16 ноября 2024 года

Предыдущий день

ЧТЕНИЕ ЕВАНГЕЛИЯ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ

Суббота 21-й седмицы по Пятидесятнице

(2Кор.3:12–18; Лк.9:1–6)

Евангелие святого апостола Луки, глава 9, стихи 1 - 6:

1 Созвав же двенадцать, дал силу и власть над всеми бесами и врачевать от болезней,
2 и послал их проповедывать Царствие Божие и исцелять больных.
3 И сказал им: ничего не берите на дорогу: ни посоха, ни сумы, ни хлеба, ни серебра, и не имейте по две одежды;
4 и в какой дом войдете, там оставайтесь и оттуда отправляйтесь в путь.
5 А если где не примут вас, то, выходя из того города, отрясите и прах от ног ваших во свидетельство на них.
6 Они пошли и проходили по селениям, благовествуя и исцеляя повсюду.

2-е послание апостола Павла к Коринфянам, Глава 3, стихи 12 - 18:

12 Имея такую надежду, мы действуем с великим дерзновением,
13 а не так, как Моисей, который полагал покрывало на лице свое, чтобы сыны Израилевы не взирали на конец преходящего.
14 Но умы их ослеплены: ибо то же самое покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом.
15 Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их;
16 но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается.
17 Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода.
18 Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа.

Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Луки

(Лк. 9:1-6) Лк.9:1. Созвав же двенадцать, дал силу и власть над всеми бесами и врачевать от болезней,

И отсюда открывается превосходство Божества Иисусова. Ибо Он не только Сам творил чудеса, но ту же силу давал и ученикам. А сообщать своим друзьям такие дары, без всякого сомнения, возможно не человеку, а только Богу.

Лк.9:2. и послал их проповедовать Царствие Божие и исцелять больных.

Дав ученикам власть над злыми духами, Господь не ограничил их употреблением только сей власти, но повелел им и Евангелие проповедовать. Тот, кому вручено учительство, должен и проповедовать, и совершать чудеса. В таком случае проповедь подтверждается чудесами, а чудеса – проповедью. Ибо многие часто совершали чудеса силой бесовской, но проповедь их не была истинная; а поэтому и чудеса их не от Бога.

Лк.9:3. И сказал им: ничего не берите на дорогу: ни посоха, ни сумы́, ни хлеба, ни серебра, и не имейте по две одежды;

Господь, посылая учеников, заповедует им такую умеренность, что не повелевает им брать ни хлеба, ни чего-нибудь другого такого, чего многие из нас набирают себе.

Лк.9:4. и в какой дом войдете, там оставайтесь и оттуда отправляйтесь в путь.

Заповедует им и то, чтоб они не перебегали от одного к другому, но в какой дом войдут, в том и оставались бы, чтобы не показаться какими-то непостоянными и очень переменчивыми.

Лк.9:5. А если где не примут вас, то, выходя из того города, отрясите и прах от ног ваших во свидетельство на них.

Отрясайте, – говорит, – пыль на тех, которые не примут вас, «во свидетельство на них», то есть на обличение и осуждение их, показывая им, что, хотя ради их и много пути совершили, не получили, однако ж, от них никакой прибыли.

Лк.9:6. Они пошли и проходили по селениям, благовествуя и исцеляя повсюду.

