Поленов Василий Дмитриевич. За Кого Меня Почитают Люди (1890-1900)
18 В одно время, когда Он молился в уединенном месте, и ученики были с Ним, Он спросил их: за кого почитает Меня народ?
19 Они сказали в ответ: за Иоанна Крестителя, а иные за Илию; другие же говорят, что один из древних пророков воскрес.
20 Он же спросил их: а вы за кого почитаете Меня? Отвечал Петр: за Христа Божия.
21 Но Он строго приказал им никому не говорить о сем,
22 сказав, что Сыну Человеческому должно много пострадать, и быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть.
1 Павел и Тимофей, рабы Иисуса Христа, всем святым во Христе Иисусе, находящимся в Филиппах, с епископами и диаконами:
2 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
3 Благодарю Бога моего при всяком воспоминании о вас,
4 всегда во всякой молитве моей за всех вас принося с радостью молитву мою,
5 за ваше участие в благовествовании от первого дня даже доныне,
6 будучи уверен в том, что начавший в вас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа,
7 как и должно мне помышлять о всех вас, потому что я имею вас в сердце в узах моих, при защищении и утверждении благовествования, вас всех, как соучастников моих в благодати.
(Лк. 9:18-22) Лк.9:18. В одно время, когда Он молился в уединенном месте, и ученики были с Ним, Он спросил их: за кого почитает Меня народ?
Лк.9:19. Они сказали в ответ: за Иоанна Крестителя, а иные за Илию; другие же говорят, что один из древних пророков воскрес.
Лк.9:20. Он же спросил их: а вы за кого почитаете Меня? Отвечал Петр: за Христа Божия.
Лк.9:21. Но Он строго приказал им никому не говорить о сем,
Лк.9:22. сказав, что Сыну Человеческому должно много пострадать, и быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть.
Господь, вопрошая учеников, не спрашивает прямо, что они сами говорят, но прежде спрашивает о мнении народном, а потом о мнении уже их самих. Так поступает Он для того, чтобы показать несправедливость народной о Нем молвы и привести учеников к истинному понятию, что и было сделано. Ибо когда ученики сказали, что одни называют Тебя Иоанном, другие Илиею, Он «а вы», то есть вы отличные от всех, вы избранные, вы отделенные, кем Меня называете? Тогда Петр предваряет прочих и, сделавшись устами всех, исповедует Его Тем Христом Божиим, о Котором издавна проповедуется. Не просто Христом Божиим назвал Его, но Тем Христом Божиим, который есть собственно Христос Божий. Ибо многие были помазаны, но Тот Христос (Помазанник) Божий есть Единый и Единственный.
"За кого почитает Меня народ?" спрашивал Господь. В ответ на это апостолы передали ходячие в народе мнения о Нем, которые все слагались по тогдашнему образу воззрений: кто говорил, что Он Иоанн Креститель, кто, - что Он Илия, кто, - что какой-нибудь из древних пророков воскресший. Как же ныне отвечают? Тоже разно и всякий по своему образу мыслей. Материалисты, безбожники и бездушники из породы обезьян какой ответ дадут, когда у них нет ни Бога, ни души? Спириты, подобно арианам, отделываются ответом, который проклят на первом вселенском соборе. Деисты видят Бога очень далеким от мира, и, будучи не в силах вместить в своей системе таинство воплощения, отвечают как евиониты, социниане. Подобные ответы вы встретите и в русском обществе, так как означенные трех родов личности есть и множатся и у нас. Но благодарение Господу, есть еще у нас безмерно преобладающее число искренно верующих и строго содержащих апостольское исповедание, что Господь Иисус Христос - воплотившийся единородный Сын Божий, еще в раю обетованный прародителям нашим Спаситель и Искупитель рода человеческого. Какая сторона пересилит - единому Богу ведомо. Будем молиться о сохранении в нас света Христова и об отгнании тьмы лжеучений. Падки мы на худое; потому не дивно, что ложь и возьмет верх. Она и ныне уже ходит по улицам города открыто, тогда как прежде опасливо пряталась от взора верующих христиан.
Протоиерей Александр Шаргунов
Христос уединился со Своими учениками, где, может быть, не так теснили Его толпы народа и Он имел возможность беседовать с ними о самом сокровенном. Этот вопрос, который задает Христос Своим ученикам: «За кого почитает Меня народ?» — означает, что Господь не спрашивает, что думают о Нем первосвященники, книжники, фарисеи, ученые богословы, которые ненавидят Христа, ослеплены ненавистью и завистью к Нему, и потому просто не в состоянии судить о Его Личности. Они обвиняют Его в нарушении закона, злословят Его, гонят Его, хотят убить. Господь хочет знать, что думает о Нем простой народ, который не зависим в своих суждениях от того, какое общественное положение занимает человек, какое у него богатство и какая у него власть.
Ученики говорят, что, слушая Его проповедь, видя чудеса, которые Он совершает, народ самого высокого о Нем мнения. Одни говорят, что Он Иоанн Креститель, другие — что Илия, третьи — что один из древних пророков. Сколько голов, столько и умов. Мнения различны. Но истина одна.
