеет от Бога, Который «верного вмале** поставляет над многими» (Мф.25:21); богатеет в Бога, а не себе, ибо не считает себя хозяином, а только приставником и расходчиком, вся забота которого состоит в том, чтобы удовлетворить всех приходящих к нему с нуждою, а что-либо особенно истратить на себя боится, считая это неправым употреблением вверенного ему достояния.
* «Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет».
** – в малом.
Протоиерей Павел Великанов
Притча о безумном богаче не такая уж и прямолинейная, как это может показаться с первого взгляда. С точки зрения ветхозаветной праведности, богач поступает вполне законно. Разве не Бог дал ему такой изобильный урожай? Разве не верна поговорка – Бог не даст – сам не возьмешь? И вполне разумно богач вкладывается в расширение возможностей своего бизнеса, чтобы обеспечить своё беззаботное будущее. Зачем ещё нужны материальные средства, кроме как для получения удовольствия – беспечно есть, пить, веселиться, наслаждаться каждым днём этой жизни? Вполне целостная, непротиворечивая картина. И слушатели притчи вполне соглашаются с логикой богача. Если уж быть совсем откровенными, многие хотели бы оказаться на его месте. Разве не это – счастье, когда нет никакой нужды, всё надёжно обеспечено и впереди – всё вполне предсказуемо?
Но это – всего лишь часть истории. Как это обычно и происходит в притчах Спасителя, повествование вдруг делает резкий поворот. Вместо ожидаемой похвалы рассудительности и хозяйской смекалке богача, Бог называет его «безумным!» Что это вдруг за новая интрига? Слушатели – в недоумении. С чего это вдруг такой благословлённый богатством счастливчик у Бога оказался в полных дураках?
Славянский перевод смысл последующей фразы передаёт гораздо лучше, чем русский текст: ночью душу у богача не просто «возьмут», а – буквально – «истяжут», с болью, с мучительным сопротивлением, можно даже сказать, «вырвут с мясом». Не дай Бог никому видеть, как умирает неподготовленный к вечности человек, у которого и всё сердце, и весь ум – здесь, в земных привязанностях и заботах. На него обрушивается весь ужас того, что всё, час пробил, пора отправляться – а вещи не собраны. Есть история – а может, это легенда – о том, что когда умирала жена Рокфеллера, она попросила принести ей одно из любимых платьев. Она так вцепилась в него пальцами – что даже после смерти платье пришлось отрезать ножницами. Быть может, это миф – но разве не так каждый из нас вцепляется в то, что дорого в этом мире – и не только вещи, но и в родных, в своё здоровье, в уклад жизни – да много во что можно держаться до боли. Мы ощущаем это не просто «своим» – мы самих себя растворяем в этих предметах, лицах, событиях – безумно считая, что лиши нас этого – и мы перестанем существовать как личности. Рухнем. Аннигилируемся. Растворимся в небытии.
Вот в чем и заключалась вся несусветная глупость мудрого по житейским меркам богача. Он всего себя вложил в эти богатые пшеницей закрома – и в итоге ушёл в вечность пустым, нищим и беспомощным. А все богатства достались неизвестно кому – что для обычного иудея было крайне болезненно слышать.
Но что же значит загадочная фраза, которой заканчивается притча? «Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет»? Как это – богатеть не в себя, а в Бога? Ответ нам даёт апостол Павел в послании к Коринфянам: «Ныне ваш избыток в восполнение их недостатка; а после их избыток в восполнение вашего недостатка, чтобы была равномерность» (2Кор.8:14). Как важно помнить, когда у нас оказывается чего-то в избытке, что это – вовсе не награда за многие труды, не «бонус» от Бога – а всего лишь экзаменационный билет, на который есть только один правильный ответ: не удерживать, не присваивать, а передавать тем, кому это – нужнее.
В чём да поможет нам Бог!
О отнятии богатства от души, и души от богатства (Лк.12:16–21)
Протоиерей Вячеслав Резников
Одному богатому человеку дан был еще и богатый урожай. Сидит он и рассуждает «сам с собой: что мне делать? Некуда мне собрать плодов моих. И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое. И скажу душе моей: душа! Много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись»!
Так и видишь этого богача, развалившегося в кресле, потягивающегося от удовольствия, точь-в-точь как на рекламе страхового агентства. Все у него «схвачено», все застраховано, все рассчитано на многие годы вперед. Кажется, навсегда он устроился в этом мире, и не зависит уже ни от кого и ни от чего! Но вдруг Бог, Которого он совсем сбросил со счетов, «сказал ему: безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя».
Человек может расстаться с богатством двумя путями: или богатство отнимается у него, или он отнимается у богатства. В первом случае бывает, что, потрясенный внезапным изменением судьбы, человек начинает размышлять о неверности всего земного, и постепенно выходит на то, что истинно и нетленно. Но когда Бог забирает его самого, когда его душу навсегда отрывает от того, к чему она была так привязана, – что тут происходит с душей? Чем она будет мучиться?
Господь приоткрывает тайну такой души, задавая тот самый вопрос, который более всего будет ее волновать: «Кому же достанется то, что ты заготовил»?.. Сколько бы человек ни называл законным и честно приобретенным свое богатство, все равно он не может не видеть, что вокруг множество нищих и голодных. И они не равнодушно смотрят на его преуспеяние. Они не только завидуют, но и строят планы, как бы все у него отобрать. Надо построить высокий забор, вооружиться, нанять охрану. Но надо и успокоить свою совесть. Надо разумно объяснить и себе, и другим, почему у меня есть, а у других нет. И когда это удается, начинаешь смотреть вокруг себя не только со страхом, но и с торжеством, и с презрением: как они смеют желать того, что принадлежит только мне?! Мне Бог дал по моим заслугам, а им не дал по их недостоинству. Я труженик, а они лентяи! Какое право имеют они подглядывать, желать, роптать?
Так, он вроде бы со всеми разобрался, снял все вопросы. Но в каком смятении должна пребывать душа, когда все «обнаруживаемое делается явным от света»! И каково видеть, как оно само переходит в чужие, ненавистные руки! «Кому же достанется то, что ты заготовил»? – Как раз тем, от кого прятал, кого презирал, кого даже порой и за людей не считал. В рассказе о богатом и Лазаре оба одновременно были взяты из жизни, и вспомним, какое презрение даже там испытывал богач к Лазарю, даже будучи сам в муках. Но какими были бы его муки, если бы он еще и увидел, что богатство переходит в руки именно этого Лазаря! Именно так бывает с каждым, – заканчивает Господь, – «кто собирает сокровище себе, а не в Бога богатеет».
А как богатеть «в Бога»? – А вот пример: Петру однажды тоже вдруг дано было богатство: его трудовая нива «угобзилась», Бог дал огромный улов. А что же Петр? – А он припадает к ногам Давшего ему богатство, и говорит: «Выйди от меня, Господи, потому что я человек грешный». Так он сразу обогатился и страхом Божиим, и знанием Его всемогущества, и видением своей греховности, и надеждой на Его милость, и готовностью все оставить и последовать за Ним (Лк.5). Вот этого уже никто не сможет отнять. Такая душа сама только и ждет, чтобы «разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше» (Флп.1:23).
Посему и сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос». И – наше счастье, когда у нас отнимают прежде, чем нас отнимут от всего!
|