Некоторые заповедь апостолам – не носить ни сумы, ни посоха, не иметь по две одежды, понимают так: не собирайте сокровищ, – ибо сума, вмещая многое, означает собирание; не носите посоха, то есть не будьте гневливы и драчливы; не имейте по две одежды, то есть не будьте переменчивы в нравах и двоедушны в мыслях.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский  «И послал их (св. апостолов) проповедывать Царствие Божие» (Лк.9:2). В этот раз только по Палестине, а потом и по всей вселенной. Проповедь, начатая тогда, не прекращается до сих пор. Всякий день слышим мы преданное святыми апостолами от лица Господа во Святом Евангелии и посланиях апостольских. Время не делает разности: мы слышим святых апостолов и Самого Господа так, как бы они были пред нами, и сила, действовавшая в них, действует до сих пор в Церкви Божией. Ни в чем и никого из верующих не лишает Господь: что имели первые, то имеют и последние. Вера всегда так содержала это и содержит. Но пришло суемудрие и разделило между настоящим и первоначальным. Ему показалась тут пропасть великая, голова закружилась, глаза помутились, и Господь со святыми апостолами погрузились у него в мрак, который кажется ему непроницаемым. И поделом ему: пусть пожинает плоды своего сеяния; в нем одно только крушение духа. Что оно точно погрязает во мраке и не видит света, сознания в этом нельзя не признавать искренним – но кто виноват? Оно само себя отуманило и продолжает отуманивать. До сих пор ничего еще не сказало оно такого, почему можно было бы слова Писания новозаветнаго не считать истинным словом святых апостолов и Самого Господа. Только безустанно вопит: «я не вижу, я не вижу». – Верим, верим, что не видишь! Но перестань испускать из себя туман – атмосфера около тебя проветрится, свет Божий тогда может быть покажется и увидишь что-нибудь. – «Но ведь это то же, что перестать мне быть мною». – Экая беда! Ну, перестань; другим покойнее будет. – «Нет, нельзя. Мне определено быть до скончания века, «да искуснейшие явятся»*. Я началось в первом тварном уме, еще прежде этого видимаго мира, и буду, пока мир стоит, нестись подобно вихрю по путям истины и подымать против нее пыль столбом». – Но ведь ты себя только туманишь, а кругом светло. – «Нет, все кому-нибудь да запорошу глаза; а если и нет, так пусть знают меня, каков я. Молчать не буду и никогда вам со своею истиною не удастся заградить мне уста». – Кто же этого не знает? Все знают, что твое первое титло «тьма» – упорное стояние на своем, несмотря ни на какие очевидности, обличающие твою лживость. Ты – хула на Духа Святого; так и жди же себе исполнение приговора, уже определенного за это Господом.

СОВРЕМЕННЫЕ КОММЕНТАРИИ
(Лк.9:1–6)

Протоиерей Александр Шаргунов

Господь посылает Своих учеников проповедовать Царство Божие и исцелять больных. В подтверждение истинности Своего учения они будут творить чудеса. «Он дал им власть над всеми бесами», чтобы они могли изгонять их. И силу врачевать от болезней, чтобы они могли привлекать к слушанию проповеди слова Божия многих людей.

Они не должны заботиться о том, чтобы составить о себе доброе мнение своим внешним видом. Они должны идти такими, какие они есть, не думая о перемене одежды или обуви. Все упование свое они должны возложить на Промысел Божий и на доброту посылаемых Им друзей. Христос хочет, чтобы Его ученики не стыдились принимать дары от друзей, но ждали их. «Ничего не берите на дорогу, — говорит Он, — ни посоха, ни сумы, ни хлеба, ни серебра». Они должны идти налегке. Хотя бы потому, что идущий налегке может идти далеко и быстро. Чем больше человек увешан вещами, тем больше он может быть привязан к одному месту. Бог нуждается в тех, кто служит Ему на одном месте, но Он ищет также таких, кто готов оставить все земные привязанности и всю свою жизнь превратить в путь вслед Христу.

Останавливаясь в каком-либо селении, они не должны переходить из дома в дом, из опасения утомить оказавших им гостеприимство. «В какой дом войдете, там оставайтесь и оттуда отправляйтесь в путь», чтобы люди знали, где вас найти. Пребывайте с теми, с кем вы уже как бы духовно сроднились. Апостолы должны уметь со властью предупредить тех, кто отвергает их, и утешить тех, кто принимает их. «А если где не примут вас, — предайте их суду Божию — и выходя из города того, отрясите и прах от ног ваших во свидетельство на них». Когда раввины возвращались в Палестину после пребывания в языческой стране, они отрясали малейшие частицы языческой пыли от своих ног. И вот теперь иудейские селения, не принимающие учеников Христовых, занимают место языческих стран. Они отвергли возможность спасения и сами осудили себя.

