Караваджо, «Святой Матфей и ангел».
27 После сего Иисус вышел и увидел мытаря, именем Левия, сидящего у сбора пошлин, и говорит ему: следуй за Мною.
28 И он, оставив всё, встал и последовал за Ним.
29 И сделал для Него Левий в доме своем большое угощение; и там было множество мытарей и других, которые возлежали с ними.
30 Книжники же и фарисеи роптали и говорили ученикам Его: зачем вы едите и пьете с мытарями и грешниками?
31 Иисус же сказал им в ответ: не здоровые имеют нужду во враче, но больные;
32 Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию.
20 Братия! не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни.
21 В законе написано: иными языками и иными устами буду говорить народу сему; но и тогда не послушают Меня, говорит Господь.
22 Итак языки суть знамение не для верующих, а для неверующих; пророчество же не для неверующих, а для верующих.
23 Если вся церковь сойдется вместе, и все станут говорить незнакомыми языками, и войдут к вам незнающие или неверующие, то не скажут ли, что вы беснуетесь?
24 Но когда все пророчествуют, и войдет кто неверующий или незнающий, то он всеми обличается, всеми судится.
25 И таким образом тайны сердца его обнаруживаются, и он падет ниц, поклонится Богу и скажет: истинно с вами Бог.
(Лк. 5:27-32) Лк.5:27. После сего: Иисус вышел и увидел мытаря, именем Левия, сидящего у сбора пошлин, и говорит ему: следуй за Мною.
Матфей не прикрывает, но прямо объявляет свое имя, говоря: «Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея» (Мф. 9:9). Но Лука и Марк, из уважения к евангелисту, выставляют другое имя его, именно Левий.
Лк.5:28. И он, оставив всё, встал и последовал за Ним.
Подивись человеколюбию Божию, как Он похищает сосуды лукавого. Ибо мытарь — сосуд лукавого и зверь лукавый. Испытавшие жестокости сборщиков знают это. Ибо мытари суть те, кои откупают народные подати, чтобы через то приобрести выгоду и уплатить повинности за собственные души.
Лк.5:29. И сделал для Него Левий в доме своем большое угощение; и там было множество мытарей и других, которые возлежали с ними.
Господь не только Матфея приобрел, но старался приобрести и других мытарей, с которыми Он обедал. Ибо Он затем и благоволил есть с ними, чтобы привлечь и их.
Лк.5:30. Книжники же и фарисеи роптали и говорили ученикам Его: зачем вы едите и пьете с мытарями и грешниками?
Лк.5:31. Иисус же сказал им в ответ: не здоровые имеют нужду во враче, но больные;
Лк.5:32. Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию.
Смотри же, что слышат фарисеи, обвинявшие Его. Я, — говорит, — не пришел призвать праведников, то есть вас, которые сами себя делаете праведниками, а «пришел призвать... грешников», не для того, впрочем, чтоб они оставались во грехе, но чтобы покаялись. И иначе: Я не пришел праведных призвать, потому что не нахожу их, так как все согрешили (Пс. 13:1-3); если бы можно найти было праведных, Я не пришел бы. Мытарь же есть и всякий, кто работает миродержителю и взносит подать плоти. Чревоугодник платит подать плоти яствами, блудник — нечистыми связями, иной — иным. Когда же Господь, то есть Евангельское Слово, увидит его «сидящего у сбора пошлин», то есть не преуспевающим, не идущим вперед и не подвизающимся на большее зло, но как бы бездеятельным, то восставит его от зла, и он последует за Иисусом и примет Господа в дом души своей. А фарисеи, надменные и отсеченные бесы (ибо фарисей означает отсеченный от других), ропщут на то, что Он ест с грешниками.
(Лк. 5:27-32). «Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию». Какое утешение для грешников! Но надобно отстать от грехов и творить одно добро; да и творя добро, все же почитать себя грешником и притом не на языке, а в сердце. Не греши, а все же, как настоящий грешник, кайся и взывай ко Господу о помиловании. Когда будешь так настроен, значит стоишь во истине; коль же скоро поддашься на праведность и станешь считать себя безгрешным, знай, что ты уклоняешься от пути правого и пошел к тем, которым нет спасения. Как совместить исправную жизнь с чувствами грешности - об этом спрашивают только книжники, которые пишут, а не делают; кто идет деятельным путем, для того это ясно до того, что он понять не может, как можно быть тому иначе.
Протоиерей Александр Шаргунов
В теленовостях нам показывают иногда фондовые биржи Нью-Йорка, Токио, Парижа. Агенты валютных обменов лихорадочно звонят по телефону, ожидая большого навара. Все сосредоточено на курсах акций, на прибыли и убытках. Разумеется, такой лихорадочной атмосферы не было в таможенном бюро по сбору пошлин, где трудился среди многих других иудей по имени Левий или Матфей. Его контора была около великого торгового пути, ведущего с Востока к Средиземноморью, недалеко от Капернаума.