И Господь спрашивает Своих учеников: «А вы что думаете о Сыне Человеческом, за кого вы почитаете Его?» Ученики Христовы больше знают, чем все остальные люди. Им больше было дано прикоснуться к жизни Христа, им предстоит проповедь о Христе. Поэтому очень важно, чтобы у них было истинное понятие о Христе. И апостол Петр, самый смелый, тот, кого называют устами апостолов, выходит вперед и от имени всех апостолов — теперь мы можем сказать от имени всей Церкви — дает краткое, но полное исповедание истины: «За Христа Божия». Недостаточно знать, что другие думают о Христе. Можно знать о Христе все, что написано о Нем на всех языках мира, и, тем не менее, не быть христианином. К каждому из нас Христос приходит не с вопросом, что другие говорят и пишут о Нем, но: «за кого ты принимаешь Меня?» апостол Павел говорит: «Я знаю, в Кого я уверовал». Христианство не заключается только в исповедании Символа веры, оно есть личное узнавание Христа.
Апостолы сподобляются этого блаженства — исповедовать Христа Сыном Божиим, но Господь должен научить их, что Он пришел в мир, чтобы умереть на Кресте. Он должен перевернуть в сознании людей все представления о Боге и о Божием Промысле. В лице апостолов человечество узнало, Кто Он. Теперь человечеству надлежит узнать, что это откровение значит. «Господь строго приказал им никому не говорить о сем». Потому что иудеи ждут, что Мессия установит господство Израиля над всеми народами. Господь вносит существенную поправку в эти их представления. Его служение помазанничества пройдет через страдания, через отвержение духовными властями Израиля, через смерть. Но Бог явит Его Мессианское достоинство, воскресив Его в третий день. Так подобает осуществиться Божественному замыслу о спасении рода человеческого. Его смерть и Воскресение будут для всех самым убедительным свидетельством, что Он Христос, Сын Божий.
***
Священник Дмитрий Барицкий
На протяжении долгого времени еврейский народ жил напряженным ожиданием, что вот-вот исполняться древние пророчества, и родится правитель из рода великого царя Давида. Это и будет Мессия, по-еврейски Машиах. В греческом языке аналогом этого имени является Христос. На русский язык оба варианта можно перевести как «Помазанник», то есть тот, кого помазали, благословили на царство. Мессия сбросит иго иноземных захватчиков и вернет Израилю былую славу. Царство Мессия будет несокрушимым и распространится по всему миру.
А теперь представьте ситуацию. Апостол Петр, который также ожидал пришествие Мессии, признал Его в своем Учителе. Учитель этого не отрицает, но вместе с тем говорит такие вещи, которые ну никак не вяжутся с тем образом великого царя, которого ожидали увидеть все евреи. Словом смущение реакцию Петра назвать сложно. Это скорее шок. Тот, кто должен править, кто обладает невиданной властью и могуществом, в чем сам Петр не раз мог лично убедиться, будет унижен и умерщвлён. Да еще и это непонятно воскресение. Что это такое? Разве мертвые воскресают? Наверняка, какая-та странная метафора? Но в чем ее смысл?
Иными словами, Петр, а вместе с ним и все апостолы совершенно дезориентированы, сбиты с толку. Возможно, многие из них борются с искушением отойти от Христа. Зачем им такой Учитель, Который обречен на смерть? Однако они делают усилие над собой и остаются. Любовь ко Христу, личное отношение к Нему пересиливает. Они как бы говорят себе: «странные слова говорит Учитель, но ладно, Он знает, что делать».
В подобной ситуации ученики Христовы оказывались еще не раз. Еще не раз Господь говорил и показывал им такое, что буквально выбивало у них почву из под ног, разрушало все их представления о самих себе, об окружающем мире, о Мессии, о Боге и о том, как Он действует в этом мире. Но каждый раз они делали усилие, отгоняли сомнения и оставались, доверяя Тому, Кого любят, хоть и совершенно не понимали, что Он делает, как и зачем. Даже после креста, самого страшного события, крушения всех надежд и упований, они остались вместе. Их объединял не просто страх, но и любовь к Своему погибшему Учителю. Именно она дарила им тонкое, едва уловимое чувство надежды и не позволяла разбежаться кто куда. В результате ученики были вознаграждены. Когда к ним явился воскресший Христос, они не просто испытали великую радость, в тот момент вдруг все встало на свои места. Все непонятные слова Учителя обрели прозрачный смысл, а все Его странные поступки стали логичны, закономерны и последовательны.
Также Бог действует в судьбе каждого из нас. Порой жизнь напоминает хаос несвязанных друг с другом событий, так что голова идет кругом. Иногда от этого одолевает такое уныние и тоска, давит такое чувство богооставленности, что складывается впечатление, будто висишь в пустоте. Вокруг тебя и в тебе самом кипят такие страсти, которые кажется вот-вот разорвут на мелкие кусочки. В эти тяжкие периоды нам необходимо как апостолам сделать усилие и всего лишь держаться за Того, Кого мы однажды признали Христом и Своим Спасителем. Всего лишь доверять Ему. Именно в этот момент, когда нам плохо, Он совершает над нами какую-то важную работу. Именно сейчас Он через все эти непонятные и странные ситуации, через крест ведет нас к славе воскресения. Только там нам все станет окончательно понятно и, подобно апостолам, мы испытаем поистине пасхальную радость.
|