Господь дает ученикам чудотворную силу. Однако им еще недостает Духа Святого — силы, которая позволит им свидетельствовать о Христе во враждебном мире. Они примут ее только после ухода от них Господа на небо. Это значит, что теперешний выход апостолов на проповедь — только прообраз того, что они будут делать после Пасхи Господней. (Отметим также, что вслед за двенадцатью Господь скоро пошлет семьдесят учеников).

Но уже теперь их труды — такие же, как у их Господа: «Они пошли и проходили по селениям, благовествуя и исцеляя повсюду». Они заботятся не только о душе человеческой, но и о теле. Может быть, ничто не принесло Церкви столько вреда, как постоянное повторение, что происходящее в этом мире не имеет значения. Придти и сказать погибающим от нищеты и голода, что недостойно человека думать о материальном, будет непростительным, — в особенности, если говорящий это сам благополучно устроен. Разумеется, существует опасность преувеличить значение материального. Но не меньшая опасность — совершенно пренебречь им. Мы избавимся от этой опасности, только когда не будем забывать, что Христос послал Своих учеников проповедовать Царство Божие и исцелять — чтобы спасти и душу человеческую, и тело. Одно неотделимо от другого. То и другое спасает Христос Своим Воскресением.

***

Иеромонах Феоктист Игумнов

В древние времена информация распространялась в подавляющем большинстве случае только устно. Современных средств коммуникации не было, книги писались от руки на материале, который был дорогим и непрактичным, цена книги, равной по объёму Евангелию от Луки, была запредельно высокой. Цену книги того времени можно сравнить с нынешней ценой на не самый дешёвый автомобиль. Поэтому проповедь могла быть только устной. Самого Господа Иисуса Христа ограничивали пространство и время, поэтому он посылает на проповедь Царства Божия Своих учеников. Его ученики должны были стать Его устами. Они должны были отправиться в путь налегке, потому что таким образом можно путешествовать быстро и далеко. Чем больше человек обременён вещами, тем больше привязан он к одному месту. Если учеников где-то не примут, они должны отрясти прах со своих ног, покидая такой город. Когда древние раввины после путешествия в языческой стране возвращались в Палестину, они отряхивали со своих ног каждую пылинку той страны, из которой они вернулись. Ученикам велено было вести себя так же, как и раввин вёл бы себя в языческой стране.

Помимо проповеди Царствия Божия, которую возложил на своих учеников Христос Спаситель, важно отметить не раз повторяемое повеление исцелять больных. Напутственные слова Христа объединяют заботу о теле человека и о его душе. В миссию двенадцати входило не только благовестие, каким бы утешительным оно ни было, но и деяния. Проповедь Царствия Божия не ограничивалась благой вестью о вечной жизни; она предлагала изменить и условия земной жизни людей. Эта проповедь подтверждала, что здоровое тело человека, его земное благополучие — такая же неотъемлемая часть цели Бога, как и его здоровая душа.

Сложно представить, какой вред нанесло невнимание к этой второй части слов Христа ученикам вместе с неоднократными утверждениями о том, что земные блага и материальные ценности не имеют абсолютно никакого значения. Ведь мы понимаем, что нищета и болезни либо ожесточают людей, либо ломают их волю. И прежде, чем согревать сердце евангельскими словами, нужно отогреть тело человека. Собственно, именно так сегодня поступают, к примеру, в монастырях Святой горы Афон. Каким бы ни был пришедший в монастырь путник, его сначала накормят и обогреют, а уже потом поведут в храм. Точно так же поступали и прославляемые Церковью святые, они всегда заботились и о житейском благополучии тех, кто обращался к ним за советом. В этом смысле очень интересны письма святителя Феофана Затворника. Когда он находился в затворе, он общался только через переписку. При этом круг его общения был невероятно широк. И в каждом его письме можно найти как советы относительно духовной жизни, так и относительно устройства жизни телесной, вплоть до рекомендаций о правильном вложении денег, таком, который позволит получить дополнительный доход. Удивительно, но все его советы актуальны и сегодня, по ним можно выстроить во всех смыслах благополучную жизнь.