И вот здесь проходит Христос. Его взгляд падает на Матфея. Почему на него? Почему не на другого? Почему не на других? Мы не знаем. Это выбор державной свободы Господа. С этого момента жизнь Матфея меняется. Кто сподобился услышать такой призыв Бога в своей жизни, может понять, о чем идет речь. Бог не просто склоняется с высоты, чтобы обозреть, что происходит внизу, в суматошном копошении нашего земного мира. В жизни бывают моменты, когда Бог проходит, — я чуть было не сказал «лично», Бог проходит совсем рядом и смотрит на меня, лично на меня, среди всех моих занятий, в круговороте моих дней, и обращается прямо ко мне: «Следуй за Мною». Для Матфея это был решающий момент его жизни. В Евангелии лаконично сказано: «И он, оставив все, встал и последовал за Ним». Он напишет об этом сам, Апостол и будущий евангелист Матфей. Он знает, как никто другой, какие перемены встреча с Господом принесла в его жизнь.
Книжники и фарисеи, ревнители благочестия, не могут видеть, что жизнь его тотчас же переменилась. Напротив, они мрачнеют, — оттого что этот Иисус приходит в дом к этому мытарю, который устраивает для Него и для своих друзей праздник. В те времена разделить с кем-либо трапезу означало почтение и дружбу. Почему ваш Учитель ест и пьет за одним столом с таким сбродом? Фарисеи искренне старались вести жизнь честную и благочестивую, идя ради этого порой на большие жертвы, в том числе и в материальном плане. Кому неясно, особенно в наши дни, как трудно соблюдать заповеди Божии тем, кто занимается коммерцией или политикой. Так что волнение фарисеев очень понятно.
Ответ Господа им прост и ясен. Однако он требует великой перемены в мыслях: «не здоровые имеют нужду во враче, но больные». Те, кто живет как Матфей, — душевно больны. И Господь хочет, чтобы они узнали, что жизнь заключается совсем не в том, чтобы положить в карман как можно больше денег. Хорошо вести честную и даже очень благочестивую жизнь. Но это не должно давать повода презирать других. Милости хочет Господь, а не гордой жертвы. Ибо кто из нас, какой бы честной ни была его жизнь, не зависит от милости Божией и милости других людей?
Духовная проблема фарисеев — в том, что они полагают себя праведниками или теми, кто более или менее оправдан своими жертвами. Они не хотят признать, что милосердная любовь Божия — это совсем другое. Мы должны сделать выбор — либо наша праведность, либо милосердная любовь. Святые мученики и все святые сделали этот выбор, отдав себя милосердной любви. Существует ложное понимание милосердной любви, согласно которому люди думают, что могут жить как угодно. На самом деле милосердие более требовательно, чем все наши представления о правде. Исполняя свой долг, мы отдаем часть себя, а милосердие требует, чтобы мы отдавали себя целиком. Оно предполагает, что каждый день мы будем учиться отвечать на зов Христов — молитвой, слушанием слова Божия, покаянием, любовью. Только так человек может предстоять перед правдой Божией, ибо Бог пришел не судить мир, но спасти его.
Милосердие зовет к покаянию. Чем больше нам будет дано узнавать милосердие Божие, тем глубже будет наше покаяние. Когда мы предстоим перед Крестом Христовым, нам открывается, как велика наша ответственность. В конце концов, Бог не занимается подсчетами. Он хочет показать нам Своей любовью, что единственная наша подлинная вина — в том, что мы не умеем любить. Но Бог идет дальше. Он дает нам Свою любовь, чтобы научить нас любить. Он пришел к людям, чтобы дать благодать прощения и дар любви.
***
Священник Стефан Домусчи
Сегодняшнее чтение удивительным образом замыкает чтения всей этой недели. Оно о том, как можно и нужно относиться к другому, будь он по-твоему грешником или праведником. Обычно мы забываем, что всякий человек сотворен по образу Божьему. Это значит, что за всеми его поступками, плохими и хорошими, мы должны видеть Божье творение. Он мог запутаться, мог ошибиться, мог действительно согрешить, сознательно сделать что-то недолжное, но он не перестал быть человеком, которого создал Бог и, которого Он хочет спасти.
Именно так подходит к людям Христос. Он находит на улице явного грешника, Левия мытаря, которого все так называемые порядочные люди не считают достойным общения и говорит ему: следуй за мной. Совершенно очевидно, что этот призыв – это призыв всей жизни, призыв к перемене ума, к покаянию. Он не сказал мытарю, что в его работе нет ничего страшного, что она нормальна, он исправил его, но иначе, чем это обычно делаем мы. После слов Христа Левий не впал, ни в уныние ни в озлобленность. «Оставь это и следуй за мной», – очень простые слова, но сказанные с властью и любовью они заставляют грешника оставив все, последовать за Ним. Последовать не просто по улице города, последовать всей своей жизнью, стать апостолом и проповедником покаяния и Царства Божьего.