Впрочем, есть риск начать уделять слишком большое значение материальным ценностям. Но существует также опасность недооценивать их значение. Опасно забывать, что Христос Спаситель в первый раз послал своих учеников проповедовать Царствие Божие и исцелять больных, спасать тело и душу.

***

Священник Дмитрий Барицкий

Сегодняшний отрывок, рассказывает о том, как Иисус Христос посылает Своих ближайших учеников на их первое миссионерское задание. В связи с эти можно отметить несколько важных момента.

Будучи простым человеком, Спаситель в то же время был и Богом, сотворившим этот мир. А потому во всей полноте Он обладал божественной силой, которую просто скрывал. Очевидно, что для Него не было бы проблемой преодолеть пространство и время, чтобы проповедовать о Царствии Божием сразу в нескольких концах Палестины, причем в одно и то же время. Однако Он приглашает к сотрудничеству Своих учеников. Они должны стать Его глазами, руками и устами. Теперь, как и Он Сам, на какое-то время они становятся учителями. Перед нами ни что иное, как величайший акт доверия Бога человеку. Господь верит в Своих учеников. В знак этого Он и приглашает их разделить с Ним то бремя, которое Он несет Сам. Стать важными участниками Его миссии.

Спаситель отправляет апостолов на проповедь, наделив их сверхъестественною силою. Они будут проповедовать о Царствии Божием не только словом. Господь дает им власть изгонять нечистых духов и исцелять болезни. Это очень важно. Ведь суть Евангельского учения заключается в том, что наконец-то пришел долгожданный Мессия. Пришел для того, чтобы установить новое царство. В этом царстве человек будет жить совсем по иным законом, нежели те, по которым живет падший, исковерканный грехом мир. Он получит свободу от телесных и душевных болезней, а также освободиться от власти и гнета темных сил. Чудеса, которые совершают апостолы, — яркое свидетельство того, что их слова о наступлении царства Мессии — сущая правда.

Наконец, Господь дает апостолам заповеди о том, как вести себя во время проповеди. Он запрещает им брать вещи, которые, казалось бы, так необходимы в далеком путешествии: одежда, деньги, пропитание. Ученики должны быть уверены в том, что точно так, как они получили от Бога сверхъестественные дарования, Господь устроит и все остальное: если необходимо, даст ночлег, накормит и оденет. Им же следует заботиться о главном, а не отвлекаться на всякие бытовые мелочи. Иными словами, Христос ожидает от Своих учеников подвига веры и доверия Ему. Судя по тому, что пишет Евангелист Лука в конце отрывка: «проходили по селениям, благовествуя и исцеляя повсюду», — апостолы оправдали ожидание Учителя.

Эти слова обращены не только к ближайшим последователям Христа, но и ко всякому, кто считает себя Его учеником. Ведь все мы в той или иной степени приглашены к соработничеству с Богом. Все мы способны каждый в свою меру свидетельствовать о Христе и наступлении Его Царства, то есть продолжать дело апостолов. Будем в этом брать с них пример: помнить, что иметь успех могут только те слова о Христе, которые подкрепляется делами, и в основе которых лежит бескорыстное преданность Евангельскому учению и безграничное доверие Богу.

ПРОПОВЕДЬ ДНЯ

О покрывале
(2Кор.3:12–18)

Протоиерей Вячеслав Резников

Во Втором послании к Коринфянам апостол Павел пишет: «Имея такую надежду, мы действуем с великим дерзновением, а не так, как Моисей, который полагал покрывало на лице свое».