Эта отзывчивость Левия, который после будет назван Матфеем, поразительна. Создается ощущение, что он буквально ждал Христа, который придет позовет его в новую жизнь, поможет ему победить грех. И это, конечно, не просто какое-то странное поведение Левия, – так на самом деле ощущает себя всякий грешник, полненный грехом и в глубине души желающий освобождения. Эта порабощенность может быть очень глубокой, он может быть искренне уверен, что грех ему нравится, но его душа не создана для греха, она создана для жизни с Богом, для чистоты и праведности.
Есть только один сложный случай, при котором эта тяга к исправлению в человеке напрочь отсутствует: когда он уже ощущает себя праведником и не чувствует нужды в спасителе. В Евангелии это книжники и фарисеи, в нашей жизни – это разного рода лжеправедники, которые по-фарисейски сверху вниз всех поучают, считая себя вполне приличными людьми. Такие люди не будут общаться с грешником, не захотят увидеть в нем человека, его грех заслоняет в нем человека, так что его самого они уже не видят, а видят только грех. Читая сегодняшний отрывок, радуешься, когда понимаешь, что Бог видит прежде всего нас самих, как Христос увидел не просто грешного мытаря, но человека по имени Левий, которого можно и нужно было спасти.
Думаю, очевидно, что тот, кто хочет создать организацию, пользующуюся авторитетом, станет очень вдумчиво подбирать кадры. Обычно выбираются уважаемые люди, с безупречной репутацией.
Поразительно, но Христос поступает иначе. Нет, конечно, Он не ищет каких-то злодеев, и это в некотором роде тайна, почему избраны именно они, но праведность и внешняя авторитетность явно не являются для него определяющими критериями. Человек ценен для Христа сам по себе, а не потому праведник он, или грешник.
И это глубоко личное, внимательное и сострадательное отношение к грешникам открывает их сердца на встречу Христу, они готовы к покаянию и изменению жизни.
Напротив, те, кто думает о себе, что они праведники оказываются к этому не готовы совершенно.
Эта Божественная любовь к грешнику не должна казаться странной, на самом деле, причины ее вполне очевидны. Как любящая мать не злится на ребенка если он болен и травмирован, а скорее переживает за него и любит еще больше, так и Бог приходит спасти именно тех, кто нуждается во враче, в покаянии и исцелении.
***
Иеромонах Феоктист Игумнов
Любой православный воцерковленный христианин знает, что Церковь — прибежище кающихся грешников, ведь Христос Сам о Себе сказал, что Он пришёл «призвать не праведников, а грешников к покаянию». Следовательно, любые упрёки в наш адрес мы смело можем игнорировать с помощью определения Церкви как духовной больницы, как места, где нет праведников, а есть лишь те, кто стремится стать таковым. Эта позиция удобна. Кроме того, она, как кажется, хорошо описывает реальность и вполне соответствует букве Евангелия. Действительно, она соответствует букве. Но не духу. Эту позицию невозможно согласовать с другим текстом апостола Луки.
Во второй своей книге, которая продолжает Евангелие — Деяниях святых апостолов, апостол Лука пишет: «Руками же Апостолов совершались в народе многие знамения и чудеса; и все единодушно пребывали в притворе Соломоновом. Из посторонних же никто не смел пристать к ним, а народ прославлял их». (Деян 5:12–13) В отношении этого исторического свидетельства есть самые разные точки зрения. Но чаще всего толкователи говорят о том, что высокая нравственно-религиозная жизнь делала первохристианское общество изолированным от внешних, которые ощущали своё внутреннее несоответствие жизни верующих во Христа и по причине собственной нечистоты боялись приближаться к ним. Иными словами, в первый век христианства Церковь не выглядела как больница для грешников, она была сообществом святых.
Конечно, мы можем оправдать свою слабость и по-другому. Мы можем сказать, что у нас нет тех дарований, которые были у апостолов. Люди не освобождаются от своих болезней по нашему слову с призыванием имени Господа Иисуса Христа. Мы, без специальной подготовки, не понимаем иностранные языки и уж тем более не говорим на них. Чаще всего мы, как и положено безнадёжно больным, абсолютно беспомощны. Мы больше похожи даже не на больных, проходящих лечение, а на обитателей хосписа, которые ждут конца своих мучений. Да, иногда Бог творит Свои чудеса и через нас, но это, скорее, исключение, а не правило, которое действовало у первых христиан.
Можно сказать, что виной тому не мы сами, а историческая ситуация. В самом деле: исключительные дарования иссякли в Церкви довольно быстро, уже в следующих главах книги Деяний апостол Лука начинает описывать проблемы, нестроения и слабость. Но если внимательно прочитать апостольские послания и попытаться проанализировать причины оскудения, то станет очевидным: виноват не Бог, Который лишил Свою Церковь силы Духа, виноваты сами христиане, у которых пропала решимость следовать за Христом и которые постепенно, шаг за шагом, свели христианство к ещё одной идеологии.
|