Лицо Моисея, когда он с Синайской горы сошел к народу, «стало сиять лучами, оттого, что Бог говорил с ним. И увидел Моисея Аарон и все сыны Израилевы, и вот, лице его сияет, и боялись подойти к нему». И тогда Моисей стал полагать на лицо свое покрывало, когда говорил с народом. «Когда же входил Моисей пред лице Господа, чтобы говорить с Ним, тогда снимал покрывало, доколе не выходил» (Исх.34:29–35). Так, хотя Моисей и принес закон, но не мог передать самое главное: свою личную близость к Богу, свою личную праведность. О народе постоянно говорится, что он был «жестоковыйный» (Исх.32:9), а о Моисее – что он «был человек кротчайший из всех людей на земле» (Чис.12:3).

Вспоминая этот прообраз, Апостол переносит его на своих современников, на тех Иудеев, которые упорно не принимали Христа. «Умы их ослеплены: ибо то же самое покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета; потому что оно снимается Христом». Поэтому, кстати, начинать изучение Священного Писания лучше не с Ветхого Завета, а с Нового, где в частности показывается и соотношение двух Заветов. Например, в Нагорной проповеди сравнивается, что сказано через Моисея «древним», и что должно быть на самом деле. «Древним сказано: не убивай». А на самом деле нельзя даже гневаться. «Древним сказано: не прелюбодействуй». А на самом деле нельзя и в сердце допускать нечистую мысль. Ветхозаветные заповеди -лишь первая ступень: воздержание от злых дел. А впереди – совершенное очищение сердца.

Так и ветхозаветные ритуальные предписания -лишь первая ступень послушания Богу. А совершенный человек – готов отвергнуться себя, взять свой крест, и следовать за Христом, который «смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп.2:8).

А два сегодняшних евангельских примера снимают покрывало с заповеди о субботе. Суббота была дана, «чтобы отдохнул раб твой, и раба твоя, и осел твой, как и ты» (Втор.5:14). Заповедь о субботе, это заповедь о милости и к себе, и к подвластным. Поэтому суббота не может препятствовать, чтобы напитался голодный и исцелился больной.

На Ветхом Завете лежит покрывало самого страшного национализма – религиозного. Сам Бог, Творец неба и земли когда-то повелевал Израилю в иных случаях безжалостно истреблять целые народы, мера беззаконий которых переполнялась (Быт.15:16). И еще на Ветхом Завете – покрывало двойной морали, когда одно предписывается по отношению к единоплеменникам, а другое – по отношению к чужим.

И только Христос ставит точку над всем временным и относительным. Отныне – новый Божий народ, новый Израиль – из всех людей, отовсюду приходящих ко Христу. Христос отверзает «ум к уразумению писаний» (Лк.24:45), показывая, что все пророки указывали на это, уже наступившее время.

А для религиозных поклонников только Ветхого Завета – на нем по-прежнему покрывало. Они продолжают считать себя раз и навсегда единственным Богоизбранным народом; они продолжают ожидать кого-то, кто снова соберет их вместе, восстановит храм и покорит им все народы. Они продолжают праздновать свою пасху, эту политическую победу над врагом, и не видят новой, истинной Пасхи – победы над грехом и смертью. И «доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их». И только «когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается».

Но иногда приходится слышать: как я могу обратиться ко Христу? Это значит – предать свой народ, отречься от него. Но в этом случае ты сам клевещешь на свой народ, утверждая, что только ненависть ко Христу образует из твоего народа единое целое.

Церковный календарь. 16 ноября

Читаем Евангелие. 16 ноября

Читаем Апостол. 16 ноября

Благая часть. 15 ноября 2024

Мульткалендарь. 16 ноября. Праведная Снандулия Персидская

Мульткалендарь. 16 ноября. Священномученик Василий Архангельский, пресвитер

День ангела. 16 ноября

Этот день в истории. 16 ноября